Файл: Фролов И.М. Звездные пилоты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Грандиозно! Такого еще не было. Это значит... Давайте пофантазируем, чтобы представить себе будущее. Управляемые советские звездные корабли в будущее смогут встречаться в космосе, а их капи­ таны залетать друг к другу «на огонек». Так же, как на родной Земле,— чайку по­ пить!..

■ Что говорить: успех советской науки не имеет себе равных. Хотя бы такой факт чего стоит...

Глава Советского правительства Ни­ кита Сергеевич Хрущев спокойно беседу­ ет по радио со своими звездными сыновь­ ями, вырвавшимися на просторы Вселен­ ной. 12 августа он разговаривает с П. Р. Поповичем.

— Слышу вас, товарищ Попович, — говорит Никита Сергеевич, — слышу вас хорошо! Горячо приветствую вас, Павел Романович, поздравляю с замечательным героическим подвигом. Еще раз привет­ ствую и вашего, как мы привыкли гово­ рить, космического брата — товарища Николаева.

— Страна ликует, — продолжает Ни­ кита Сергеевич,— и ждет вас на свою Землю с тем, чтобы обнять вас и вместе с вами радоваться успеху.

42

Я слышу вас хорошо, товарищ Хру­ щев. Самочувствие у меня отличное. По­ лет проходит успешно. Все системы ко­ рабля работают нормально, связь хоро­ шая. Выполняю четвертый оборот вокруг Земли. Приложу все силы к тому, чтобы выполнить задание партии и правитель­ ства.

Еще раз приветствую вас, товарищ Попович. Рад, что у вас хорошее настрое­

ние, что аппаратура работает хорошо, что у вас бодрый голос, уверенность в вашем космическом корабле.

— Большое спасибо, сделаем все, как надо, по-русски, по-советски, крепко и хо­ рошо.

Вспомним и другой запуск в космос. Речь идет об американском корабле, на котором летал Джон Гленн. Что получи­ лось тогда? Президент Каннеди тоже хо­ тел поговорить с американским пилотом но радиотелефону, но ничего не вышло — связь оказалась не на уровне! Сейчас американцы поражены делами советских специалистов: с космосом не только бесе­ дуют по радиотелефону, но и видят кос­ монавта на экранах телевизоров.

«Главное — спокойствие» — девиз Андрияна Николаева. Советские ученые

43

тоже спокойны за свою работу. Не то еще будет, господа! Подождите... Все до поры

до времени.

Итак, поговорим о Космонавте-4.

- ЗД Е С Ь ЖИВУТ ПОПОВИЧИ?

...После получасовой остановки в Бе­ лой Церкви, в небольшом, зеленом город­ ке, водитель автобуса, истый киевлянин, со столичным шиком объявил:

— Следующая — Узин, — и отрыви­ сто добавил:— конечная!

Мой сосед по креслу на чистейшей ук­ раинской мове с увлечением и живым ин­ тересом рассказывал о достопримеча­ тельностях поселка. А вот и сам Узин, утопающий в изумруде цветущих садов. Тихий уголок благодатной украинской земли. Воздух наполнен ароматом цветов и трав. Почти у каждого аккуратно побе­ ленного известью домика — большие ку­ сты сирени. Сверкают канделябрами све­ чей красавцы-каштаны. Заслонив небо непроницаемым пологом ветвей, могучие осокори образуют живую зеленую арку.

...Первомайская улица. Дом 22-а.

— Здесь живут Поповичи?

44


Тутычкц — выходя к нам навстре­ чу, нараспев говорит пожилая женщина

втемном платке с очень внимательными, добрыми и приветливыми глазами.

Гостей принимаете?..

А як же! Проходтэ в дом, будь ласка! Федосья Касьяновна забеспокоилась,

засуетилась. Забыла и про свои грядки, и про огород, и про собаку, которая на­ стороженно встречала незнакомцев.

Вскоре пришел и хозяин дома Роман Порфирьевич. У него пышные усы запо­ рожского козака, очень молодые, ласко­ вые голубые глаза. Прищур их точно та­ кой же, как и у капитана, которого я фотографировал на балконе Центрально­ го аэроклуба. Ничего удивительного. Сын похож на отца. Знакомимся.

— Ни якых вам готелей, ни яких вам гостыныць. Жить будэтэ у нас, — говорит Роман Порфирьевич. — Ось койка. На нэй отдыхалы Павло и Марынка... И На­ таша — внучка у нас була...

Тихий ветерок колышет легкие полу­ прозрачные занавески. С улицы доносит­ ся заливистая трель жаворонков, вры­ вается в комнату нестройный, оглуши­ тельный хор петухов, раздается рокот тракторов и машин...

45

Мир прекрасен! Но Надя, милая Надийка прикована к постели. Чем ей по­ мочь? Участием, заботой. Родилась онд в суровом 1944 году. А в сорок девятом случилась беда. Девочка заболела полио­ миелитом. И вот уже тринадцать лет прикована к кровати.

К Наде трогательно относится вся семья. Ее ни на минуту не оставляют без внимания. С ней занимается учительница Клавдия Игнатьевна Яковенко. Не забы­ вают и подруги. Девушка много читает, занимается рукоделием. У нее десятки друзей в разных городах. Они пишут письма, присылают книги, альбомы, жур­ налы.

...Пошел дождь, крупный, теплый юж­ ный дождь. Пб оконным стеклам бьют его серебристые нити.

После «вэчэр1» (семейного ужина) все собрались в комнате у Нади. Интересу­ юсь родословной Поповичей. Дед — кре­ стьянин, глава семби — кочегар.

Роман Порфирьевич не без гордости показывает пожелтевший от времени до­ кумент — «Свидетельство № 53146 об окончании курсов кочегаров». 1923 год. Без малого сорок лет отдано производст­ ву. Солидный трудовой стаж! И за это

46

время не было ни одного взыскания, ни одного -нарушения трудовой дисциплины. Зато много благодарностей, похвальных листов и почетных грамот имеет этот простой рабочий человек.

Отцовская любовь к труду передалась и детям. В семье Поповичей нет белору­ чек. «Любая работа красит человека».

Забота друг о друге, внимание друг к другу, взаимное уважение, любовь к труду — вот самое главное и характерное в семейных отношениях Поповичей.

...Коля пошел за водой. У колодца на улице повстречалась девушка и подарила букет цветов. Он зашел в дом и вручил их матери, а затем без всяких слов, «не­ заметно» помог ей по хозяйству.

Казалось бы, уже взрослый человек Николай. Через год оканчивает десятилет­ ку. Но вот наступил вечер, и он подходит

сумоляющими глазами к Касьяновне:

Я схожу в кино, мама?..

Если уроки выучил, то иди...

И так во всем.

...Раннее утро. Раскрыты окна. По до­ му разлился тонкий аромат цветущих ви­ шен.

Пришел почтальон. Письмо от Павли­ ка. Из Москвы» . . ,

47


— А ну, читай, Надийка! — торопит мать.

В глазах у нее и радость, и грусть, и бесконечное чувство тревоги за любимых детей. Но все хорошо. Наташа, внучка, бегает, резвится, растет. Ей уже шесть лет. Мария-Марийка — невестка, сдает экзамены за первый курс авиационного института.

Короткая весточка, но приятная. Па­ вел всегда был внимательным и к мате­ ри, и к отцу, к братьям и к сестрам.

Феодосья Касьяновна рассказывает о том, что Павел всегда ей помогал по хо­ зяйству, успевал сделать уроки и сбегать на речку Узень половить пескарей, поиг­ рать с ребятами, воздушного змея запу­ стить до «самого неба»...

— Як не догляжу — лампа горыть.

Два часу ночи, а Павло — за кныгою.., А ну, спать, бо завтра в школу...

Тепло отзывается о своем бывшем уче­ нике и Варвара Михайловна Воскобойник:

Павлу хорошо давались литература

иматематика. Ученик был способный, ста­ рательный. Много читал. Отличался при­

лежностью и воспитанностью.

48

' И учительница Воскобойник, и семья Поповичей, и инструктор райкома партии Степан Данилович Шевченко помогают мне уточнить отдельные детали биогра­ фии Павла Романовича. Кто лучше их может знать про его детские и юношеские годы? ■

Земляк Павла, друг его юности Сте­ пан Данилович охотно добавляет не­ сколько слов к его биографии:

— Очень любил песни петь. Он и сей­ час «гарно спивае». Вы видели, наверное, у стариков фотографию? Стоит Павел у рояля, в гражданском костюме.

...Давно ли это было? Вечером, когда на небе появляются звезды и луна высве­ чивает на речке Узень серебристую до­ рожку, звонче всех звучит на прибрежной лужайке голос Павла Поповича.

Сначала затягивают парубки «Солнце низенько». Мелодию подхватывают дев­ чата. А потом — самая любимая песня Павла:

— Я б землю покинув i в небо зл1тав!.. Прошли годы... И Павел Романович Попович «покинул» землю!.. И не один!

12 августа в 16.00 радио сообщало: «Летчики-космонавты товарищи Нико­

лаев и Попович выполняют намеченную

50

программу научных исследований. В И часов 30 минут московского времени они пообедали и в течение часа отдыхали; са­ мочувствие космонавтов хорошее, пульс у товарищей Николаева и Поповича око­ ло 70.

Телевизионные изображения космо­ навтов передаются непосредственно с борта кораблей-спутников на Землю и транслируются Центральным телевидени­ ем и Интервидением».

Вот это так! Покинул землю и спо­ койно пообедал в космосе. Вот тебе и «злыав» в небо!

РАЗГОВОР В КОСМОСЕ, РАЗГОВОР НА ЗЕМЛЕ

...А Федосья Касьяновна только вздох­ нула. Что же, приходит время, когда сы­ новья уезжают из дома... Напекла им пи­ рогов в дорогу, уложила чистое белье в чемоданы, а там уж как знаете...

Да, когда уезжают сыновья из дома, много беспокойства у матерей. Но если бы все знали матери?!

Видела б Касьяновна, как ее Павел управляет сверхзвуковым реактивным са­ молетом, прыгает с парашютом, ката­

51



пультируется, выдерживает на центрифуге нагрузку, превышающую в несколько раз его собственный вес, сидит по не­ скольку суток один на один сам с собой

в«космическом доме» — сурдокамере...

Не выдержала бы, ахнула, поднесла

бы к глазам кончик платка!.. Но не все же дано видеть матерям...

Улицы Москвы в эти дни превратились в проходные читальные залы. Шуршат га­ зетные полосы. Читают на ходу: в под­ земных переходах, в вестибюлях метро, в салонах автобусов, даже в телефонных будках, забыв обо всем на свете.

Да разве оторвешься, скажем, от та­ ких строк:

« Ра з г о во р в космосе. Космонавты Андриян Николаев и Па­

вел Попович утром 13 августа вели меж­ ду собой разговор по радио:

Космонавт Попович: «Сокол, я Беркут. Слышу вас хорошо. Температура 18 гра­ дусов, влажность 65 процентов. Как меня поняли?»

Космонавт Николаев: «Беркут, я Со­ кол, вас понял. У меня все в порядке. Температура 15 градусов, влажность 65 процентов. Самочувствие отличное. Хорошо спал».

D2

Космонавт Попович: «Я Беркут. На­ строение отличное, хорошо выспался, са­ мочувствие превосходное».

Они разговаривают, и к их голосам прибавляется миллионный хор человече­ ских сердец. Люди не могут крикнуть так громко, чтобы звездные пилоты услыша­ ли их там, в глубине океана невесомости. Но молчать невозможно. Поэтому люди пользуются земными, освоенными средст­ вами связи. Только адрес необычен; «Космос!»

«Космос. Андрияну Григорьевичу Ни­ колаеву.

Горячо приветствую вас, моего слав­ ного героического земляка (в вашу де­ ревню Шоршелы из своей деревни Кольцовки я когда-то босиком бегал). Желаю полного успеха и благополучного возвра­ щения. Буду с радостью петь для вас и вашего попутчика — такого же замеча­ тельного советского человека Павла Ро­ мановича Поповича. Максим Михайлов, народный артист СССР. Москва, 13 ав­ густа».

Приветствия космонавтам шлют со всего света докер Гавра Жан Мосье, шахтер из Глазго Ричард Пилл, немецкий

53

инженер Генрих Фиш, архитектор из Калькутты Прамос Ти,бор, врач из Рес­ публики Гана Фрэнк Грант, американ­ ский писатель и кинорежиссер Уорик Томпкинс, советский известный компози­ тор Тихон Хренников, алтайский комбай­ нер Герой Социалистического Труда Александр Беккер...

Но больше всего телеграмм было от матерей. Некоторые даже не указывали свою фамилию, а просто писали в конце: мать. Русская мать, белорусская мать, чувашская мать, украинская мать, фран­ цуженка, американка...

По телефону вызваны два населенных пункта, которые стали теперь известны всему миру — чувашское село Шоршелы и украинский городок Узин. .

Первым дают Узин.

Слышу в трубку знакомый певучий голос Федосьи Касьяновны. Поздравляю

еес отличным полетом сына в космос.

Спасыбочки! Дуже гарно лыають наши хлопш, Андриян да Павло... Трохе боялась вначалй А раз воны там двое, то им повэсэлше будэ... А все ж сэрдце болыть. Що с ним сробышь? Вэдь сынка

вш Mift...

54