ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ
От способов транспортирования и разгруз ки стенового материала зависит количество его боя, который при неправильной перевозке достигает больших размеров. Следовательно, на транспортирование должно быть обращено особое внимание.
С заводов стеновые материалы доставляют пакетами на поддонах (рис. 9). Размеры под донов выбирают в зависимости от грузоподъ емности крана. Поддоны удобны тем, что до ставляемые на них стеновые материалы можно без перегрузок подавать непосредственно на рабочее место каменщиков, что значительно снижает количество отходов и уменьшает внутрипостроечиые перевозки.
Кирпич на поддоны укладывают «в елку» (рис. 10). Этим достигается продольная устой чивость пакета, значительно уменьшается раз валивание уложенных камней и не требуется специального оборудования кузова автомоби лей. Мелкие блоки укладывают на поддоны горизонтальными рядами (рис. 10).
Потребность в растворах как для кладки, так и для штукатурки составляет около 50 млн м3 в год; около 25% из всех выпускае мых в СССР цементов и 100%гашеной извести
28
идут на приготовление растворов. Стоимость растворов составляет около 8% общих расхо дов на строительно-монтажные работы*.
Растворы быстро теряют свои свойства (цементные через 2 ч, а известковые через 10 ч), поэтому ограничивают расстояния их
Рис. 10. Укладка на поддоны
а — семищелевого камня; б — кирпича «в елку»
доставки от заводов до рабочего места камен щика. Только на больших строительствах и в крупных городах растворные заводы оправ дывают себя, в остальных местах приготовле ние растворов и гашение извести производят на строительстве объекта.
Растворные заводы выпускают готовые к употреблению растворы заданной марки и подвижности или сухие растворные смеси, ко торые перед употреблением в дело на строи тельстве в определенной пропорции смешива ют с водой.
От завода до объекта строительства сухие растворные смеси транспортируют в таре, на
' * Данные взяты из книги Вебера М. Л. «Индустриа лизация производства строительных растворов». Госстройиздат, I960.
29
которой указан состав смеси в объемной про порции, номера партий и дата изготовления. Перевозка сухих смесей навалом допускается только в специально приспособленных для этого машинах.
При транспортировании от завода до объ
екта строительства готового раствора |
его сле |
||||||
|
|
дует |
защищать |
от |
|||
|
|
расслоения, |
допол |
||||
|
|
нительного увлажне |
|||||
|
|
ния, загрязнения |
и |
||||
|
|
утечки, так как это |
|||||
Рис. 11. Наконечник для |
приводит |
к измене |
|||||
нию его состава. Для |
|||||||
подачи раствора |
на ра |
||||||
бочее место |
|
этого |
следует поль |
||||
1—выдача раствора; |
2—кран |
зоваться |
автомаши |
||||
с соплом; 3 — резиновый |
нами со специальны |
||||||
шланг |
|
ми кузовами,особен |
|||||
|
|
но |
рекомендуется |
||||
применение машин с установкой для |
переме |
||||||
шивания раствора в пути. |
|
|
|
|
|||
Транспортировать готовый раствор в пре |
|||||||
делах строительной |
площадки |
к |
|
рабочему |
месту каменщика можно или краном в бунке рах, металлических ящиках, или растворонасосами. Первый способ целесообразен только при малой загрузке кранов, при большой за грузке рекомендуется применять растворонасосы (рис. 11). При подаче растворов послед ним способом готовый раствор от растворного узла или места выгрузки с автотранспорта по ступает в бункер растворонасоса. Транспорти рование растворов от бункера к рабочим местам каменщиков осуществляется по трубо проводам при помощи сжатого воздуха. Транс портирование строительных растворов растворонасосами по системе труб и гибких шлангов
30
имеет большое применение благодаря малой трудоемкости, низкой стоимости и большой производительности по сравнению с подачей их крапом. Однако при этом способе подачи раствора особенно опасно расслоение раство ра и засорение трубопровода. Опытами уста новлено, что лучше всего проходят по всей системе трубопроводов известковые растворы состава 1 : 2.
При транспортировании раствора прямо на рабочие места каменщиков при помощи растворонасоса необходимо соблюдать следующие правила:
а) до начала работ раствор должен быть проверен на расслэиваемость, сделан подбор размеров инертного состава раствора и опре делено количество пластических добавок, в ос новном молотой глины; все это выполняет по строечная лаборатория;
б) предел подъема раствора на высоту до трех этажей; при необходимости подачи вы ше следует делать станцию перекачки через каждые три этажа;
в) предел передачи раствора на горизон тальное расстояние 100 м; при выборе места расположения в плане насосов этим следует руководствоваться;
г) для проверки работы всей системы про пустить известковый раствор жирного состава по всем трубам;
д) при остановке насоса более чем на 30— 35 мин всю растворопроводящую систему тщательно промыть известковым молоком, а насос и рабочую камеру разобрать и очи стить;
е) очень важно не допустить просачивание воздуха в рабочую камеру насоса, поэтому
31
следует полнее загружать бункер и не допус кать просачивание воздуха в систему;
ж) раствор, поступающий в бункер насоса рекомендуется пропускать через вибросито, этим удаляют все случайно попавшие в раст вор крупные камни, могущие вызвать затор всей системы.
Все горизонтальные участки трубопровода рекомендуется устанавливать с некоторым подъемом от вертикальных стояков, это умень шает опасность скопления осадков в узлах и поворотах.
Необходимо учитывать время подачи раст вора в ящики каменщиков: цементный раствор подают не ранее чем за 15 мин до начала кладки, а известковый и сложный — не ранее чем за 30 мин.
Все сказанное по транспортировке раство ра относится только к теплому времени года, зимой же условия меняются.
В холодное время раствор необходимо укладывать в подогретом состоянии. Гото
вый |
раствор |
можно транспортировать толь |
||
ко |
на короткие |
расстояния в специально за |
||
щищенном |
от |
промерзания |
автотранс |
|
порте. |
|
целесообразнее |
всего иметь |
|
Практически |
на строительстве утепленный растворный узел и приготовлять на месте в необходимом ко личестве раствор нужной марки и темпера туры.
Можно пользоваться и сухой растворной смесью, температуру раствора, полученного из этой смеси, необходимо регулировать соот ветствующим подогревом воды.
При использовании внутрипостроечного транспорта в холодное время требуется при
за
менение особых мер: при подаче раствора на сосами по трубам можно наружный провод не утеплять, но начальную температуру раст вора увеличивают на 10—15° С при непрерыв ной подаче раствора и на 15—20°С при пре рывистой подаче раствора (последнее допу стимо только при наружной температуре воз духа не ниже —5° С).
ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ
Как было сказано выше, значительную часть раствора приготовляют на растворных узлах строительных площадок, и только на больших строительствах и в крупных городах можно получать готовый раствор со специаль ных растворных заводов.
При зимней кладке из-за необходимости подогрева составных частей раствора приго товлять его приходится на объекте, особенно при отсутствии утепленных ящиков и само свалов.
Организация растворного узла на строи тельной площадке в круг обязанностей камен щиков не входит, и поэтому об этом дается самое общее представление. Существующие типы растворомешалок и дозаторов полностью механизировали процесс приготовления раст воров.
Так как по «Единому тарифно-квалифика- . ционному справочнику работ и профессий ра бочих, занятых в строительстве и на ремонтностроительных работах, каменщик, начиная с 3-го разряда, должен уметь производить ручное гашение извести, ниже приводятся ос новные требования по выполнению этих работ.
3— 1134 |
33 |
Гашени.е извести имеет своей целью обра тить комовую негашеную известь СаО в из вестковое тесто Са(ОН)2. Для этого негаше ную известь заливают большим количеством воды (по объему.в 2,5—3 раза больше объема извести); происходит бурная реакция, вызы вающая большое выделение тепла. Комья из вести распадаются на мелкий порошок (гаше ная известь), и объем извести увеличивается в 2—3,5 раза. Известковое тесто —это взве шенные частицы гашеной извести (называемой пушенкой) в воде. Если необходимо получить не тесто, а пушенку, то воды вливают ограни ченное количество, необходимое только для химической реакции, и гашение производится в закрытом помещении, а еще лучше — в за крытом барабане.
В отдельных случаях при ограниченных объемах гашение производят и вручную. Эта работа связана с некоторой опасностью для рабочих, так как кусочки извести, попадая на влажную кожу или слизистую оболочку, вы зывают раздражение, а в результате высокой температуры, выделяемой при гашении, могут быть ожоги. Поэтому работа при ручном га шении извести требует применения для защи
ты |
глаз — предохранительных |
очков; дыха |
||
тельных |
путей — респираторов; |
рук — рука |
||
виц, |
а |
также специальных |
комбинезонов |
|
и обуви. |
|
|
|
|
Гашение извести |
вручную |
производят в |
||
твориле — деревянном |
ящике с |
отверстием в |
одной стенке, закрытом металлической сеткой и задвижкой. Ниже отверстия в твориле вы рывают яму с обделкой стены и пола досками. Ящик (творило) ставят с наклоном в сторону стенки с отверстием, и в него вливается вода,
34
в которую загружают куски кипелки (нега шеная известь). Когда начинается процесс гашения, куски извести разбивают специаль ной деревянной гасилкой. По мере необходи мости в творило добавляют воду и, когда пре кращается выделение паров, указывающее на прекращение гашения, добавляют еще воду, полученное известковое тесто спускают через зарешеченные отверстия в творильную яму. Непогасившиеся куски извести остаются в твориле и их выбрасывают. В творильной яме излишняя вода испаряется или впитывается землей и сверху образуется твердая корка, ко торая предохраняет от доступа воздуха все остальное известковое тесто.
Пользоваться известковым тестом из тво рильной ямы рекомендуется не ранее чем че рез несколько недель после гашения, когда можно быть уверенным, что произошло пол ное обращение в порошок всей извести. Ран нее применение известкового теста вызывает попадание в раствор мелких, еще непогасившихся частиц, которые впоследствии (погасившись) вызывают появление пузырей (дутиков). Особенно опасны такие дутики при шту катурных работах.
В настоящее время процесс гашения изве сти в большинстве случаев полностью механи зирован: для выгрузки негашеной извести из вагонов применяют механическую лопату; для передачи с места выгрузки к месту гашения служат особые транспортеры; гашение произ водят в машинах; известковое тесто пере
дают |
насосом по |
системе |
труб; |
хранят тес |
то в |
деревянных |
крытых |
чанах; |
по объек |
там известковое тесто развозят в автоци стернах.
3' |
35 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАМЕННОЙ КЛАДКИ
При организации труда каменщиков при ходится считаться, с одной стороны, с особен ностью работы конструкций и, с другой сто роны, с влиянием температуры на кладку.
В целях обеспечения монолитности конст рукций при кладке необходимо обеспечить пе ревязку поперечных и продольных швов.
Свободная высота стены без раскрепления их перекрытиями допускается до 6—6,5 м, та ким образом, при отсутствии на строительстве элементов перекрытий кладку останавливают на высоте второго неперекрытого этажа.
Участки работы каменщиков выбирают из расчета, чтобы переходы на новые участки совпадали с началом смены или, в крайнем случае, с обеденным перерывом.
Кладка из искусственных камней при уве личении температуры расширяется и, наобо рот, при понижении — сужается. При больших скачках температуры в кладке появляются трещины. У всякого однородного материала есть свой постоянный коэффициент линейного расширения, показывающий, насколько удли няется 1 м материала при повышении его тем пературы на 1°. Кладка является неоднород ным материалом и состоит из камня и раство ра, который в свою очередь состоит из вя жущего и заполнителя. Таким образом, степень расширения кладки зависит от коэффициента линейного расширения камня, раствора и тем пературы воздуха. Чем жирнее раствор (боль ше цемента), тем расширение кладки больше; при камнях, полученных в результате обжига, расширение меньше, чем при камнях, получен
36