ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
силы природы на других планетах и заставим их служить людям. Мы примемся за преобра зование ближайшего к нам уголка вселенной во имя человека — уроженца планеты Земля.
В наших руках эстафета, которую мы пе редадим другим поколениям, а те — следую щим. Но наша сегодняшняя мечта сбудется, непременно сбудется!
Сегодня мы вышли на дороги вселенной и видим, что это нелегкие дороги. Говорят: «Тру ден первый шаг». Мы знаем, что в предприня том нами деле трудным будет каждый новый шаг. К каждой новой победе путь будет ле
жать через подвиг. |
. |
одна из этих |
И вот сегодня |
перед нами |
|
трудностей. |
|
|
Она возникла, поскольку мы заговорили о |
||
полете к другим планетам. Эта |
трудность — |
большая продолжительность такого путешест вия.
Космонавты будут находиться в ограничен ном пространстве. Следовательно, необходимо создать благоприятные условия для их жизни, нормальной работы и благополучного возвра щения на Землю. Наш гениальный соотечест венник — отец космонавтики Константин Эду ардович Циолковский предложил единственно правильный выход: создать внутри космиче ского корабля замкнутый «цикл жизни», ана-
38
логичный земному. Кислород, продукты пита ния, энергию, а возможно, и горючее чело век должен получать в космическом прост ранстве. Кислородом и продуктами питания его обеспечат растения, своеобразная «оран жерея», которая будет находиться на борту космического корабля. Энергию же космонавтььстанут получать от Солнца. Наше светило, возможно, напоит живительной влагой и дви гатели корабля. Энергия солнечных лучей, ве личина которой колоссальна, в конце концов избавит межпланетных путешественников от многотонного запаса горючего, которое необ ходимо брать с Земли. Нужно только овладеть этой энергией, поставить ее на службу чело веку. Но чтобы суметь сделать это, нам нуж но преодолеть огромные трудности.
Первые пассажирские корабли, которые уйдут к соседним планетам, все же унесут с собой необходимые запасы топлива для об ратного полета. На них будут некоторые ре зервы продуктов и даже кислорода, но в даль нейшем космонавты перейдут на «самообслу живание» —ведь космическое пространство по энергетическим запасам в несчетное количе ство раз превосходит Землю. Мы, Земляне, обладая огромными запасами угля, нефти, га за и даже ядерной и термоядерной энергией, можем с завистью высчитывать, что в год на
39
нашей планете производится столько энергии, сколько Солнце выбрасывает в космическое пространство за ничтожную долю секунды...
Космонавты постараются резко сократить время полета к Венере за счет увеличения ско рости. Подобный путь возможен. Если мы постепенно будем увеличивать стартовую скорость, то продолжительность полета не сколько сократится. И даже значительно в большей степени, чем будет возрастать старто вая скорость. Но это еще не означает, что весь рейс — туда и обратно — сократится в такой же степени. Дело в том, что на Венере надо будет выжидать подходящего расположения планет, чтобы условия старта и полета обрат но на Землю были оптимальными. И если, на пример, при старте с Земли мы увеличим ско рость и прилетим на Венеру раньше, то нам все равно придется выигранное время затра тить на ожидание благоприятного момента для возвращения. Общее время полета почти не сократится. Однако если мы увеличим ско рость еще больше — на одну десятую километ ра в секунду свыше 12,78 километра в секунду, то получится поразительный результат: время выжидания сокращается в десятки и сотни раз.
Для сравнения представим, что на боль шом озере с разными скоростями плавают два
40
катера. Они идут точно по кругу. Скорость первого, который находится ближе к общему центру «орбит» катеров, значительно мень ше скорости второго катера. Мы находимся на втором катере, плавающем по внешнему кру гу, и нам надо добраться вплавь до первого и вернуться назад. Если мы плаваем медленно, то нам надо прыгать в воду задолго до того, как катера подойдут друг к другу на кратчай шее расстояние.
Вот наш второй катер приблизился к пер вому, мы бросаемся в воду и плывем к нему, забираемся на борт. Но так как у первого ка тера скорость меньше, то второй, с которого мы приплыли, за время нашего плавания между катерами ушел далеко вперед. Теперь нам, чтобы возвратиться с первого катера на второй, необходимо выжидать, когда он вновь приблизится, сделав полный оборот.
Но если мы плаваем очень быстро, то не надо ждать, пока катера сравняются. Мы по плывем на первый катер и высадимся на нем. Пробудем немного и спокойно поплывем на зад. Так как мы плывем с большой скоростью, то мы сможем попасть на второй катер — он не успеет уйти далеко. Полного оборота ему делать не надо.
Нечто подобное происходит и при движе нии Земли («второй катер»} и Венеры («пер
41
вый катер»). Именно поэтому при скоростях, больших 12,78 километра в секунду, происхо дит резкий скачок в сроках путешествия Зем ля—Венера—Земля.
Реален даже такой маршрут, когда возвра щение возможно сразу же после спуска на Ве неру.
Как показывают расчеты астрономов, такой ускоренный межпланетный рейс с немедлен ным возвращением на Землю возможен, если космический корабль спускается на Венеру, когда она находится на одной прямой между Солнцем и Землей. В этих условиях перелет на Венеру длится менее пяти месяцев.
Расчетчики прокладывают трассы к Вене ре, конструкторы проектируют межпланетные корабли, космонавты усиленно готовятся — время штурма Венеры приближается!
ЛЮБИМЕЦ
СОЛНЦА
«...И Меркурий плыл над нами — иностран ная звезда» (Михаил Светлов. «В разведке»).
Мы не можем согласиться с поэтом, хотя действительно планеты солнечной системы, в том числе и Меркурий, носят не русские име на. Но мы надеемся, что первое человеческое слово, которое прозвучит на этой планете, бу дет русским! Залог этого — 4 октября 1957 го да, 12 апреля и 6 августа 1961 года: наше не оспоримое первенство в освоении космоса, мас совый героизм советского народа, в гуще ко торого выросли первые герои-космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степано вич Титов и их друзья.,
Не «иностранной», а «странной звездой» следовало бы назвать планету Меркурий...
Не будем особенно фантазировать, а прос то заглянем в недалекое будущее. 19... год.
43
Уже совершены полеты к Венере и Марсу. Маршрут Земля—Луна—Земля стал привыч ным. Созданы новые мощные ракетные топли ва. По полуэллиптической трассе, делая 13,5 километра в секунду, к Меркурию прибли жается целый караван космических кораблей. Почему их будет несколько? Дело в том, что полеты к дальним планетам трудны и опас ны. Сотни непредвиденных случайностей ждут космонавтов. Корабль-одиночка может погиб нуть, никто не успеет прийти к нему на по мощь в космическом океане. И поэтому, следуя примеру мореплавателей, которые снаряжа ли для экспедиций в неизведанные уголки на шей планеты флотилии фрегатов, космонавты будут летать к дальним планетам группами...
Меркурий все ближе и ближе. Идет сто четвертый, предпоследний день путешествия к самой близкой к Солнцу планете.
Корабли отполированы, как зеркало. В ка бине два космонавта. Добрым словом вспо минают они тех, кто создал блестящий тепло изоляционный корпус. Честное слово, не хочет ся быть зараженными беспощадными солнеч ными лучами! Меркурий — любимец Солнца. Оно отдает ему в 7 раз больше тепла, чем на шей Земле.
Меркурий изучен очень мало, так как он большей частью «прячется» от наблюдателя в
44
лучах Солнца. Наше дневное светило, как мо лодаязаботливая мать, одело своего любим ца в ослепительный наряд.
Планета совершает полный оборот вокруг осш за 88 суток. За точно такое же время она «обегает» Солнце. Поэтому Меркурий повер нут к нашему светилу всегда одной сторо ной — как Луна к Земле. Другая же сторона никогда не видит Солнца.
Здесь царят ночь и холод.
Представим себе гигантский шар, несущий ся в космосе. С одного бока он раскален — 413 градусов жары! — а с другой температура приближается к абсолютному нулю.
Мертвая планета... При таких температу рах вода в жидком состоянии существовать не может. Нет на Меркурии и атмосферы. Он не в силах ее удержать.
Что и говорить, негостеприимен любимец Солнца! Это мы знаем довольно точно, хотя он упорно старается скрыться от глаза телескопа.
...Мы находимся на борту космического корабля, приближающегося к Меркурию. Где садиться? На стороне, обращенной к Солнцу? Но ведь там очень высокие температуры, при которых плавится свинец. Приземляться в этом районе опасно: можно не найти пи одно го твердого участка, способного выдержать тяжесть корабля. Состав поверхностного слоя
45
нам не известен. А с другой стороны — вечная ночь и невыносимый холод. От него нас на дежно защитили бы наши скафандры, но ра ботать длительное время в подобных условиях немыслимо...
На границе полушарий Меркурия есть уз кий пояс умеренных температур. Здесь два извечных врага — жара и холод — бессиль ны победить друг друга. Именно в этом райо не и приземлится наш корабль, здесь будет ос новная база экспедиции, отсюда мы сможем проникнуть в глубь обоих полушарий.
Что мы найдем на Меркурии? На этот воп рос ответить пока невозможно. Но планета, получающая такое колоссальное количество энергии Солнца, не может не интересовать нас. Энергетические запасы Меркурия огром ны. Мы сумеем овладеть ими, заставим их' служить человеку. Мы превратим Меркурий в гигантский «аккумулятор» и будем перебра сывать накопленную в нем энергию при помо щи электромагнитных или световых импульсов на миллионы километров, туда, где в ней есть нужда.
Профессор, академик Академии медицин ских наук Василий Васильевич Ларин сказал: «Люди пройдут по вечной лунной пыли, обле тят планеты, научатся жить в космосе сколько угодно долго, проникнут в конце концов к дру-
46
гим звездам. Не верить в это — значит, не ве рить в человеческую предприимчивость. Ум, находчивость и мужество — все те качества, которыми столь богат наш народ».
Советские люди верят в силу и разум чело века! Пройдут десятилетия — ничтожный срок в истории культуры— и человек станет влас телином солнечной системы. Он изменит, если потребуется, орбиты планет, создаст на них условия, благоприятные для жизни.
Сомневающийся читатель опять скажет:
— Это фантазия журналиста! Подобного никогда не будет.
Да, автор смотрит на Меркурий с позиций сегодняшнего дня. Если люди XXI века будут располагать другими, более совершенными способами получения, аккумулирования и передачи колоссальных количеств энергии, то проект превращения Меркурия в «аккуму лятор» будет отклонен. Но ведь поражение этой смелой научной гипотезы будет означать, что восторжествовала другая, еще более сме лая и плодотворная. Горизонты стремительно го развития науки поистине беспредельны.
ДОРОГА В «ДАЛЕКО»
Луна, Марс, Венера и Меркурий сравни тельно недалеки от нас. Чтобы долететь до них при минимальной скорости порядка 11,5— 13,5 километра в секунду, нужно меньше го да. Значительно дальше лежат планеты-ги ганты солнечной системы Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Огромные и неприступные, они вращаются на своих орбитах так далеко, что «скорые» и «курьерские» ракеты будут мчать ся к ним годы.
Вечный холод царит на этих планетах. Уче ные сумели измерить температуры далеких гигантов. Они, как и следовало ожидать, ока зались очень низкими. Средняя температура Юпитера — 140, а у Нептуна даже 200 граду сов холода.
Планеты-гиганты окружены многими спут никами. В этом отношении они богаче нашей
4S