Файл: Губарев В.С. Дорогами Вселенной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

силы природы на других планетах и заставим их служить людям. Мы примемся за преобра­ зование ближайшего к нам уголка вселенной во имя человека — уроженца планеты Земля.

В наших руках эстафета, которую мы пе­ редадим другим поколениям, а те — следую­ щим. Но наша сегодняшняя мечта сбудется, непременно сбудется!

Сегодня мы вышли на дороги вселенной и видим, что это нелегкие дороги. Говорят: «Тру­ ден первый шаг». Мы знаем, что в предприня­ том нами деле трудным будет каждый новый шаг. К каждой новой победе путь будет ле­

жать через подвиг.

.

одна из этих

И вот сегодня

перед нами

трудностей.

 

 

Она возникла, поскольку мы заговорили о

полете к другим планетам. Эта

трудность —

большая продолжительность такого путешест­ вия.

Космонавты будут находиться в ограничен­ ном пространстве. Следовательно, необходимо создать благоприятные условия для их жизни, нормальной работы и благополучного возвра­ щения на Землю. Наш гениальный соотечест­ венник — отец космонавтики Константин Эду­ ардович Циолковский предложил единственно правильный выход: создать внутри космиче­ ского корабля замкнутый «цикл жизни», ана-

38

логичный земному. Кислород, продукты пита­ ния, энергию, а возможно, и горючее чело­ век должен получать в космическом прост­ ранстве. Кислородом и продуктами питания его обеспечат растения, своеобразная «оран­ жерея», которая будет находиться на борту космического корабля. Энергию же космонавтььстанут получать от Солнца. Наше светило, возможно, напоит живительной влагой и дви­ гатели корабля. Энергия солнечных лучей, ве­ личина которой колоссальна, в конце концов избавит межпланетных путешественников от многотонного запаса горючего, которое необ­ ходимо брать с Земли. Нужно только овладеть этой энергией, поставить ее на службу чело­ веку. Но чтобы суметь сделать это, нам нуж­ но преодолеть огромные трудности.

Первые пассажирские корабли, которые уйдут к соседним планетам, все же унесут с собой необходимые запасы топлива для об­ ратного полета. На них будут некоторые ре­ зервы продуктов и даже кислорода, но в даль­ нейшем космонавты перейдут на «самообслу­ живание» —ведь космическое пространство по энергетическим запасам в несчетное количе­ ство раз превосходит Землю. Мы, Земляне, обладая огромными запасами угля, нефти, га­ за и даже ядерной и термоядерной энергией, можем с завистью высчитывать, что в год на

39


нашей планете производится столько энергии, сколько Солнце выбрасывает в космическое пространство за ничтожную долю секунды...

Космонавты постараются резко сократить время полета к Венере за счет увеличения ско­ рости. Подобный путь возможен. Если мы постепенно будем увеличивать стартовую скорость, то продолжительность полета не­ сколько сократится. И даже значительно в большей степени, чем будет возрастать старто­ вая скорость. Но это еще не означает, что весь рейс — туда и обратно — сократится в такой же степени. Дело в том, что на Венере надо будет выжидать подходящего расположения планет, чтобы условия старта и полета обрат­ но на Землю были оптимальными. И если, на­ пример, при старте с Земли мы увеличим ско­ рость и прилетим на Венеру раньше, то нам все равно придется выигранное время затра­ тить на ожидание благоприятного момента для возвращения. Общее время полета почти не сократится. Однако если мы увеличим ско­ рость еще больше — на одну десятую километ­ ра в секунду свыше 12,78 километра в секунду, то получится поразительный результат: время выжидания сокращается в десятки и сотни раз.

Для сравнения представим, что на боль­ шом озере с разными скоростями плавают два

40


катера. Они идут точно по кругу. Скорость первого, который находится ближе к общему центру «орбит» катеров, значительно мень­ ше скорости второго катера. Мы находимся на втором катере, плавающем по внешнему кру­ гу, и нам надо добраться вплавь до первого и вернуться назад. Если мы плаваем медленно, то нам надо прыгать в воду задолго до того, как катера подойдут друг к другу на кратчай­ шее расстояние.

Вот наш второй катер приблизился к пер­ вому, мы бросаемся в воду и плывем к нему, забираемся на борт. Но так как у первого ка­ тера скорость меньше, то второй, с которого мы приплыли, за время нашего плавания между катерами ушел далеко вперед. Теперь нам, чтобы возвратиться с первого катера на второй, необходимо выжидать, когда он вновь приблизится, сделав полный оборот.

Но если мы плаваем очень быстро, то не надо ждать, пока катера сравняются. Мы по­ плывем на первый катер и высадимся на нем. Пробудем немного и спокойно поплывем на­ зад. Так как мы плывем с большой скоростью, то мы сможем попасть на второй катер — он не успеет уйти далеко. Полного оборота ему делать не надо.

Нечто подобное происходит и при движе­ нии Земли («второй катер»} и Венеры («пер­

41

вый катер»). Именно поэтому при скоростях, больших 12,78 километра в секунду, происхо­ дит резкий скачок в сроках путешествия Зем­ ля—Венера—Земля.

Реален даже такой маршрут, когда возвра­ щение возможно сразу же после спуска на Ве­ неру.

Как показывают расчеты астрономов, такой ускоренный межпланетный рейс с немедлен­ ным возвращением на Землю возможен, если космический корабль спускается на Венеру, когда она находится на одной прямой между Солнцем и Землей. В этих условиях перелет на Венеру длится менее пяти месяцев.

Расчетчики прокладывают трассы к Вене­ ре, конструкторы проектируют межпланетные корабли, космонавты усиленно готовятся — время штурма Венеры приближается!

ЛЮБИМЕЦ

СОЛНЦА

«...И Меркурий плыл над нами — иностран­ ная звезда» (Михаил Светлов. «В разведке»).

Мы не можем согласиться с поэтом, хотя действительно планеты солнечной системы, в том числе и Меркурий, носят не русские име­ на. Но мы надеемся, что первое человеческое слово, которое прозвучит на этой планете, бу­ дет русским! Залог этого — 4 октября 1957 го­ да, 12 апреля и 6 августа 1961 года: наше не­ оспоримое первенство в освоении космоса, мас­ совый героизм советского народа, в гуще ко­ торого выросли первые герои-космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степано­ вич Титов и их друзья.,

Не «иностранной», а «странной звездой» следовало бы назвать планету Меркурий...

Не будем особенно фантазировать, а прос­ то заглянем в недалекое будущее. 19... год.

43


Уже совершены полеты к Венере и Марсу. Маршрут Земля—Луна—Земля стал привыч­ ным. Созданы новые мощные ракетные топли­ ва. По полуэллиптической трассе, делая 13,5 километра в секунду, к Меркурию прибли­ жается целый караван космических кораблей. Почему их будет несколько? Дело в том, что полеты к дальним планетам трудны и опас­ ны. Сотни непредвиденных случайностей ждут космонавтов. Корабль-одиночка может погиб­ нуть, никто не успеет прийти к нему на по­ мощь в космическом океане. И поэтому, следуя примеру мореплавателей, которые снаряжа­ ли для экспедиций в неизведанные уголки на­ шей планеты флотилии фрегатов, космонавты будут летать к дальним планетам группами...

Меркурий все ближе и ближе. Идет сто четвертый, предпоследний день путешествия к самой близкой к Солнцу планете.

Корабли отполированы, как зеркало. В ка­ бине два космонавта. Добрым словом вспо­ минают они тех, кто создал блестящий тепло­ изоляционный корпус. Честное слово, не хочет­ ся быть зараженными беспощадными солнеч­ ными лучами! Меркурий — любимец Солнца. Оно отдает ему в 7 раз больше тепла, чем на­ шей Земле.

Меркурий изучен очень мало, так как он большей частью «прячется» от наблюдателя в

44

лучах Солнца. Наше дневное светило, как мо­ лодаязаботливая мать, одело своего любим­ ца в ослепительный наряд.

Планета совершает полный оборот вокруг осш за 88 суток. За точно такое же время она «обегает» Солнце. Поэтому Меркурий повер­ нут к нашему светилу всегда одной сторо­ ной — как Луна к Земле. Другая же сторона никогда не видит Солнца.

Здесь царят ночь и холод.

Представим себе гигантский шар, несущий­ ся в космосе. С одного бока он раскален — 413 градусов жары! — а с другой температура приближается к абсолютному нулю.

Мертвая планета... При таких температу­ рах вода в жидком состоянии существовать не может. Нет на Меркурии и атмосферы. Он не в силах ее удержать.

Что и говорить, негостеприимен любимец Солнца! Это мы знаем довольно точно, хотя он упорно старается скрыться от глаза телескопа.

...Мы находимся на борту космического корабля, приближающегося к Меркурию. Где садиться? На стороне, обращенной к Солнцу? Но ведь там очень высокие температуры, при которых плавится свинец. Приземляться в этом районе опасно: можно не найти пи одно­ го твердого участка, способного выдержать тяжесть корабля. Состав поверхностного слоя

45


нам не известен. А с другой стороны — вечная ночь и невыносимый холод. От него нас на­ дежно защитили бы наши скафандры, но ра­ ботать длительное время в подобных условиях немыслимо...

На границе полушарий Меркурия есть уз­ кий пояс умеренных температур. Здесь два извечных врага — жара и холод — бессиль­ ны победить друг друга. Именно в этом райо­ не и приземлится наш корабль, здесь будет ос­ новная база экспедиции, отсюда мы сможем проникнуть в глубь обоих полушарий.

Что мы найдем на Меркурии? На этот воп­ рос ответить пока невозможно. Но планета, получающая такое колоссальное количество энергии Солнца, не может не интересовать нас. Энергетические запасы Меркурия огром­ ны. Мы сумеем овладеть ими, заставим их' служить человеку. Мы превратим Меркурий в гигантский «аккумулятор» и будем перебра­ сывать накопленную в нем энергию при помо­ щи электромагнитных или световых импульсов на миллионы километров, туда, где в ней есть нужда.

Профессор, академик Академии медицин­ ских наук Василий Васильевич Ларин сказал: «Люди пройдут по вечной лунной пыли, обле­ тят планеты, научатся жить в космосе сколько угодно долго, проникнут в конце концов к дру-

46

гим звездам. Не верить в это — значит, не ве­ рить в человеческую предприимчивость. Ум, находчивость и мужество — все те качества, которыми столь богат наш народ».

Советские люди верят в силу и разум чело­ века! Пройдут десятилетия — ничтожный срок в истории культуры— и человек станет влас­ телином солнечной системы. Он изменит, если потребуется, орбиты планет, создаст на них условия, благоприятные для жизни.

Сомневающийся читатель опять скажет:

— Это фантазия журналиста! Подобного никогда не будет.

Да, автор смотрит на Меркурий с позиций сегодняшнего дня. Если люди XXI века будут располагать другими, более совершенными способами получения, аккумулирования и передачи колоссальных количеств энергии, то проект превращения Меркурия в «аккуму­ лятор» будет отклонен. Но ведь поражение этой смелой научной гипотезы будет означать, что восторжествовала другая, еще более сме­ лая и плодотворная. Горизонты стремительно­ го развития науки поистине беспредельны.

ДОРОГА В «ДАЛЕКО»

Луна, Марс, Венера и Меркурий сравни­ тельно недалеки от нас. Чтобы долететь до них при минимальной скорости порядка 11,5— 13,5 километра в секунду, нужно меньше го­ да. Значительно дальше лежат планеты-ги­ ганты солнечной системы Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Огромные и неприступные, они вращаются на своих орбитах так далеко, что «скорые» и «курьерские» ракеты будут мчать­ ся к ним годы.

Вечный холод царит на этих планетах. Уче­ ные сумели измерить температуры далеких гигантов. Они, как и следовало ожидать, ока­ зались очень низкими. Средняя температура Юпитера — 140, а у Нептуна даже 200 граду­ сов холода.

Планеты-гиганты окружены многими спут­ никами. В этом отношении они богаче нашей

4S