Файл: Согрешилин В.И. Усагин Иван Филиппович.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У С А Г И H

ПРОСВЕЩЕНИЕ • 1966

в. И. СОГРЕШИЛИН

У С А Г И Н

Иван

Филиппович

И З Д А Т Е Л Ь С Т В О

«ПРОСВЕЩЕНИЕ»

М О С К В А 19 6 6

Рукопись книги рецензировали кандидат физико-математиче­ ских наук ст. научный сотрудник кабинета истории физики МГУ А. Ф. Коненков, заслуженный учитель школы РСФСР К. Р. Крылов, кандидат педагогических наук Л. Э. Венцковский.

В 5

5 3

С 563

в

7 — 6 3

429 - 66

...К группе счастливцев можно отнести не­ мало русских самоучек, для которых изучение природы , обработка и пользование ее силами стали второю жизнью : мы встречаем их и в рассадниках просвещ ения и на поприще тех­ нической деятельности. Биографии этих лич­ ностей, вышедших из-под кровли крестьянской избы, перенесш их невзгоды жизни фабричного или мелкого приказчика и усвоивших величай­ шие приобретения естествознания, поистине поучительны.

Н. А. Умов.

Детские и юношеские годы

В глухой деревушке Рыковой (теперь Нагорное), Клинского уезда, Московской губернии у государствен­ ной крестьянки Ксении Михайловны Давыдовой, «остав­ шейся после смерти мужа Филиппа Михайловича бере­ менной, месяца августа 25 дня родился, крещен 26 дня Иван» (из метрической книги церкви села Тархово, запись № 39 за 1855 г.).

Ксения Михайловна беспредельно радовалась младен­ цу. Она лелеяла надежду вырастить своего сына чест­ ным человеком, старательным и умелым земледельцем, радивым хозяином. Она не могла и представить, что ее сын станет ученым, изобретателем в области электротех­ ники. В те времена трудящиеся, безграмотные и темные крестьяне, не могли даже мечтать об этом; они (а за не­ которым исключением и ученые) не имели понятия об электричестве.

2 И. Ф. Усагин

5

Тогда простые люди не видели даже керосиновой лам­ пы. Наиболее богатые освещдли свои дома воско­ выми и стеариновыми свечами. Крестьяне же освещали свои избы тускло светившейся дымящей лучиной, бросав­ шей слабые блики на потемневшие от дыма и копоти бревенчатые стены.

Мальчик Иван Давыдов учился в сельской школе, когда его мать, вдова, вышла замуж за Якова Афанась­ евича Усагина, жителя села Петровского (расположенно­ го в 10 км от дер. Рыковой).

Я. А. Усагин, занимавшийся розничной торговлей ба­ калейными товарами, усыновил мальчика и, пользуясь правом отца, стремился воспитать его по-своему — дель­ цом и стяжателем.

Иван, теперь по фамилии Усагин, в детстве занимался сельскохозяйственными работами в селе Петровском, ку­ да переехал вместе с матерью. В юношеском возрасте по требованию отчима он переехал в Москву и стал помо­ гать по торговле в лавке, выполняя обязанности приказ­ чика (продавца).

И. Ф. Усагин проявлял исключительную любозна­ тельность и наблюдательность с раннего детства. По при­ езде в Москву он тайком от отчима стал читать книги. Книгами — по свидетельству профессора Н. А. Умова — «снабжал его пожилой крестьянин, покупавший их под Сухаревой башней и известный в своем кругу под именем «астроном».

Однажды «астроном» принес И. Ф. Усагину старую книгу по физике автора Павлова. Юноша с первых стра­ ниц заинтересовался этой книгой, стал с жадностью ее читать и с этого времени увлекся физикой. Эта книга от­ крыла перед ним новое понимание мира вещей и явле­ ний, которые он страстно стремился сейчас познать.

Через некоторое время И. Ф. Усагину удается приоб­

6


рести новую книгу по физике — автора. Н. А. Любимова. Эту книгу Иван Филиппович стал изучать с особым увле­ чением и старанием. В подвале лавки он соорудил свое­ образный «физический кабинет», оборудовал его само­ дельными физическими приборами. При помощи этих приборов И. Ф. Усагин производил опыты по физике, тщательно скрывая это от отчима.

Однако отчим внимательно следил за каждым шагом своего приемного сына. Однажды он застал Усагина за опытом. Возмущению отчима не было границ. Рассер­ женный, он разразился на приемного сына грубой бранью за его, как ему казалось, безделье и категорически запретил заниматься физическими опытами. Обычно сдержанный и почтительный в обращении со старшими и особенно с отчимом, молодой Усагин на этот раз вступил в пререкания. Его не интересовало торговое дело и свя­ занное с ним обогащение. Все его мысли и стремления были направлены к знаниям, к науке, главным образом к изучению физики.

Тяжело подействовала на И. Ф. Усагина грубая брань отчима, а еще тяжелее — запрещение заниматься изуче­ нием физики. Он не хотел и не мог расстаться с мечтой об основательном изучении этой науки, о познании физиче­ ских законов. Но как осуществить эту мечту, какими пу­ тями и средствами, кто ему поможет в этом — вот во­ просы, стоявшие перед И. Ф. Усагиным и серьезно вол­ новавшие его. Он напряженно думал над ними, стараясь найти выход из создавшегося положения. Близкие знако­ мые и известный нам «астроном» посоветовали Ивану Фи­ липповичу обратиться к профессору Московского универ­ ситета Н. А. Любимову, книгу которого он так прилежно и настойчиво изучал.

Глубокой ночью в декабре 1874 г. И. Ф. Усагин напи­ сал письмо Н. А. Любимову. В этом письме он обстоя­

2*

7

тельно изложил взгляды на свое будущее, написал о стра­ стном желании заниматься физикой, просил совета и по­ мощи. Н. А. Любимов, прочитав письмо незнакомца, за­ интересовался им. Дня через два Усагин получает ответ, в котором Н. А. Любимов назначает ему час для сви­ дания.

Вназначенный день и час к профессору Московского университета Н. А. Любимову явился высокий, широко­ плечий юноша с густой волнистой шевелюрой, ясными добрыми глазами. Он почтительно поклонился хозяину, застенчиво назвал себя и нерешительно напомнил о сво­ ем письме. Это был И. Ф. Усагин.

Впродолжительной беседе с Усагиным профессор Лю­ бимов твердо убедился в определившихся наклонностях,

серьезных и непоколебимых намерениях юноши зани­ маться физикой. При этом он достойно оценил значитель­ ные знания по физике, которыми обладал этот деревен­ ский парень.

Н. А. Любимов решил принять непосредственное уча­ стие в определении жизненного пути юноши. Он задался целью подготовить себе квалифицированного помощника в научной и педагогической работе и предложил И. Ф. Усагину работу в университетских мастерских в качестве ученика. Эта работа давала возможность озна­ комиться с назначением и действием физических прибо­ ров, с их установкой для демонстрации. Затем Н. А. Лю­ бимов обещал перевести И. Ф. Усагина в физическую ла­ бораторию для работы по постановке физических опытов.

Молодой Усагин выслушал предложение Н. А. Люби­ мова с трепетным волнением. Однако осуществление это­ го предложения было связано с серьезными препятствия­ ми. Иван Филиппович был твердо убежден, что отчим ни­ когда не согласится отпустить его, не захочет лишиться своего бесплатного помощника в торговых делах. Побла­

8


годарив Н. А. Любимова за участие и готовность помочь, И. Ф. Усагин рассказал ему об этом. Тогда Н. А. Люби­ мов взял на себя переговоры с отчимом.

Через несколько дней после встречи И. Ф. Усагина с Н. А. Любимовым лавку Я- А. Усагина посетил необыч­ ный «покупатель» в парадной одежде, с орденами на гру­ ди. При виде этого посетителя хозяин лавки смутился. Посетитель, поприветствовав уже знакомого молодого Усагина, отрекомендовался хозяину лавки профессором Любимовым и объяснил ему цель своего визита.

Н. А. Любимов подробно разъяснил Я- А. Усагину не­ обходимость разрешения приемному сыну оставить тор­ говлю в лавке и поступить в университет. При этом он особо подчеркивал наклонности и способности юноши к науке.

Сдержанно принял беседу старший Усагин, но он не мог сколько-нибудь обоснованно возразить против об­ стоятельных и убедительных доводов столь авторитетно­ го и высокообразованного гостя. Скрепя сердце, он согла­ сился отпустить своего приемного сына на работу в уни­ верситет, однако категорически отказался оказывать И. Ф. Усагину материальную поддержку во время обуче­ ния. Н. А. Любимов помог юноше: он поместил И. Ф. Уса­ гина на квартиру к архивариусу университета Ларионо­ ву, которому платил из своих личных средств по 15 руб. в месяц за квартиру и питание. Кроме того, Н. А. Люби­ мов около года занимался с И. Ф. Усагиным по матема­ тике, физике и русской грамматике.

Таким образом, Н. А. Любимов сыграл решающую роль в определении жизненного пути И. Ф. Усагина, ока­ зал серьезное влияние на формирование его как физикаэкспериментатора и изобретателя.

По политическим взглядам Н. А. Любимов был сто­ ронником монархии, однако в научно-педагогической дея­

9


тельности вполне определенно стоял на прогрессивных позициях. По рекомендации Н. А. Любимова был остав­ лен при кафедре физики для подготовки к научно-педаго­ гической деятельности А. Г. Столетов, окончивший уни­ верситет в 1860 г. и ставший затем выдающимся ученым. Чтение лекций Н. А. Любимов сопровождал демонстра­ циями интересных, научно продуманных, физических опытов. Для этой цели иногда он сам создавал физиче­ ские приборы. С деятельностью Н. А. Любимова связа­ на организация физического практикума для студентов — переход от словесного метода обучения студентов к прак­ тическим занятиям по физике, к необходимой связи тео­ рии с практикой.

В 1860 г.' Н. А. Любимов добился возобновления пу­ бличных лекций по физике для жителей Москвы. Публич­ ные лекции профессоров Московского университета прак­ тиковались задолго до Любимова. Однако царское пра­ вительство, напуганное революционными событиями на Западе, запретило их в 1848 г. За пятнадцать с лишним лет Любимов прочитал около 100 лекций по самым раз­ нообразным темам физики. Как отмечали современники, Н. А. Любимов проводил в своих лекциях передовые на­ учные идеи и излагал новейшие физические открытия, включая и открытия по электротехнике.

Н. А. Любимов организовал университетскую мастер­ скую, в которую и перешел на работу И. Ф. Усагин. Ме­ тоды демонстрации физических опытов, проводимых

Н. А. Любимовым, плодотворно повлияли на дальнейшую работу И. Ф. Усагина.

Теоретические занятия с Н. А. Любимовым дали бле­ стящие результаты. Обладая незаурядными способностя­ ми, исключительным трудолюбием, настойчивостью, имея непреодолимое желание изучить физику, И. Ф. Усагин уже через год стал помогать профессору Любимову в поста­

10

новке опытов в университете и в лицее. Через пять лет И. Ф. Усагин становится опытным демонстратором и ква­ лифицированным конструктором. Он неутомимо работает над созданием новых приборов по физике и над рекон­ струкцией старых, имевшихся в физическом кабинете Московского университета.

Работа по самообразованию

Трудно было получить образование трудящимся при царизме, тем более трудно стать ученым. И. Ф. Усагин по­ лучал знания самообразованием, напряженным трудом, благодаря несгибаемой воле и терпению в достижении поставленной цели. На пути к образованию И. Ф. Усагин преодолел многочисленные препятствия, материальные ли­ шения и моральные унижения.

И. Ф. Усагин поступил на работу в университетские ма­ стерские только с первоначальными знаниями элементар­ ной грамоты, умея только читать, кое-как писать и счи­ тать. И. Ф. Усагин вполне сознавал, что этих знаний очень мало для демонстратора сложных физических опытов и для занятия научно-исследовательской работой. Поэтому он старался использовать любые возможности, чтобы по­ полнить свои знания.

В период работы в университетских мастерских, все­ сторонне знакомясь с устройством, взаимодействием и назначением физических приборов, И. Ф. Усагин повсе­ дневно и напряженно занимался.

Ученики университетских мастерских работали под руководством профессора Н. А. Любимова и механика

Симонова. С первых дней работы в

университете

И. Ф. Усагин научился технике черчения,

аккуратно по­

11


сещал воскресный класс Строгановского училища техни­ ческого черчения. Занятия в этом училище помогли в его будущей конструкторской работе.

Для овладения техникой демонстрации физических опытов необходимы глубокие знания теоретической и экспериментальной физики. И. Ф. Усагин неутомимо изу­ чал капитальные труды по физике, отдавая этому все сво­ бодное время. Он с увлечением изучал журнальные статьи, посвященные новым научным открытиям в области физики, применял все новое в экспериментальной работе.

В университете И. Ф. Усагин работал под руководст­ вом выдающихся ученых — Н. А. Любимова, А. Г. Столе­ това, Н. А. Умова, П. Н. Лебедева и др. Он был их по­ мощником и повседневно учился у них. Каждый новый опыт, демонстрируемый на лекциях, он подготавливал за­ долго до предстоящей лекции и консультировался по каж­ дой детали физического опыта. Наряду с этим он получал теоретические сведения по отдельным темам или разде­ лам физики.

И. Ф. Усагин был постоянным и, пожалуй самым вни­ мательным слушателем публичных лекций, организуемых в то время профессорами университета и обществами ученых. На этих лекциях сообщались сведения о новей­ ших открытиях в физике, химии и других науках. На публичных лекциях по физике И. Ф. Усагин до конца сво­ ей жизни был бессменным демонстратором опытов. На этих лекциях он черпал знания по основам наук, знако­ мился с научными новинками.

Таким образом, И. Ф. Усагин овладевал знаниями 'в процессе повседневной работы. Он проверял теорию фи­ зическими опытами. И. Ф. Усагин, работая, учился и, учась, работал.

Трудолюбие, страстное желание учиться, стремление познать физические законы, умение соединять повседнев­

12

ную работу с учением — вот что помогло ему стать обра­ зованным человеком своего времени. Умение увязывать теорию с практикой помогло Ивану Филипповичу овла­ деть искусством демонстрации сложных физических явлений простыми способами, стать талантливым новато­ ром в экспериментальной физике, конструктором физиче­ ских приборов, изобретателем.

И. Ф. Усагин не мог и мечтать о таких условиях рабо­ ты и учебы, какие предоставлены молодежи в советской стране. Он был пасынком не только в семье, но и у долж­ ностных лиц царского правительства. Он добивался успе­ хов в своей научной деятельности благодаря напряжен­ ному труду, таланту, умению работать и учиться.

Научная работа.

Изобретатель первого промышленного трансформатора

В семидесятых годах XIX столетия научная мысль нача­ ла работать над проблемой передачи электрической энер­ гии переменным током, и некоторые ученые по достоин­ ству оценивали преимущества этого способа передачи.

Русский электротехник Павел Николаевич Яблочков, изобретатель «электрической свечи», открыл способ «дро­ бления света» и практически решил задачу применения переменного тока. Это открытие состояло в том, что в одну неразветвленную цепь переменного тока П. Н. Яблочков включал несколько «свечей» и «каолиновых ламп». При отключении одного из потребителей все остальные про­ должали гореть. Достигалось это при помощи трансфор­ маторов, изобретенных П. Н. Яблочковым и названных им по распространенной в то время терминологии «индук­ ционными катушками». Первичные обмотки трансформа­

3 И. Ф. Усагин

13