Файл: Соколовский Г.З. Гидросистемы тракторов и комбайна СК-3.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Г. 3. СОКОЛОВСКИЙ,с. Т. БЫКОВ
©с?
ГИДРОСИСТЕМЫ
ТРАКТОРОВ И КОМБАЙНОВ СК-3
ІЛ
/ |
|
f* * v |
|
Я Г)* |
А Н Щ |
||
■2 |
мт & |
||
-**Л. • і |
|||
|
|
'M b |
|
|
|
' *'-«***т? • |
■f^i^w
В ПОМОЩЬ СЛУШАТЕЛЯМ УНИВЕРСИТЕТА
с е л ь с к о х о зя й с т в е н н ы х зн а н и и
Г. 3. СОКОЛОВСКИЙ, С. Т. БЫКОВ
ГИДРОСЙПТЁМЫ
ТРАКТОРОВ И КОМБАЙНА СК-3
ВОРОНЕЖСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
1 9 6 1
ГО* . |
- |
'■* |
Н А У Ч і . Т . Х , |
' Ч Ь - . п А Я |
|
6ИЬЛИ 0Т€К .~. С -:СР ____ |
||
|
|
ы _ |
2 W |
l |
|
7755 |
|||||
|
|
|
|
f f |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Авторы — кандидат технических наук Г. 3. Со |
|
|||||||
коловский и инженер |
С. Т. Быков — ,в |
своей |
|
|||||
брошюре рассматривают особенности |
конструкции |
|
||||||
и эксплуатации гидросистем тракторов |
и самоход |
|
||||||
ного комбайна СК-3. Основное внимание сосредо |
|
|||||||
точено на причина« возникновения неисправностей |
|
|||||||
гидросистем и методах |
их |
устранения. |
М |
|
||||
С о к о л о в с к и й |
Г е н н а д и й |
З а х а р о в и ч « |
-- |
|||||
Б ы к о в |
С е р г е й |
Т и м о ф е е в и ч |
/ |
^ ' ѵ |
||||
ГИДРОСИСТЕМЫ ТРАКТОРОВ И КОМБАИНО0 СК-3 |
|
|||||||
Редактор |
Р. |
Г. |
И т у н и н я |
|
|
|
||
Художественный |
редактор |
С. |
Г. Р а т м и р о в а |
|
||||
Обложка |
художника |
М. |
А х у н о в а |
|
|
|||
Технический редактор Н. Е. |
Б е р н г а р д т |
|
|
|||||
Корректор |
И. И. |
Р о с т о в ц е в а |
|
|
Сдано в набор 7/1 1961 г. Подписано к печати 10/11 1961 г. Формат 60х92х/ з 2. Физич. печ. л. 4,25. Уел', печ. л. 2,13.
Уч.-изд. л. 1,47. ЛЕ04113. Тираж 3000 экз. Цена 4 коп. Заказ 121.
Воронежское книжное издательство, ул. Цюрупы, 34. Воронеж, Областная типогр. Облуправления культуры.
УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ НАВЕСНЫХ ГИДРОСИСТЕМ ТРАКТОРОВ
В настоящее время наша промыш ленность выпускает навесные, полунавесные или прицепные гидрофицированные орудия.
Навесной агрегат, в котором рабочий одновременно управляет трактором и машиной-орудием, дает возможность ав томатизировать выполняемую сельско хозяйственную работу, резко снизить затраты труда и себестоимость работы.
С 1958 года единоагрегатная навес ная система была заменена раздельно-
з
агрегатной, имеющей ряд преимуществ, а именно: меньший вес, взаимозаменяе мость узлов, единое рабочее давление жидкости (100 кг/см2). Эта система бо лее удобна для ремонта и эксплуатации, так как дает возможность заменять от дельные узлы системы и производить модернизацию, создавать независимый от вала отбора мощности привод для гидросистемы и пр.
Раздельно-агрегатная система имеет единую для всех тракторов схему, вклю чающую насос, распределитель, силовые цилиндры, бак для масла и арматуру. Каждый из агрегатов имеет много осо бенностей конструкции и эксплуатации, знание которых позволит уверенно ис пользовать все преимущества навесной системы, предохранить гидросистему, трактор и навесное орудие от поломок, высококачественно выполнять сельско хозяйственные работы.
За последнее время гидравлика по лучила большое распространение и в
4
сельскохозяйственных машинах. Многие сельскохозяйственные машины и орудия работают с выносными гидроцилиндра ми тракторов, в то время как другие ма шины имеют свою, отличную от навес ных систем тракторов гидросистему. К таким сельскохозяйственным маши нам прежде всего относится самоходный комбайн СК-3.
Как устранить неисправности насоса
Промышленность выпускает три ти на насоса — НШ-16В, НШ-40В и НШ-60В (насос шестеренчатый, произ водительностью 16, 40, 60 литров в ми нуту; В — модернизация). Все эти на сосы обратимые, т. е. ведущий валик при соответствующей сборке может иметь левое или правое вращение.
Насос высокого давления работает нормально в том случае, если не будет утечки жидкости, снижающей произво дительность его и объемный к. п. д.
5
При работе насоса под влиянием давления втулки стремятся отойти от шестерен и через торцовый зазор проис ходит утечка масла. Давление на втул ки по окружности неравномерно: оно максимально на стороне нагнетания и минимально на стороне всасывания, что и приводит к перекосу втулок, их нерав номерному износу, резкому увеличению утечек и быстрому выходу насоса ид строя. В насосе обеспечивается автома тический поджим втулок, для чего масло из полости нагнетания подается на за плечики верхних втулок.
Для устранения перекоса втулок на стороне всасывания на заплечики вту лок ставится разгрузочная пластина с уплотнительным кольцом. Такая пла стина закрывает часть площади запле чиков, на которые распространяется дав ление масла при самоподжиме втулок.. Разгрузочная пластина имеет отверстие,, через которое, в случае порчи резиново го кольца, пойдет поток масла, идущий
в
на поджим втулок. Устройство гидрав лического поджима втулок помогает уменьшить торцовый зазор и сохранять 'его постоянным независимо от износа качающего узла.
Минимальный радиальный зазор между зубом и стенкой корпуса обеспе чивается отжимом шестерен к полости всасывания (здесь возможен износ стен ки корпуса от соприкосновения с зубья ми шестерни).
Серьезным недостатком шестеренча того насоса является наличие в нем за пертого объема масла, который обра зуется между двумя парами зубьев ве домой и ведущей шестерен и при враще нии изменяется от большого объема к малому. Последний затем снова увели чивается.
Уменьшение объема практически не сжимаемой жидкости приводит к появ лению настолько высоких давлений, что
.может происходить изгиб осей шестерен пли разрыв корпуса.
Для устранения этого явления ис пользуются разгрузочные канавки на втулках. С их помощью запертый объем сообщается поочередно то с полостью нагнетания, что разгружает шестерни и увеличивает подачу масла, то с по лостью всасывания, что приводит к уве личению продолжительности всасыва ния и улучшению заполнения впадин.
Поэтому правильная установка вту лок имеет очень большое значение.
Уплотнение втулок по плоскости осу ществляется с помощью доворота их при установке в корпус.
Порядок сборки насоса
Для сборки насоса левого вращения необходимо произвести следующие ра боты:
1. Поставить корпус насоса так, что бы отверстие «вход» находилось с пра вой стороны.
2. Собрать нижние втулки со стопо
8
рами, сместить втулку ведомой шестер ни по ходу ее вращения. (Втулка веду щей шестерни разворачивается против хода. При постановке втулок в корпус надо следить за тем, чтобы они не вывер нулись) .
3.Вставить ведущую и ведомую ше стерни соответственно в дальний и ближ ний колодцы корпуса.
4.Собрать верхний комплект втулок (зеркальное отражение с нижним комп
лектом) и поставить их в корпус.
5.Поместить уплотнительное кольцо
вкорпус; на стороне всасывания поста вить разгрузочную пластину с уплотни тельным кольцом.
6.Поставить крышку.
Для сборки насоса правого вращения из насоса левого вращения шестерни в колодцах поменять местами. Втулки сме стить против часовой стрелки.
Неисправности насоса могут приве сти к потере производительности и на пора, к механическим повреждениям.
9
Потери производительности и напо ра происходят также из-за неправильной сборки насоса, неверного направления вращения ведущей шестерни, износа втулок и корпуса насоса, нарушения уп лотнений. Например, болты крышки на ходятся под большой знакопеременной нагрузкой. Это приводит к некоторому растяжению их и ослаблению. В образо вавшуюся между корпусом и крышкой щель может выдавливаться уплотни тельное кольцо. В результате насос вы ходит из строя.
Уплотнительный сальник при износе может привести к течи масла в карте]) двигателя или подсосу воздуха во всасы вающую систему насоса.
«Ороговение», или малый натяг уп лотнительных колец крышки корпуса, всасывающего патрубка, разгрузочной пластины вызывает ухудшение работы насоса или полный отказ его от работы.
Надо избегать холостой работы на соса, т. к. при этом ухудшаются условия
10
смазки втулок и перекоса соединитель ной или включающей муфты. Все это приводит к усиленному износу насоса.
Устранение неисправностей неизно шенного наооса обычно сводится к заме не уплотнений и правильной сборке его. При износе торцов втулок под заплечики нижних втулок следует подложить коль цо толщиной не более 0,2 миллиметра.
Распределитель и устранение его неисправностей
Распределитель имеет следующее на значение: направлять поток жидкости от насоса к рабочим полостям ци линдров и отводить его от нера бочих полостей в бак; обеспечивать перепуск масла в бак; фиксировать на весную машину в транспортном положе нии; предохранять гидросистему от пе регрузок; облегчать управление рукоят ками. Для тракторов ДТ-14, ДТ-20 вы пускаются распределители Р-16В, для
и
всех остальных марок . тракторов Р-40/75Б. Тип — золотниково-клапан ный, моноблочный, золотник — четырех позиционный.
Работа распределителя происходит в различных положениях:
1. Нейтральное положение. Регули ровочный канал и перепускной клапан открыты; осуществляется перепуск мас ла. Пружины фиксатора находятся по обе стороны паза между втулками.
2. Положение «Подъем». Рычаг пе редвигается вверх, золотник идет вниз, сжимая пружину золотника о днище нижней крышки. Нижнее кольцо фикси руется между втулками. Масло посту- -пает в заднюю часть силового цилиндра. При подъеме на полную высоту после того, как поршень силового цилиндра упрется в переднюю крышку, давление резко возрастает, бустер срабатывает и передвижением выжимной втулки выби вает фиксатор. Пружина возвращает зо лотник в нейтральное положение. От-
12
крывается регулировочный канал, ■что приводит к срабатыванию перепускного клапана.
3. Положение «Принудительное оп скание». При таком положении работа системы аналогична работе в положении «Подъем». Меняется только направле ние потока масла в силовом цилиндре, и сжатие пружины происходит упором ее в нижнюю часть корпуса. При опуска нии до упора бустер срабатывает и выби вает верхний фиксатор из паза между втулками, регулировочный канал откры вается, и перепускной клапан срабаты вает.
«Принудительное опускание» мож но использовать только на спецмашинах (бульдозер и др.), где это предусмотре но правилами эксплуатации.
Использование «Принудительного опускания» при работе с другими навес ными сельхозмашинами (плуг, культи ватор, сеялка и др.) приводит к полом
кам орудия, навески или трактора.
13
4. Положение «Плавающее». Золот ник выводится на две позиции вверх (рычаг отводится вниз до отказа). Ниж ний фиксатор заходит за скос нижней втулки. Обе полости сообщаются с пере пуском. Открыт регулировочный канал, а следовательно, и перепускной клапан. Масло свободно перетекает из полостей силового цилиндра через распредели тель в бак и всасывается из распредели теля.
Работать с обычными навесными ма шинами можно только если золотник находится в положении «Плавающее», т. к. при нейтральном положении золот ника, когда в силовом цилиндре закрыт определенный объем масла, возможны поломки наиболее слабого звена — си ловой цилиндр — навесное орудие.
Для распределителей наиболее ха рактерны такие неисправности:
1. Отказ автоматики — чаще всег происходит из-за поломок фиксаторных пружин, которые могут быть сменены
14