Файл: Соколовский Г.З. Гидросистемы тракторов и комбайна СК-3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г. 3. СОКОЛОВСКИЙ,с. Т. БЫКОВ

©с?

ГИДРОСИСТЕМЫ

ТРАКТОРОВ И КОМБАЙНОВ СК-3

ІЛ

/

 

f* * v

Я Г)*

А Н Щ

■2

мт &

-**Л. • і

 

 

'M b

 

 

' *'-«***т?

f^i^w

В ПОМОЩЬ СЛУШАТЕЛЯМ УНИВЕРСИТЕТА

с е л ь с к о х о зя й с т в е н н ы х зн а н и и

Г. 3. СОКОЛОВСКИЙ, С. Т. БЫКОВ

ГИДРОСЙПТЁМЫ

ТРАКТОРОВ И КОМБАЙНА СК-3

ВОРОНЕЖСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

1 9 6 1

ГО* .

-

'■*

Н А У Ч і . Т . Х ,

' Ч Ь - . п А Я

6ИЬЛИ 0Т€К .~. С -:СР ____

 

 

ы _

2 W

l

 

7755

 

 

 

 

f f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы — кандидат технических наук Г. 3. Со­

 

коловский и инженер

С. Т. Быков — ,в

своей

 

брошюре рассматривают особенности

конструкции

 

и эксплуатации гидросистем тракторов

и самоход­

 

ного комбайна СК-3. Основное внимание сосредо­

 

точено на причина« возникновения неисправностей

 

гидросистем и методах

их

устранения.

М

 

С о к о л о в с к и й

Г е н н а д и й

З а х а р о в и ч «

--

Б ы к о в

С е р г е й

Т и м о ф е е в и ч

/

^ ' ѵ

ГИДРОСИСТЕМЫ ТРАКТОРОВ И КОМБАИНО0 СК-3

 

Редактор

Р.

Г.

И т у н и н я

 

 

 

Художественный

редактор

С.

Г. Р а т м и р о в а

 

Обложка

художника

М.

А х у н о в а

 

 

Технический редактор Н. Е.

Б е р н г а р д т

 

 

Корректор

И. И.

Р о с т о в ц е в а

 

 

Сдано в набор 7/1 1961 г. Подписано к печати 10/11 1961 г. Формат 60х92х/ з 2. Физич. печ. л. 4,25. Уел', печ. л. 2,13.

Уч.-изд. л. 1,47. ЛЕ04113. Тираж 3000 экз. Цена 4 коп. Заказ 121.

Воронежское книжное издательство, ул. Цюрупы, 34. Воронеж, Областная типогр. Облуправления культуры.


УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ НАВЕСНЫХ ГИДРОСИСТЕМ ТРАКТОРОВ

В настоящее время наша промыш­ ленность выпускает навесные, полунавесные или прицепные гидрофицированные орудия.

Навесной агрегат, в котором рабочий одновременно управляет трактором и машиной-орудием, дает возможность ав­ томатизировать выполняемую сельско­ хозяйственную работу, резко снизить затраты труда и себестоимость работы.

С 1958 года единоагрегатная навес­ ная система была заменена раздельно-

з

агрегатной, имеющей ряд преимуществ, а именно: меньший вес, взаимозаменяе­ мость узлов, единое рабочее давление жидкости (100 кг/см2). Эта система бо­ лее удобна для ремонта и эксплуатации, так как дает возможность заменять от­ дельные узлы системы и производить модернизацию, создавать независимый от вала отбора мощности привод для гидросистемы и пр.

Раздельно-агрегатная система имеет единую для всех тракторов схему, вклю­ чающую насос, распределитель, силовые цилиндры, бак для масла и арматуру. Каждый из агрегатов имеет много осо­ бенностей конструкции и эксплуатации, знание которых позволит уверенно ис­ пользовать все преимущества навесной системы, предохранить гидросистему, трактор и навесное орудие от поломок, высококачественно выполнять сельско­ хозяйственные работы.

За последнее время гидравлика по­ лучила большое распространение и в

4

сельскохозяйственных машинах. Многие сельскохозяйственные машины и орудия работают с выносными гидроцилиндра­ ми тракторов, в то время как другие ма­ шины имеют свою, отличную от навес­ ных систем тракторов гидросистему. К таким сельскохозяйственным маши­ нам прежде всего относится самоходный комбайн СК-3.

Как устранить неисправности насоса

Промышленность выпускает три ти­ на насоса — НШ-16В, НШ-40В и НШ-60В (насос шестеренчатый, произ­ водительностью 16, 40, 60 литров в ми­ нуту; В — модернизация). Все эти на­ сосы обратимые, т. е. ведущий валик при соответствующей сборке может иметь левое или правое вращение.

Насос высокого давления работает нормально в том случае, если не будет утечки жидкости, снижающей произво­ дительность его и объемный к. п. д.

5

При работе насоса под влиянием давления втулки стремятся отойти от шестерен и через торцовый зазор проис­ ходит утечка масла. Давление на втул­ ки по окружности неравномерно: оно максимально на стороне нагнетания и минимально на стороне всасывания, что и приводит к перекосу втулок, их нерав­ номерному износу, резкому увеличению утечек и быстрому выходу насоса ид строя. В насосе обеспечивается автома­ тический поджим втулок, для чего масло из полости нагнетания подается на за­ плечики верхних втулок.

Для устранения перекоса втулок на стороне всасывания на заплечики вту­ лок ставится разгрузочная пластина с уплотнительным кольцом. Такая пла­ стина закрывает часть площади запле­ чиков, на которые распространяется дав­ ление масла при самоподжиме втулок.. Разгрузочная пластина имеет отверстие,, через которое, в случае порчи резиново­ го кольца, пойдет поток масла, идущий

в


на поджим втулок. Устройство гидрав­ лического поджима втулок помогает уменьшить торцовый зазор и сохранять 'его постоянным независимо от износа качающего узла.

Минимальный радиальный зазор между зубом и стенкой корпуса обеспе­ чивается отжимом шестерен к полости всасывания (здесь возможен износ стен­ ки корпуса от соприкосновения с зубья­ ми шестерни).

Серьезным недостатком шестеренча­ того насоса является наличие в нем за­ пертого объема масла, который обра­ зуется между двумя парами зубьев ве­ домой и ведущей шестерен и при враще­ нии изменяется от большого объема к малому. Последний затем снова увели­ чивается.

Уменьшение объема практически не­ сжимаемой жидкости приводит к появ­ лению настолько высоких давлений, что

.может происходить изгиб осей шестерен пли разрыв корпуса.

Для устранения этого явления ис­ пользуются разгрузочные канавки на втулках. С их помощью запертый объем сообщается поочередно то с полостью нагнетания, что разгружает шестерни и увеличивает подачу масла, то с по­ лостью всасывания, что приводит к уве­ личению продолжительности всасыва­ ния и улучшению заполнения впадин.

Поэтому правильная установка вту­ лок имеет очень большое значение.

Уплотнение втулок по плоскости осу­ ществляется с помощью доворота их при установке в корпус.

Порядок сборки насоса

Для сборки насоса левого вращения необходимо произвести следующие ра­ боты:

1. Поставить корпус насоса так, что­ бы отверстие «вход» находилось с пра­ вой стороны.

2. Собрать нижние втулки со стопо­

8


рами, сместить втулку ведомой шестер­ ни по ходу ее вращения. (Втулка веду­ щей шестерни разворачивается против хода. При постановке втулок в корпус надо следить за тем, чтобы они не вывер­ нулись) .

3.Вставить ведущую и ведомую ше­ стерни соответственно в дальний и ближ­ ний колодцы корпуса.

4.Собрать верхний комплект втулок (зеркальное отражение с нижним комп­

лектом) и поставить их в корпус.

5.Поместить уплотнительное кольцо

вкорпус; на стороне всасывания поста­ вить разгрузочную пластину с уплотни­ тельным кольцом.

6.Поставить крышку.

Для сборки насоса правого вращения из насоса левого вращения шестерни в колодцах поменять местами. Втулки сме­ стить против часовой стрелки.

Неисправности насоса могут приве­ сти к потере производительности и на­ пора, к механическим повреждениям.

9

Потери производительности и напо­ ра происходят также из-за неправильной сборки насоса, неверного направления вращения ведущей шестерни, износа втулок и корпуса насоса, нарушения уп­ лотнений. Например, болты крышки на­ ходятся под большой знакопеременной нагрузкой. Это приводит к некоторому растяжению их и ослаблению. В образо­ вавшуюся между корпусом и крышкой щель может выдавливаться уплотни­ тельное кольцо. В результате насос вы­ ходит из строя.

Уплотнительный сальник при износе может привести к течи масла в карте]) двигателя или подсосу воздуха во всасы­ вающую систему насоса.

«Ороговение», или малый натяг уп­ лотнительных колец крышки корпуса, всасывающего патрубка, разгрузочной пластины вызывает ухудшение работы насоса или полный отказ его от работы.

Надо избегать холостой работы на­ соса, т. к. при этом ухудшаются условия

10

смазки втулок и перекоса соединитель­ ной или включающей муфты. Все это приводит к усиленному износу насоса.

Устранение неисправностей неизно­ шенного наооса обычно сводится к заме­ не уплотнений и правильной сборке его. При износе торцов втулок под заплечики нижних втулок следует подложить коль­ цо толщиной не более 0,2 миллиметра.

Распределитель и устранение его неисправностей

Распределитель имеет следующее на­ значение: направлять поток жидкости от насоса к рабочим полостям ци­ линдров и отводить его от нера­ бочих полостей в бак; обеспечивать перепуск масла в бак; фиксировать на­ весную машину в транспортном положе­ нии; предохранять гидросистему от пе­ регрузок; облегчать управление рукоят­ ками. Для тракторов ДТ-14, ДТ-20 вы­ пускаются распределители Р-16В, для

и


всех остальных марок . тракторов Р-40/75Б. Тип — золотниково-клапан­ ный, моноблочный, золотник — четырех­ позиционный.

Работа распределителя происходит в различных положениях:

1. Нейтральное положение. Регули­ ровочный канал и перепускной клапан открыты; осуществляется перепуск мас­ ла. Пружины фиксатора находятся по обе стороны паза между втулками.

2. Положение «Подъем». Рычаг пе­ редвигается вверх, золотник идет вниз, сжимая пружину золотника о днище нижней крышки. Нижнее кольцо фикси­ руется между втулками. Масло посту- -пает в заднюю часть силового цилиндра. При подъеме на полную высоту после того, как поршень силового цилиндра упрется в переднюю крышку, давление резко возрастает, бустер срабатывает и передвижением выжимной втулки выби­ вает фиксатор. Пружина возвращает зо­ лотник в нейтральное положение. От-

12

крывается регулировочный канал, ■что приводит к срабатыванию перепускного клапана.

3. Положение «Принудительное оп скание». При таком положении работа системы аналогична работе в положении «Подъем». Меняется только направле­ ние потока масла в силовом цилиндре, и сжатие пружины происходит упором ее в нижнюю часть корпуса. При опуска­ нии до упора бустер срабатывает и выби­ вает верхний фиксатор из паза между втулками, регулировочный канал откры­ вается, и перепускной клапан срабаты­ вает.

«Принудительное опускание» мож­ но использовать только на спецмашинах (бульдозер и др.), где это предусмотре­ но правилами эксплуатации.

Использование «Принудительного опускания» при работе с другими навес­ ными сельхозмашинами (плуг, культи­ ватор, сеялка и др.) приводит к полом­

кам орудия, навески или трактора.

13

4. Положение «Плавающее». Золот ник выводится на две позиции вверх (рычаг отводится вниз до отказа). Ниж­ ний фиксатор заходит за скос нижней втулки. Обе полости сообщаются с пере­ пуском. Открыт регулировочный канал, а следовательно, и перепускной клапан. Масло свободно перетекает из полостей силового цилиндра через распредели­ тель в бак и всасывается из распредели­ теля.

Работать с обычными навесными ма­ шинами можно только если золотник находится в положении «Плавающее», т. к. при нейтральном положении золот­ ника, когда в силовом цилиндре закрыт определенный объем масла, возможны поломки наиболее слабого звена — си­ ловой цилиндр — навесное орудие.

Для распределителей наиболее ха­ рактерны такие неисправности:

1. Отказ автоматики — чаще всег происходит из-за поломок фиксаторных пружин, которые могут быть сменены

14