ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
величина — индуктивность. Величина индуктивности зависит от многих причин, в том числе от количества витков провода, наматываемого на каркас катушки.
До последнего времени технология изготовления контурных катушек была у нас на заводе далеко не совершенна. Как правило, катушки наматывали с за пасом провода. Индуктивность же измерялась после намотки, и, чтобы подогнать катушку к заданному номиналу, приходилось иногда отматывать до десят ка метров провода. Если же число витков оказыва лось недостаточным, катушку выбрасывали в брак.
С целью избежать ненужных потерь мы разрабо тали устройство для определения индуктивности кон турных катушек в процессе намотки. Вся сложность создания такого автомата состоит в том, чтобы под ключить к измерительному прибору оба вывода на матываемой катушки. При намотке контурных кату шек свободен лишь один вывод — начало провода. Поэтому идея контроля индуктивности контурных ка тушек в момент их намотки решалась только удач ным способом подключения к измерительному прибо ру второго вывода.
Чтобы решить задачу, пришлось испытать немало способов, претерпеть немало минут разочарования. Например, пытались тянуть провод через резервуар со ртутыо. При этом создавалась большая емкость провода. С помощью ртути конец наматываемой ка тушки. как бы подсоединялся к измеряющему
23
прибору. Эксперименты дали отличные результаты. Казалось—все. Метод найден, можно внедрять его в производство. Прибор, станок, резервуар со ртутью оставили в рабочем состоянии, чтобы на следующее утро еще раз проверить, убедиться. Но не была учте на одна «мелочь»— ртуть способна разъедать цвет ные металлы, и напомнила она об этом дорогой це ной. Разъев спаянный резервуар, ртуть рассыпалась по деревянному полу лаборатории, и его пришлось перестилать.
Начались новые поиски. Вновь пытались тянуть провод по трубкам, и опять неудачно. Наконец, при шли к довольно простому решению. Провод пропу стили через систему дисков и за счет распределен ной емкости провода на дисках осуществили подсое динение конца наматываемой катушки к измеритель ному прибору. В результате творческих поисков был разработан полуавтомат для намотки контурных ка тушек с определением индуктивности в процессе на мотки.
Новый полуавтоматический станок существенно отличается от своих собратьев — рядовых намоточ ных станков. С его устройством и принципом дейст вия можно ознакомиться по принципиальной кинема тической схеме, представленной на рис. 4. Станок со
стоит из следующих основных |
узлов: |
моторчика 9, |
|
на |
валу которого закреплена |
оправка |
6, редуктора |
11, |
устройства, обеспечивающего зигзагообразную |
24 —
Рис. 4.
(универсальную) намотку провода на каркас и пере вод провода с одной секции на другую, и прибора 14, замеряющего индуктивность катушек в процессе на мотки и управляющего станком.
Перед пуском полуавтомата наматываемый про вод с катушки 1 пропускается через систему дисков 2 и закрепляется на каркасе, установленном на оправке 6. Зигзагообразная укладка провода на кар кас производится с помощью кулачка 8, закрепленного на оси червячной шестерни, толкателя 7 и водила 5. Перевод провода с одной секции на другую осущест вляется за счет перемещения водила 5 под действи ем пружины, а фиксация его по секциям — благода ря шаговому механизму 4. Шаговым механизмом уп равляет электромагнит 3, срабатывающий при замы кании контактов 12 («переход»). Концы намотанных катушек, как правило, закрепляются нитками путем завязывания пяти-десяти последних витков. Для вы полнения этой операции необходимо останавливать станок. Остановка происходит при замыкании кон тактов «узелок» диском 13, закрепленным на оси последней шестерни редуктора 11. После закрепления витков нитками электромоторчик включается вновь.
При намотке контурных катушек возможны слу чаи возникновения короткозамкнутых витков, нали чие которых резко уменьшает величину индуктивно сти катушек. Образование короткозамкнутого витка немедленно отмечает прибор 14. При этом с
-26 —
I t 2хЛ
Рис. 5.
помощью диска 13 замыкаются контакты «брак», за горается сигнальная лампочка, и двигатель 9 станка под действием электромагнитного тормоза 10 оста навливается.
Проследим работу полуавтомата по принципиаль ной электрической схеме прибора для измерения ин
дуктивности катушек в процессе намотки |
(см. рис. |
5). |
|
Начало наматываемой катушки |
L x |
подключает |
|
ся через коллектор к управляющей сетке лампы |
Л 2 , |
||
а конец — через емкость Сх |
подсоединяется |
к |
земле. Таким образом, индуктивность наматываемой
катушки L x и емкости Сх и С образуют кон
тур задающего генератора, колебания которого через каскад, собранный на второй половине лампы Л 2
подводятся на управляющую сетку смесительной лдмпы Л 3. На гетеродинную сетку смесительной лампы подаются, кроме того, колебания от кварцево го генератора, собранного на триоде лампы 6Н8 (Лб). Полученный в результате «смешивания» частот сиг нал промежуточной частоты поступает через фильтр,
собранный на лампе 6Г2 (Л4), |
на усилитель |
мощ |
||
ности, |
выполненный на втором |
триоде |
лампы |
6Н8 |
(«/76). |
С выхода усилителя мощности |
сигнал |
по |
|
дается |
через полупроводниковый |
выпрямитель ДГЦ-4 |
на полупроводниковый триод П1Е. При достижении заданной индуктивности катушки L x выпрямленный
— 27 —
Рис. 6.
сигнал «открывает» триод П1Е. При этом срабаты вает реле Рг, включая сигнальную лампу «год ная» и электромагнитный тормоз.
При намотке контурных катушек возможен обрыв
провода. В этом случае колебания задающего |
гене |
|
ратора, собранного на лампе 6Н8 |
(Л2 ), «срывают |
|
ся», реле Р 1 выключает двигатель |
станка и |
од |
новременно включает сигнальную лампу «обрыв». Необходимо отметить, что данная электрическая
схема сложна. В настоящее время автор работает над более простыми вариантами. Один из вариантов упрощенной электрической схемы приведен на рис. 6.
Рассмотренный полуавтоматический станок позво ляет наматывать контурные катушки с заранее ввер нутыми ферритовыми сердечниками и сердечниками типа «СБ». Полуавтомат обеспечивает точность на мотки контурных катушек с индуктивностью от 10 до 200 микрогенри в пределах + 1 %, а свыше 200 мик рогенри— 2—3% от заданного номинального значе ния индуктивности катушек.
С внедрением полуавтомата в производство отпа ла необходимость в стопроцентной проверке катушек по индуктивности. Их проверяют выборочно.
СОДЕРЖАНИЕ
Путь изобретателя. А. Решетов . . . . 5
Автомат |
для изготовления подстроечных |
||
конденсаторов ............................................. |
11 |
||
Контроль короткозамкнутых витков в про |
|||
цессе |
н а м о т к и ..................... |
16 |
|
Намотка |
контурных |
катушек по задан |
|
ной |
индуктивности |
................................... 22 |
Александр Кондратьевич Балопаищев
АВТОМАТИЗАЦИЯ НАМОТОЧНЫХ РАБОТ
Художник В. Бура. Редактор Е. Алексеева.
Технический редактор 3. Воронцова.
Корректор Р. Андрианова.
НП04039. Сдано в набор 31/Ш —60 г. Подп. в печ. 17/VTI—60 г. Форм. бум.
7OXIO8V39. Печ. лист. 1 (условных 1,37).
Уч.-изд. л. 1,13. Тираж 1000 экз.
Удмуртское книжное издательство, Пастухова, 13. Заказ 2790. Цена 35 коп.
С 1961 г.— 4 коп.
Типография Министерства культуры УАССР, г. Ижевск, Пастухова, 13.
Издательство просит читателей прислать свои отзывы о книге и написать, какие еще книги вы хотели бы увидеть в серии «Библиотечка изобре тателя и рационализатора». Пишите по адресу:
Ижевск, УАССР, Пасту кова, 13, Удмуртское книж ное издательство.