Файл: Винник И.Ш. Изучение научной организации труда в цехах Днепродзержинского коксохимического завода коммунистического труда им. Орджоникидзе [Текст] (методические советы).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
УССР
МИНИСТЕРСТВО ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА, ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И РАБОЧИХ КАДРОВ
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ
>
ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
ВЦЕХАХ ДНЕПРОДЗЕРЖИНСКОГО КОКСОХИМИЧЕСКОГО ЗАВОДА КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА им. ОРДЖОНИКИДЗЕ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ)
г
Pf*!
Plk
Tl
ДНЕПРОПЕТРОВСК '
1087
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ
ИНСТИТУТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ
ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
ВЦЕХАХ ДНЕПРОДЗЕРЖИНСКОГО
КОКСОХИМИЧЕСКОГО ЗАВОДА
КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА им. ОРДЖОНИКИДЗЕ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ)
1967
5<>c. публичная
Н-?:ТЕХНИЧ*ЄКЛЯ
JSffflHttTfcHA QCCF
Решениями XXIII съезда КПСС и директивами по пятилет нему плану развития народного хозяйства на 1966—1970 гг. поставлена задача дальнейшего совершенствования организа ции труда и производства с целью обеспечения высоких темпов
роста производительности труда.
В связи с этим возникла необходимость обучения широких масс рабочих, в первую очередь высококвалифицированных, мастеров-практиков и бригадиров основам научной организа ции труда.
Коллектив Днепродзержинского коксохимического завода, накопив опыт в использовании действенных форм обучения трудящихся, применил его для создания школ научной органи
зации труда.
Опыт работы заводских школ НОТ подтвердил эффектив ность этого обучения.
Цель настоящего пособия — ознакомление руководите лей предприятий, общественных организаций и работников по техническому обучению с опытом Днепродзержинского коксо
химического завода коммунистического труда по созданию школ НОТ и руководству их работой.
L ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ШКОЛ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Вцелях оказания практической помощи творческим брига дам цехов и служб в разработке планов НОТ и ускорения внедрения намеченных мероприятий в 1965 г. руководители и общественные организации завода приняли решение организо вать обучение рабочих основам научной организации труда в первую очередь на тех рабочих местах и участках, где плани руется работа по составлению планов НОТ.
Вплан работы совета НОТ были включены также меры по
организации обучения рабочих кадров основам НОТ, в том числе:
прочитать в цехах лекции для рабочих на тему: «Значение НОТ в свете решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС»;
подготовить и издать текст памятки для рабочих о значе
нии НОТ;
изготовить наглядные пособия по НОТ и распределить их по цехам;
разработать учебный план, программу и методику проведе ния школ НОТ.
В ноябре 1965 г. были организованы школы НОТ в следую щих цехах:
углеподготовительном, коксовом,
улавливания,
ректификации,
смолоперегонном, железнодорожном, ремонтно-механическом.
Главным инженером завода т. Буряком В. А. совместно с
руководителями и общественностью цехов был определен состав руководителей школ НОТ, прикреплены члены совета
4
НОТ и работники заводоуправления к цехам завода для ока зания помощи в организации школ НОТ. В помощь руководи
телям школ НОТ был организован постоянный семинар. На первых занятиях семинара были прочитаны лекции по вопро
сам: «Как провести занятие по каждой теме учебного плана».
«Как подготовиться к занятию», «Как готовить практические задания».
Руководителям школ НОТ было рекомендовано:
обеспечить после изучения каждой темы утвержденной программы привлечение слушателей к разработке мероприя тий по НОТ путем выдачи им практических заданий;
организовать использование опыта ведущих предприятий среднего Урала при проведении занятий и разработке меро приятий по НОТ;
проводить систематически цеховые конференции по отдель ным разделам учебного плана, на которых обсуждать предло
женные слушателями мероприятия по НОТ;
отобрать наиболее ценные предложения слушателей, даю щие экономический эффект, и направить их в БРИЗ завода;
разработанные слушателями школ мероприятия по НОТ при необходимости обсуждать на постоянно действующих про изводственных совещаниях, совете НОТ и представлять глав ному инженеру завода.
В соответствии с планом совета НОТ было созвано обще заводское собрание инженерно-технических работников и пе редовиков производства, на котором были рассмотрены вопро сы внедрения НОТ, основные направления разработки планов НОТ на рабочих местах, участках, в цехах, на заводе в целом и заострено внимание на предварительном проведении массо во-разъяснительной работы среди трудящихся, необходимости
обучения их основам НОТ.
Участники собрания в своих выступлениях указали на кон кретные задачи НОТ, стоящие перед каждым цехом, наметили наиболее важные, «узкие» рабочие места и участки, на кото рых разработку и внедрение планов НОТ следует провести в первую очередь:
в углеподготовительном цехе — отделение классификации углей, где признано необходимым изменить технологическую схему и коренным образом улучшить условия труда;
вкоксовом цехе — загрузка коксовых печей;
вцехе улавливания — бензольное отделение;
всмолоперегонном — дистилляция смолы;
вжелезнодорожном — погрузка нафталина;
времонтно-механическом цехе — станочное отделение.
Участники собрания отметили, что в первую очередь необ-
5
ходимо обучать рабочих ведущих профессий, бригадиров и мастеров.
В цехах завода на постоянно действующих производствен ных совещаниях обсуждалось состояние организации труда на рабочих местах. В решениях цеховых постоянно действующих
производственных совещаний были записаны рекомендации о
необходимости овладения обслуживающим персоналом зна ниями по научной организации труда.
Затем руководство и общественные организации завода созвали совещание работников, которые должны были вести
работу непосредственно среди трудящихся — цеховых органи заторов технического обучения, работников технической
информации и председателей производственно-массовых комиссий цеховых комитетов профсоюза. Этим работникам было предложено разъяснить трудящимся задачи будущих школ НОТ на сменно-встречных собраниях и в индивидуаль ных беседах.
Для оказания помощи совету НОТ и мобилизации внима ния трудящихся к вопросам изучения основ НОТ партийный комитет провел семинар секретарей цеховых партийных орга
низаций и партгрупоргов бригад, на котором была обсуждена тема: «НОТ — дело партийное». На этом семинаре подчерки валась роль каждого коммуниста в организации обучения трудящихся, разработке планов и внедрении научной органи зации труда в производство.
В заводской многотиражной газете «Днепровский коксо вик» и в городской газете «Дзержинец» была опубликована серия статей, которые показали первые шаги цеховых коллек тивов в деле претворения принципов НОТ в жизнь.
На территории завода были вывешены лозунги и плакаты,
призывающие к освоению основ НОТ и внедрению планов НОТ на рабочих местах и участках.
Была разработана памятка слушателю школ НОТ, в кото
рой просто и доходчиво изложены основные понятия о НОТ и указано, с чего надо начинать работу по разработке и внедре нию планов НОТ (см. приложение 1). Были разработаны и направлены цехам наглядные пособия:
«Сравнительный анализ работы бригад» (см. приложе
ние 2);
«Схема основных направлений разработки планов НОТ на рабочих местах» (см. приложение 3);
«Этапы разработки и внедрения планов НОТ» (см. прило
жение 4) ; «Факторы, обеспечивающие благоприятные условия труда»
(см. приложение 5) ;
«Как надо работать» (см. приложение 6).
6
її. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ШКОЛ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Разработка учебной документации
Заводской совет НОТ поручил группе инженерно-техниче ских работников разработать учебный план и программу школ
НОТ.
При разработке учебного плана составители поставили перед собой следующие цели:
—школы НОТ должны дать обучаемым необходимые знания по ¡вопросам совершенствования организации труда на научной основе на рабочем месте или производственном участке, где работают обучаемые;
—рабочий должен научиться выявлять резервы роста производительности труда на рабочих местах, освоить разра ботку мероприятий по НОТ на своем рабочем месте или
производственном участке.
Разрабатывая план, составители учитывали пожелания общественности завода, чтобы слушатели, ознакомившись с тем или иным элементом НОТ, имели время для закрепления полученных знаний в процессе составления соответствующего раздела плана НОТ. Поэтому в учебном плане предусмотрены
практические занятия для разработки мероприятий по вопро сам НОТ, изученных в пройденной теме.
После обсуждения на совете НОТ был утвержден учебный план, который после получения приказа МЧМ УССР от 24.1.66 г. № 25 был уточнен и приведен в соответствие с учеб ным планом, рекомендуемым приказом.
На основе учебного плана была составлена программа
школ НОТ. Составители программы руководствовались при этом следующими основными положениями:
7
— программа должна быть составлена с учетом последних достижений научной организации труда;
— к каждой теме должны быть разработаны контрольные вопросы, которые руководитель может использовать для за крепления слушателями полученных знаний;
— необходимо дать также методические указания, специ фические для данной темы и общие для всей программы. Они должны указать преподавателям лучшие и доступные способы изложения основ научной организации труда, методы разра ботки элементов плана НОТ по избранному рабочему месту или участку, с тем, чтобы по окончании школы после консуль тации руководителя предлагаемые мероприятия по НОТ на рабочем месте или участке были технически грамотно и обос
нованно разработаны. К каждой теме должен быть указан
перечень рекомендуемой литературы, примерные практические
задания для выполнения слушателями на своем участке про изводства.
Программа обсуждалась советом НОТ.
Подбор и подготовка руководителей школ
Общее руководство подбором и подготовкой руководителей школ было возложено на председателя совета НОТ — главно го инженера завода.
Руководителями школ главным инженером были утвержде
ны: заместители начальников цехов — смолоперегонного т. Савроненко И. Ф., железнодорожного т. Русаков Μ. E.,
улавливания т. Пивняк В. И., начальник участка коксового
цеха т. Майстренко А. Μ., зав. нормировочным бюро ремонтно
механического цеха т. Дегтяренко А. П. и др.
Как указывалось выше, в помощь руководителям школ совет научной организации труда организовал постоянный семинар. Для охвата семинаром всех руководителей школ, работающих в разных сменах, занятия семинара проводились в специально назначенные дни по 3 раза: в 7 ч. 45 м., в 13 ч. 15 м., в 15 ч. 15 м.
На семинаре читались лекции по соответствующим разде лам программы школ НОТ и проводились методические бесе ды по таким, например, темам:
«Совершенствование организации трудовых процессов на рабочем месте».
«Обеспечение благоприятных условий труда». «Составление плана НОТ в цехе».
Прикрепленные к цехам члены совета НОТ и отдельные работники заводоуправления оказывали конкретную помощь
8
руководителям цехов и школ в организации и проведении учебного процесса, получении необходимых данных, составле нии технологических и экономических расчетов и др.
Использовались и другие формы помощи руководителям школ НОТ:
посещение школ прикрепленными работниками с последую щим разбором проведенных занятий;
составление методических разработок по отдельным темам; публикование в заводской газете «Днепровский коксовик»
материалов о работе школ НОТ; составление технико-экономического справочника о работе
завода за 15 последних лет;
разработка сравнительных анализов работы бригад для выявления «узких» мест;
рекомендации для руководителей школ по отдельным темам;
изготовление наглядных пособий для школ; организация технико-экономических конференций по от
дельным темам и др.
Советы руководителю школы по подготовке к уроку приво дятся в приложении 7.
В процессе подготовки к занятиям руководителям школ
зачастую требуются статистические материалы о работе того или иного оборудования, участка, цеха или завода в целом за несколько лет. Для того, чтобы оказать помощь руководите лям школ в использовании статистических материалов, группа работников производственно-технического отдела и членов общественного бюро экономического анализа разработала подробный технико-экономический справочник о работе заво да за послевоенные годы и истекшее семилетие.
В справочнике приведены все важнейшие показатели, отра жающие работу производственных участков завода — перера ботки сырья, качества и выработки продукции, режимов про изводства, паспортных данных агрегатов, механизмов, каль куляции себестоимости и т. д.
Пользуясь справочником, руководитель школы НОТ узна ет, как работал в прошлом тот участок, на котором разраба тываются мероприятия по НОТ. Например, на основании справочника руководитель школы коксового цеха т. Майстрен-
ко вместе со слушателями рассчитал экономию от внедрения разработанных в школе предложений по НОТ; другой руково дитель с помощью справочника подобрал производственные примеры для иллюстрации вопроса: «Организация обслужи вания рабочего места»; третий, пользуясь справочником, под готовил практические задания и т. д.
В числе материалов, помогающих руководителю школы