Файл: Ахмеджанов М.А. Механизация очистки оросительной сети.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Рис. 6. Каналоочиститель Д-490 в работе.
Основные достоинства машины: небольшой вес навесного оборудования, наличие сменных рабочих органов, высокая производительность и хорошее качество очистки. Канавоочисти тель принят к серийному производству, и в 1962 году его начал выпускать Мозырский за вод мелиоративных машин.
Техническая характеристика
Размеры очистительных каналов, м
глубина............................... |
0,8—1,5 |
ширина по д н у ................ |
0,2—1,0 |
заложение откосов . . . |
1:0,5—1:2 |
Производительность, пог. м/час. |
|
со скребковым рабочим органом.................... |
317 |
30
с роторным рабочим органом ...................... |
397 |
по объему вынутого грунта. |
100 |
мз/час................................................................ |
|
Рабочие скорости (с ходоуменьши- |
0,53—0,93 |
телем), км/час..................... ................... |
Габаритные размеры в транспортном положении, мм
длина ........................................... |
|
4000 |
ш ирина........................... |
- |
3050 |
в ы с о т а ....................... |
3275 |
|
Вес навесного оборудования, кг |
|
|
со скребковым |
рабо |
1590 |
чим органом .................................... |
„ |
|
с роторным , |
1380 |
|
'Канавоочиститель — навесная |
машина на |
трактор ДТ-55 с боковой навеской рабочего органа (рис. 6). Боковая навеска обеспечива ет хорошую обзорность рабочего органа и ка нала в работе.
Машина Д-490 состоит из неподвижной, подвижной рамы и рабочего органа. Непо движную раму крепят сзади к кронштейну на тракторе и сбоку к поперечной балке, уста новленной посередине трактора. Подвижная рама относительно неподвижной поворачи вается гидроцилиндром. Рама рабочего орга на соединена шарнирно с подвижной рамой и подвешена на тяге к универсальному шарниру рычага. Таким образом, система — рабочий орган — тяга, рычаг представляет треугольник с общей осью поворота относительно подвиж ной рамы.
С другой стороны к универсальному шарни ру рычага крепится регулируемая винтовая
31
стяжка, или устанавливаемый вместо нее гид роцилиндр.
Кинематика подвески рабочего органа обес печивает его установку с любым заложением откосов в пределах от 1:0,5 до 1:2 и одновре менно удобное транспортное положение. Не подвижная и подвижная рамы состоят из эле ментов трансмиссии — конических редукторов, соединенных трубчатыми кожухами валов, чем достигается уменьшение веса навесного оборудования.
Скребковый рабочий орган состоит из свар ной треугольной рамы, натяжных звездочек и специальной цепи с шагом 100 мм, к кото рой болтами крепятся скребки.
Основными недостатками обычных цепных рабочих органов являются вытяжки звеньев цепи и износ шарниров. В цепи рабочего ор гана машины Д-490 указанные недостатки в значительной степени устранены: литые звенья специальной конструкции значительно прочнее звеньев соответствующих стандарт ных цепей, а шарниры состоят из сменных втулок и пальцев. Особенность скребков рабо чего органа — наличие на них сменных зубча тых ножей, выполненных в виде гребенки. На скребки устанавливают зубья со смещением на один шаг. Это позволяет рабочему органу лучше срезать и удалять имеющуюся в канале растительность и кустарник, а также улуч шает условия резания грунта.
Привод рабочего органа осуществляется от тракторного двигателя через вал отбора мощ ности. Для предохранения рабочего органа
32
и трансмиссии от поломок при перегрузке имеется предохранительная многодисковая масляная муфта, установленная между валом отбора мощности и трансмиссией каналоочи стителя.
При работе машины рабочий орган ставят в рабочее положение в соответствии с требуе мым заложением откоса. В фиксированном положении удерживается гидроцилиндром. Канал Очищается сразу на всю глубину по одному откосу (рис. 7), таким образом, для полной очистки машина должна проходить с каждой стороны канала.
Средняя толщина снимаемой скребками стружки составляет 100 мм. Выброшенный грунт укладывается между бровкой канала и гусеницей трактора и разравнивается отвалом, закрепленным к неподвижной раме сзади ма шины.
Канавоочиститель Д-490 имеет также ро торный рабочий орган, который устанавли вают на те же насадные места, а вместо веду
щей |
звездочки скребковой |
цепи устанавли |
||
вают |
конический |
редуктор |
привода |
рото |
ра- |
|
служит для очистки |
дна |
|
Роторный орган |
каналов, заполненных водой на 200—250 мм,
откосы которых не требуют очистки |
(напри |
|
мер, |
каналы с укрепленными откосами). |
|
В |
1961 году на базе машины Д-490 |
создан |
новый канавоочиститель ОСН-110 с фрезер ным рабочим органом, изготовленный Мозырским заводом мелиоративных машин и про шедший заводские испытания.
3—631 |
33 |
ОЧИСТКА КАНАЛОВ ЭКСКАВАТОРАМИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРОСИТЕЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТОРНОЙ СЕТИ
Для очистки распределительной и мелкой сети Киевским заводом «Красный экскаватор» изготовлены специальные многоковшовые экскаваторы ЭМ-502 и ЭМ-161. Удельный объ ем наносов на погонный метр для этих экска ваторов может быть весьма мал, что выгодно отличает их от одноковшовых экскаваторов. Кроме того, многоковшовые экскаваторы дают лучшее качество работ: чистые откосы и сече ние каналов правильной формы. Однако при менение этих экскаваторов на очистке кана лов внутрихозяйственной оросительной сети весьма ограничено. Применение этих экска ваторов на очистке внутрихозяйственной оро сительной сети, обсаженной с двух сторон деревьями, невозможно, каналы большей ча стью очень извилисты, имеют многочисленные сооружения. Переброска машин на объекты вследствие громоздкости и их плохой мане вренности затруднительна.
МНОГОКОВШОВЫЙ ЭКСКАВАТОР ЭМ-502
Многоковшовый экскаватор ЭМ-502 (рис. 7) поперечного черпания предназначен для очи стки и устройства канав глубиной до 2,5 м и шириной по дну 2 м и по верху до 5—6 м при одинарном заложении откосов.
Силовую часть экскаватора представляет двигатель ДТ-54 мощностью 54 л. с., установ ленный на передней части рамы экскаватора.
34
Рис. 7. Многоковшовый экскаватор ЭМ-502.
Движение от двигателя передается коробке передач, а от нее основным механизмам, смон тированным на раме экскаватора.
Рама экскаватора опирается на основную гусеницу 1. Вспомогательная гусеница 2 сое динена с основной рамой при помощи телеско пической рамы 3. К задней части рамы прива рены двутавровые балки, служащие рельса ми для передвижной стойки 4. К ползуну 5 этой стойки на канатах подвешена ковшовая
рама |
6 с планирующим звеном |
7. |
Ковшовая |
рама |
— сварной конструкции |
со |
съемной |
вставкой. Это позволяет изменять ее длину в зависимости от размеров очищаемой канавы. Вокруг ковшовой рамы на направляющих и поддерживающих роликах расположена ков
35
шовая цепь, на которой закреплены ковши 8 сварной конструкции с поворотными днища ми. Ковш разгружается на поперечный тран спортер или в наклонный лоток, служащий для сброса грунта за бровку канала.
Изменением длины и угла наклона ковшо вой рамы, длины, расположения и угла накло на планирующего звена можно данным экска ватором очищать каналы самых разнообраз ных профилей (рис. 8і).
Вспомогательную гусеницу, можно повер нуть по отношению к основной на 90°. Привод на вспомогательную гусеницу имеет телеско пический карданный вал.
Рис. 8. Многоковшовый экскаватор ЭМ-502 в работе.
36
Рис. 9. Многоковшовый экскаватор ЭМ-161.
Управление основными механизмами экска ватора — рычажное. Подъем ковшовой рамы осуществляется при помощи двух лебедок
сприводом от двигателя.
При очистке канала шириною до 6 м рабо
ты ведутся с обеих сторон его. Если ширина канала по верху большая и вспомогательная гусеница не может быть поставлена на дру гую сторону, канал очищают при консольном расположении. Для этого поворачивают ков шовую раму на 180°, то есть размещают гусе ницы по одну сторону канала.
Э к ск а в а т о р Э М -161 (рис. 9). Предназначен для очистки мелкой осушительной сети и ка налов-собирателей. Рабочий орган экскавато ра — ковши, укрепленные на двух цепях, вы
37
полненных в двух вариантах. На этой цепи можно монтировать ковши емкостью 16 и 8 л, что позволяет разрабатывать каналы различ ного профиля.
При смене цепи с ковшами меняется и пла нирующее звено.
Верхняя часть ковшовой рамы соединена с пилоном траверсой, которая помещается в вертикальных направляющих пилона и пре дохраняет ковшовую раму от смещения в про дольных и поперечных направлениях по отно шению к ходу машины. В настоящее время экскаватор ЭМ-161 широко используют в Ка лининградской области при очистке осуши тельных и оросительных каналов.
Экскаватор имеет следующие достоинства: очищает каналы так, что после его прохода не требуется доработки вручную, эффективно
работает на торфяных |
и |
переувлажненных |
|
грунтах и когда в канале |
мало |
воды. Грунт |
|
в этом случае черпать |
легко, а |
при опорож |
|
нении он не налипает на ковш. |
|
||
В Калининградской области каналы с од |
|||
ной стороны обсажены деревьями, |
поэтому ме |
ханизаторы Водстроя Калининграда переобо рудовали экскаватор ЭМ-161 для движения его по одному берегу канала обеими гусени цами. После указанной модернизации экска ватора ЭМ-161 возможности его использова ния расширились и увеличилась сменная про изводительность агрегата.
Все рычаги управления у экскаватора ЭМ-161 и ЭМ-502 расположены в кабине пе ред сиденьем машиниста.
38
Таблица 3
Техническая характеристика многоковшовых экскаваторов для ирригационных работ
П о к а з а т е л ь |
|
ЭМ-562 |
ЭМ-161 |
|
Основные размеры разра |
|
|
||
батываемых каналов, |
м |
|
|
|
ширина по дну |
наи |
0,56 |
0,3 |
|
. |
меньшая . . |
|||
по верху наи |
5,6 |
3,6 |
||
и |
большая . . |
|||
по верху наи |
3,36 |
1,5 |
||
|
меньшая . . |
|||
глубина наибольшая . |
2,5 |
1,5 |
||
„ |
наименьшая . . |
1,16 |
0,65 |
|
заложение откосов . |
1:1 |
1:1-0,5:1 |
Двигатель
тип * , • • ................
расход основного топ лива, Г'Л. с.—час .
Скорость рабочего хода,
M j n a c
Д-54 Д-35
215-220 210—215
число передач . . . . |
4 |
2 |
|
наибольшая |
скорость |
381 |
180 |
наименьшая |
|
54 |
27 |
Транспортные скорости, |
|
|
|
км\час |
|
|
|
вперед ....................... |
|
0,65 и 1,2 |
1,56 |
назад ........................... |
|
0,73 |
1,56 |
Длина ковшовой стрелы, без |
|
|
|
ковшей, мм |
|
5530 |
|
с ковшами емкостью, л |
|
||
і б ............................... |
’ |
_ |
3665 |
8 ............................... |
— |
3225 |
|
Емкость ковшей, |
л . . . . |
50 |
16 и 8 |
39