Файл: Гипотезы формулируются в виде ответов на проблемные вопросы до проведения прикладного исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Алгоритм разработки Программы учебного прикладного маркетингового и социологического исследования (ПУПМСИ)
Этапы разработки программы учебного прикладного социологического исследования (ПУПМСИ).
1. Постановка и формулировка проблем и предмета исследования.
-
Генеральная проблема – предмет исследования -
Детализация и формулировка проблем в виде вопросов
2. Формулировка гипотез.
-
Гипотезы формулируются в виде ответов на проблемные вопросы до проведения прикладного исследования -
Гипотезы могут быть как качественные, так и количественные -
Одна проблема может порождать несколько гипотез (в том числе и альтернативные)
Проблема 1 | Гипотеза 1 |
Проблема 2 | Гипотеза 2а Гипотеза 2б |
Проблема 3 | Гипотеза 3 |
3. Поиск ответов по литературе, написание аналитической записки кабинетным методом
Самый дешевый вид исследования, так как основан на уже проведенных кем-то исследованиях (чужих исследованиях), но отсутствует учет специфики конкретного исследования по объекту и времени.
Необходимо указать источники информации для уточнения значимости информации: авторы, организации, годы.
4. Вид исследования:
-
«пилотажное» - опробация анкеты и уточнение гипотез; -
Разведывательное – проводится при отсутствие методической и аналитической информации по данной теме; -
Описательное – уточнение характеристик и факторов самого явления; -
аналитическое (теоретическое) – выявление причин и закономерностей явления, внесение корректив в теорию; -
панельное – проведение повторных исследований на одной и той же группе респондентов (панели); -
мониторинговое – проведение повторных исследований по одной и той же методике.
5. Уточнение и операционализация основных понятий исследования (доведение основных понятий проблем и гипотез до измеримости).
Уточнение, сужение, поиск эталонов, критериев количественной оценки, индикаторов (вопросы-ответы, инструменты) и шкалы.
6. Объект и выборка.
Генеральная и выборочная совокупность. Генеральная совокупность – объект, на который максимально распространяются выводы исследования.
Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная для исследования в соответствие со статистическими и исследовательскими требованиями.
Удешевление исследования: судить по части о целом! Экстраполяция выборочной совокупности на генеральную. |
При малой совокупности (до 500 чел.) - сплошной опрос. Генеральная и выборочная совокупность.
Выборка должна обеспечить попадание единиц объекта исследования в выборку из генеральной совокупности должно быть случайным.
Как это обеспечить:
а) случайная - бесповторная; | б) случайная - повторная; |
в) механическая; | г) серийная (разбивка на однородные части); |
д) гнездовая (целиком семья, группа и другие групповые единицы исследования); | е) квотная (отбор по известным параметрам генеральной совокупности); |
До 300 чел. Опрос считается пилотажным (пробным) для проверки и уточнения гипотез и анкеты.
7. Методы исследования.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Сбор материалов исследования.
-
“Пилотажное” исследование (до 300 чел.) -
Полевое исследование (от 300 чел. и более) -
Организация сбора информации и фактор времени.
9. Обработка результатов.
Оцифровка единиц наблюдения (исследования) в Excel, SPSS, составление макета анкеты, сценария фокус-группы и т.д. Составление таблиц, графиков, диаграмм
10. Анализ результатов исследования. Наиболее квалифицированная часть работы.
11. Выводы и предложения.
Практическое решение проблемы дело не только социологов: он может предложить варианты решения и показать последствия, к которым они приведут. Задача социолога вскрыть «болезнь», лечение – дело не только социолога, но и тех, кто заказывает исследование. Иногда практические предложения и их обкатка превращается в новое исследование: социальный инженеринг.
Внимание!Завершением Программы учебного прикладного исследования может быть выполнена в 2-х вариантах:
При этом все пункты программы для создания метода с 1 по 8 должны быть выполнены и соответствовать выбранным методапм. |
Темы ПУПМИ
№ № | Примерный перечень тем для разработки Программы Учебного Прикладного Маркетингового и Социологического Исследования (ПУПСМИ) |
| Маркетинговые исследования |
| Анализ рекламных продуктов фирмы…. |
| Анализ предпочтений покупателей товара или услуги |
| Изучение типологии покупателей товара или услуги |
| Определение целевых групп по продвижению товара на рынке |
| Изучение внутреннего имиджа фирмы |
| Изучение внешнего имиджа фирмы |
| Исследование эффективность интернет торговли товаров или услуг |
| Объемы и частота покупок, оценка емкости рынка спроса |
| Места, поводы, ситуации, способы потребления; |
| Размеры предпочтительных ценовых диапазонов; |
| Удовлетворение потребностей людей в качестве и количестве товаров и услуг; |
| Сегментация потребителей по покупательскому поведению; |
| Типы и особенности поведения потребителей в различных местах покупок; |
| Структура мотивации приобретения и ранжирование отдельных факторов, влияющих на выбор конкретного товара среди конкурирующих марок; |
| Построение прогнозных моделей верификации потребительских предпочтений и поведения; |
| Оценка лояльности потребителей продукции клиента; |
| Реакция на рекламные стратегии; |
| Рейтинг марочных предпочтений потребителей; |
| Сегментация потребителей по социодемографическим признакам (пол, возраст, доход, образование и т.д.); |
| Стиль жизни и психографический портрет потребителя и т.д.; |
| Измерение реальной емкости рынка; |
| Определение потенциала и тенденций рынка; |
| Позиционирование фирмы, товара, услуги; |
| Выявление наиболее прибыльных рынков с различной сегментацией; |
| Оценка доли рынка, принадлежащей клиенту; |
| Анализ конкурентной среды, распределение долей рынка; |
| Оценка реальных возможностей выхода на рынок; |
| Инспекция/диагностика дистрибьюторских сетей; |
| Выяснение причин успешной или плохой реализации существующих товаров и услуг; |
| Анализ эффективности рекламы и PR?; |
| Анализ имиджа товара/марки/ производителя; |
| Тестирование новых продуктов, упаковки, товарных линеек, названий |
| Социологические исследования |
| Отношение молодежи к политике |
| Социология семьи. Развод – почему? |
| Отношение студентов к изучению гуманитарных дисциплин в техническом вузе |
| Взаимоотношение студентов и преподавателей |
| Свободное время (интересы, потребности, ценности) |
| Ксенофобия в современном обществе России. |
| Вредные привычки в среде молодежи и отношение к ним |
| Отношение молодежи к абортам и противозачаточным средствам |
| Проблема СПИДа в студенческой среде |
| Подверженность молодежи вредным привычкам |
| Проблема курения в наши дни |
| Рост наркомании в молодежной среде |
| Рост преступности среди молодежи |
| Молодежная безработица и ее влияние на формирование личности |
| Лидерство, соперничество, внутригрупповая динамика |
| Студент МЭИ глазами социолога |
| Социально-психологический портрет студента НИУ «МЭИ» |
| Социально-психологический портрет выпускника вуза (НИУ «МЭИ») |
| Отношение студентов к платным формам обучения |
| Отношение ко второму (параллельному) образованию |
| Отношение к религии и мистицизму |
| Морально-психологический климат в коллективе |
| Отношение студентов к профильным дисциплинам (сравнительный анализ) |
| Отношение студентов к непрофильным дисциплинам(сравнительный анализ) |
| Отношение студентов к истории |
| Отношение студентов к философии |
| Отношение студентов к будущей профессии |
| Отношение студентов к социологии |
| Отношение студентов к психологии |
| Проблемы адаптации выпускников вуза и пробелы образования |
| Негативные явления в среде молодежи |
| Отношение молодежи к Интернету |
| Студент и компьютеризация |
| Отношение студентов к физкультуре и спорту |
| Отношение молодежи к художественной культуре (Студент и искусство) |
| Студент и будущая профессия |
| Студент и учеба |
| Что студенты знают о МЭИ и его истории? |
| Отношение будущих специалистов к гуманитарной подготовке |
| Кто герой сегодняшней молодежи? |
| Что читает современный студент? |
| Что слушает и смотрит современный студент? |
и другие по выбору и предложениям студентов.