Файл: Гипотезы формулируются в виде ответов на проблемные вопросы до проведения прикладного исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Алгоритм разработки Программы учебного прикладного маркетингового и социологического исследования (ПУПМСИ)
Этапы разработки программы учебного прикладного социологического исследования (ПУПМСИ).

1. Постановка и формулировка проблем и предмета исследования.


    1. Генеральная проблема – предмет исследования

    2. Детализация и формулировка проблем в виде вопросов

2. Формулировка гипотез.


  1. Гипотезы формулируются в виде ответов на проблемные вопросы до проведения прикладного исследования

  2. Гипотезы могут быть как качественные, так и количественные

  3. Одна проблема может порождать несколько гипотез (в том числе и альтернативные)

Проблема 1

Гипотеза 1

Проблема 2

Гипотеза 2а

Гипотеза 2б

Проблема 3

Гипотеза 3

3. Поиск ответов по литературе, написание аналитической записки кабинетным методом

Самый дешевый вид исследования, так как основан на уже проведенных кем-то исследованиях (чужих исследованиях), но отсутствует учет специфики конкретного исследования по объекту и времени.

Необходимо указать источники информации для уточнения значимости информации: авторы, организации, годы.
4. Вид исследования:

  1. «пилотажное» - опробация анкеты и уточнение гипотез;

  2. Разведывательное – проводится при отсутствие методической и аналитической информации по данной теме;

  3. Описательное – уточнение характеристик и факторов самого явления;

  4. аналитическое (теоретическое) – выявление причин и закономерностей явления, внесение корректив в теорию;

  5. панельное – проведение повторных исследований на одной и той же группе респондентов (панели);

  6. мониторинговое – проведение повторных исследований по одной и той же методике.

5. Уточнение и операционализация основных понятий исследования (доведение основных понятий проблем и гипотез до измеримости).


Уточнение, сужение, поиск эталонов, критериев количественной оценки, индикаторов (вопросы-ответы, инструменты) и шкалы.

6. Объект и выборка.


Генеральная и выборочная совокупность. Генеральная совокупность – объект, на который максимально распространяются выводы исследования.

Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная для исследования в соответствие со статистическими и исследовательскими требованиями.

Удешевление исследования: судить по части о целом! Экстраполяция выборочной совокупности на генеральную.

При малой совокупности (до 500 чел.) - сплошной опрос. Генеральная и выборочная совокупность.

Выборка должна обеспечить попадание единиц объекта исследования в выборку из генеральной совокупности должно быть случайным.

Как это обеспечить:

а) случайная - бесповторная;

б) случайная - повторная;

в) механическая;

г) серийная (разбивка на однородные части);

д) гнездовая (целиком семья, группа и другие групповые единицы исследования);

е) квотная (отбор по известным параметрам генеральной совокупности);


До 300 чел. Опрос считается пилотажным (пробным) для проверки и уточнения гипотез и анкеты.

7. Методы исследования.


  1. Наблюдение (научное и обывательское, включенное и невключенное, инкогнито или открыто).

  1. Статистика.

  1. Контент-анализ.

  1. Опрос (устный и письменный, формализованный и неформализованный, почтовый и телефонный).

  1. Социометрия.

  1. Метод фокус-групп.

  1. Методы исследования установок (Метод конструктов Келли, ранговый метод Ядова В.А.).

  1. Социальный эксперимент.

  1. Ситуационный анализ.



8. Сбор материалов исследования.


  1. “Пилотажное” исследование (до 300 чел.)

  2. Полевое исследование (от 300 чел. и более)

  3. Организация сбора информации и фактор времени.




9. Обработка результатов.


Оцифровка единиц наблюдения (исследования) в Excel, SPSS, составление макета анкеты, сценария фокус-группы и т.д. Составление таблиц, графиков, диаграмм

10. Анализ результатов исследования. Наиболее квалифицированная часть работы.



11. Выводы и предложения.

Практическое решение проблемы дело не только социологов: он может предложить варианты решения и показать последствия, к которым они приведут. Задача социолога вскрыть «болезнь», лечение – дело не только социолога, но и тех, кто заказывает исследование. Иногда практические предложения и их обкатка превращается в новое исследование: социальный инженеринг.
Внимание!

Завершением Программы учебного прикладного исследования может быть выполнена в 2-х вариантах:

  1. разработка одного из методов исследования по теме и проведение пробного исследования;

  2. разработка одного метода опросного (анкета, фокус-группа и т.п.) и одного неопросного (контент-анализ, наблюдение, эксперимент и т.п.).

При этом все пункты программы для создания метода с 1 по 8 должны быть выполнены и соответствовать выбранным методапм.



Темы ПУПМИ








Примерный перечень тем для разработки Программы Учебного Прикладного Маркетингового и Социологического Исследования (ПУПСМИ)




Маркетинговые исследования



Анализ рекламных продуктов фирмы….



Анализ предпочтений покупателей товара или услуги



Изучение типологии покупателей товара или услуги



Определение целевых групп по продвижению товара на рынке



Изучение внутреннего имиджа фирмы



Изучение внешнего имиджа фирмы



Исследование эффективность интернет торговли товаров или услуг



Объемы и частота покупок, оценка емкости рынка спроса



Места, поводы, ситуации, способы потребления;



Размеры предпочтительных ценовых диапазонов;



Удовлетворение потребностей людей в качестве и количестве товаров и услуг;



Сегментация потребителей по покупательскому поведению;



Типы и особенности поведения потребителей в различных местах покупок;



Структура мотивации приобретения и ранжирование отдельных факторов, влияющих на выбор конкретного товара среди конкурирующих марок;



Построение прогнозных моделей верификации потребительских предпочтений и поведения;



Оценка лояльности потребителей продукции клиента;



Реакция на рекламные стратегии;



Рейтинг марочных предпочтений потребителей;



Сегментация потребителей по социодемографическим признакам (пол, возраст, доход, образование и т.д.);



Стиль жизни и психографический портрет потребителя и т.д.;



Измерение реальной емкости рынка;



Определение потенциала и тенденций рынка;



Позиционирование фирмы, товара, услуги;



Выявление наиболее прибыльных рынков с различной сегментацией;



Оценка доли рынка, принадлежащей клиенту;



Анализ конкурентной среды, распределение долей рынка;



Оценка реальных возможностей выхода на рынок;



Инспекция/диагностика дистрибьюторских сетей;



Выяснение причин успешной или плохой реализации существующих товаров и услуг;



Анализ эффективности рекламы и PR?;



Анализ имиджа товара/марки/ производителя;



Тестирование новых продуктов, упаковки, товарных линеек, названий




Социологические исследования



Отношение молодежи к политике



Социология семьи. Развод – почему?



Отношение студентов к изучению гуманитарных дисциплин в техническом вузе



Взаимоотношение студентов и преподавателей



Свободное время (интересы, потребности, ценности)



Ксенофобия в современном обществе России.



Вредные привычки в среде молодежи и отношение к ним



Отношение молодежи к абортам и противозачаточным средствам



Проблема СПИДа в студенческой среде



Подверженность молодежи вредным привычкам



Проблема курения в наши дни



Рост наркомании в молодежной среде



Рост преступности среди молодежи



Молодежная безработица и ее влияние на формирование личности

  1. .

Лидерство, соперничество, внутригрупповая динамика



Студент МЭИ глазами социолога



Социально-психологический портрет студента НИУ «МЭИ»



Социально-психологический портрет выпускника вуза (НИУ «МЭИ»)



Отношение студентов к платным формам обучения



Отношение ко второму (параллельному) образованию



Отношение к религии и мистицизму



Морально-психологический климат в коллективе



Отношение студентов к профильным дисциплинам (сравнительный анализ)



Отношение студентов к непрофильным дисциплинам(сравнительный анализ)



Отношение студентов к истории



Отношение студентов к философии



Отношение студентов к будущей профессии



Отношение студентов к социологии



Отношение студентов к психологии



Проблемы адаптации выпускников вуза и пробелы образования



Негативные явления в среде молодежи



Отношение молодежи к Интернету



Студент и компьютеризация



Отношение студентов к физкультуре и спорту



Отношение молодежи к художественной культуре (Студент и искусство)



Студент и будущая профессия



Студент и учеба



Что студенты знают о МЭИ и его истории?



Отношение будущих специалистов к гуманитарной подготовке



Кто герой сегодняшней молодежи?



Что читает современный студент?



Что слушает и смотрит современный студент?


и другие по выбору и предложениям студентов.