Файл: Учебник для студентов дефектол фак пед вузов Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. Владос, 1998. 680 с. 21.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с. 21
2.Водинская М. В., М. С. Шапиро. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью/ М. В. Водинская, Шапиро М. С. – Интермедиатор, 2015 г. – 246 с. 21
3.Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи/ Ю. Ф. Гаркуша. - М.: 2006. – 240 c. 21
4.Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса: пособие для педагогов ДОУ / А. Н. Гвоздев – Москва, 2016 – 320 с. 21
5.Р. Г. Казаков Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 126 с. 21
6.Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997 г. –295 с. 21
7.Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества./ Т.С. Комарова-М., 1994 – 32с. 21
8.Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии/ Р. Е. Левина. - М. : 2006. – 176 c. 21
9.Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: Академия, 2000. – 232с. 21
10. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с. 21
Введение
Актуальность. В качестве важнейшей психической функции человека следует выделить речевую функцию. В процессе речевого развития формируется как познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления. Речевая деятельность, при помощи которой человек имеет способность к общению, позволяет вступить в специфический человеческий социальный контакт, что в свою очередь способствует формированию и уточнению представлений ребенка об окружающей действительности и в то же время происходит совершенствование форм ее отражения.
Различные диссонансы в психическом развитии ребенка возникают в результате отрицательного влияния на него нарушений речи, которые могут проявляться в той или иной степени, т.е. в зависимости от характера речевого расстройства, что также может негативно отражаться на деятельности ребенка и его поведении.
Поэтому проблема поиска путей активизации общения приобретает социальную значимость, а в аспекте педагогического воздействия применительно к детям с нарушением речи, особую актуальность.
Разработка эффективных методов преодоления нарушения речи, в том числе и при подготовке детей к школе, является одной из проблем современной логопедии. Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Р. И. Лалаева, М. М. Алексеева, Г. А. Волкова, А. Н. Корнев и многие другие.
У детей с общим недоразвитием речи ограничен словарный запас, дети используют одинаково звучащие слова с различными значениями, речь таких детей бедна и стереотипна. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий, на фоне относительно развёрнутой речи у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неточные употребления многих лексических значений. Как правило, у детей с общим недоразвитием речи в активном словаре преобладают существительные и глаголы, так же недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояние предметов и действий. Неумение использовать способы словообразования создают трудности в использовании вариантов слов, дети не всегда могут подобрать однокоренные слова, образовать новые слова с помощью суффиксов и приставок.
Развивать речь дошкольника, очень важно для его дальнейшего развития и успешной учебы в школе. Ребёнок, который хорошо владеет речью, сможет в дальнейшем успешно излагать свои мысли, а также мысли, изложенные в учебниках. Речь такого ребёнка будет логична, последовательна, убедительна и аргументирована. Использования занятий по изобразительной деятельности в детском саду позволит реализовать эти задачи, а это логичность, последовательность,
убедительность, аргументированность.
Как правило, традиционные логопедические занятия часто бывают мало занимательны, потому что предполагают многократное повторение и заучивание, то есть механическую работу ребёнка. Поэтому в последние годы специалисты проявляют интерес к механизму воздействия изобразительной деятельности на ребёнка с речевыми нарушениями в коррекционно-развивающем процессе.
Изобразительная деятельность оказывает сильное стимулирующее влияние на развитие словесного творчества, формирование выразительных средств речи, а также позволяет опосредованно отражать окружающий мир, обогащать свой чувственный опыт, углублять представления об окружающем.
Так же изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности, оно является средством умственного, графо моторного, эмоционально-эстетического, волевого развития детей.
Объект исследования – развитие изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением речи.
Предмет исследования – особенности изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционной работы.
Гипотеза – изобразительная деятельность влияет на развитие речевых способностей в процессе коррекционной работы.
Цель: Изучить теоретические основы особенностей изобразительной деятельности у дошкольников с нарушениями речи.
Задачи:
-
Теоретически изучить понятие изобразительной деятельности в психолого-педагогической литературе. -
Теоретически представить психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями речи. -
Выявить особенности развития изобразительной деятельности у детей с нарушением речи (особенности развития психики у детей, закономерности развития психики у детей с патологией развития ОВЗ)
Методологической базой является теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития детей с нарушением речи.
Структура работы – работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы.
1 Теоретические основы изучения особенностей деятельности у дошкольников с нарушением речи
-
Изучения понятия изобразительной деятельности в психолого-педагогической литературе
В детстве происходит процесс формирования творчески активной личности, которая обладает способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, выступает в качестве условия дальнейшего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Одно из направлений психического развития ребенка в дошкольном возрасте – это развитие креативности, творческих способностей. Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.
Изучением творческих способностей детей дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский, А.Н. Лук, Б.М. Теплов и многие другие. По мнению Н.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Е.А. Флериной, творческие способности детей наиболее ярко проявляются в процессе изобразительной деятельности, так как знакомство с данной деятельностью начинается уже с дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность является одним из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала. Вызвать интерес к окружающему миру, осознать себя в нём, отразить личное впечатление о чём-либо, развить воображение и фантазию, воспитать эмоциональную отзывчивость, вызвать стремление детей видеть в окружающем мире прекрасное, формировать эстетическое отношение к миру и многое другое поможет ребёнку, как нам кажется, именно художественное творчество, развитие которого, поэтому, должно начинаться как можно раньше.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил сделать вывод о том, что Т.С. Комарова в своих работах исследует и определяет основные этапы изобразительной деятельности дошкольников: «на первом этапе возникает, развивается, осознается, оформляется замысел. В рамках второго этапа осуществляется «вынашивание» и «реализация» замысла. Ребенок по замыслу создает что-то новое, используя различные выразительные средства (художественный образ, цвет колорит, композицию); а также разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами). Третий этап – получение результата (рисунка, аппликации, скульптуры и т.п.), продукта деятельности, в который ребенок вкладывает свои знания, умения, навыки, эмоционально – интеллектуальный опыт»[7].
«Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста в рамках современных дошкольных образовательных учреждений направлена на развитие умения определять цель, планировать пути и способы ее реализации: замысливать, воплощать задуманное, использовать различные инструменты (ножницы, кисть, карандаш) и получать задуманный результат»[7].
В рамках работы с дошкольниками изобразительная деятельность подразумевает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Совместно-индивидуальная форма деятельности характеризуется тем, что участники деятельности работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. В рамках такой формы организации деятельности ребенок, выполняя свою часть работы, осознает: чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. К достоинствам данной формы организации деятельности относится то, что она позволяет мобилизовать усилия ребенка, а также вовлечь его в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников. Совместно-взаимодействующая форма подразумевает, что работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
Как отмечают ряд исследователей, «изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания, позволяя детям выразить свое отношение к окружающему миру, она развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о форме и цвете» [5].
В процессе рисования формируется и совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать прекрасное. Изображение в рисунках может создаваться при помощи разнообразных материалов, что позволяет освоить оригинальные техники изображения и ощутить незабываемые положительные эмоции. Как указывают авторы, именно нетрадиционные способы рисования способны доставить детям множество положительных эмоций, раскрыть возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, вносить элемент новизны.