Файл: Жоткевич Т. Как пользоваться гидросистемой тракторов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
всегда было чистым, следует строго выполнять правила технического ухода и своевременно (при первом техни ческом уходе двухномерной системы) промывать филь трующие элементы гидросистемы.
Почему же масло считается самым капризным «эле ментом» гидросистемы? Потому, что его свойство (вяз кость) сильно изменяется в зависимости от температу ры. Кроме того, масло имеет способность «соединяться» с воздухом, что приносит трактористу много неприятно стей во время работы.
Гидравлические системы работают нормально, если масло имеет температуру 30—60° тепла. Чтобы обеспе чить такую температуру, в гидросистеме должен цирку лировать определенный объем масла. Поэтому в про цессе работы нужно систематически, не реже одного раза
всмену, проверять уровень масла в масляном баке и, при необходимости, доливать его. Для проверки уровня
вбаках имеются контрольные пробки (у тракторов ДТ-20 иДТ-54) или масломеры (у тракторов остальных марок).
Масло «не любит» присутствия воздуха, который мо жет проникнуть в гидросистему через неплотные соеди нения деталей во всасывающей части. При наличии воз
духа в масле подъем навесной машины замедляется (а иногда и вообще прекращается), машина поднимает ся неравномерно, дрожит, а вся гидросистема перегре вается. Когда навесная машина опускается, из бака вы брасывается масляная пена.
Чтобы устранить эти дефекты, нужно прежде всего полностью заправить гидросистему маслом. Если это не даст нужных результатов, следует тщательно проверить соединение всех деталей на участке бак — всасывающий трубопровод — насос. Если где-либо соединение неплот ное, значит причиной плохой работы гидросистемы яв ляется воздух. Закройте ему путь, уплотнив соединения деталей, и гидросистема будет работать нормально.
9
В чем «секрет» работы резинового уплотнительного кольца? Как говорилось выше, одним из основных усло вий безотказной работы гидравлических систем являет ся плотное соединение их деталей (герметичность).
Для того чтобы обеспечить надежную герметич ность, между деталями устанавливают различные уплот нители — графито-асбестовые сальники, прокладки и т. п.
При переходе на повышенные рабочие давления в гидросистемах используют в качестве уплотнителей рези новые кольца. Их изготовляют из специальной масло стойкой резины, которая обладает большой эластично стью. Кольца могут растягиваться и вновь восстанавли вать свою форму и размер.
Резиновые кольца применяют для уплотнения деталей цилиндрической и круглой формы. При этом деталь, на которую одевают кольцо, имеет диаметр немногим боль ше (на несколько десятых долей миллиметра), чем внут ренний диаметр кольца. Таким образом, кольцо одето на деталь не свободно, а как бы натянуто на нее. Вот этим, так называемым, предварительным натяжением кольца
иобеспечивается плотность соединения деталей. Однако
стечением времени резина «стареет», кольцо теряет свою эластичность, предварительное натяжение уменьшается, и масло начинает просачиваться между кольцом и де талью. Тогда герметичность теряется.
Промышленность гарантирует срок работы резино вых уплотнительных колец в течение 2 тысяч часов, но не более одного года. Однако опыт показал, что срок работы резиновых колец зависит от многих условий, в том числе от формы детали и от качества ее обработки. Например, кольцо, установленное для уплотнения шаро вого шарнира рычага управления золотником распре делителя, работает всего несколько десятков часов
(рис. 2).
Из всего этого надо сделать практический вывод: если
10
Рис. 2. Распределитель Р-40/75:
/ — шариковый |
клапан. 2—3 |
резиновые уплотнительные |
кольца. |
4 — пере |
пускной клапан. |
5 — седло. 6 |
— направляющая перепускного |
клапана. |
7 — фик |
|
|
саторные пружины |
|
|
в месте уплотнения нарушена герметичность, т. е. про исходит подсос воздуха или утечка масла, резиновое кольцо должно быть заменено новым.
Куда исчезает масло из гидросистемы? Нарушение герметичности в нагнетательной части гидросистемы (т. е. на пути масла насос — распределитель — цилиндр) вызывает утечку масла. При этом его поступает в цилиндр меньше, чем при нормальной работе, из-за чего пор шень цилиндра, а'значит, и навесная машина поднимает ся в транспортное положение (а на специальных рабо тах опускается в рабочее положение) медленнее.
Утечки масла бывают наружные и внутренние. Для того чтобы своевременно выявить и устранить наружные утечки, при ежесменном техническом уходе все узлы гид росистемы нужно тщательно очищать от грязи и внима тельно осматривать.
Внутренние утечки масла внешним осмотром обнару жить нельзя. Между тем именно они приносят большие неприятности. Внутренними эти утечки называются по тому, что масло не вытекает из гидросистемы наружу, но значительная часть его перетекает между деталями и не попадает в рабочий цилиндр. В практике наиболее ча
сто встречается внутренняя утечка масла в следующих местах гидросистемы:
1.Через неисправный сальник ведущей шестерни на соса (рис. 3). Вместо того чтобы идти через распредели тель в рабочий цилиндр, масло перекачивается насосом
всистему смазки тракторного двигателя. В этом случае количество масла в гидросистеме заметно уменьшается, а в системе смазки двигателя увеличивается. Чтобы устранить эту неисправность, нужно заменить сальник.
2.Через неисправное резиновое уплотнительное коль цо разгрузочной пластинки насоса (рис. 4). Это кольцо изолирует всасывающую и нагнетательную полости на соса. Когда кольцо выходит из строя, т. е. теряет свою
12
Рис. 3. Шестеренчатый насос модели НШ:
І — резиновый сальник. 2 — плавающие бронзовые втулки.
эластичность, масло из нагнетательной полости насоса частично или полностью перетекает обратно во всасываю щую полость. Поступление масла в рабочий цилиндр уменьшается или вообще прекращается. Неисправность
Рис. 4. Насос НШ-60:
1 — уплотнительное кольцо разгрузочной пластинки.
устраняется заменой резинового уплотнительного кольца.
3. По стыковой поверхности плавающих бронзовых втулок насоса. При больших перегрузках гидросистемы стыковые поверхности втулок насоса сминаются и масло может протекать из полости нагнетания в полость вса-
14
сывания. Неисправность устраняется переворачиванием или заменой втулок.
Стремясь своими силами устранить неисправность насоса при последующей его сборке, механизаторы ино-
Рис. 5. Схема установки втулок:
1 — ведущая шестерня. |
2 — ведомая |
шестерня. 3 ■—втулка ведо |
мой шестерни. |
4 — втулка |
ведущей шестерни. |
гда неправильно разворачивают зубцы втулок. Втулки надо устанавливать в корпус насоса в зависимости от на правления вращения шестерен (рис. 5) так, чтобы втул ки ведущей шестерни были сдвинуты против ее враще ния, а втулки ведомой шестерни сдвинуты в сторону вращения этой шестерни.
4. Через неплотную посадку перепускного клапана распределителя, что может быть вызвано тремя причи
15
нами — попаданием посторонних предметов между сед лом и клапаном, зависанием клапана в направляющей и износом клапана и седла. В случае неплотной посадки перепускного клапана в седле поступившее в распреде литель масло, не заходя в цилиндр, будет идти на слив в бак.
Чтобы устранить первые две причины, нужно, не раз бирая всего распределителя, разобрать только перепуск ной клапан, тщательно промыть его детали и седло.
В случае износа фаску клапана можно шлифовать, а седло заменить новым.
5. Через неплотную посадку шарикового клапана бустерного механизма (автомата золотника) или шарика предохранительного клапана. Из-за этого предназначен ное для рабочего цилиндра масло будет уходить на слив в бак.
Прежде всего следует попробовать восстановить гер метичность этих соединений промывкой, а если эта мера не даст нужных результатов, произвести обжимку гнезд и, при необходимости, заменить шарики. Это связано с разборкой бустерного механизма и предохранительного клапана. Следует помнить, что бустерный механизм дол жен срабатывать при давлении ПО—100 кг/см2, предо хранительный клапан — при давлении 130—135 кг/см2. Поэтому после сборки бустерный механизм и предохра нительный клапан обязательно испытывают.
6. Через неисправное уплотнение поршня рабочего цилиндра. Поршень в цилиндре уплотняется резиновым кольцом и двумя кожаными манжетами. Если резиновое кольцо выйдет из строя, то масло будет свободно перете кать из одной полости цилиндра в другую. Эта утечка не скажется на времени подъема или опускания навесной машины, но гидроподъемник будет плохо работать как «защелка» — не удержит машину в транспортном поло-
16
3
Рис. 6. Двухточечная наладка навесного устройства трактора ДТ-54А:
/ — нижние тяги. |
2 — правый раскос. |
3 — верхняя тяга. |
4 — ограничи |
|
тельная |
цепь. |
|
жении. Неисправность устраняют заменой резинового кольца.
Почему отказывает в работе автомат золотника (бу стерный механизм)? Очень часто бустерный механизм не срабатывает, если масло гидросистемы имеет темпе
ратуру ниже |
+20° или |
выше |
60—70°. Когда масло |
|
Г |
ГОС. |
ПѴЪ |
.АН I |
|
• Н А У 1 |
Т- |
Ж М ’ ; |
17 |
|
|
• |
' г |
■- ■■! |
! |
/ / 2 9 У
становится холодным, его нужно прогреть, включив насос гидросистемы на холостую работу.
Если масло слишком горячее, нужно выключить гид росистему, остудить масло, несколько раз переключить золотник вручную, а также выявить и устранить причину перегрева масла. Бустерный механизм может перестать запирать золотник в рабочих или плавающем положе ниях. Это происходит из-за поломки фиксаторных пру жин, которые нужно заменить новыми. Такую операцию следует проводить очень аккуратно, чтобы не сбить ре гулировку автомата.
Почему навесная машина «не слушается» механиза тора? Навесная машина будет хорошо работать только тогда, когда правильно отрегулировано навесное уст ройство гидроподъемника.
Правильное положение рабочих органов навесной ма шины в поперечном направлении по отношению к дви жению трактора достигается регулировкой правого рас коса (рис. 6), а в продольной плоскости — регулировкой длины верхней тяги.
При использовании трактора ДТ-54А на вспашке нуж но обязательно пользоваться двухточечной наладкой на весного устройства, при котором нижние тяги присоеди няются к одному правому шаровому шарниру. При работе с четырехкорпусным плугом этот шаровой шарнир, а также вилка центральной тяги сдвигаются от центра трактора на 150 миллиметров вправо.
При работе с широкозахватными машинами, чтобы обеспечить хорошую приспособляемость рабочих органов к микрорельефу поля, на тракторах Т-28, МТЗ и КДП-35 надо применять телескопические соединения раскосов с продольными тягами, а у тракторов ДТ-20 и ДТ-54А произвести переналадку самих раскосов (рис. 7).
Чтобы предупредить сильное раскачивание навесной машины в транспортном положении, надо пользоваться
18
V N