Файл: Жоткевич Т. Как пользоваться гидросистемой тракторов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

всегда было чистым, следует строго выполнять правила технического ухода и своевременно (при первом техни­ ческом уходе двухномерной системы) промывать филь­ трующие элементы гидросистемы.

Почему же масло считается самым капризным «эле­ ментом» гидросистемы? Потому, что его свойство (вяз­ кость) сильно изменяется в зависимости от температу­ ры. Кроме того, масло имеет способность «соединяться» с воздухом, что приносит трактористу много неприятно­ стей во время работы.

Гидравлические системы работают нормально, если масло имеет температуру 30—60° тепла. Чтобы обеспе­ чить такую температуру, в гидросистеме должен цирку­ лировать определенный объем масла. Поэтому в про­ цессе работы нужно систематически, не реже одного раза

всмену, проверять уровень масла в масляном баке и, при необходимости, доливать его. Для проверки уровня

вбаках имеются контрольные пробки (у тракторов ДТ-20 иДТ-54) или масломеры (у тракторов остальных марок).

Масло «не любит» присутствия воздуха, который мо­ жет проникнуть в гидросистему через неплотные соеди­ нения деталей во всасывающей части. При наличии воз­

духа в масле подъем навесной машины замедляется (а иногда и вообще прекращается), машина поднимает­ ся неравномерно, дрожит, а вся гидросистема перегре­ вается. Когда навесная машина опускается, из бака вы­ брасывается масляная пена.

Чтобы устранить эти дефекты, нужно прежде всего полностью заправить гидросистему маслом. Если это не даст нужных результатов, следует тщательно проверить соединение всех деталей на участке бак — всасывающий трубопровод — насос. Если где-либо соединение неплот­ ное, значит причиной плохой работы гидросистемы яв­ ляется воздух. Закройте ему путь, уплотнив соединения деталей, и гидросистема будет работать нормально.

9


В чем «секрет» работы резинового уплотнительного кольца? Как говорилось выше, одним из основных усло­ вий безотказной работы гидравлических систем являет­ ся плотное соединение их деталей (герметичность).

Для того чтобы обеспечить надежную герметич­ ность, между деталями устанавливают различные уплот­ нители — графито-асбестовые сальники, прокладки и т. п.

При переходе на повышенные рабочие давления в гидросистемах используют в качестве уплотнителей рези­ новые кольца. Их изготовляют из специальной масло­ стойкой резины, которая обладает большой эластично­ стью. Кольца могут растягиваться и вновь восстанавли­ вать свою форму и размер.

Резиновые кольца применяют для уплотнения деталей цилиндрической и круглой формы. При этом деталь, на которую одевают кольцо, имеет диаметр немногим боль­ ше (на несколько десятых долей миллиметра), чем внут­ ренний диаметр кольца. Таким образом, кольцо одето на деталь не свободно, а как бы натянуто на нее. Вот этим, так называемым, предварительным натяжением кольца

иобеспечивается плотность соединения деталей. Однако

стечением времени резина «стареет», кольцо теряет свою эластичность, предварительное натяжение уменьшается, и масло начинает просачиваться между кольцом и де­ талью. Тогда герметичность теряется.

Промышленность гарантирует срок работы резино­ вых уплотнительных колец в течение 2 тысяч часов, но не более одного года. Однако опыт показал, что срок работы резиновых колец зависит от многих условий, в том числе от формы детали и от качества ее обработки. Например, кольцо, установленное для уплотнения шаро­ вого шарнира рычага управления золотником распре­ делителя, работает всего несколько десятков часов

(рис. 2).

Из всего этого надо сделать практический вывод: если

10

Рис. 2. Распределитель Р-40/75:

/ — шариковый

клапан. 2—3

резиновые уплотнительные

кольца.

4 — пере­

пускной клапан.

5 — седло. 6

— направляющая перепускного

клапана.

7 — фик­

 

 

саторные пружины

 

 


в месте уплотнения нарушена герметичность, т. е. про­ исходит подсос воздуха или утечка масла, резиновое кольцо должно быть заменено новым.

Куда исчезает масло из гидросистемы? Нарушение герметичности в нагнетательной части гидросистемы (т. е. на пути масла насос — распределитель — цилиндр) вызывает утечку масла. При этом его поступает в цилиндр меньше, чем при нормальной работе, из-за чего пор­ шень цилиндра, а'значит, и навесная машина поднимает­ ся в транспортное положение (а на специальных рабо­ тах опускается в рабочее положение) медленнее.

Утечки масла бывают наружные и внутренние. Для того чтобы своевременно выявить и устранить наружные утечки, при ежесменном техническом уходе все узлы гид­ росистемы нужно тщательно очищать от грязи и внима­ тельно осматривать.

Внутренние утечки масла внешним осмотром обнару­ жить нельзя. Между тем именно они приносят большие неприятности. Внутренними эти утечки называются по­ тому, что масло не вытекает из гидросистемы наружу, но значительная часть его перетекает между деталями и не попадает в рабочий цилиндр. В практике наиболее ча­

сто встречается внутренняя утечка масла в следующих местах гидросистемы:

1.Через неисправный сальник ведущей шестерни на­ соса (рис. 3). Вместо того чтобы идти через распредели­ тель в рабочий цилиндр, масло перекачивается насосом

всистему смазки тракторного двигателя. В этом случае количество масла в гидросистеме заметно уменьшается, а в системе смазки двигателя увеличивается. Чтобы устранить эту неисправность, нужно заменить сальник.

2.Через неисправное резиновое уплотнительное коль­ цо разгрузочной пластинки насоса (рис. 4). Это кольцо изолирует всасывающую и нагнетательную полости на­ соса. Когда кольцо выходит из строя, т. е. теряет свою

12

Рис. 3. Шестеренчатый насос модели НШ:

І — резиновый сальник. 2 — плавающие бронзовые втулки.

эластичность, масло из нагнетательной полости насоса частично или полностью перетекает обратно во всасываю­ щую полость. Поступление масла в рабочий цилиндр уменьшается или вообще прекращается. Неисправность

Рис. 4. Насос НШ-60:

1 — уплотнительное кольцо разгрузочной пластинки.

устраняется заменой резинового уплотнительного кольца.

3. По стыковой поверхности плавающих бронзовых втулок насоса. При больших перегрузках гидросистемы стыковые поверхности втулок насоса сминаются и масло может протекать из полости нагнетания в полость вса-

14


сывания. Неисправность устраняется переворачиванием или заменой втулок.

Стремясь своими силами устранить неисправность насоса при последующей его сборке, механизаторы ино-

Рис. 5. Схема установки втулок:

1 — ведущая шестерня.

2 — ведомая

шестерня. 3 ■—втулка ведо­

мой шестерни.

4 — втулка

ведущей шестерни.

гда неправильно разворачивают зубцы втулок. Втулки надо устанавливать в корпус насоса в зависимости от на­ правления вращения шестерен (рис. 5) так, чтобы втул­ ки ведущей шестерни были сдвинуты против ее враще­ ния, а втулки ведомой шестерни сдвинуты в сторону вращения этой шестерни.

4. Через неплотную посадку перепускного клапана распределителя, что может быть вызвано тремя причи­

15

нами — попаданием посторонних предметов между сед­ лом и клапаном, зависанием клапана в направляющей и износом клапана и седла. В случае неплотной посадки перепускного клапана в седле поступившее в распреде­ литель масло, не заходя в цилиндр, будет идти на слив в бак.

Чтобы устранить первые две причины, нужно, не раз­ бирая всего распределителя, разобрать только перепуск­ ной клапан, тщательно промыть его детали и седло.

В случае износа фаску клапана можно шлифовать, а седло заменить новым.

5. Через неплотную посадку шарикового клапана бустерного механизма (автомата золотника) или шарика предохранительного клапана. Из-за этого предназначен­ ное для рабочего цилиндра масло будет уходить на слив в бак.

Прежде всего следует попробовать восстановить гер­ метичность этих соединений промывкой, а если эта мера не даст нужных результатов, произвести обжимку гнезд и, при необходимости, заменить шарики. Это связано с разборкой бустерного механизма и предохранительного клапана. Следует помнить, что бустерный механизм дол­ жен срабатывать при давлении ПО—100 кг/см2, предо­ хранительный клапан — при давлении 130—135 кг/см2. Поэтому после сборки бустерный механизм и предохра­ нительный клапан обязательно испытывают.

6. Через неисправное уплотнение поршня рабочего цилиндра. Поршень в цилиндре уплотняется резиновым кольцом и двумя кожаными манжетами. Если резиновое кольцо выйдет из строя, то масло будет свободно перете­ кать из одной полости цилиндра в другую. Эта утечка не скажется на времени подъема или опускания навесной машины, но гидроподъемник будет плохо работать как «защелка» — не удержит машину в транспортном поло-

16


3

Рис. 6. Двухточечная наладка навесного устройства трактора ДТ-54А:

/ — нижние тяги.

2 — правый раскос.

3 — верхняя тяга.

4 — ограничи­

 

тельная

цепь.

 

жении. Неисправность устраняют заменой резинового кольца.

Почему отказывает в работе автомат золотника (бу­ стерный механизм)? Очень часто бустерный механизм не срабатывает, если масло гидросистемы имеет темпе­

ратуру ниже

+20° или

выше

60—70°. Когда масло

Г

ГОС.

ПѴЪ

.АН I

• Н А У 1

Т-

Ж М ’ ;

17

 

' г

■- ■■!

!

/ / 2 9 У

становится холодным, его нужно прогреть, включив насос гидросистемы на холостую работу.

Если масло слишком горячее, нужно выключить гид­ росистему, остудить масло, несколько раз переключить золотник вручную, а также выявить и устранить причину перегрева масла. Бустерный механизм может перестать запирать золотник в рабочих или плавающем положе­ ниях. Это происходит из-за поломки фиксаторных пру­ жин, которые нужно заменить новыми. Такую операцию следует проводить очень аккуратно, чтобы не сбить ре­ гулировку автомата.

Почему навесная машина «не слушается» механиза­ тора? Навесная машина будет хорошо работать только тогда, когда правильно отрегулировано навесное уст­ ройство гидроподъемника.

Правильное положение рабочих органов навесной ма­ шины в поперечном направлении по отношению к дви­ жению трактора достигается регулировкой правого рас­ коса (рис. 6), а в продольной плоскости — регулировкой длины верхней тяги.

При использовании трактора ДТ-54А на вспашке нуж­ но обязательно пользоваться двухточечной наладкой на­ весного устройства, при котором нижние тяги присоеди­ няются к одному правому шаровому шарниру. При работе с четырехкорпусным плугом этот шаровой шарнир, а также вилка центральной тяги сдвигаются от центра трактора на 150 миллиметров вправо.

При работе с широкозахватными машинами, чтобы обеспечить хорошую приспособляемость рабочих органов к микрорельефу поля, на тракторах Т-28, МТЗ и КДП-35 надо применять телескопические соединения раскосов с продольными тягами, а у тракторов ДТ-20 и ДТ-54А произвести переналадку самих раскосов (рис. 7).

Чтобы предупредить сильное раскачивание навесной машины в транспортном положении, надо пользоваться

18

V N