Файл: Мукосеев Ю.Л. Электроснабжение промышленных предприятий учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 352
Скачиваний: 11
2-9. ОБЩЕПРОМЫШЛЕННЫЕ УСТАНОВКИ
Подъемно-транспортные машины (тельферы, кранбалки, мостовые консольные и козловые краны, подъем ники, лифты, манипуляторы и др.) имеют грузоподъем ность 0,25—630 тс и выше. Для монтажагидротурбин ГЭС применяется кран грузоподъемностью 500/50 тс; для обслуживания уникальных турбин Красноярской ГЭС 500 МВт применяются два таких крапа. В судостроении применяются плавучие краны грузоподъемностью до 1 000 тс.
Мощность электроприводов подъемных машин в зна чительной мере зависит от скорости операции, определяе мой условиями производства. Например, закалочный кран грузоподъемностью 5 тс термического цеха имеет мощность двигателя подъема 45 кВт при IIВ — 40"о, в то время как у обычных кранов грузоподъемностью 5 тс механических цехов мощность двигателя подъема состав ляет всего 12 кВт при П В = 25%.
Мощность двигателя главного подъема тихоходного монтажного крана ГЭС грузоподъемностью 500 тс ИЗ кВт, а всего крана 385 кВт. Суммарная мощность приводов быстроходного бетоноукладочного крана для строитель ства Сибирских ГЭС грузоподъемностью 22 тс, имеющего вылеты двух консолей в обе стороны по 50 м, составляет 1 724 кВт.
Для приводов подъемно-транспортных машин приме няется переменный и постоянный ток, в зависимости от требований производства. Установки постоянного тока постепенно вытесняются установками систем ДГД и УТВД или просто электроприводами переменного тока. В чер ной металлургии постоянный ток применяется для тяже лых кранов мартеновских цехов; для новых конвертор ных цехов краны выполняются с приводом переменного тока.
Манипуляторы для грубой работы в установках ковоч ных прессов имеют рычаг с клещами, поднимающий бол ванки массой до 70 т из нагревательной печи; привод на переменном токе (рис. 2-15).
Для питания подъемно-транспортных машин приме няются напряжения, аналогичные напряжениям пита ния основной силовой нагрузки. Возрастающая мощность подъемно-транспортных машин (в частности, угольных и рудных перегружателей, кранов па судоверфях и др.)
66
вызывает необходимость повышения напряжения питания; появились установки с кранами, питающимися через контактные сети напряжением 6 кВ с понижающими транс форматорами на самом кране.
Режим работы подъемно-транспортных машин — пов торно-кратковременный, с ПВ от 15 до 60%. Категория бесперебойности электроснабжения подъемно-транспорт ных машин зависит от их назначения. К 1-й категории отно сятся краны с горячим металлом: заливочные, загрузоч ные и разливочные краны мартеновских и конверторных
2060
цехов, закалочные краны термических цехов, мостовые и другие краны, обслуживающие мощные гидропрессы свободной ковки, обрабатывающие уникальные изделия.
Большинство подъемно-транспортных машин в про цессе работы перемещаются по специальным путям и питаются через голые контактные провода — троллеи. Положение самих троллеев стабильно, электронагрузки подъемно-транспортных машин постоянны по располо
жению.
Поточно-транспортные системы (ПТС), состоящие из различных конвейеров, перегрузочных и других механиз мов, широко применяются в автоматизированных произ водствах, связанных с сыпучими телами, например в кок сохимических цехах, при приготовлении формовочной земли в литейных машиностроительных заводах, на зер
3* |
67 |
новых элеваторах, бетонных заводах, обогатительных и агломерационных фабриках, фабриках резинотехниче ских изделий и др.
Мощности приводов различных транспортеров, кон вейеров, шнеков, норий и других транспортирующих механизмов не превосходят 20—40 кВт. Ре;ким работы длительный.
Особенностью механизмов ПТС является их взаимо связь, обусловленная технологическим процессом. При транспортировании и обработке сыпучих тел порядок работ механизмов такой, что первым начинает работать самый последний по ходу механизм и в последнюю оче редь — первый по технологии, что обусловлено необхо димостью избежать завалов продуктом последующих сту пеней. При остановке одного из промежуточных звеньев ПТС все предыдущие по ходу механизмы должны быть остановлены. Для создания необходим],іх блокировок и связей механизмов ПТС управление обычно производится с центрального поста управления (ЦПУ).
Аппаратура управления н сигнализации устанавли вается в ЦПУ, что обеспечивает централизованное управ ление. ПТС одним диспетчером или же автоматизацию работы ПТС.
Категорийиость потребителей по бесперебойности зави сит от технологического назначения ПТС. Расположение механизмов постоянное.
Компрессоры, насосы и вентиляторы. К о м п р е с с о р ы применяются во многих отраслях промышленности для получения сжатого воздуха давлением до 6—8 кгс/см 2, сжатия и охлаждения газов в химической промышлен ности, где давления до 2 000 кгс/см 2 и выше. Для неболь ших по производительности установок всех давлений применяются поршневые компрессоры (рис. 2-16) с приво дом от тихоходных (94—187 об/мин) синхронных двига телей диапазоном мощностей от 50 до 4.000—9 000 кВт.
Для установок большой производительности при дав лениях до 0—8 кгс/см2 применяются турбокомпрессоры мощностью 700—18 000 кВт с приводом от быстроходных синхронных двигателей. В химической промышленности поршневые компрессоры на давление 40—50 кгс/см2 выте сняются центробежными турбокомпрессорами. 15 дальней шем возможны повышение давления до 300 кгс/см2 и пере ход на безредукторный привод от паровых турбин мощ ностью 25—30 МВт с частотой вращения до 20 000 об/мин.
68
В компрессорных установках для газопроводов при переменном режиме расхода газа требуется регулирова ние частоты вращения компрессоров, для пего применя ются асинхронные двигатели .мощностью до 4 500 кВт с вентильным каскадом, обеспечивающим регулирование частоты вращения в пределах J00—70°о. Мощности нерегулируемых газовых компрессоров достигают 7—12 МВт.
Приводы компрессоров сжатого воздуха являются наиболее крупными потребителями электроэнергии на
Рис. 2-16. Ъстановка компрессоров в цехе завода синтеза спирта.
машиностроительных заводах. В химической промышлен ности суммарные установленные мощности компрессор ных превышают 100 МВт.
II а с о с ы для перекачки различных жидкостей имеют диапазон мощностей от долей киловатта (подача смазки, реактивов и пр.) до 12,5 МВт (с вертикальным валом для промышленного водоснабжения). В установках большой производительности с переменным расходом для снижения удельного расхода энергии на единицу перекачиваемой жидкости, необходимо регулирование частоты вращения,
вследствие чего привод выполняется по каскадным схе мам.
В связи с интенсификацией тепловых процессов, осо бенно с развитием атомной промышленности, нотребова-
69
лись насосные установки для перекачки жидких горячих металлов (натрия, калия и их сплавов), используемых
вкачестве теплоносителя, в том числе для передачи тепла из радиоактивной зоны в расположенные в нормальной зоне теплообменники. К этим установкам предъявляются весьма жесткие требования из-за недопустимости радио активных утечек. Одно из решений этой проблемы состоит
вприменении экранированных электродвигателей мощ ностью от О,Г) до сотен киловатт. 'Имеются экранирован
ные электродвигатели для насоса радиоактивной воды
мощностью |
до |
1200 кВт. |
Однако |
полная герметизация |
|||||||
|
|
|
|
таких |
установок |
была |
достигнута |
||||
|
|
|
|
лишь при помощи электромагнитных |
|||||||
|
|
|
|
насосов постоянного |
и |
переменного |
|||||
|
|
|
|
тока, построенных по принципу элек |
|||||||
|
|
|
|
тродвигателей, причем роль обмотки |
|||||||
|
|
|
|
4 играет |
движущийся |
в |
магнитном |
||||
|
|
|
|
поле жидкий металл. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Электромагнитный насос постоян |
|||||||
|
|
|
|
ного тока состоит из электромагнита, |
|||||||
Рис. 2-17. Электро |
между полюсами которого проходит |
||||||||||
труба |
с жидким |
металлом; |
поперек |
||||||||
магнитный |
насос |
по |
трубы пропускается постоянный ток, |
||||||||
стоянного тока. |
|
||||||||||
1 —поток металла; 2 ,6 — |
вследствие чего в жидком металле, |
||||||||||
магнитный |
полюс; |
з — |
находящемся |
под |
магнитом, |
по |
|||||
канал насоса; |
4 — на |
является электродинамическая сила, |
|||||||||
правление |
тока; |
5 — |
|||||||||
шина, подводящая |
ток. |
двигающая |
металл |
вдоль |
трубы |
||||||
|
|
|
|
(рис. 2-17). Пуск такого насоса |
ана |
логичен пуску обычного двигателя постоянного тока; здесь также необходим пусковой реостат до создания противоэлектродвижущей силы в двигающемся металле. Значение к. п. д. таких насосов 15—20?6 для малых и 40—50% для больших единиц. Недостатком их является необходимость питания постоянным током напряжени ем 0,5—2,5 В при величине токов от десятков до 300 кА. В качестве источников питания электромагнитных насо сов постоянного тока наиболее подходят униполярные генераторы.
Электромагнитный насос может быть переменного тока с низкими значениями к. п. д. и коэффициента мощ ности, вследствие чего целесообразнее использовать прин цип асинхронной машины. В электромагнитных насосах переменного тока жидкий металл находится в трубах, являющихся обмоткой ротора; электродинамическая сила,
70
передаваемая индукционным путем от статора, вызывает соответствующее движение металла. Такие индукцион ные насосы выполняются двух типов — спиральные и плоские линейные. J3 первом случае ротор выполняется из спиральных труб, в которых жидкий металл получает вращательно-поступательное движение. Плоские элек тромагнитные насосы состоят из развернутого на плос кость трехфазного статора и ряда труб с жидким метал лом, в которых бегущее магнитное поле статора создает электродинамическую силу, двигающую металл вдоль труб; к. п. д. таких насосов достигает 45?и (рис. 2-18).
Рис. 2-18. Электромагнитный насос иере.меиного тока с плоским статором.
Преимуществом таких насосов является возможность питания от обычной сети трехфазного тока при стандарт ных напряжениях. Недостатком их является низкий коэффициент мощности (до 0,42).
Электромагнитные насосы с успехом применяются также в производствах, требующих снабжения жидким оловом, например в радиотехнической промышленности при пайке печатных схем; для перекачки хлоридных расплавленных солей в электролизные ванны; для подачи сплавов алюминия в машины для литья под давлением;
для подачи жидкого чугуна от электропечей |
к формам |
и др. |
широкий |
Электропривод в е н т и л я , т о р о в имеет |
диапазон мощностей, начиная от десятков ватт. Самые мощные вентиляторы применяются для аэродинамических труб, в которых испытываются космические корабли, модели и даже сами самолеты при скорости воздуха до 54 000 км/ч; мощности таких вентиляторов измеряются
71
десятками мегаватт. Рекордная установка состоит из электродвигателей мощностью 2 (И д-2 ѵ 18,5 == 159 МВт, причем двигатель мощностью (11 МВт является самым мощным в мире (рис. 2-19). Частота вращении вентиляторов аэродинамических труб регулируется от О до номинальной, для чего применяются специальные асинхронно-синхронные каскады (системы ДГД—УРВД) и частотное регулирование.
Для питания рассмотренных групп потребителей при меняются все ступени напряжений от 380 до 10 000 В
Рис. 2-19. Двигатель привода аэроди намической трубы мощностью 61 МВт.
(за рубежом до 13 800 В) в зависимости от мощностей двигателей и напряжений цеховых и общезаводских электросетей.
Режжм работы приводов компрессоров, насосов и вентиляторов — продолжительный, за исключением спе циальных приводов: насосов-дозаторов, работающих кратковременно; вентиляторов циклической работы в резиновой промышленности и др. Мощные аэродинами ческие трубы работают от нескольких минут до 2—3 ч и создают затруднения для энергосистем резко переменным режимом с кратковременными нагрузками в сотни мега ватт. Степень бесперебойности электроснабжения зависит от назначения установки и технологии производства. К потребителям 1-й категории относятся противопожар ные насосы, питательные насосы паровых котлов, венти ляторы химических цехов и т. и. Расположение компрес соров, насосов и вентиляторов стабильно.
72