Файл: Мукосеев Ю.Л. Электроснабжение промышленных предприятий учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 375

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чения изделия и в среднем может быть принят 0,01 % (Рт = 0,0001).

Для практических расчетов можно пользоваться веро­ ятностью Р т = 0,01 для машин, включенных, например, на фазы AB и ВС. Тогда вероятность суммарного пика

1

2 3 4 - 5

10

20

4-0 ВО 100150200

Рт = 0,01

Рис. 5-14. Кривые вероятности для опре­ деления количества одновременно работа­ ющих сварочных машин.

в фазе В от присоединенных к фа^ам AB и ВС машин будет равна произведению этих вероятностей:

Ртв = 0,01 -0,01 = 0,0001.

На рис. 5-14 приведены кривые значений Р т в зави­ симости от ПВф и общего числа машин п при вероятности совпадения 0,01.

При одинаковой мощности машин расчетный пик лю­ бой пары фаз, например AB,

П

Su(AB) — ~ ^ ^ з і5паспі» 1

154

где т — число одновременно работающих машин (по кривым рис. 5-14); п — число машин, подключенных к дан­ ной паре фаз; К зі — коэффициент загрузки каждой сва­ рочной машины; snaon — номинальная мощность каждой сварочной машины, кВ-А.

При различных мощностях машин и ПФф расчет пико­ вого тока, создаваемого наибольшими машинами, произ­ водят в следующем порядке:

а) все машины, подключенные к данной паре фаз, раз­ биваются на группы с одинаковыми мощностями и ПВф числом щ + и2 + ... == п;

б) по кривым рис. 5-14 определяется количество одно­ временно работающих машин т для каждой группы машин в отдельности;

в) подсчитывается среднее значение П В ф С для всех п машин, подключенных к данной паре фаз по формуле

ПВ ф.о — '

ПВфЛПі -f-ПВф2п2-

(5-35)

г) по кривым рис. 5-14 определяется количество т машин, одновременно работающих из общего числа п машин при ПВф с,

д) при известном количестве одновременно работающих машин в каждой группе т* выбираются группы с наиболь­ шими мощностями пика, начиная с самого большого, до тех пор пока сумма числа совпавших машин в группах не будет равна т = т1 + т2 + ... + шг;

е) для всех выбранных групп, участвующих в расчет­ ном пике, определяется пиковая нагрузка

 

m l

WiSni.

^ m2

^2'^П2 ^

Дм

 

где snl — пиковая мощность одной машины данной группы;

тх — число машин данной группы, участвующей

в рас­

четном пике;

 

 

 

 

 

ж)

определяется расчетный пик для данной пары фаз,

например AB,

 

 

 

 

 

 

 

S n

=

1

 

(5-36)

где k — число

 

 

 

 

групп,

участвующих в

расчетном

пике.

Пиковая нагрузка для линейного провода определя­

ется по обычной формуле, соответственно пикам двух пар

фаз, например в фазе В,

 

 

 

 

$П(В) — У

+

А-Sn(AB)Sn(BC),

(5-37)

155


где Sn(AB)', S n(BC) — пиковая нагрузка для пары фаз AB и для пары фаз ВС.

Как указано, пиковая нагрузка фазы В соответствует вероятности появления 0,0001.

Пиковый линейный ток

где Sn(B) — пиковая нагрузка фазы, кВ-Л; ІІЛ— линей­ ное напряжение, В.

Средняя длительность расчетного пика, с,

В В ф. с (1 ПВф С)

т = Яс [m (1 -

ПВф. с) + (п - т) П В ф,с] ’

(5-38)

 

где

. Ч -|-Я2 -|-.. - + хп

— средняя частота включения п машин.

Величины X находятся по числу включений в час N для каждой машины, 1/с,

 

X

 

N

 

 

3 600'

 

 

 

 

Число пиков в час

РтВ- 3

600

0,36

Ут =

 

tm

 

(5-39)

 

 

 

Сг

Примеры расчетов пиковых нагрузок приведены в при­ ложении ПІ.

Пользуясь указанными формулами, можно определить величину и частоту пиковых нагрузок машин контактной сварки, допустимых по условиях требований качества напряжения с точки зрения его колебаний.

Среднеквадратичные нагрузки от сварочных машин, определяющие нагрев проводников, складываются с мак­ симальными нагрузками прочих электроприемников гео­ метрически (отдельно активные и реактивные). Последние

определяются

для сварочных нагрузок по значениям

cos ф/tg ф, приводимым в справочниках.

Применение

ЭВМ позволяет произвести расчеты с еще

более высокой точностью, пользуясь методом статисти­ ческого моделирования графиков нагрузки или методом Монте-Карло. Имеются разработанные моделирующий алгоритм и программа для такого расчета [Л.5-7]. По этому

156


методу рассчитываются средняя, среднеквадратичная и пиковая нагрузки, а также частота и продолжительность ников машин контактной сварки с любой формой инди­ видуальных графиков нагрузки. Поэтому этот метод

в первую очередь следует применять для стыковых машин

соплавлением, имеющих многоступенчатый график на­ грузки. I! машину вводятся исходные данные, включая индивидуальные графики нагрузок. Машина строит реа­ лизации случайных суммарных графиков нагрузки, выра­ батывая случайное время включения отдельных машин на временной оси графиков. Для получения точности расче­ тов в пределах 2—5% число реализаций следует брать не менее 100—200.

5-7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЛОТНОСТЬ ТОКА В ПРОВОДНИКАХ

ИЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА ТРАНСФОРМАТОРОВ

В1930—1940 гг. вследствие дефицита цветных метал­ лов сети промышленных предприятий рассчитывались по нагреву по предельным допустимым нагрузкам.

Внастоящее время установлены предельные значения (в сторону увеличения) экономической плотности т о к а /3

для различных проводников согласно табл. 5-7 [Л. 1-2]. Для кабелей с медной жилой напряжением 110 кВ, по данным Энергосетьпроекта, экономическая плотность

тока при Дм — 3 000 ч- 5 000 — 3,35 А/мм2.

Для голых токопроводов напряжением 6—10—35 кВ экономическая плотность тока принимается 0,5—0,6 А/мм2; при напряжении до 1 000 В до 0,4—0,5 А/мм2 (для электро­ лиза).

При максимальном токе / м и числе часов использова­ ния максимума нагрузки Тм по соответствующей / э опре­ деляется экономическое сечение (s3K, мм2): s3K— 7м/‘ э,.' которое округляется до ближайшего стандартного сече­ ния. Согласно ПУЭ по экономическим плотностям тока для нормального режима работы должны выбираться

сечения проводников всех

сетей

напряжением выше

1 000 В (кроме сборных шин).

1 000

В по экономической

В сетях напряжением до

плотности тока согласно ПУЭ не рассчитываются: а) сети промышленных предприятий при Тм до 4 000—5 000 ч; б) все ответвления к отдельным электроприемникам и осве­ тительные сети; в) временные сети со сроком службы 3—5 лет и г) сети, соединяющие пусковые сопротивления,

157


Т а бл и ц а 5-7

Экономическая плотность тока,

А/мм2, при числе часов исполь­

зования максимума нагрузки

Проводник

Т

х м

1000—3000

3000-5000 5000-8 700

Голые провода п шины медные

2,5

2,1

1,8

То же алюминиевые:

 

1,3

1,1

1,0

Европейская часть СССР, Закав­

казье,

Забайкалье

п Дальний

 

 

 

Восток

 

 

1,5

1,4

1,3

Центральная Сибирь, Казахстан и

Средняя Азия

 

3,0

2.5

' 2,0

Кабели с бумажной и провода с ре­

зиновой и іюлихлорвиншювой изо-,

 

 

 

ляцией с медными жилами

 

 

 

То же с алюминиевыми жилами:

1,6

1,4

1,2

Европейская часть СССР, Закав­

казье,

Забайкалье

и Дальний

 

 

 

Восток

 

Казахстан

1,8

1,6

1,5

Центральная Сибирь,

и Средняя Азия

 

3,5

3,1

2,7

Кабели с резиновой и пластмассовой

изоляцией с медными жилами

 

 

 

То же с алюминиевыми жилами:

1,9

1,7

1,6

Европейская часть СССР, Закав­

казье,

Забайкалье

и Дальний

 

 

 

Восток

 

Казахстан

1,2

2.0

1,9

Центральная Сибирь,

и Средняя Азия

 

 

 

 

реостаты и т. п. Это не всегда оправдывается, в особен­ ности для ответвлений к длительно работающим электро­ приемникам.

В сетях напряжением до 1 000 В применение эконо­ мической плотности тока особенно актуально в установ­ ках электролиза, для которых / э принимается для шино­ проводов из меди 0,8—1 А/мм2 и алюминия 0,4—0,5 А/мм2.

Для сетей повышенной частоты экономическая плот­ ность тока не нормирована; пока имеются только предло­ жения об учете специфики работы проводников при повы­ шении частоты (см. § 6-12), которая приводит к более повышенным плотностям / э, чем при частоте 50 Гц.

Для магистралей при максимальном расчетном токе начального участка / х с п нагрузками, распределенными по всей длине, экономическая плотность тока для начального

158


участка но табл. 5-7 повышается на коэффициент увеличения К у:

 

 

Кч

+ 1!^2+ •4 +

 

 

11

где

=

І г -f- / 2 + ... f- I n — токи нагрузки отдельных

участков;

Ls — Lx -f- L2 +

... -j- Ln — длины отдельных

участков.

 

 

 

При определенных условиях технико-экономические расчеты могут показать целесообразность дальнейшего снижения плотности тока по сравнению с данными табл. 5-7 в целях снижения потерь электроэнергии для отдель­ ных видов электросетей (например, токопроводов).

Длительное' время основным критерием для выбора мощности трансформаторов была расчетная нагрузка по нагреву, в настоящее время признана необходимость вы­ бора трансформаторов не только по нагреву, но и по экономической загрузке. При максимальной нагрузке Su при выборе мощности одного или группы трансформаторов необходимо проводить технико-экономический анализ, сравнивая варианты возможного повышения их мощностей по сравнению с ближайшими стандартными, в целях сни­ жения потерь и получения наиболее эффективного капита­ ловложения. Величина экономической загрузки зависит от степени резервирования, числа часов использования максимума нагрузки Гм, стоимости электроэнергии, темпов роста нагрузки и других факторов, учитываемых в тех­ нико-экономических расчетах.

Как правило, экономическая загрузка трансформа­ торов при существующих в настоящее время технических данных и стоимостей трансформаторов ниже номинальной на 15-25% .

Аналогичное положение при выборе мощностей и коли­ чества преобразовательных агрегатов для получения посто­ янного тока или токов высокой частоты, но в меньшей сте­ пени, так как эти агрегаты более дорогие.

5-8. ПОТРЕБИТЕЛИ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Различные группы потребителей электроэнергии обла­ дают различными характерными коэффициентами мощ­ ности, т. е. потребляют реактивную мощность в неодина­ ковых количествах. Для лучшего усвоения процесса

159