Файл: Мукосеев Ю.Л. Электроснабжение промышленных предприятий учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 391
Скачиваний: 11
За рубежом для пефтегаэохимической промышленности изготовляются пусковые и коммутационные аппараты, рассчитанные па установку ко взрывоопасных помеще ниях. На рис. 6-41 приведен пример взрывозащищенного распределительного пункта, разработанного в СССР.
На предприятиях нефтегазохимической промышлен ности рядом с взрывоопасными помещениями сооружа ются специальные электропомещения, в которых устанав ливаются распределительные силовые шкафы, осветитель ные щитки и пусковая аппаратура нормального испол
нения. Электродвигатели, пусковые кнопки или клю чи, а также светильники устанавливаются во взры воопасных помещениях. Устройство электропоме щения и трассы электро проводок зависят от плот ности газов, образующих взрывоопасную смесь. Наиболее просто решается вопрос при легких газах, например водороде, кото рый значительно легче воз духа и надежно удаляется вентиляцией. Газы тяже лее воздуха изменяют плотность в зависимости от температуры и обла
дают свойством «ползучести». Известен случай взрыва от спички в кабельном канале отдельно стоящей подстан ции, от которой в земле были проложены кабели во взры воопасный цех. Прокладка кабелей велась в зимнее время, траншея была плохо утрамбована, и газ через неплот ности в траншее «заполз» на подстанцию.
В установках нефтегазоперерабатывающей промыш ленности образуются взрывоопасные газы тяжелее воздуха, поэтому пол в электропомещениях и помещениях транс форматорных подстанций доляіен быть поднят на отметку 0,5—0,7 м, а дно кабельных каналов — на отметку 0,15 —- 0,2 м над уровнем пола цеха взрывоопасного помещения. Электропомещения должны быть обеспечены напорно принудительной вентиляцией с забором чистого воздуха с высоты не менее 15—18 м.
220
Электропомещения должны иметь отдельный вход сна ружи или из нормального помещения, а в стене, отделяю щей электропомещение от взрывоопасного, необходимо по возможности избегать проходов для электропроводок, выполняя последние с выходом наружу и вводами элек тропроводки во взрывоопасное помещение снаружи. При неизбежности проходов через упомянутую стену они вы полняются с герметизацией, в соответствии со специаль ной инструкцией.
Рис. 6-41. Силовые взрывозащищенные распределительные пункты типа РПВ-2 и РПВ-4 в исполнении НЗТ4 (СССР).
Па рис. 6-42 представлена схема электропроводки во взрывоопасном помещении. При проводке в стальных трубах необходима установка уплотнительных фитингов в местах, указанных на рис. 6-42.
Проводка бронированным кабелем предпочтительна, так как не требуются уплотнения в трубопроводах. При небольших количествах (10—15 шт.) наружная прокладка кабелей выполняется по стенам, на скобах и кронштей нах. При больших количествах кабели прокладываются вдоль здания в кабельных каналах и вводятся в стальных трубах во взрывоопасное помещение. Кабельный канал
221
в местах входа кабелей в помещения засыпается песком на расстоянии 1,5—2 м во избежание проникновения газов из каналов и в каналы. Внутри взрывоопасных помещений
|
|
|
ПРТО(Т) |
|
|
|7/ |
|
4 |
4 |
|
|
7 7 / 7 7 > / / / / 7 7 7 |
'7777 777 77777 / 77777 77 77У. |
|
|||
/ в. -і |
ПРТО(Т) |
|
|||
/ |
|
|
|
||
/ |
|
|
|
|
|
/ |
|
|
\іФПЗ |
|
|
// |
|
|
|
||
// |
|
В З Г( |
ф |
|
|
|
|
ПРТО(Т) |
|
п в (7 ,ь |
|
7 |
ПК (р О )ШЕ-рКУ7ао/2 а |
|
|||
ю > |
|
||||
|
|
3 6 |
|
|
|
ѴУ/7777 7 |
СРБГ~ |
|
|||
|
|
СБГ |
СП+БН |
||
|
|
|
|
Рис. 6-42. Схема электропроводки во взрывоопас ном помещении класса В-І.
ФПЗ — фитинг разделительного |
уплотнения; |
ПК — пере |
||
ходная взрывобезопасная |
коробка с кабеля |
на |
провод; |
|
ЭП — электропомещение; |
. СП + |
БН — силовой |
пункт и |
блоки управления двигателями типа МА36.
Рис. 6-43. Установка переходной коробки с ка беля на провод и ключа управления типа КУ700/2 с масляным наполнением около двигателя во взрывоопасном помещении.
с |
легкими |
газами |
(водород) кабели прокладываются |
в |
обычных |
каналах, |
а при газах с плотностью 0,8 и |
более канал |
должен |
быть засыпан песком, что снижает |
222
допустимую нагрузку кабелей. Поэтому кабели рекомен дуется прокладывать по верху в лотках и т. п.
Опыт эксплуатации нефтеперерабатывающих заводов показывает, что электродвигатели часто подвергаются демонтажу (со снятием с фундамента) из-за необходимости частого ремонта и чистки насосов нефтепродуктов, поэтому требуется иметь гибкую взрывозащищеиную подводку к электродвигателям. К более крупным двигателям под водка обычно выполняется негибким бронированным ка белем с бумажной изоляцией. В этих случаях необходимо устройство специального перехода с кабеля на изолиро ванный провод, который подводится в гибком металли ческом шланге взрывозащнщеиного типа или в стальной трубе, внутри которой кабель присоединяется к проводу для освобождения двигателя от подводки. Переходный фитинг с кабеля на провод показан на рис. 6-43.
6-10. СЕТИ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖНЫХ ЭЛЕКТРОПРИЕМНИКОВ
В помещениях, не опасных по пожару и взрыву, а также при определенных условиях, указанных в § 6-8, и в пожароопасных помещениях класса П-Па и П-Ш пе редвижные токоприемники (краны мостовые,консольные, велосипедные, башенные, козловые; кран-балки и элек-
тротали, |
напольные машины, за |
|
|
|||
валочные, |
манипуляторы |
и т. п.) |
2 |
|
||
питаются |
от контактных |
прово |
^ = Ж |
|||
дов — троллеев, |
выполняемых из |
|||||
стали. Голые медные троллеи при |
|
|
||||
меняются только |
для контактной |
|
|
|||
сети внутризаводского и руднич- |
Рис. 6-44. Схема распо |
|||||
нбго электрифицированного транс |
||||||
порта. Стальные |
троллеи |
имеют |
ложения подпитки |
для |
||
большую механическую прочность |
троллея. |
|
||||
1 — стальной троллей; |
2 — |
|||||
и обеспечивают |
более падежную |
|||||
алюминиевая лента. |
|
|||||
работу цеховых |
передвижных ме |
|
|
ханизмов. При малых токах нагрузки применяется круглая или полосовая сталь, а при больших токах — угловая сталь размером от 50 X 50 X 5 до 75 X 75 X 8 мм. Если угловая сталь этого размера недостаточна по пропускной способности или по потере напряжения, то
применяется |
угловая сталь сечением 50 X 50 X 5 мм |
с подпиткой |
алюминиевой лентой сечением 3 X 20 мм и |
выше, проложенной вдоль троллея. Значительная часть
223
тока в этом случае проходит через алюминий, который должен быть расположен несколько в стороне от стального сечения троллея (рис. 6-44), так как вокруг алюминиевого проводника получается усиленное магнитное поле, вызы вающее повышенные потери энергии от вихревых токов в стали. Применение для троллеев рельсов и швеллеров да-
Рис. (і-45. Схемы крановых троллеев.
а, в, 0 — троллеи соответственно для одного, двух и трех кранов при питании в одну точку; б, г, е — то же, но при питании в две точки; 1 — кран; 2 — рабочий участок троллеев; з —■ремонтный участок троллеев; 4 — вводный автомат; 5 — рубильник ремонтного участка (или секционный).
же для постоянного тока нецелесообразно, так как ведет к значительному перерасходу стали и увеличенным по терям энергии.
Согласно ПУЭ троллейная линия должна отключаться, а выключатель, расположенный у места входа на крановую площадку, должен запираться.
Для питания потребителей I категории, например разливочных кранов мартеновских цехов, применяется
224
двойное питание с секционированием троллеев (рис. 6-45). На концах подкрановых путей выделяются ремонтные загоны, троллеи которых отключаются особым рубильни ком и заземляются для ремонта кранов. При большом ко личестве кранов в одном пролете выделяются ремонтные загоны в середине пролета; троллеи на этих ремонтных загонах соединяются так, чтобы можно было отключать ремонтные участки троллеев без нарушения питания ра бочих секций троллеев.
Для питания приводов напольных машин и манипу ляторов, движущихся по проложенным по полу цеха рельсам, троллеи монтируются в закрытых каналах; в
Рпс. 6-46. Схема установки лыжных троллеев на козловых кранах.
1 — ноги крана; 2 — лыжные троллеи; я — токосъемник на шарнире;
4 — кабель, питающий токосъемник; 5 — стойка с токосъемником.
покрытии канала остается щель шириной 80—100 мм, через которую проходит кронштейн с токоприемниками. Последние вместе с троллеями должны быть расположены не под щелью, чтобы случайно упавшие в щель предметы не могли вызвать короткого замыкания. Имеются случаи применения подобных троллеев длиной 700 м в открытой установке, при напряжении 6 кВ, для питания крана на судоверфи. При небольших длинах участка перемещения напольных машин и башенных кранов применяются спе циальные кабельные барабаны с пружиной и шланговые кабели КРПТ и ГРШ.
Для питания электрооборудования наружных козло вых кранов при малых длинах хода применяются кабель ные барабаны и шланговый кабель, при большой длине хода — особые стойки высотой 3 м, на которых располо жены шарнирные токоприемники (рис. 6-46). На ферме крана располагаются сами троллеи — лыжи рабочей по-
8 Мукосеев Ю. Л, |
225 |
верхностыо вверх и длиной несколько больше расстояния между стойками; кран, передвигаясь от стойки к стойке, слегка приподнимает токоприемники при помощи своих
Рис. 6-47. Троллейный шинопровод.
а — короб шинопровода; б — токосъемные тележки троллейного шинопровода.
троллеев, закругленных у краев. Токоприемники на стой ках питаются кабелем по схеме цепочки.-
Более совершенной системой являются троллейные шинопроводы, состоящие из стального короба с нижней или боковой щелью для токосъема. В. коробе устанавлива ются медные троллеи на фарфоровых изоляторах, токо-
226
Рис. 6-48. Питание электроинструмента на сборочном конвейере от троллейного шинопровода.
7
Рис. 6-49. Схема питания крана во взрыво опасном помещении.
1— каток; 2 — каретка для троса и гибкого ка
беля; з — гибкий кабель; 4 — трос, тянущий каретки.
8 *
съем осуществляется специальной тележкой с токосъем никами (рис. 6-47). Троллейные шинопроводы нашли применение для питания высокочастотного электроин струмента на сборочных конвейерах автомобильной и других отраслей промышленности (рис. 6-48).
Троллейный шинопровод типа ШТМ72 с медными шинами на 400 А, 660 В обеспечивает питание мостовых кранов грузоподъемностью до 75 тс.
Питание кранов в цехах, опасных в отношении пожара (П-І) и взрыва, выполняется с помощью шлангового ка беля марки КРИТ, подвешиваемого на роликах и перед вигающегося по конструкции вдоль пути крапа (рис. 6-49).
6-11. СЕТИ ДЛЯ СВАРОЧНЫХ УСТАНОВОК
Нагрузка, создаваемая дуговой и контактной элек тросварками, характеризуется низким значением коэф фициента мощности, вследствие чего необходимо приме нять сети с малым индуктивным сопротивлением — сети, выполненные многожильными кабелями, проводами в тру бах и закрытыми шинопроводами с расположением шин по схеме спаренных фаз. Реактивные сопротивления таких
сетей 0,02—0,07 Ом/км, в то время как
'©0 |
І |
реактивное сопротивление воздушных про |
|
водок на изоляторах — 0,3 Ом/км. |
|||
,0 |
0 |
/ |
Опыт эксплуатации показал, что про |
водка в трубах, выполненная одножиль |
|||
|
|
|
ными изолированными проводами, непри |
Рис. 6-50. Пере |
годна для питания сварочных установок, |
||
крестная схема |
так как толчкообразный характер сва |
||
включения |
че |
рочной нагрузки создает электродинами |
|
тырехжильного |
ческие усилия между проводами; послед |
||
кабеля для пи |
ние перемещаются относительно друг друга |
||
тания |
однофаз |
||
ной |
нагрузки. |
и перетирают изоляцию, что ведет к ава |
риям. Вследствие этого применение сво бодной прокладки одножильных проводов в трубах и коробах для питания сварочных нагрузок не рекомен дуется. Для этой цели должны применяться двухжильные провода марки АПРТО, кабели марок АСБГ, АВРБГ, АНРБГ или четырехжильные кабели тех же марок, а также ААБГ, поскольку двухжильные кабели марки ААБГ не изготовляются по ГОСТ.
Четвертая жила в кабелях имеет сечение, равное половине фазной жилы, и определяет пропускную способ-
228