Файл: Мукосеев Ю.Л. Электроснабжение промышленных предприятий учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 423
Скачиваний: 11
ния соединительных муфт только в колодцах; 3) значитель ное снижение токовой нагрузки кабелей вследствие ухуд шения охлаждения кабелей; 4) возможность попадания грунтовых и ливневых вод в колодцы, что требует хоро шей гидроизоляции и герметизации.
337
При значительных количествах кабелей на выходах с ТЭЦ, мощных ГПП й т. д. (до 60—90 кабелей в потоке) применяется прокладка в туннелях шириной 1 500 или 1 800 мм и высотой 2 100 мм, что обеспечивает свободный проход для персонала (рис. 9-18) или в полупроходных туннелях высотой 1 500 мм. Конструкция туннеля типовая из сборного железобетона; кабели укладываются на кон струкциях по стенкам туннеля.
Особое внимание должно быть уделено предотвраще нию пожаров, так как на практике были случаи одновре-
Рис. 9-18. Прокладка кабелей в тун неле.
менного выхода из строя десятков кабелей, что приводило к значительным ущербам. Основная причина пожаров — короткие замыкания в соединительных муфтах, сопрово ждающиеся взрывом и дугой, зажигающие хорошо горя щую бумажно-масляную изоляцию кабелей марок АСБГ и ААБГ. Мерами предотвращения пожаров в кабельных туннелях являются: 1) применение кабелей марки ААШв в полихлорвиниловой оболочке; 2) защита муфт стальной трубой; 3) устройство отсеков с огнестойкими дверями, длиной не более 200 м; 4) установка пожарной сигнализа ции; 5) прокладка асбоцементных или шиферных плит на конструкциях под кабелями для предотвращения пере
338
броса огня с одной полки на другую; 6) устройство засло нок для прекращения вентиляции при пожаре.
Достоинствами туннельной прокладки являются:
1)экономия территории при больших потоках кабелей;
2)возможность прокладки кабелей по очередям и в любое время года и 3) легкий ремонт независимо от погоды и времени года. Недостатки туннельной прокладки связаны с: 1) высокой стоимостью строительной, части; 2) возмож ностью крупных аварий при пожарах кабелей; 3) сниже
нием пропускной способности кабелей при прокладке в воздухе; 4) необходимостью мощной вентиляции, так как температура воздуха при отсутствии вентиляции до стигает недопустимой величины (свыше 50° С) и 5) необ ходимостью устройства дренажа для отвода попадающей в туннель воды.
Наиболее современным и совершенным способом про кладки большого потока кабелей по трассе в последние годы стало применение кабельных эстакад, по которым кабели прокладываются на открытом воздухе, но под наве сом для защиты от солнечной радиации, вызывающей ста рение кабелей. Сооружение эстакады, поднятой над терри торией, частично освобождает последнюю для других под земных сооружений и обходится значительно дешевле туннелей. Эстакады сооружаются специально для кабелей или выполняются совмещенными с технологическими ком муникациями, а в некоторых случаях используют стены корпусов. Они имеют преимущество перед прокладкой в земле в химических, нефтехимических и других пред приятиях, где почва пропитывается агрессивными жидко стями. Высота эстакады над уровнем земли зависит от необходимых габаритов при пересечении дорог, железно дорожных путей и т. д., и может иметь разную величину по трассе с подъемами на пересечениях дорог. По эстака дам, так же как в кабельных каналах и туннелях, прокла дываются кабели марки ААШв с полихлорвиниловой обо лочкой, не поддерживающей горение. Количество прокла дываемых кабелей может быть такое же, как и в туннелях (проходные эстакады), или менее (эстакады, обслуживае мые с передвижных вышек или лестниц (рис. 9-19).
Достоинства прокладки по эстакадам: 1) экономия ме ста под землей для размещения других подземных комму никаций; 2) удешевление строительной части почти в 2 раза по сравнению с туннельной прокладкой; 3) возможность прокладки кабелей по очередям; 4) легкий ремонт при
339
проходных эстакадах. Недостатки эстакадной прокладки кабелей состоят в: 1) снижении пропускной способности кабелей при прокладке в воздухе; 2) сложности монтажа при непроходных эстакадах.
Прокладка кабелей по эстакадам являетея наиболее прогрессивной и широко применяется на новых предприя тиях. При большом количестве кабели 110 кВ по террито рии предприятий прокладываются в туннеле по одной и двум фазам на полках по вершинам треугольника. На пример, на ВАЗ в г. Тольятти в кабельном туннеле про ложено 18 фаз шести линий (рис. 9-20). Вдоль трассы соору жаются камеры для соединительных и стопорных муфт. В камерах устанавливаются также баки давления для подпитки маслонаполненных кабелей.
340
Рис. 9-19. Прокладка кабелей, по кабельным эстакадам.
а — одноцепная эстакада; б, в — двухцепные эстакады; г —проход ная эстакада.
341
Если обычные кабельные туннели требуют хорошей вентиляции и не нуждаются в подогреве в зимнее время, то туннели маслонаполненных кабелей напряжением 110 кВ необходимо подогревать, не допуская снижения температуры воздуха в них ниже —5° С.
Внутри производственных помещений при подводке питания к отдельным токоприемникам кабели 6—10 кВ прокладываются в трубах. При прокладке более значи тельного количества кабелей применяются кабельные каналы и туннели. Кабельные конструкции могут быть
Рис. |
9-20. Прокладка кабелей 110 кВ в туннеле (ВАЗ |
в г. |
Тольятти). |
укреплены на стенах зданий и сооружений, но при этом должна быть исключена возможность механических по вреждений. Рекомендуемый тип кабеля для внутренней прокладки марки ААШв при большом количестве кабелей. Для отдельных линий и при прокладке в трубах могут применяться кабели марки ААБГ и др.
Для питания передвижных электроприемников при напряжении 6 кВ применяются гибкие кабели с медными жилами, с резиновой изоляцией в резиновой оболочке. Кабель марки КІПВГ с четвертой заземляющей жилой при
меняется для питания экскаваторов и марки |
КТТТВГД |
без заземляющей жилы — для питания драг. В |
подзем |
ных выработках для питания передвижных трансформатор
342
ных подстанций применяется кабель марки КШПН с тремя основными, одной заземляющей и двумя вспомогатель ными медными жилами.
9-6. ТОКОПРОВОДЫ НАПРЯЖЕНИЕМ ВЫШЕ 1 000 В
Первый в СССР токопровод 6 кВ был сооружен на Куз нецком металлургическом заводе в 1933 г. и располагался в подземном туннеле длиной более 1 км, по двум сторонам которого на стальных конструкциях с опорными изоля торами проложены две нитки токопровода, каждая из четырех алюминиевых шин сечением 100 х 10 мм. Токо провод питал ряд подстанций отпайками из кабелей и показал высокую надежность в работе. Однако он был вы полнен без надлежащего учета поверхностного эффекта и эффекта близости. Для устранения искажения напряжений и эффекта переноса мощности применялась транспозиция фаз. Величина коэффициента добавочных потерь за счет нерационального расположения прямоугольных шин в па кете и больших потерь в стальных конструкциях (между фазами, расположенными вертикально, расстояние было 700 мм) достигала Кл = 3. Потери мощности достигали 500 кВт/км при передаваемой мощности 500 МВ • А и токе 4 700 А.
Еще в довоенные годы токопроводы начали применять для передачи электроэнергии на предприятиях цветной металлургии, в частности на обогатительных фабриках [Л. 8-1].
Вначале фазы токопровода 6 кВ располагалась верти кально. В дальнейшем были разработаны более рацио нальные конструкции токопроводов напряжением 6—10— 35 кВ. В этих конструкциях фазы расположены по вер шинам треугольника, что устраняет эффект переноса мощ ности и искажение напряжений фаз.
Существуют два основных типа магистральных токо проводов напряжением выше 1 000 В: жесткие с токоведу щей частью в виде шин рационального профиля дубль-Т и гибкие — из нескольких голых проводов большого се чения на фазу, расположенных по окружности [Л. 9-1L
Токопроводы с жесткими шинами (рис. 9-21) с крепле нием шин на опорных изоляторах для внутренней уста новки типа ОМД-10 или ОМЕ-20 рассчитаны на ударный ток 60—200 кА. Для наружной установки при нормаль ной среде применяются изоляторы типа ИІПД-10 и при
343
загрязненной ИПІД-35. Сечения тин применяются от 2 (100 X 45 X 6) до 2 (175 х 80 х 8) и допускают по на греву токи соответственно 3 500 и 6 430 А. Такие токи до пускаются только в аварийных режимах: в нормальных условиях токопровода в целях снижения потерь энергии работают при экономической плотности тока 0,5—0,6 А/мм2. Коэффициент добавочных потерь составляет 1,5—1,7.
Симметричные жесткие токопроводы прокладываются в туннелях, на эстакадах, на опорах и по стенам зданий (рис. 9-22). Эстакады могут быть совмещены с технологи ческими, но при этом осложняется эксплуатация.
Гибкие токопроводы из проводов больших сечений впервые были применены на электростанциях для связей между генераторами и трансформаторами вместо кабель ных перемычек и хорошо себя зарекомендовали.
Гибкие токопроводы для промышленного электроснаб жения состоят из шести и восьми проводов А-600. Провода расположены по кругу на конструкциях, подвешенных на подвесных изоляторах. Исследования первых токопроводов сечением 6 х (А-600) на фазу с Кл — 1,17 и X — 0,19 Ом/км показали, что вследствие эффекта близо сти нагрев ближе расположенных к другим фазам проводов получается выше (рис. 9-23) и распределение токов по проводам несимметрично. При выполнении токопровода
344
витым, чтобы получить внутрифазовую транспозицию проводов, токи по проводам распределяются равномерно, и коэффициент добавочных потерь снижается до 1,025 (рис. 9-24).
На практике применяются жесткие и гибкие токопро воды. Достоинства жестких токопроводов — в меньших габаритах по сравнению с гибкими. Их недостаток — меньшая надежность опорных изоляторов, особенно в на ружных установках. При резких изменениях температуры происходит поломка изоляторов вследствие деформации шин, в то время как в гибких токопроводах подвесная арматура не подвержена таким нагрузкам. Имеются опыт ные конструкции жестких токопроводов, собранных на подвесных изоляторах, в частности с трубчатым сечением проводника. Однако распределение тока по сечению жест ких токопроводов даже трубчатого сечения будет не таким равномерным, как при гибком токопроводе с внутрифазо вой транспозицией. Последний имеет еще преимущество в низком реактивном сопротивлении: 0,121 Ом/км по сравнению с 0,146—0,178 Ом/км для жестких токопрово дов наружной установки.
Открыто проложенные токопроводы должны снаб жаться надежной молниезащитой, особенно при выдаче мощности генераторов. Такая 'защита выполняется от дельностоящими молниеотводами и разрядниками на от пайках в РП и на питающем конце токопровода.
Область применения жестких и гибких токопроводов — электроснабжение по магистральным схемам при токах нагрузки выше 1,5—2 кА; они дают экономию на распреде лительном устройстве источника питания за счет сокраще ния числа ячеек, требующихся при радиальной схеме с кабёлями. Низкая плотность тока дает снижение потерь электроэнергии. По капитальным затратам токопроводы при токах выше 2 кА дают экономию на изоляции кабеля и его оболочках; затраты получаются ниже, чем при боль ших потоках кабелей. Они имеют более высокую надеж ность, так как отсутствуют кабельные муфты, являющиеся слабым местом кабельных сетей.
К недостаткам магистральных токопроводов сле дует отнести высокое индуктивное сопротивление, ко торое вызывает значительные отклонения и колебания напряжения при длинных линиях. Вместе с тем повы шенное индуктивное сопротивление дает снижение токов к. з.
345
Рис. 9-22. Монтаж жестких токопроводов.
а — в тоннеле; б — на эстакаде; |
в — на железобетонных |
опорах; г — по стенам зданий. |
ѵ |
В установках мощных генераторов и трансформаторов на электростанциях и подстанциях применяются комплект ные однофазные экранированные токопроводы типа КЭТ на токи 9—23 кА (рис. 9-25).
Токопровод состоит из токоведущей шины в виде трубы или двух швеллеров, установленных на изоляторах внутри алюминиевого кожуха. Основная задача таких токопро водов — предотвращать междуфазные к. з., при которых в мощных генераторах повреждаются обмотки. При по
347