ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
Е. П. М И Х Н О
доцент, кандидат технических наук
ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАЗРУШЕННЫХ С О О Р У Ж Е Н И Й
Ордена Трудового Красного Знамени ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
М о с к в а — 1 9 7 4
355.725 М69
УДК 623.69 : 624.69
:чая |
А |
? |
.■т с к й я |
|
|
г СР
|
р |
Ч,- |
i ЗАЛА |
|
ЧЧнозэ
Михно Е. П.
М69 Восстановление разрушенных сооружений. М., Воениздат, 1974.
272стр.
Вкниге излагаются вопросы теории и практики восстановле
ния военных и гражданских объектов, поврежденных в процессе их эксплуатации, при авариях, пожарах, затоплениях, землетря
сениях и других стихийных бедствиях, а также в результате воз действия ядерного оружия или обычных средств поражения в раз личных природных и климатических условиях.
Подробно рассматриваются характер разрушений, способы ве
дения |
инженерной разведки поврежденных |
объектов, |
производ |
|
ство инженерно-спасательных и первоочередных аварийно-восстано |
||||
вительных работ, работ по дезактивации, дегазации |
и дезинфекции. |
|||
Большое внимание уделено организации и технологии восста |
||||
новления гражданских и промышленных зданий, специальных со |
||||
оружений, трубопроводов и прочих инженерных |
сетей, |
аэродро |
||
мов, |
площадок, портов, полигонов, заводов |
и других |
объектов, |
|
автомобильных и железнодорожных подъездных путей и мостов. |
||||
Книга написана по данным отечественной и зарубежной лите |
||||
ратуры. Она рассчитана на гражданских и военных специалистов и |
||||
студентов высших и средних учебных заведений, |
а также может |
|||
быть использована в практике ремонтно-восстановительных работ |
||||
гражданских и промышленных сооружений. |
|
|
|
м |
1124-°43 1,5 71 |
355,725 |
|
068(02)-74 |
|
|
© |
Воениздат, 1974 |
П Р Е Д И С Л О В И Е
Вопросы восстановления гражданских и военных объектов,
разрушенных как в ходе боевых действий, |
так и в мирное время, |
с каждым годом приобретают все большее |
значение, особенно в |
связи с происшедшими за последние годы серьезными изменениями в средствах поражения, применяемых для разрушения объектов, а также в средствах, используемых для восстановления поврежден ных сооружений.
Ликвидация разрушений во многих случаях связана с огром ными затратами сил и материальных средств, величина которых
взначительной степени зависит от правильности выбора способов
иорганизации производства восстановительных работ.
Этот вопрос приобретает особое значение, если поставлена задача выполнить восстановительные работы в кратчайшие сроки. Однако выбор оптимальных способов ликвидации последствий разрушения объектов в настоящее время затрудняется тем, что имеющаяся литература освещает лишь отдельные вопросы восста новительных работ. В ней не учитывается все возмржное многооб разие разрушений и не охватывается весь комплекс восстанови тельных работ. Кроме того, в ней отсутствуют примеры восстанов ления объектов из опыта иностранных армий.
Предлагаемая книга восполняет пробелы, существующие в тех нической литературе в вопросах восстановления сооружений. До стоинство ее прежде всего в том, что в ней рассматриваются вопросы производства восстановительных работ применительно к сооружениям гражданских ведомств и к военным объектам, разру шенным как в результате боевых действий, так и в процессе интен сивной эксплуатации, вследствие различных происшествий и сти хийных бедствий, для ликвидации последствий которых привле каются не только специальные, но и общевойсковые части и местное население.
На основе теоретических исследований, личного опыта восста новления разрушенных сооружений в период Великой Отечествен ной войны и в послевоенный период, а также на основе изучения и обобщения опыта восстановительных работ, проводившихся со ветской и иностранными армиями в прошлых войнах и иностран ными армиями в войнах во Вьетнаме, Камбодже и на Ближнем Востоке, автор развил вопросы теории и систематизировал научно
Г |
3 |
обоснованную технологию восстановления поврежденных площад ных и линейных объектов с применением новых материалов и со временных средств механизации. Приводимые в книге обзор, клас сификация и анализ различных случаев разрушения тех или иных объектов и соответствующих средств и способов восстановления позволяют быстро ориентироваться в сложной, полной неожидан ностей обстановке очагов поражения и зон разрушений, обосно ванно выбирать силы и средства и рационально планировать спа сательные и восстановительные работы.
Книга явится полезным пособием для слушателей и студентов военных и гражданских высших и средних учебных заведений, а также может быть рекомендована специалистам для использова ния в практике производства восстановительных работ на повре жденных объектах.
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии, доктор технических наук, профессор генерал-майор-инженер
Г. ПОКРОВСКИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Опыт прошлых войн показывает, что в ходе боевых действий происходит разрушение населенных пунктов, путей сообщений, промышленных предприятий, военных баз, аэродромов, портов,
средств связи и других объектов |
(включая |
здания, |
специальные |
|
сооружения |
и инженерные сети) |
вследствие |
боевых действий;или |
|
в результате |
преднамеренного их уничтожения. Это |
приводит к |
огромным материальным потерям*. Особенно большими разруше ниями объектов, расположенных как в районе боевых действий, так и в тылу, характеризовались вторая мировая война, войны в Корее, Вьетнаме, Камбодже и на Ближнем Востоке.
Масштабы восстановительных работ определяются объемами разрушений. Как правило, эти работы менее трудоемки, чем стро ительство подобных объектов заново. В условиях применения средств массового поражения и ракетной техники роль восстанов ления разрушенных объектов намного возрастет, причем объемы и сложность работ, особенно по восстановлению объектов, подверг шихся ударам ядерного оружия, значительно увеличатся.
К объектам, наиболее часто подвергающимся разрушению в ходе боевых действий и требующим ввиду их важности скорей шего восстановления, относятся пути сообщений (включающие аэродромы, железные и автомобильные дороги, мосты, трубопро воды), линии связи, промышленные и другие объекты. В ходе бое вых действий, развертывающихся на обширном пространстве, по требуется восстанавливать разрушенные объекты (в первую очередь дороги, аэродромы, трубопроводы) не только на своей территории, но и на территории, оставляемой противником. Суще-
* Швейцарский ученый Жан Жак Бабель подсчитал, что человечество за |
|||||
пять с половиной тысяч лет |
своей истории |
пережило |
14 513 |
войн, |
в которых |
погибло 3640 млн. человек |
и безвозвратно |
потеряно |
материальных |
ценностей |
|
на сумму 500 квинтильонов |
(т. е. 500 млрд, миллиардов) |
швейцарских фран |
ков. Если бы все уничтоженные во время войн ценности обратить в золото, то
его хватило |
бы, чтобы опоясать земной шар по экватору лентой толщиной 10 м |
|
и шириной 8 |
км. |
война 1939— |
Из всех |
войн самой разрушительной была вторая мировая |
|
1945 гг., которая охватила 61 государство и на полях сражения |
которой при |
нимали участие ПО млн. человек. По неполным данным, в этой войне погибло более 50 млн. человек, военные расходы и материальный ущерб от разрушений достигли астрономической цифры в 4 триллиона долларов, а материальный ущерб, нанесенный только Советскому Союзу, составил 2600 миллиардов рублей.
5
ствующие типовые решения, используемые при строительстве до рог, аэродромов и других объектов, в этом случае могут оказаться непригодными, так как разрушенные объекты противника будут иметь свои технические характеристики и особенности.
Под восстановлением * разрушенных или поврежденных соору жений, транспортных коммуникаций и инженерных сетей военных, промышленных и гражданских объектов понимается комплекс про изводственных процессов по ликвидации разрушений, загражде ний**, заражений***, а также по инженерно-спасательным и ава рийно-техническим работам в целях обеспечения их дальнейшей эксплуатации.
Характер разрушений, объем и способы восстановительных работ в значительной степени обусловливаются планировкой, кон струкциями, размерами и техническими характеристиками восста навливаемых объектов.
Военные объекты**** большинства иностранных армий (аэро дромы, ракетные и противоракетные базы, военные порты, военнопромышленные центры, военные заводы, арсеналы и полигоны, военные склады, укрепленные районы, автомобильные и железные дороги и станции), так же как и промышленные объекты, отли чаясь составом специальных, только им присущих сооружений (взлетно-посадочные полосы, стартовые сооружения и т. п.), в то же время имеют много общего. Наиболее характерные из них —
* Применяемый иногда в практике и литературе термин «ремонт» сооруже ний или конструкций никоим образом не определяет ни качественную, ни коли чественную сторону восстановительных работ. В ходе восстановительных работ осуществляются не только разграждение и обезвреживание, но и работы, свя занные как с демонтажем, так и с монтажом разрушенных конструкций. В по следнем случае восстановление конструкций включает не только так называемый «ремонт», но и целый ряд производственных операций, включающих разборку завалов, демонтаж конструкций, изготовление новых конструкции (с правкой поврежденных и изготовлением новых ее элементов), монтаж конструкций. При этом, учитывая сложность подъема и соединения вновь изготовленных элементов со старыми и правки поврежденных деталей, применяют достаточно высокие коэффициенты (порядка 1,5—2) на трудоемкость этих работ в стесненных усло виях по сравнению с обычными строительно-монтажными работами. Кроме того, термин «восстановление» учитывает также и то обстоятельство, что при времен ном восстановлении, особенно в военное время, допускается некоторое упроще ние конструкций, а при капитальном восстановлении разрушенных сооружений, возведенных по прежним техническим условиям, производится не реставрация их, а ликвидация их повреждений с одновременной некоторой реконструкцией и модернизацией этих сооружений применительно к новым, современным эксплуа тационным требованиям (спрямление дороги, усиление моста, удлинение ВПП аэродрома, надстройка этажей здания и т. п.).
** Термин «разграждение», применяемый в военно-технической литературе в отношении разминирования, дезактивации, дегазации и дезинфекции, уборки завалов, надолб, ежей, колющих предметов и т. п., не идентичен термину «пре одоление заграждений», применяемому в наставлениях по военно-инженерному делу. Заграждения на аэродромах, дорогах и других объектах не преодолеваются (как это делается на поле боя), а полностью удаляются.
***В некоторых источниках применяется термин «обезвреживание терри тории» (имеется в виду дезактивация, дегазация и дезинфекция зараженных объектов).
****Под военным объектом понимается комплекс сооружений с инженер ными сетями и подъездными дорогами (аэродром, порт, база, завод и т. п.).
б
аэродром, военно-морская и ракетная базы — имеют служебную зону, казарменные и жилые городки с гражданскими промышлен ными и культурно-бытовыми зданиями, внутриобъектные дороги, автомобильные и железнодорожные подъездные пути с мостами и другими дорожными сооружениями. Для них характерно наличие инженерных, воздушных и подземных сетей, осушительных и водо-
Рис. 0.1. Аэродром:
/ — летное |
поле; 2 — зона |
служебно-технической |
застройки; 3 — казарменный |
и жилой го |
|||
родки; |
4 — железнодорожные подъездные |
пути; |
5 — места |
стоянок и внутриобъектные авто |
|||
|
|
|
|
дороги |
|
|
|
отводящих систем. В последнее время на большинстве |
граждан |
||||||
ских |
и |
военных |
объектов |
появились |
вертолетные |
площадки, |
|
а на |
крупных — даже взлетно-посадочные |
полосы для |
транспорт |
ных самолетов. Многие военные объекты стали комбинированны ми: ракетная база и аэродром, военно-морская база и гидроаэрод-. ром и др.
Наиболее сложным и трудоемким является восстановление в ходе боевых действий постоянных военных и промышленных объ-
7
Рис. 0.2. Современный промышленный объект (коксохимический завод):
1 механизированный склад с |
перегружателями и |
галереей |
вдоль склада; 2 — отделение |
предварительного дробления; 3 — дозировочное |
|||||||||
отделение; |
4 отделение окончательного |
дробления; |
5 —корпус углеобогатительного |
цеха; |
6 — угольные башни; |
7 — коксовые батареи; 8 — |
|||||||
тушильные |
башни; 9 — железнодорожные |
пути; |
10 — коксосортировка с бункерами для |
кокса; |
11 — дымовые трубы |
коксовых печей; |
12 — на |
||||||
сосная конденсация; 13 — машинное отделение; |
14 — аммиачносульфатное |
отделение с |
обесфеноливающей установкой; |
15 — склад реактивов; |
|||||||||
16— склад |
смолы; 17 — отделение |
улавливания |
и дистилляции бензола; 18 — оросительные холодильники |
для масла; |
19 — градирни; |
20 — ла |
|||||||
боратория; |
21 — внутриобъектные |
автодороги; 22 — склад сырого |
бензола; |
23 — цех ректификации сырого |
бензола; 24 — склад чистых |
продук |
|||||||
|
|
|
|
|
тов ректификации бензола |
|
|
|
|
|
|