ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ектов. Вероятные повреждения и особенности восстановительных работ проследим на примере характерного военного объекта — аэродрома.
Современный постоянный аэродром занимает обширную терри торию и представляет собой целый комплекс различных сооруже ний, для разрушения и восстановления которых требуется боль шое количество сил и средств. Постоянные аэродромы состоят из четырех основных частей: летного поля, зоны служебно-техниче ской застройки, казарменного городка и жилого городка (рис. 0.1).
|
|
|
|
Рис. 0.3. |
Военно-морская |
база {54] *: |
|
|
|
|
|||||
/ — молы; |
2 — волнолом; |
3 — пирсы; |
4 — причалы; 5 —причальные |
стенки; |
6 — боносетевые |
||||||||||
заграждения; 7 — береговые |
артиллерийские батареи; 8 — противокатерные |
артиллерийские |
|||||||||||||
батареи; |
9 — зенитные |
батареи; |
10 — боевые |
корабли; |
11 — транспорты; |
12 — швартовые |
|||||||||
бочки; |
13 — плавучий док; |
J4 — сухие |
доки; |
15 — элинг; |
16 — гидросамолеты; |
17— ангары; |
|||||||||
18— спуски; 19 — крестовины и буйки |
для крепления |
самолетов; 20 — пристани и мостики; |
|||||||||||||
21 — маяк; |
22 — радиолокационные |
станции; |
23 — артиллерийские |
склады; |
24 — гидроаэро |
||||||||||
дром; |
25 — судоремонтный |
завод; |
|
26 — электростанция; |
27 — склады; |
28 — железнодорож |
|||||||||
ная станция и |
железнодорожные |
подъездные |
ветки; |
29 — железнодорожная |
батарея; 30 — |
||||||||||
минный |
склад; |
31 — нефтебаки; |
32 — нефтегавань; |
33 — внешний |
рейд,- |
.34 — внутренний |
|||||||||
рейд; 35 — стоянка крупных |
боевых |
кораблей; |
36— стоянка транспортов; |
37 — стоянка под |
|||||||||||
|
|
|
водных лодок; |
38 — стоянка |
эсминцев; |
39 — автодороги |
|
|
Для восстановления каждой из этих частей требуются различные по своему характеру работы.
Летное поле, как правило, восстанавливается в первую очередь. Оно меньше других частей аэродрома поражается при воздушном ядерном взрыве, но получает большие разрушения при наземном и подземном взрывах. Наличие на летном поле осушительных и*
* Здесь и далее цифра в квадратных скобках указывает на порядковый номер списка литературы, помещенного в конце книги.
9
о
Рис. 0.4. Ракетная база Канаверал (мыс Кеннеди):
1 — доки- |
2 - предупредительный |
сигнал; |
3 - |
портовые сооружения; |
4 - |
^едстоун» аВ° ? - ПстартоваГДплощадка |
ракеты |
|||||||||
•кисл^фод'а; |
6 — стартовая |
площадка |
ракеты |
«Поларис» ;- |
7 - «артова ' |
и |
- |
цех по |
сборке |
ракет; /2 -п р „ - |
||||||
«Тор»- |
9 — стартовая площадка |
ракеты |
«Авангард» , |
Ю |
старто j i |
оща,"горючего; |
16 — стартовые |
площадки |
ракеты |
*Атлас*; |
Т" |
|||||
•емный |
радиоцентр; И - L“ |
летно-посадочная |
полосу |
|
контрольный центр? 20 - |
стартовые площадки |
ракеты |
«Титан» ; 2 1 - р д |
||||||||
■.центр |
наведения: 18 — цехи |
по сборке |
Раке™ ^ионная |
станция; 22 — внутриобъектные |
автодороги |
|
|
|
|
|
землянок, укрытий, а также передвижных или сборно-разборных сооружений.
Наименее технически совершенными являются грунтовые аэро дромы и посадочные площадки, подготавливаемые для временной эксплуатации. Соответственно и работы по их разрушению и вос становлению менее трудоемки.
Рис. 0.7. Осушительные и водоотводящие устройства на постоянном
аэродроме:
1 — плиты |
бетонного |
покрытия; 2 — песчаное |
_ |
основание; |
3 — лоток; |
4 — боковая |
отмостка; |
5 —дренаж; |
6 — дождеприемник; 7 |
смотровой |
колодец,- |
8 — коллектор |
Комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей и транспорт ных коммуникаций современного промышленного объекта приве ден на рис. 0.2, военно-морской базы [54] — на рис. 0.3, а ракетной базы США на мысе Кеннеди (Канаверал) [67] — на рис. 0.4. Гид ротехническое сооружение с его транспортными путями показано на рис. 0.5, подземные шахтные стартовые сооружения для за пуска боевых межконтинентальных ракет — на рис. 0.6, а основное сооружение постоянного аэродрома — взлетно-посадочная полоса
(ВПП) |
с системой осушительных и водоотводящих устройств — |
на рис. |
0.7. |
ГЛАВА I
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
1. ВОЗМОЖНЫЙ ХАРАКТЕР РАЗРУШЕНИЙ И ЗАГРАЖДЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ВОЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
Виды возможных разрушений и заграждений
С древнейших времен во всех войнах широко практиковалось устройство заграждений и разрушений. В современной войне устройству заграждений и разрушений на коммуникациях и дру гих объектах придается еще большее значение.
Опыт первой и второй мировых войн, а также войн в Корее, Вьетнаме и на Ближнем Востоке показал, что в борьбе за господ ство в воздухе путем воздействия военно-воздушных сил по дейст вующим аэродромам, а также при вынужденном отступлении про тивник производит всевозможные разрушения и заграждения. Так, например, в периодической печати, освещавшей события в Египте в 1956 г., сообщалось о массовых и планомерных разрушениях и заграждениях, оставляемых войсками агрессивной израильской армии на Синайском полуострове.
В военное время могут иметь место следующие основные виды разрушений и заграждений военных объектов:
—разрушения, вызванные действиями авиации и беспилотных средств противника как в районе боевых действий, так и в тылу;
—разрушения и заграждения в результате боевых действий войск, когда линия фронта проходит непосредственно по объекту или вблизи него;
—разрушения и заграждения объектов, подготовленные при вынужденном отходе войск;
—заграждения объектов (дорог, площадок летного поля аэродрома) в противодесантных целях.
Возможные разрушения объектов можно подразделять на сле дующие основные группы:
— разрушения в результате эвакуации оборудования и сборноразборных конструкций при вынужденном отходе войск*;
* Эффективность этого метода подтверждается опытом Великой Отечест венной войны, когда в 1941 г. свыше тысячи наших промышленных предприятий было демонтировано, эвакуировано в тыл и пущено в ход на новом месте.
14
—минирование путем установки различных мин (обычных, управляемых, замедленного действия) в воронках, завалах, карь ерах строительных материалов и т. д. с целью затруднить против нику восстановление разрушенного объекта, а также минирование объекта в ходе боя при расположении его в районе боевых дей ствий;
—заражение отравляющими веществами в результате разли ва или распыления ОВ с самолетов, бомбардировки или артилле рийского обстрела химическими бомбами и снарядами;
—заражение радиоактивными веществами вследствие выпа
дения их из радиоактивного облака ядерного взрыва;
— бактериальное заражение объектов и окружающей местности путем разбрасывания, разлива или распыления бактериальных средств с самолетов, обстрела специальными бактериальными сна рядами, сбрасывания авиабомб, а также заражения, производи мого диверсантами.
Разрушение зданий, сооружений и инженерных сетей военных и гражданских объектов может быть не только в результате бое вых действий, но и в мирное время вследствие:
— воздействия природных факторов, приводящих к старению и коррозии материалов конструкций и снижению их физико-меха нических характеристик: воздушной среды, атмосферной влаги, грунтовой воды, засоленных и просадочных грунтов, отрицатель ной температуры воздуха, блуждающих токов в грунте (рис. 1.6), биологических факторов, вызывающих гниение древесины и т. п.;
Имело место также разрушение поселка Лонгароне в Северной Италии в результате перелива воды через плотину при обрушении горы в водохрани лище. Интенсивное развитие гидротехнических сооружений во всех странах мира за последние годы и примеры разрушения таких сооружений во время военных действий в Корее и во Вьетнаме указывают на особую актуальность этого вопроса.
Немалое значение имеют также ураганы на морских побережьях, сильные ливни, разливы рек, наводнения, половодья, которые часто приводят к затопле нию целых районов с находящимися на них населенными пунктами, дорогами, аэродромами и другими важными объектами. Так, например, в 1945 г. на Ближнем Востоке в течение получаса наводнением были снесены почти все мосты на автомобильной дороге Астара — Пехлеви в Иране. Наводнение было вызвано сильными дождями и интенсивным таянием снега в горах, в резуль тате чего потоки воды переполнили оросительную систему рисовых полей, рас положенных в предгорье непосредственно у дороги. «Бедствием века» названо сильнейшее затопление в 1970 г. в Пакистане.
Сильные разрушения дорог и аэродромов в различных районах побережья Тихого океана имели место от огромных приливных волн во время «чилийской катастрофы» в мае 1960 г. Затопления имели место в прошлом в результате цунами на Курилах и Камчатке.
По сообщению ТАСС, в мае 1970 г. в Румынии и Венгрии, а также в север ных и западных областях Украины прошли большие ливни. Особенной интен сивностью они отличались в районе Карпат. Ливни и быстрое таяние снега в горах вызвали значительные наводнения. Уровень воды в реках Днестр, Тисса, Прут, Серет и др. поднялся на 3—5 м. Вследствие этого был причинен ущерб народному хозяйству Тернопольской, Житомирской, Львовской, Черниговской, Закарпатской, Хмельницкой, Ивано-Фраиковской и некоторых других областей.
19