Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ектов. Вероятные повреждения и особенности восстановительных работ проследим на примере характерного военного объекта — аэродрома.

Современный постоянный аэродром занимает обширную терри­ торию и представляет собой целый комплекс различных сооруже­ ний, для разрушения и восстановления которых требуется боль­ шое количество сил и средств. Постоянные аэродромы состоят из четырех основных частей: летного поля, зоны служебно-техниче­ ской застройки, казарменного городка и жилого городка (рис. 0.1).

 

 

 

 

Рис. 0.3.

Военно-морская

база {54] *:

 

 

 

 

/ — молы;

2 — волнолом;

3 — пирсы;

4 — причалы; 5 —причальные

стенки;

6 — боносетевые

заграждения; 7 — береговые

артиллерийские батареи; 8 — противокатерные

артиллерийские

батареи;

9 — зенитные

батареи;

10 — боевые

корабли;

11 — транспорты;

12 — швартовые

бочки;

13 — плавучий док;

J4 — сухие

доки;

15 — элинг;

16 — гидросамолеты;

17— ангары;

18— спуски; 19 — крестовины и буйки

для крепления

самолетов; 20 — пристани и мостики;

21 — маяк;

22 — радиолокационные

станции;

23 — артиллерийские

склады;

24 — гидроаэро­

дром;

25 — судоремонтный

завод;

 

26 — электростанция;

27 — склады;

28 — железнодорож­

ная станция и

железнодорожные

подъездные

ветки;

29 — железнодорожная

батарея; 30 —

минный

склад;

31 — нефтебаки;

32 — нефтегавань;

33 — внешний

рейд,-

.34 — внутренний

рейд; 35 — стоянка крупных

боевых

кораблей;

36— стоянка транспортов;

37 — стоянка под­

 

 

 

водных лодок;

38 — стоянка

эсминцев;

39 — автодороги

 

 

Для восстановления каждой из этих частей требуются различные по своему характеру работы.

Летное поле, как правило, восстанавливается в первую очередь. Оно меньше других частей аэродрома поражается при воздушном ядерном взрыве, но получает большие разрушения при наземном и подземном взрывах. Наличие на летном поле осушительных и*

* Здесь и далее цифра в квадратных скобках указывает на порядковый номер списка литературы, помещенного в конце книги.

9



о

Рис. 0.4. Ракетная база Канаверал (мыс Кеннеди):

1 — доки-

2 - предупредительный

сигнал;

3 -

портовые сооружения;

4 -

^едстоун» аВ° ? - ПстартоваГДплощадка

ракеты

•кисл^фод'а;

6 — стартовая

площадка

ракеты

«Поларис» ;-

7 - «артова '

и

-

цех по

сборке

ракет; /2 -п р „ -

«Тор»-

9 — стартовая площадка

ракеты

«Авангард» ,

Ю

старто j i

оща,"горючего;

16 — стартовые

площадки

ракеты

*Атлас*;

Т"

•емный

радиоцентр; И - L“

летно-посадочная

полосу

 

контрольный центр? 20 -

стартовые площадки

ракеты

«Титан» ; 2 1 - р д

■.центр

наведения: 18 — цехи

по сборке

Раке™ ^ионная

станция; 22 — внутриобъектные

автодороги

 

 

 

 

 


землянок, укрытий, а также передвижных или сборно-разборных сооружений.

Наименее технически совершенными являются грунтовые аэро­ дромы и посадочные площадки, подготавливаемые для временной эксплуатации. Соответственно и работы по их разрушению и вос­ становлению менее трудоемки.

Рис. 0.7. Осушительные и водоотводящие устройства на постоянном

аэродроме:

1 — плиты

бетонного

покрытия; 2 — песчаное

_

основание;

3 — лоток;

4 — боковая

отмостка;

5 —дренаж;

6 — дождеприемник; 7

смотровой

колодец,-

8 — коллектор

Комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей и транспорт­ ных коммуникаций современного промышленного объекта приве­ ден на рис. 0.2, военно-морской базы [54] — на рис. 0.3, а ракетной базы США на мысе Кеннеди (Канаверал) [67] — на рис. 0.4. Гид­ ротехническое сооружение с его транспортными путями показано на рис. 0.5, подземные шахтные стартовые сооружения для за­ пуска боевых межконтинентальных ракет — на рис. 0.6, а основное сооружение постоянного аэродрома — взлетно-посадочная полоса

(ВПП)

с системой осушительных и водоотводящих устройств —

на рис.

0.7.

ГЛАВА I

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

1. ВОЗМОЖНЫЙ ХАРАКТЕР РАЗРУШЕНИЙ И ЗАГРАЖДЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ВОЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Виды возможных разрушений и заграждений

С древнейших времен во всех войнах широко практиковалось устройство заграждений и разрушений. В современной войне устройству заграждений и разрушений на коммуникациях и дру­ гих объектах придается еще большее значение.

Опыт первой и второй мировых войн, а также войн в Корее, Вьетнаме и на Ближнем Востоке показал, что в борьбе за господ­ ство в воздухе путем воздействия военно-воздушных сил по дейст­ вующим аэродромам, а также при вынужденном отступлении про­ тивник производит всевозможные разрушения и заграждения. Так, например, в периодической печати, освещавшей события в Египте в 1956 г., сообщалось о массовых и планомерных разрушениях и заграждениях, оставляемых войсками агрессивной израильской армии на Синайском полуострове.

В военное время могут иметь место следующие основные виды разрушений и заграждений военных объектов:

разрушения, вызванные действиями авиации и беспилотных средств противника как в районе боевых действий, так и в тылу;

разрушения и заграждения в результате боевых действий войск, когда линия фронта проходит непосредственно по объекту или вблизи него;

разрушения и заграждения объектов, подготовленные при вынужденном отходе войск;

заграждения объектов (дорог, площадок летного поля аэродрома) в противодесантных целях.

Возможные разрушения объектов можно подразделять на сле­ дующие основные группы:

— разрушения в результате эвакуации оборудования и сборноразборных конструкций при вынужденном отходе войск*;

* Эффективность этого метода подтверждается опытом Великой Отечест­ венной войны, когда в 1941 г. свыше тысячи наших промышленных предприятий было демонтировано, эвакуировано в тыл и пущено в ход на новом месте.

14


минирование путем установки различных мин (обычных, управляемых, замедленного действия) в воронках, завалах, карь­ ерах строительных материалов и т. д. с целью затруднить против­ нику восстановление разрушенного объекта, а также минирование объекта в ходе боя при расположении его в районе боевых дей­ ствий;

заражение отравляющими веществами в результате разли­ ва или распыления ОВ с самолетов, бомбардировки или артилле­ рийского обстрела химическими бомбами и снарядами;

заражение радиоактивными веществами вследствие выпа­

дения их из радиоактивного облака ядерного взрыва;

— бактериальное заражение объектов и окружающей местности путем разбрасывания, разлива или распыления бактериальных средств с самолетов, обстрела специальными бактериальными сна­ рядами, сбрасывания авиабомб, а также заражения, производи­ мого диверсантами.

Разрушение зданий, сооружений и инженерных сетей военных и гражданских объектов может быть не только в результате бое­ вых действий, но и в мирное время вследствие:

— воздействия природных факторов, приводящих к старению и коррозии материалов конструкций и снижению их физико-меха­ нических характеристик: воздушной среды, атмосферной влаги, грунтовой воды, засоленных и просадочных грунтов, отрицатель­ ной температуры воздуха, блуждающих токов в грунте (рис. 1.6), биологических факторов, вызывающих гниение древесины и т. п.;

Имело место также разрушение поселка Лонгароне в Северной Италии в результате перелива воды через плотину при обрушении горы в водохрани­ лище. Интенсивное развитие гидротехнических сооружений во всех странах мира за последние годы и примеры разрушения таких сооружений во время военных действий в Корее и во Вьетнаме указывают на особую актуальность этого вопроса.

Немалое значение имеют также ураганы на морских побережьях, сильные ливни, разливы рек, наводнения, половодья, которые часто приводят к затопле­ нию целых районов с находящимися на них населенными пунктами, дорогами, аэродромами и другими важными объектами. Так, например, в 1945 г. на Ближнем Востоке в течение получаса наводнением были снесены почти все мосты на автомобильной дороге Астара — Пехлеви в Иране. Наводнение было вызвано сильными дождями и интенсивным таянием снега в горах, в резуль­ тате чего потоки воды переполнили оросительную систему рисовых полей, рас­ положенных в предгорье непосредственно у дороги. «Бедствием века» названо сильнейшее затопление в 1970 г. в Пакистане.

Сильные разрушения дорог и аэродромов в различных районах побережья Тихого океана имели место от огромных приливных волн во время «чилийской катастрофы» в мае 1960 г. Затопления имели место в прошлом в результате цунами на Курилах и Камчатке.

По сообщению ТАСС, в мае 1970 г. в Румынии и Венгрии, а также в север­ ных и западных областях Украины прошли большие ливни. Особенной интен­ сивностью они отличались в районе Карпат. Ливни и быстрое таяние снега в горах вызвали значительные наводнения. Уровень воды в реках Днестр, Тисса, Прут, Серет и др. поднялся на 3—5 м. Вследствие этого был причинен ущерб народному хозяйству Тернопольской, Житомирской, Львовской, Черниговской, Закарпатской, Хмельницкой, Ивано-Фраиковской и некоторых других областей.

19