Файл: Михайлов В.В. Расширяющийся и напрягающий цементы и самонапряженные железобетонные конструкции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нагрузке последующего разрушения сердечника (272тс). Испытания колонн с сетчатым армированием защитного

слоя показали, что отсутствие продольного

армирова­

ния даже в коротких элементах ( L : D—1460

: 210 = 7)

уменьшает несущую способность за счет ранней потери

колонной устойчивости.

Напряжение, которое

соответст­

вовало началу

потери

устойчивости, составляло 547—

577 кгс/см2. В

то же время установлено, что

объемная

стальная сетка

придает бетону повышенную

деформа-

тивность, в связи с чем разрушение этого слоя наступа­

ло при

нагрузке 0,86 Р р а з ,

близкой к разрушающей

ко­

лонну

в целом. Испытание

оставшихся целыми половинок

колонны

показало,

что

действительная несущая

спо­

собность

колонны

могла

 

бы

быть Р р а з = 3 0 0

тс вместо

полученных 220 тс, если

бы

было применено

продольное

расчетное армирование. Такое армирование могло обес­ печить самонапряжение нормальных сечений колонны и этим значительно уменьшить ее сжимаемость под на­ грузкой.

Таким образом, была показана целесообразность за­ ключения колонны в цельную оболочку в виде асбестоцементной трубы или даже лучше в тонкую (1,5—2 мм) стальную оболочку, способную обеспечить цельность за­ щитного слоя спирально-армированной колонны и спо­ собность ее без разрушения защитного слоя нести зна­ чительную нагрузку.

Учитывая сказанное, конструкция спирально-армиро­ ванной колонны в стальной тонкостенной оболочке на большие нагрузки (например, для станций метрополите­ на) может быть следующей (рис. 4.14). Диаметр колон­ ны по внешнему контуру 630 мм, длина колонны 3,4 м, нагрузка разрушения 2000 тс (при напряжениях авр— = 640 кгс/см2). Колонна армируется в поперечном на­ правлении тремя спиралями из низкоуглеродистой про­ волоки диаметром 5 мм с шагом 15 мм в каждой спи­ рали. Продольное армирование во всех трех каркасах составляет 24 стержня диаметром 8 мм каждый из ста­ ли Ст5 и 4 стержня диаметром 14 мм, устанавливаемых между стальной наружной оболочкой 6 = 1 , 5 мм, и на­ ружным каркасом для фиксации всех каркасов в обо­ лочке.

Несущая способность самонапряженной спиральноармированной колонны в защитной стальной или асбестоцементной оболочке оценивается по формуле [153]

208



Т а б л и ц а

4.8. Несущая способность элементов

самонапряженных

спирально-армированных

колонн в тонкой стальной

оболочке

 

 

 

 

(/3 = 630

мм,

/1 = 4300

мм)

 

 

 

Элемент колонны, восприни­

Несущая способность в тс при цилиндричес­

 

кой прочности бетона в

кгс/см'

 

мающий нагрузку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

300

400

500

600

700

Бетонный

сердечник,

огра­

 

 

 

 

 

 

ниченный

наружным

кар­

 

 

 

 

 

 

касом,

Гя

=2640

см2 . .

528

"792

1055

1320

1580

1850

Бетонный

защитный

слой,

 

 

 

 

 

 

F з =38 0

см2

 

 

 

76

114

152

190

228

266

Спирально

расположенная

 

 

 

 

750

 

арматура,

£ С п = 6 8

см2 .

750

750

750

750

750

Продольно

расположенная

83

83

83

83

83

83

арматура,

Fa = 23

см2 . .

Защитная

стальная

 

оболоч­

 

 

 

 

 

 

ка, / 7 о 0

=

30 см2

 

. . . .

72

72

72

72

72

72

Спирально-армированный

 

 

 

 

 

 

 

сердечник

в целом

. . .

1361

1625

1888

2152

2413

2683

Колонна

в

целом,

 

F

вр=

 

 

 

 

 

 

= 3040 см2

 

 

 

 

1500

1810

2112

2415

2640

3020

Среднее

предельное

 

напря­

 

 

 

 

 

 

жение

по

сечению

колон­

 

 

 

 

 

 

ны о"бр

в кгс/см2

 

. . . .

500

600

700

800

900

1000

Отношение

Ябр/R

„ р . я

• •

2,5

2

1,75

1,6

1,5

1,43

Простое суммирование этих несущих способностей показывает предельную несущую способность колонн, если £ = 1 . Интересной является последняя строка таб-

° б р

лицы, которая показывает изменение отношения —-—

^ п р я

в зависимости от увеличения прочности бетона: с повы­ шением марки бетона удельная несущая способность уменьшается.

Простота технологии самонапряженных спиральноармированных колонн позволяет изготовлять их в усло-

210


ром 210 мм и три образца цилиндров 80X320 мм, твер­ деющих в упругосвязанном состоянии. Самонапряженне в цилиндрах к концу водного прогрева составило

26кгс/см2.

Впроцессе раннего прогрева среднее самонапряже­ ние поперечного обжатия колонн составило 23 кгс/см2; практически оно не изменилось ни в процессе 3-суточно- го влажного хранения, ни в последующее время хране­ ния перед испытаниями. По-видимому, дополнительное самонапряжение компенсировало весьма небольшую усадку бетона, так как бетон был герметизирован стальнон оболочкой. Колонны испытывали на горизонтальной испытательной 3000-г машине, причем не снимали про­ дольных монтажных тяг; последние при самонапряже­

нии колонн

создавали продольное

сжатие в

пределах

16 кгс/см2.

Нагрузка, вызвавшая разгрузку

тяг при

об­

жатии колонн на прессе,

подтвердила эту величину

об­

жатия. Нагрузку при испытании поднимали

ступенями

по 200 тс после 5 мин выдержки.

 

Разрушение

колонны

произошло

 

при

нагрузке

pi = 2 0 0 0

тс в результате

раз­

рыва спирали в средней

части

колонны. Стальная

обо­

лочка покрылась складками, но не разрушилась.

 

В соответствии с данными табл. 4.8 полная

несущая

способность

материалов

колонны

 

составляла

2112 тс.

Следовательно,

первая колонна

восприняла

 

нагрузку,

равную 2000:2112 = 0,95

несущей

способности

материа­

лов колонны и

коэффициент

£ был

очень высок—0,9.

Другая колонна разрушилась при рп = 1600 тс.

 

 

Результат испытаний полностью подтверждает одно-

стадийность

разрушения

самонапряженных

спирально-

армированных колонн.

 

 

 

 

 

 

 

На графике (рис. 4.-16) представлены результаты ис­

пытания

самонапряженных

спирально-армированных

колонн. Как видно, при нагрузке 0,5 Л Г ы = 1000 тс дефор­ мации составляют (150 — 180) - Ю - 5 . График зависимости

Ре,

деформаций от отношения —— в обобщенном виде дан

Р бет

на рис. 4.17. На графике показана работа под нагрузкой колонны с механическим натяжением арматуры с асбестоцементными защитными кольцами в качестве внеш­ ней защиты с несущей способностью Р р ш = 2400 тс.

Сплошной чертой дана расчетно-экспериментальная кривая указанной выше зависимости. Эксперименталь­ ные точки ложатся на кривую очень точно.

212


P6p/RnP

Проведенный эксперимент показывает, что в самона­ пряженных спирально-армированных колоннах в приня­ том конструктивном оформлении бетонный сердечник и надежно заделанная в него многорядная спираль явля­ ются основой прочности колонны (>0,9МА). В таком оформлении самонапряженные колонны могут найти са-

 

2000

Разрушение

 

 

 

 

 

 

Г колонны

 

 

 

 

 

 

 

1600

Разрушение

1.5\

 

I

 

Ppm=2ii00mc~

 

'Л~колрнны~

 

 

 

 

 

 

 

I

, °

--ZOOOmc

'

м 1200

 

 

 

 

/ ^ - 1

 

1,0

IS * о

°!

 

 

 

 

 

' - I

 

/

 

 

 

 

 

 

 

П

 

0,5

 

 

 

°-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

®-3

 

 

 

 

 

О

100 200 300 WO 500

200

100 0

100

200 300

t-10's

 

Деформация

e-W's

 

Рис. 4.16. График деформаций Рис. 4.17. Расчетно-эксперимен- самоиапряжеииых спиральнотальная кривая зависимости де­ армированных колонн (в левой формации колонн при сжатии от

части поперечные, в правой — отношения продольные деформации)

1 — самопапряженная

колонна I типа;

2 — то же, I I типа; 3

спирально-арми­

рованная колонна с механическим натя­ жением в бетонных кольцах

мое широкое применение в многоэтажных промышлен­ ных зданиях, холодильниках, складах, подземных соору­ жениях, станциях метро и в мостостроении.

4.4. УСТРАНЕНИЕ УСАДОЧНЫХ ТРЕЩИН ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Рассмотренными конструкциями не исчерпывают­ ся возможные области применения напрягающего цемен­ та — он найдет самое широкое применение в гидротех­ ническом строительстве, где его использование особенно эффективно вследствие его водонепроницаемости. Так, при создании бетонной тоннельной обделки напорных тоннелей расширение ее при затвердевании создаст не только плотный контакт облицовки со скальной породой, но и силовое давление вследствие самонапряжения. По­ добные опыты проводились в Закавказье на АНЦ [152] и дали весьма обнадеживающие результаты.

213