Файл: Михайлов В.В. Расширяющийся и напрягающий цементы и самонапряженные железобетонные конструкции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 237
Скачиваний: 2
облицовкой толщиной 3 мм на стенке и 4 мм. на днище. Анализ позволил сделать вывод о том, что резервуар из самонапряженного железобетона с грунтовой засып кой на покрытии и сборным днищем по расходу стали в 1,5 раза, а с водяным экраном на покрытии в 1,8 раза экономичнее сборного резервуара. Большая экономия стали достигается тем, что отсутствует стальная обли цовка внутренних поверхностей. По расходу бетона эко номия составляет 5—10%. Стоимость резервуаров прак тически одинакова—106,57 тыс. руб. самонапряженного и 107,71 тыс. руб. сборного. Экономия средств в резуль тате отказа от устройства стальной облицовки, навивки высокопрочной арматуры и связанных с ней работ пе рекрылась удорожанием на 9,6 тыс. руб. вследствие при менения НЦ, стоимость которого в смете принята из условия его приготовления на полукустарных установ ках, а не на цементном заводе. Кроме того, устройство земляной засыпки на покрытии н соответствующая его конструкция (вместо покрытия с водяным экраном в резервуаре-аналоге) повысили стоимость самонапряжен ного резервуара на 8 тыс. руб. Если учесть эти обстоя тельства, а также существенное снижение стоимости НЦ при его выпуске на заводах цементной промышлен ности, то самонапряженный резервуар можно считать более экономичным и по стоимости. Трудозатраты на возведение такого резервуара на 30—35% ниже, чем сборного, а это позволит сократить продолжительность строительства.
Г л а в а 7
П Р И Г О Т О В Л Е Н И Е Н А П Р Я Г А Ю Щ Е Г О Ц Е М Е Н Т А В П Р О И З В О Д С Т В Е Н Н Ы Х У С Л О В И Я Х
7.1. ВАРИАНТЫ ТЕХНОЛОГИИ НАПРЯГАЮЩЕГО ЦЕМЕНТА
Как следует из ранее изложенного, в основе техно логии получения напрягающего цемента лежит механи
ческое смешивание в шаровых |
или вибромельницах |
||
портландского |
и |
глиноземистого |
цементов с гипсом |
(и известью |
при |
изготовлении |
четырехкомпонентного |
НЦ) . Таким образом, технология напрягающего цемента проста и не требует никаких специально изготовляемых материалов, например высокоосновного гидроалюмина та кальция или специально обожженных комплексных клинкеров. Вместе с тем получение НЦ из готовых про дуктов, выпускаемых промышленностью строительных материалов, может быть оправдано только в первый пе риод применения НЦ в строительстве и должно рассмат риваться как экспериментальное, необходимое для сле дующих целей.
1.Проверка технологии НЦ на производственном оборудовании и в количествах, необходимых для изго товления натурных образцов. При этом выявлен ряд особенностей в свойствах напрягающего цемента, уста новить которые при его получении в небольших количе ствах на лабораторном оборудовании практически не представлялось возможным.
2.Проверка в производственных условиях техноло гии самонапряженных изделий и их конструктивного ре шения, а также накопление необходимого опыта.
3.Установление технико-экономических показателей применения самонапряженного железобетона и изделий из него.
4.Определение областей строительства, в которых применение самонапряженного железобетона наиболее целесообразно осуществить в первую очередь.
17а—239 |
261 |
5. Разработка необходимых нормативных докумен тов по применению НЦ в строительстве, его изготовле нию п испытанию.
Все это должно определить потребность в НЦ и под готовить строителей к применению напрягающего це мента к началу его промышленного производства.
Совершенно очевидно, что при заводском промыш ленном производстве напрягающего цемента его надо изготовлять непосредственно из клинкерных и природ ных материалов, так как ни технически, ни экономиче ски не может быть оправдано массовое заводское про изводство НЦ из готовых, выпускаемых промышлен ностью, материалов. При изготовлении НЦ из клинке ров и соответствующих шлаков исключается повторный помол при смешивании компонентов, который технически не является необходимым п приводит к удорожанию НЦ, в то время как при промышленном производстве его стоимость должна быть на уровне стоимости портланд цемента. Разработка способов промышленного произ водства напрягающего цемента проводится совместно институтами НИИцемент и НИИЖБ.
В настоящее время накоплен большой опыт приго товления НЦ в производственных условиях из готовых порошков, выпускаемых промышленностью строитель ных материалов. Изучение и обобщение этого опыта представляет известный интерес для расширения при менения НЦ в строительстве до начала его промышлен ного производства. Этим способом НЦ приготовляется как в заводских условиях при производстве самонапря женных напорных труб, так п в условиях строительства для замоноличиванпя стыков сборных железобетонных сооружений бетоном на НЦ.
Одним из вариантов приготовления НЦ из готовых материалов в условиях строительства является его по лучение путем механического смешивания непосредст венно в бетономешалке гипсоглиноземистого и портландского цементов. По предложению ВНИИСТ так готови ли НЦ при сооружении безусадочных полов промышлен ных зданий из бетона на'НЦ, а также при возведении в подвижной опалубке самонапряженных баков для воды
в железобетонных водонапорных башнях. |
|
||
Перечисленные варианты |
организации |
производства |
|
НЦ |
можно классифицировать |
следующим |
образом. |
I . |
Заводское промышленное производство НЦ на ос- |
262
to
Рис. 7.2. |
Технологическая схема приготовления НЦ в помольно-смесительном отделении |
||||
/ — железнодорожные |
вагоны, доставляющие гипс и цемент |
глиноземистый |
и |
портландский; |
2— пневморазгрузчик: |
3— пневматический винтовой насос; 4— снлосы для исходных |
материалов; |
5 — фильтр; 6 — аэрожелоб; 7 — бункер ис |
|||
ходных материалов; |
8 — фильтр; 9 — весовой дозатор; 10 — ячейковый питатель; |
/ / — шнек; |
12 — шаровая мельница; |
||
|
13 — трубопровод для подачи НЦ в смесительное отделение |
|
представлена на рис. 7.2. Схема составлена с учетом из менений, внесенных в проект в процессе строительства установки и опробования технологии НЦ.
Исходные материалы поступают по железнодорожной ветке; все разгрузочно-загрузочные операции и передви жение материалов осуществляются по трубопроводам или аэрожелобам, т.е. пневмотранспортом. Вагоны раз гружаются пневморазгрузчиком с помощью вакуум-на соса. Предусмотрен также донный разгружатель ваго нов, в который можно растаривать мешки с глиноземи стым цементом. Из вакуум-насоса (или донного разгружателя) материалы поступают через герметизированную приемную воронку в пневматический винтовой насос (пневмоподъемиик), имеющий два трубопровода: один подает материал в силосы емкостью по 50 г, другой—в расходные бункера, установленные над весовыми дозато рами. Подача материала по одному из этих трубопрово дов обеспечивается установленными над пневмоподъемниками двухходовыми переключателями.
Из шести имеющихся силосов три используются для хранения портландцемента, два— глиноземистого цемен та и один — гипса. Материалы из силосов в расходные бункера дозировочного отделения подают аэрожелобами, в которые материал поступает через донные отверстия силосов, оборудованных задвижками. Аэрожелоба пода ют материал к герметизированным воронкам пневмона соса.
При выбранной схеме один и тот же пневмоподъем иик выполняет несколько операций: загрузку силосов и расходных бункеров, перекачку материала в расходные бункера и обратную перекачку в силосы, причем каж дый пневмоподъемиик перемещает только один из ком понентов. Необходимым условием правильной работы пневмотранспорта является перемещение каждого мате риала по самостоятельному тракту. Первоначально за проектированная система пневмотрактов, при которой по одним и тем же трубопроводам, оборудованным двуххо довыми переключателями, перемещались поочередно все компоненты напрягающего цемента, не оправдала себя: наблюдалось перемешивание материалов вследст вие ненадежной работы переключателей. Использование тех же переключателей в системе раздельных трактов исключало недопустимое перемешивание разнородных материалов.
265
Выбранная схема раздельных пневмотрактов практи чески не требует установки дополнительных агрегатов. Так, если первоначально предполагалось использовать каждый пневмоподъемник для осуществления однойдвух транспортных операций со всеми материалами, то в осуществленной схеме каждый пневмоподъемник об служивает все операции для одного материала.
Над силосами и над расходными бункерами установ лены рукавные фильтры для улавливания пыли и выпус ка воздуха при подаче в эти емкости компонентов НЦ. Уловленные фильтрами материалы сбрасываются в ем кости, над которыми они установлены.
Дозируют исходные материалы серийными весовыми дозаторами ДГЦ-200 с циклическим режимом работы. Благодаря предварительному смешиванию отдозированных компонентов обеспечивается равномерная и одно временная их подача в шаровую мельницу СМ-14, рабо тающую «на проход». Такая подача обеспечивается сле дующим образом. Когда отвешены все три компонента НЦ (что может выполняться как в автоматическом режи ме, так и с пульта управления, расположенного на рабо чей площадке), включается одновременный сброс мате риалов в приемные бункера, расположенные под весовы ми дозаторами. Из бункеров материалы подаются через ячейковые питатели в горизонтальный винтовой шнек, откуда по специальному рукаву поступают в приемную улитку шаровой мельницы.
Диаметры шкивов тексропных передач приводов ба рабанов ячейковых питателей подобраны такими, что скорости вращения барабанов относятся как 7 : 2 : 1 , что соответствует примерному отношению между собой ком понентов напрягающего цемента. Таким образом, раз грузка отвешенных порций компонентов НЦ из прием ных бункеров через ячейковые питатели в шнек проис ходит в течение одного и того же времени. Это обеспечи вает хорошее предварительное смешивание компонентов НЦ уже в шнеке, куда материалы поступают тремя одновр еменными потока ми.
Из мелы-шцы готовый к употреблению НЦ попадает в винтовой пневмоподъемник, подающий цемент в бун кер, установленный в бетоносмесителыюм отделении трубного цеха. Бункер разделен металлической перего родкой на две части каждая емкостью по 10 г. При загруз ке одной из частей цемент может расходоваться из дру-
266
гой части. Над бункером установлен рукавный фильтр ФР-30 для выпуска воздуха при загрузке цемента, улав ливания пыли и возвращения ее обратно в бункер.
Как указывалось ранее, технологические параметры
приготовления НЦ |
(тонкость измельчения, тип помоль- |
но-смесительного |
оборудования, порядок и продолжи |
тельность помола и т. п.) оказывают определенное влия ние на основные свойства НЦ—прочность, расширяе мость и самойапряжение. Поэтому при изготовлении НЦ в производственных условиях на заводском оборудова нии требовалось уточнить параметры его приготовления. Так, интервалы времени между началом подачи в мель ницу отвешенных компонентов НЦ изменяли от 2,5 до 20 мин, а суммарное количество материалов, отвешива емых на один спуск, — от 160 до 300 кг. Для определения качества помола и однородности смешивания компонен тов НЦ брали пробы на выходе из мельницы через каж дые 5 мин. На этих пробах определяли тонкость помола НЦ (величину удельной поверхности на приборе ПСХ-2). Из каждой четвертой пробы, т. е. из проб, взятых с ин тервалами в 20 мин, готовили образцы для определения показателей расширения и прочности. В отдельных слу
чаях |
делали химический анализ проб |
для определения |
в них |
количества S 0 3 —• сульфатной |
составляющей, — |
одного из основных факторов, обусловливающих величи ну расширения затвердевшего НЦ и характеризующего однородность смешивания его компонентов.
Было установлено, что для получения равномерной тонкости помола НЦ в пределах 3700+200 см2/г интер валы между отдельными отвесами и подачей в мельницу материалов должны быть в пределах 4—7 мин при сум марном весе компонентов НЦ в пределах 170—250 кг. Это соответствует ' загрузке в мельницу примерно 35— 40 кг материалов в 1 мин. При таких параметрах загруз ки мельницы удельная поверхность НЦ, определенная по
5-мин-пробам, |
получается весьма равномерной и не име |
|
ет отклонений |
от средней |
величины больше, чем на |
100 см2/г, т.е. |
находится |
на одном уровне. Получение |
удельной поверхности НЦ в пределах указанных выше величии было признано оптимальным, учитывая что в дальнейшем дисперсность цементного порошка в про цессе его пневмотранспорта повышается. Производитель ность мельницы при указанных параметрах загрузки оп ределяется величиной 2,1—2,4 г/ч. При увеличении ин-
267