Файл: Лурье А.И. Электрическое взрывание зарядов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И с к р о в ы е Э В имеют воспламенительный состав весьма большого сопротивления (более мегома). Напряжение, необходимое для воспламенения искровых ЭВ, зависит от расстояния между электродами, от формы их концов и от рода воспламенительного состава, запрессованного между электродами. Их обычно подбирают такими, чтобы воспламеняющее напряжение составляло 2000— 3000 В.

Вискровых ЭВ те же недостатки, что и в ЭВ с токопроводящим составом, выражены резче. Кроме того, для воспламенения искровых ЭВ требуются источники тока высокого напряжения.

Внастоящее время для взрывных работ, как правило, применяют ЭД, имеющие ЭВ с мостиками. Поэтому ниже рассматриваются только такие ЭД.

§ 2. ОСНОВЫ Т Е О Р И И Э Л Е К Т Р О В О С П Л А М Е Н И Т Е Л Е Й С МОСТИКАМИ Н А К А Л И В А Н И Я

Воспламенение электровоспламенителей

При прохождении электрического тока через мостик в нем вы­ деляется тепло, расходуемое на нагревание самого мостика и при­ легающего к нему воспламенительного состава. Кроме того, часть тепла уходит вдоль мостика в выводные провода. Как только частицы воспламенительного состава, прилегающие к наиболее накаленной части мостика, нагреются до температуры вспышки и получат не­ обходимое количество тепла, в нпх начнется реакция, которая сопровождается выделением тепла. Последнее способствует дальней­ шему развитою реакции, и она может протекать без поступления тепла извне. Момент, когда в воспламенительном составе возникает саморазвивающаяся реакция (может идти и при отсутствии тока в мостике), считают моментом воспламенения ЭВ.

Через некоторое время после воспламенения ЭВ его воспламе­

нительный состав сгорает, и от форса (луча) огня

срабатывает ЭВ.

В ЭД мгновенного действия форс огня в результате

соприкосновения

с ВВ капсюля-детонатора практически мгновенно вызывает взрыв (срабатывание) последнего. В ЭД с замедлением форс огня от ЭВ зажигает замедляющий состав, после сгорания которого происходит взрыв ЭД.

Время от включения тока в мостик до воспламенения называют

в р е м е н е м в о с п л а м е н е н и я

э л е к т р о в о с п л а м е ­

н и т е л я ,

время от

воспламенения до

выброса

форса огня из

головки — в р е м е н е м п е р е д а ч и

ЭВ и время от включе­

ния тока

до

выброса

форса огня — в р е м е н е м

с р а б а т ы ­

в а н и я

ЭВ (рис. 2).

 

 

 

Температура вспышки и необходимое для воспламенения ко­ личество тепла зависят главным образом от рецептуры и физической структуры воспламенительного состава ЭВ. Они зависят также от скорости поступления тепла в головку. Температура вспышки

10


и необходимое количество тепла будет тем меньше, чем чувствитель­ нее воспламенительный состав к тепловому импульсу. В свою оче­ редь, температура мостика и количество выделяемого им тепла зависят от величины и длительности тока, проходящего через мостик.

Тепло,

выделяемое

током в мостике, вначале почти целиком

идет на его разогрев.

По мере повышения температуры мостика

количество

отводимого

от него тепла (в воспламенительный

состав

и в выводные провода) будет увеличиваться и через'иекоторое

время

может наступить тепловое равновесие, т. е. количество выделяемого тепла будет равно количеству отводимого. Установившаяся при этом температура мостика будет тем выше, чем больше проходящий через него ток. Однако при достаточно большом токе мостик до состояния теплового равновесия не разогреется, так как до этого мостик раз­

рушится

в

результате

его

 

 

 

 

 

 

перегорания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

пропускании

через

 

/

 

1

1

мостик

тока

малой

силы *

 

 

(менее 0,18 А) наступает

теп­

 

 

ловое равновесие при темпе­

I

 

ратуре

ниже

температуры

 

 

2

 

3

 

Рис. 2. Связь между временем воспламене­

вспышки. В

этом случае ЭВ

 

 

ния tB,

временем

передачи

8 и временем

не воспламенится при любой

 

 

 

срабатывания

т:

продолжительности

прохож­

 

1 — м о м е н т в к л ю ч е н и я тока; 2

— н а ч а л о с а м о ­

дения тока,

несмотря

на то,

 

р а з в и в а ю щ е й с я р е а к ц и и ;

з —

момент выброса

что воспламенительный

со­

 

 

форса

огня

 

 

 

 

 

 

 

став получит достаточное ко­

 

 

 

 

 

 

личество

тепла.

В

рассматриваемом

случае

мостик

ЭВ остается

целым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При пропускании через мостик тока, достаточного для разогрева его до температуры вспышки состава (0,2—1 А), последний через некоторое время получает от мостика в процессе его разогрева

необходимое

количество тепла и ЭВ воспламеняется. При этом

у

30—40%

воспламенившихся ЭВ мостик разрушается. Так как

в

рассматриваемом случае ток, проходящий через ЭВ, а также

и

тепло, выделяющееся при горении воспламеиительного состава,

недостаточны для расплавления мостика, его разрушение может быть вызвано только газами, возникающими при сгорании состава. Исследования показали, что разрушение мостика происходит в конце воспламенения, т. е. почти одновременно с выбросом форса огня из воспламенительной головки.

При пропускании большого тока

( > 1 А) мостик будет разогрет

так быстро, что он может нагреться

до очень высокой

температуры

и перегореть (частично или полностью расплавиться)

раньше, чем

воспламенительный состав получит количество тепла, необходимое для возникновения в нем саморазвивающейся реакции. Это

* Приведенные ниже значения тока относятся к современным ЭД общего применения нормальной чувствительности.

11


объясняется тем, что мостик разогревается значительно быстрее воспламенительного состава. Разогрев мостика происходит за счет тепла, выделяемого током во всем его объеме, тогда как воспламенительный состав получает тепло послойно в процессе теплопередачи, которая протекает во времени и зависит от физических свойств состава (количества, размеров и расположения пор) и от разности температур.

Однако расплавление мостика до воспламенения состава не означает, что при этом ЭВ даст отказ, после перегорания мостика его несгоревшие части и расплавленный металл мостика, окружен­ ные воспламенительный составом, начнут охлаждаться, отдавая тепло составу. Воспламенится ли в данном случае ЭВ или даст отказ, зависит от того, какое количество тепла получил мостик к моменту расплавления и сколько тепла в этот момент недоставало составу для его воспламенения. Если в процессе охлаждения сохранившиеся части и расплавленный металл мостика передадут воспламенительному составу недостающее количество тепла и температура при этом не упадет ниже температуры вспышки, ЭВ сработает. В противном случае будет отказ.

Количество тепла, затраченное на расплавление мостика, зависит главным образом от его материала и диаметра. Если мостик имеет достаточно большой диаметр и сделан из тугоплавкого металла, а воспламенительный состав достаточно чувствителен к тепловому импульсу (у отечественных и у большинства зарубежных ЭД), перегорание мостика до воспламенения головки не вызовет отказа ЭВ. Если же мостик будет изготовлен из легкоплавкого металла или будет иметь малый диаметр, а воспламенительный состав мало­ чувствителен, отказ возможен.

При пропускании очень большого тока О 5 А) от источника с большим напряжением мостик быстро сгорает и возникает электри­ ческая дуга. При этом воспламенительный состав разбрасывается и быстро сгорает. Вследствие этого в рассматриваемом случае взрыв ЭД происходит через очень малый промежуток времени после вклю­ чения тока. Это время может составлять десятые и даже сотые доли миллисекунды.

Время, в течение которого воспламенительный состав нагре­ вается до температуры вспышки и получает количество тепла, не­ обходимое для возникновения в нем саморазвивающейся реакции (время воспламенения tB), зависит от величины тока в мостике резко уменьшаясь с его ростом.

Время, в течение которого в воспламенительном составе идет саморазвивающаяся реакция (время передачи), при токах менее 5 А принимается независимым от величины тока и длительности его протекания. Однако исследования последних лет показали, что у современных ЭВ, имеющих слабофлегматизированный воспламе­

нительный состав,

время передачи зависит от прохождения тока

через мостик после

начала реакции в составе. В связи с этим было

предложено время

передачи рассматривать как сумму, состоящую

из времени реакции tp и времени горения tr. В течение tp компоненты

12


+
4
Рис. 3. Связь между временем воспламенения tB, временем реакции i e , временем горения tr, временем передачи В л временем сраба­
тывания:
1 — момент в к л ю ч е н и я тока; 2 — н а ч а л о с а м о р а з ­ в и в а ю щ е й с я р е а к ц и и ; з — начало г о р е н и я состава;
4 — м о м е н т выброса форса огня

воспламенительного состава, содержащие кислород (например, бертолетовая соль), разлагаются, давая кислород и создавая тепло, а в течение tr выделившийся кислород соединяется с горючими компонентами состава, т. е.

состав горит.

Время реакции зави­ сит от прохождения тока через мостик во время реакции. Если ток прохо­ дит, то оно зависит от длительности и величины тока, уменьшаясь по ме­ ре их роста. Величина тока сказывается на вре­ мени реакции не так сильно, как на времени воспламенения, поскольку во время реакции кроме

тепла, создаваемого током, выделяется тепло и в воспламенительной головке.

Время горения в отличие от времени реакции практически не зависит от наличия и величины тока в мостике во время горения воспламенительного состава, и для данного ЭВ tr можно считать постоянным.

Связь между tB, tp, tT и временем срабатывания г может быть представлена графиком, приведенным на рис. 3.

Распределение температуры вдоль мостнка

Основные энергетические зависимости в электровоспламенителях

Из-за отвода тепла от мостика в воспламенительный состав и в выводные провода температура вдоль мостика ЭВ имеет различ­ ные значения. При этом характер распределения температуры вдоль мостика изменяется и по мере разогрева мостика. Так как реакция в воспламенительном составе начинается там, где он со­ прикасается с участками мостика, нагретыми до температуры вспыш­ ки, характер распределения температуры вдоль мостика имеет важное значение.

Исследование распределения температуры вдоль мостика с мате­ матической точки зрения представляет сложную задачу, поскольку при этом требуется решать дифференциальное уравнение тепло­ передачи для нестационарного процесса в трехмерном пространстве с источником тепла внутри системы.

Приближенное решение этой задачи дал Дрекопф [1]. Из полу­ ченных Дрекопфом графиков, показывающих изменение температуры вдоль мостика ЭВ при токе 0,2 А и разных моментах времени,

13