Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 16
УіФ — подъемная сила, индуцируемая крыль ями «а корпусе в Н;
Y1 — нормальная сила в Н;
у — координата вдоль оси Оу\ в м; Z — боковая сила в Н;
Zj — поперечная сила в Н;
2 — координата вдоль оси Ozt в м;
z = 2z/l— безразмерная координата; а — угол атаки в град; ß — угол скольжения в град;
Г — циркуляция скорости в м2/с; Y — угол крена в град;
Ya. — угол крена в скоростной системе коор динат в град;
Д— приращение, отклонение какой-либо величины;
б, бр — угол отклонения |
органов |
управления |
|||||
в град; |
|
|
органов |
управления |
|||
бв — угол отклонения |
|||||||
тангажом (рулей высоты) в град; |
|
||||||
бя — угол отклонения |
органов |
управления |
|||||
рысканием |
(рулей |
направления) |
в |
||||
град; |
|
|
органов |
управления |
|||
б э — угол отклонения |
|||||||
креном (элеронов) |
в град; |
|
|
|
|||
б* — толщина |
вытеснения |
в м; |
|
|
|
||
е — ошибка |
системы |
управления; угол |
|||||
скоса потока в град; |
|
|
|
|
|||
£ — угол пеленга цели в град; |
|
|
|
||||
£= 2г// — безразмерная |
координата; |
|
относи |
||||
1] — угол упреждения, |
угол крена |
||||||
тельно начальной |
стартовой |
системы |
|||||
координат в град; |
с |
подкорпусной |
ча |
||||
ц=Ь0/Ьі — сужение |
крыльев |
||||||
стью; |
|
|
|
|
|
|
|
г\к= Ьб/Ь1 — сужение консолей;
т]корм — сужение кормовой части корпуса; т)ц — курсовой угол в град;
Ѳ — угол наклона траектории к горизонту;
Ѳ — полуугол |
при вершине |
конуса |
в |
|||
град; |
относительно |
местных |
||||
# — угол тангажа |
||||||
географических |
или |
земных осей |
в |
|||
град; |
коэффициент; |
параметр |
||||
•л— поправочный |
||||||
характеризующий |
режим |
работы дви |
||||
гателя; |
|
|
с |
подкорпусной |
||
Я — удлинение крыльев |
||||||
частью; |
|
|
|
|
|
|
Як — удлинение двух консолей; |
|
|
||||
Якорм — удлинение кормовой |
части корпуса; |
|
Янос — удлинение носовой части корпуса; Яф — удлинение корпуса (фюзеляжа);
р— динамический коэффициент вязкости воздуха в Н-с/м2;
V — кинематический коэффициент вязко сти воздуха в м2/с;
|= 2 у/1 — безразмерная координата;
І, |в, |
|н — относительный коэффициент демпфи |
||||
. . . |
рования |
летательного |
аппарата; |
кг/м3; |
|
р — плотность воздуха |
или |
газов в |
|||
|
сг— перерегулирование |
|
(относительная |
||
|
величина |
заброса |
перегрузки, |
угла |
|
|
атаки и т. д.); |
|
|
|
/Ф — предельный коэффициент расхода воз
духа через двигатель; Ф(г) — функция Лапласа — Гаусса от аргу
мента г\ ср — полярная координата; угол между ли
нией |
визирования |
летательного |
аппа- |
||||||
• рата |
или |
цели |
и |
земной |
осью |
Ох <э |
|||
в град; сдвиг фазы вынужденных |
|||||||||
колебаний; |
коэффициент |
расхода воз |
|||||||
духа; |
тангажа |
относительно |
началь |
||||||
фт — угол |
|||||||||
ной стартовой |
системы |
координат в1 |
|||||||
град; |
установки |
двигателя относитель |
|||||||
Фдв — угол |
|||||||||
но оси Ох1 в град; |
|
в |
град; |
|
|||||
Фд — геоцентрическая |
широта |
|
|||||||
Хо — угол |
стреловидности |
по |
|
передней |
|||||
кромке крыла в град; |
|
|
|
|
|||||
Хо,5 — то же по линии середин хорд; |
|
|
|||||||
Хі — то же по задней кромке; |
|
|
|
|
|||||
Хр ■— то же по оси вращения руля; |
|
|
|||||||
Х э— то же по |
оси вращения |
элерона; |
|||||||
Хе — то же по линии максимальных толщин |
|||||||||
сечений крыла; |
|
|
|
в |
град; |
||||
ѵр- .— угол |
поворота траектории |
||||||||
ф — угол |
поперечной Ѵ-образности крыль |
||||||||
ев; угол рыскания относительно зем |
|||||||||
ных осей координат в град; |
летатель |
||||||||
<в — угловая частота |
колебаний |
||||||||
ного аппарата в рад/с; |
|
|
|
лета |
|||||
(Ос — собственная |
частота колебаний |
||||||||
тельного аппарата в рад/с; |
|
скорости |
|||||||
(Ох, (Оу, (Oz — проекции |
вектора |
угловой |
|
||||||
летательного |
аппарата на |
связанные |
|||||||
оси координат Oxi, |
Оуи Oz\ |
в рад/с; |
—тоу/ — сі)г£
~2Ѵ~ ’ Шу = ~2Ѵ ’ |
~ —Ѵ~ — безразмерные проекции |
угловой ско |
||
|
рости летательного аппарата на свя |
|||
|
занные оси. |
|
|
|
|
ИНДЕКСЫ |
|
|
|
|
I — передняя |
несущая поверхность; |
|
|
+ + , XX, |
II — задняя несущая поверхность; |
|
||
+Х, Х + —'Варианты |
поперечной |
ориентировки |
||
|
передних и задних несущих поверхно |
|||
|
стей; |
|
|
|
|
оо — невозмущенный поток; |
|
хорда |
|
|
А — средняя |
аэродинамическая |
||
|
(САХ); |
|
|
|
|
А.к — САХ консолей; |
|
|
А.р — САХ рулей; б — бортовой;
9
|
бал — режим балансировки; |
|
|||
|
в — рули высоты, вихрь, волновой; |
||||
|
вз — воздухозаборник; |
|
|
||
|
в. о — вертикальное оперение; |
|
|||
|
вх — входное |
сечение |
воздухозаборника; |
||
|
г. |
о — горизонтальное |
оперение; |
||
|
дн — донный срез корпуса; |
|
|||
|
из.кр — изолированные крылья; |
|
|||
|
из.р —• изолированные рули; |
|
|||
|
из.ф — изолированный корпус; |
|
|||
|
инт — интерференция; |
сгорания; |
|
||
|
к — консоли; |
камера |
|
||
|
корм — кормовая часть корпуса; |
|
|||
|
кр — крылья; |
|
|
|
|
|
н — рули направления; |
|
|||
|
нос — носовая часть корпуса; |
|
|||
|
о.к — осевая компенсация; |
|
|||
|
оп — оперение; |
|
|
|
|
|
п — поперечный; |
|
|
||
|
потр — потребный; |
|
|
||
|
р — рули; |
|
|
|
|
|
расп — располагаемый; |
|
|
||
|
расч — расчетный; |
|
|
||
|
ромб — ромбовидный профиль; |
|
|||
|
ст — стенка (поверхность тела); |
|
|||
|
теор — теоретический; |
|
|
||
|
тр — трение; |
|
|
какой-либо |
|
|
уст — установившееся значение |
||||
|
|
величины; |
|
' |
|
|
ф — корпус (фюзеляж); |
||||
|
цил — цилиндрическая часть корпуса; |
||||
|
э |
— элероны; |
|
|
|
|
эфф — эффективный; |
|
|
||
|
F — фокус; |
|
|
|
|
|
шах — максимальный. |
|
|
||
Частные производные от сил и моментов и их коэффициентов по пара |
|||||
метрам движения обозначаются верхним индексом, например: |
|
||||
а _ дсу |
дМу |
и т. д. |
|
|
|
с |
да ’ |
д<лх |
|
|
|
У ~ |
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. ПРЕДМЕТ КУРСА ДИНАМИКИ ПОЛЕТА БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Основным содержанием курса динамики летательных аппа ратов является составление и исследование уравнений движе ния летательного аппарата, изучение общих закономерностей полета, а также его особенностей в различных частных случаях. При составлении и исследовании уравнений движения беспи лотных летательных аппаратов опираются на основные положе ния теоретической механики, аэродинамики, теории автоматиче ского управления и ряда других дисциплин.
Задача исследования полета беспилотного летательного ап парата в самой общей постановке весьма сложна. Действитель но, летательный аппарат с фиксированными рулями имеет, как всякое твердое тело, 6 степеней свободы, и его движение в про странстве описывается системой 12 дифференциальных уравне ний первого порядка. Динамика же такой сложной электроме ханической системы, как, например, управляемый по радио ле тательный аппарат, описывается значительно большим числом дифференциальных уравнений. Исследование подобной системы требует совместного интегрирования уравнений движения лета тельного аппарата и уравнений механических и электрических процессов, протекающих во всех элементах системы управления полетом. Ввиду чрезвычайной сложности задачи исследования полета любого летательного аппарата ее обычно решают по час тям, разбивая исследование на несколько этапов и постепенно переходя от менее трудных задач к более трудным.
На первом этапе исследования во многих случаях оказывает ся вполне допустимым рассматривать движение летательного аппарата как движение управляемой материальной точки. Как известно, движение твердого тела в пространстве раскладывает ся на движение центра масс тела и на вращение его вокруг центра масс. Для изучения основных закономерностей поле та вращательное движение при определенных условиях можно не рассматривать. Тогда движение тела (в данном случае лета тельного аппарата) представляется как движение материальной
11
точки, масса которой равна массе летательного аппарата и к которой приложены сила тяжести, сила тяги двигателя и аэро динамические силы. Соответственно схематизируется и работа системы управления: на движение центра масс летательного аппарата накладываются связи, описывающие идеальную рабо ту системы управления.
Следует отметить, что даже при такой упрощенной постанов ке задачи в ряде случаев приходится учитывать моменты сил, действующих на летательный аппарат, и потребные углы откло нения органов управления, так как в противном случае невоз можно установить однозначную зависимость, например, между подъемной силой и углом атаки, боковой силой и углом сколь жения. Это в первую очередь относится к таким схемам лета тельных аппаратов, у которых подъемная и боковая силы суще ственно изменяются при отклонении органов управления (схема с поворотными крыльями).
На втором этапе детально исследуются уравнения движения летательного аппарата с учетом его вращения вокруг центра масс. Задачей этого этапа является изучение динамических свойств аппарата, рассматриваемого как элемент системы уп равления. При этом главным образом интересуются реакцией летательного аппарата на отклонения органов управления и на воздействия различных внешних возмущений.
Лишь после такого изучения можно перейти к заключитель ному и наиболее сложному этапу — исследованию динамики замкнутой системы управления, включающей в себя среди ряда других элементов и сам летательный аппарат (объект управле ния) .
Одной из основных задач последнего этапа является иссле дование точности полета, характеризуемой величиной и вероят ностью отклонений летательного аппарата от требуемой траек тории. Эти отклонения (ошибки) возникают вследствие того, что в действительности все элементы системы управления рабо тают не идеально точно, летательный аппарат не идеально сле дит за отклонениями органов управления и, кроме того, в поле те на летательный аппарат и его систему управления воздейст вуют случайные возмущения. Для изучения вопросов точности управления необходимо движение летательного аппарата и процессы в системе управления описывать достаточно полно дифференциальными уравнениями и, кроме того, учитывать слу чайные возмущения. В результате требуется исследовать систе мы обыкновенных дифференциальных уравнений весьма высо кого порядка, которые могут быть нелинейными, с правыми ча стями, явно зависящими от времени, с запаздывающими аргу ментами, со случайными функциями в правых частях и т. д. Для исследования таких уравнений используют все методы, ко торыми располагает современная наука и техника, в частности, методы математического анализа, теории вероятностей и слу
12