Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УіФ — подъемная сила, индуцируемая крыль­ ями «а корпусе в Н;

Y1 — нормальная сила в Н;

у — координата вдоль оси Оу\ в м; Z — боковая сила в Н;

Zj — поперечная сила в Н;

2 — координата вдоль оси Ozt в м;

z = 2z/l— безразмерная координата; а — угол атаки в град; ß — угол скольжения в град;

Г — циркуляция скорости в м2/с; Y — угол крена в град;

Ya. — угол крена в скоростной системе коор­ динат в град;

Д— приращение, отклонение какой-либо величины;

б, бр — угол отклонения

органов

управления

в град;

 

 

органов

управления

бв — угол отклонения

тангажом (рулей высоты) в град;

 

бя — угол отклонения

органов

управления

рысканием

(рулей

направления)

в

град;

 

 

органов

управления

б э — угол отклонения

креном (элеронов)

в град;

 

 

 

б* — толщина

вытеснения

в м;

 

 

 

е — ошибка

системы

управления; угол

скоса потока в град;

 

 

 

 

£ — угол пеленга цели в град;

 

 

 

£= 2г// — безразмерная

координата;

 

относи­

1] — угол упреждения,

угол крена

тельно начальной

стартовой

системы

координат в град;

с

подкорпусной

ча­

ц=Ь0/Ьі — сужение

крыльев

стью;

 

 

 

 

 

 

 

г\к= Ьб/Ь1 — сужение консолей;

т]корм — сужение кормовой части корпуса; т)ц — курсовой угол в град;

Ѳ — угол наклона траектории к горизонту;

Ѳ — полуугол

при вершине

конуса

в

град;

относительно

местных

# — угол тангажа

географических

или

земных осей

в

град;

коэффициент;

параметр

•л— поправочный

характеризующий

режим

работы дви­

гателя;

 

 

с

подкорпусной

Я — удлинение крыльев

частью;

 

 

 

 

 

 

Як — удлинение двух консолей;

 

 

Якорм — удлинение кормовой

части корпуса;

 

Янос — удлинение носовой части корпуса; Яф — удлинение корпуса (фюзеляжа);

р— динамический коэффициент вязкости воздуха в Н-с/м2;

V — кинематический коэффициент вязко­ сти воздуха в м2/с;

|= 2 у/1 — безразмерная координата;


І, |в,

|н — относительный коэффициент демпфи­

. . .

рования

летательного

аппарата;

кг/м3;

р — плотность воздуха

или

газов в

 

сг— перерегулирование

 

(относительная

 

величина

заброса

перегрузки,

угла

 

атаки и т. д.);

 

 

 

/Ф — предельный коэффициент расхода воз­

духа через двигатель; Ф(г) — функция Лапласа — Гаусса от аргу­

мента г\ ср — полярная координата; угол между ли­

нией

визирования

летательного

аппа-

• рата

или

цели

и

земной

осью

Ох

в град; сдвиг фазы вынужденных

колебаний;

коэффициент

расхода воз­

духа;

тангажа

относительно

началь­

фт — угол

ной стартовой

системы

координат в1

град;

установки

двигателя относитель­

Фдв — угол

но оси Ох1 в град;

 

в

град;

 

Фд — геоцентрическая

широта

 

Хо — угол

стреловидности

по

 

передней

кромке крыла в град;

 

 

 

 

Хо,5 — то же по линии середин хорд;

 

 

Хі — то же по задней кромке;

 

 

 

 

Хр ■— то же по оси вращения руля;

 

 

Х э— то же по

оси вращения

элерона;

Хе — то же по линии максимальных толщин

сечений крыла;

 

 

 

в

град;

ѵр- .— угол

поворота траектории

ф — угол

поперечной Ѵ-образности крыль­

ев; угол рыскания относительно зем­

ных осей координат в град;

летатель­

<в — угловая частота

колебаний

ного аппарата в рад/с;

 

 

 

лета­

(Ос — собственная

частота колебаний

тельного аппарата в рад/с;

 

скорости

(Ох, (Оу, (Oz — проекции

вектора

угловой

 

летательного

аппарата на

связанные

оси координат Oxi,

Оуи Oz\

в рад/с;

тоу/ — сі)г£

~2Ѵ~ Шу = ~2Ѵ

~ Ѵ~ — безразмерные проекции

угловой ско­

 

рости летательного аппарата на свя­

 

занные оси.

 

 

 

ИНДЕКСЫ

 

 

 

 

I — передняя

несущая поверхность;

 

+ + , XX,

II — задняя несущая поверхность;

 

+Х, Х + —'Варианты

поперечной

ориентировки

 

передних и задних несущих поверхно­

 

стей;

 

 

 

 

оо — невозмущенный поток;

 

хорда

 

А — средняя

аэродинамическая

 

(САХ);

 

 

 

 

А.к — САХ консолей;

 

 

А.р — САХ рулей; б — бортовой;

9



 

бал — режим балансировки;

 

 

в — рули высоты, вихрь, волновой;

 

вз — воздухозаборник;

 

 

 

в. о — вертикальное оперение;

 

 

вх — входное

сечение

воздухозаборника;

 

г.

о — горизонтальное

оперение;

 

дн — донный срез корпуса;

 

 

из.кр — изолированные крылья;

 

 

из.р —• изолированные рули;

 

 

из.ф — изолированный корпус;

 

 

инт — интерференция;

сгорания;

 

 

к — консоли;

камера

 

 

корм — кормовая часть корпуса;

 

 

кр — крылья;

 

 

 

 

н — рули направления;

 

 

нос — носовая часть корпуса;

 

 

о.к — осевая компенсация;

 

 

оп — оперение;

 

 

 

 

п — поперечный;

 

 

 

потр — потребный;

 

 

 

р — рули;

 

 

 

 

расп — располагаемый;

 

 

 

расч — расчетный;

 

 

 

ромб — ромбовидный профиль;

 

 

ст — стенка (поверхность тела);

 

 

теор — теоретический;

 

 

 

тр — трение;

 

 

какой-либо

 

уст — установившееся значение

 

 

величины;

 

'

 

ф — корпус (фюзеляж);

 

цил — цилиндрическая часть корпуса;

 

э

— элероны;

 

 

 

эфф — эффективный;

 

 

 

F — фокус;

 

 

 

 

шах — максимальный.

 

 

Частные производные от сил и моментов и их коэффициентов по пара­

метрам движения обозначаются верхним индексом, например:

 

а _ дсу

дМу

и т. д.

 

 

с

да

д<лх

 

 

У ~

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

§ 1. ПРЕДМЕТ КУРСА ДИНАМИКИ ПОЛЕТА БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Основным содержанием курса динамики летательных аппа­ ратов является составление и исследование уравнений движе­ ния летательного аппарата, изучение общих закономерностей полета, а также его особенностей в различных частных случаях. При составлении и исследовании уравнений движения беспи­ лотных летательных аппаратов опираются на основные положе­ ния теоретической механики, аэродинамики, теории автоматиче­ ского управления и ряда других дисциплин.

Задача исследования полета беспилотного летательного ап­ парата в самой общей постановке весьма сложна. Действитель­ но, летательный аппарат с фиксированными рулями имеет, как всякое твердое тело, 6 степеней свободы, и его движение в про­ странстве описывается системой 12 дифференциальных уравне­ ний первого порядка. Динамика же такой сложной электроме­ ханической системы, как, например, управляемый по радио ле­ тательный аппарат, описывается значительно большим числом дифференциальных уравнений. Исследование подобной системы требует совместного интегрирования уравнений движения лета­ тельного аппарата и уравнений механических и электрических процессов, протекающих во всех элементах системы управления полетом. Ввиду чрезвычайной сложности задачи исследования полета любого летательного аппарата ее обычно решают по час­ тям, разбивая исследование на несколько этапов и постепенно переходя от менее трудных задач к более трудным.

На первом этапе исследования во многих случаях оказывает­ ся вполне допустимым рассматривать движение летательного аппарата как движение управляемой материальной точки. Как известно, движение твердого тела в пространстве раскладывает­ ся на движение центра масс тела и на вращение его вокруг центра масс. Для изучения основных закономерностей поле­ та вращательное движение при определенных условиях можно не рассматривать. Тогда движение тела (в данном случае лета­ тельного аппарата) представляется как движение материальной

11

точки, масса которой равна массе летательного аппарата и к которой приложены сила тяжести, сила тяги двигателя и аэро­ динамические силы. Соответственно схематизируется и работа системы управления: на движение центра масс летательного аппарата накладываются связи, описывающие идеальную рабо­ ту системы управления.

Следует отметить, что даже при такой упрощенной постанов­ ке задачи в ряде случаев приходится учитывать моменты сил, действующих на летательный аппарат, и потребные углы откло­ нения органов управления, так как в противном случае невоз­ можно установить однозначную зависимость, например, между подъемной силой и углом атаки, боковой силой и углом сколь­ жения. Это в первую очередь относится к таким схемам лета­ тельных аппаратов, у которых подъемная и боковая силы суще­ ственно изменяются при отклонении органов управления (схема с поворотными крыльями).

На втором этапе детально исследуются уравнения движения летательного аппарата с учетом его вращения вокруг центра масс. Задачей этого этапа является изучение динамических свойств аппарата, рассматриваемого как элемент системы уп­ равления. При этом главным образом интересуются реакцией летательного аппарата на отклонения органов управления и на воздействия различных внешних возмущений.

Лишь после такого изучения можно перейти к заключитель­ ному и наиболее сложному этапу — исследованию динамики замкнутой системы управления, включающей в себя среди ряда других элементов и сам летательный аппарат (объект управле­ ния) .

Одной из основных задач последнего этапа является иссле­ дование точности полета, характеризуемой величиной и вероят­ ностью отклонений летательного аппарата от требуемой траек­ тории. Эти отклонения (ошибки) возникают вследствие того, что в действительности все элементы системы управления рабо­ тают не идеально точно, летательный аппарат не идеально сле­ дит за отклонениями органов управления и, кроме того, в поле­ те на летательный аппарат и его систему управления воздейст­ вуют случайные возмущения. Для изучения вопросов точности управления необходимо движение летательного аппарата и процессы в системе управления описывать достаточно полно дифференциальными уравнениями и, кроме того, учитывать слу­ чайные возмущения. В результате требуется исследовать систе­ мы обыкновенных дифференциальных уравнений весьма высо­ кого порядка, которые могут быть нелинейными, с правыми ча­ стями, явно зависящими от времени, с запаздывающими аргу­ ментами, со случайными функциями в правых частях и т. д. Для исследования таких уравнений используют все методы, ко­ торыми располагает современная наука и техника, в частности, методы математического анализа, теории вероятностей и слу­

12