Файл: Лазарев А.В. Технология производства торфа учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

машины (см. рис. 61). При наличие в комплекте двух колонн фрезер­ ных барабанов (рис. 63) каждая колонна работает по кольцу на двух соседних картах шириной 40 м или на двух 20-метровых картах,

расположенных через одну.

Фрезерование по обеим схемам может начинаться после заверше­ ния колонной уборочных машин одного рабочего прохода на карте, если ширина захвата фрезерного барабана не превышает 6,5 м, и двух рабочих проходов при ширине захвата более 6,5 м.

Колонны ворошилок комплектуются из двух—четырех в каждой колонне. Работа колонны ворошилок осуществляется по зигзаго­ образной схеме, приведенной на рис. 64. Ворошилки движутся вдоль карты одна за другой с интервалом 20—30 м. В каждом последующем

Рис. G3. Схема ^работы фрезерных барабанов

Рис. 64. Схема работы колонны ворошилок

 

 

двумя колоннами:

 

 

ВФ-19:

1

— валовый канал;

2 — штабель; 3

— кар-

1, 2, з

— ворошилки; 4 — рабочие про-

товая канава; 4 я б

— соответственно

первая

 

ходы

и

вторая

колонны

фрезерных барабанов;

 

 

 

 

в ■— рабочие проходы

 

 

 

проходе

колонна обрабатывает полосу,

примыкающую к полосе,

обработанной колонной в предыдущем проходе.

Валкование фрезерного торфа на технологической площадке выполняется с той же последовательностью, с которой производится его уборка. Поэтому колонна, состоящая, как правило, не более чем из двух валкователей ВУФ или ВПС, одновременно обрабатывает две карты, расположенные через одну при ширине карт 40 м и через три при ширине 20 м, по схеме, изображенной на рис. 65. Работа ведется по кольцу, смещающемуся после каждых двух рабочих проходов на расстояние, равное общей ширине захвата колонны валкователей.

Схема работы колонны валкующих и фрезерующих агрега­ тов БФ-СВ показана на рис. 66. Агрегаты работают параллельно по смещающейся спирали, делая после каждого рабочего прохода повороты на 180° против часовой стрелки. Работа ведется от одного края технологической площадки к противоположному. После каж­

142


дого завершающего прохода, в котором валок получает оконча­ тельную форму, колонна переезжает на следующую полосу карты для образования нового валка, располагаемого через один от пре­ дыдущего. Завершив проход, в котором получается первая половина нового валка, колонна переезжает к соседнему, ранее начатому валку для выполнения завершающего прохода и т. д. Заключитель­ ный проход у последнего валка выполняется после первого прохода

на

соседней технологической площадке, как показано

на рис.

66.

не

В комплект с уборочной перевалочной машиной

включается

более одного щеточного валкователя с фрезой, а

работает

он

по такой же схеме, как и колонна валкующе-фрезерующих агре­ гатов БФ-СВ (см. рис. 66).

Рис. 65. Схема работы

колонны вал-

Рис. 66. Схема работы колонны агрегатов БФ-СВ

кователей ВУФ-2:

и щеточных валкователей ВПР:

1 и 2 — валкователи;

з — рабочие

1 — валовый

канал;

2 — штабель; з — валок

проходы

 

фрезерного

торфа; 4

— картовая

канава; 5

 

 

 

колонна валкователей

 

Схема работы

колонны штабелирующих машин ОФ

показана

на рис. 67. Колонна из двух штабелирующих машин ОФ обрабаты­ вает штабели в той последовательности, с которой производится уборка в них торфа. Каждая штабелирующая машина закрепляется на сезон за постоянными подштабельными полосами, например ма­ шина № 1 за I и III и № 2 — за II и IV подштабельными полосами.

§ 50. Схемы рабочих площадок

Схемой рабочей площадки комплекта оборудования определяется ее конфигурация и взаимное расположение на ней всех составля­ ющих ее частей, в том числе осушительной сети, водоводов и шлю­ зов для противопожарного водоснабжения, складских площадок и полос для холостых проездов машин, электролиний, железных дорог и других объектов.

Нормально рабочая площадка составляется из целого числа технологических площадок и состоит из двух смежных полос экс­ плуатационной площади, ограниченных валовыми каналами. Ширина

143


I

Рис. 67. Схема рабочей площадки комплектов машин УМПФ п БПФ:

Рис. 68. Схема рабочей площадки комплектов машин УМПФ и БПФ (при складировании торфа в укрупненные штабели):

1 — карта; 2 — картовая канава; 3 — подштабельная полоса; 4 — штабель; 5 — мост; 6 — валовый канал

площадки равняется удвоенной длине карт. При такой конфигурации холостые проезды машин по площадке сокращаются до наименьшей величины.

Расположение складских площадок, полос для холостых пере­ ездов машин и мостов, а также размеры этих элементов зависят от схемы уборки фрезерного торфа.

На рис. 67 показана типовая схема рабочей площадки комплекта бункерных уборочных машин при складировании торфа на концах

Рис.

69.

Рабочая

площадка комплектов ма­

Рис. 70. Рабочая площадка комплектов машин

шин

УМПФ и БПФ с укороченными кар­

УМПФ и БПФ при расположении штабелей на

 

 

тами (фрагмент):

 

середине карт:

 

1 — короткие карты; 2

— мосты на корот­

1 — валовый канал; 2 — мост на картовой ка­

ких картовых канавах*

3 — валовый ка­

наве; з — картовая канава; 4 — углубленная

нал;

4 — мосты на

картовых канавах нор­

картовая канава для противопожарного во­

мальной

длины;

5

— граница торфяной

доснабжения;

5 — штабель торфа,

получае­

 

 

 

залежи

мого в первой

половине сезона; 6

— то же,

 

 

 

 

 

 

во второй половине сезона

 

карт у валовых каналов, когда картовые канавы соединены с валовыми с двух сторон и сток воды осуществляется в обе стороны. Поэтому на каждой картовой канаве сооружается по два моста.

На торфяной залежи низинного типа средней и высокой степени разложения картовым канавам можно придавать искусственный уклон и соединять их с валовым каналом одним концом. Преиму­ ществом такой схемы является сокращение в 2 раза числа мостов на картовых канавах. Аналогичную схему рабочей площадки на залежи низинного типа можно применить и при явно выраженном естественном уклоне поверхности эксплуатационной площади.

Для увеличения размеров штабелей, снижения потерь от намока­ ния и увеличения концентрации торфа у временных железнодорож­ ных путей Калининский филиал ВНИИТП предложил схему техно­ логической площадки (рис. 68), по которой штабелирование торфа производится у каждого валового канала, но не в две, а в одну линию штабелей. Подштабельная полоса отделяется от рабочей

Ю А. В. Лазарев

145


части площади двумя каналами, выгрузка торфа из бункеров убороч­ ных машин осуществляется навалом на концах карт, а штабелиро­ вание — специально разработанным штабелером типа ФПУ с шири­ ной захвата рабочего органа до 6 м.

На рис. 69 показана схема рабочей площадки с укороченными картами, когда убираемый торф складируется на одном, как правило суходольном, конце карт, а противоположные концы служат только для холостых переездов машин. Такие рабочие площадки могут встречаться на окрайках торфяного месторождения при постепенном выходе из эксплуатации производственной площади. При складиро­ вании торфа на одну сторону карт мосты строят только на полосе, оставляемой для холостых переездов машин.

Рис. 71. Рабочая площадка уборочной перевалочной ма­ шины ФПУ:

1 — валовый канал;

2 — картовая

канава;

3 — мост;

4 — штабель; В ' =

15 м; В " = 20

м; 1 ш =

465 м

На полях с торфом, склонным к саморазогреванию когда для торможения этого процесса требуется убирать торф равномерно на оба продольных откоса штабелей, рабочие площадки устраиваются по схеме, приведенной на рис. 70. По данной схеме складские пло­ щадки размещаются в середине карт и торф из бункера выгружают после двух рабочих проходов уборочной машины с каждой стороны от штабелей. Для холостых проездов машин на концах карт у вало­ вых каналов строят короткие мосты. Для подачи воды на случай пожара каждую четвертую картовую канаву на такой площадке требуется рыть более глубокой.

На рис. 71 показана схема рабочей площадки уборочной пере­ валочной машины. От нормальной рабочей площадки бункерных уборочных машин данная площадка отличается меньшей длиной мостов на картовых канавах, которые устраиваются здесь только

146

для холостых проездов машин в расчете на проезд по ним вороши­ лок ВМФ-6А.

Рабочие площадки объединяются в участки или поля так, чтобы при наименьшем административно-техническом штате обеспечивалось наиболее оперативное управление технологическим процессом. Обычно поля составляют в зависимости от числа уборочных машин в комплекте из одной-двух рабочих площадок, а участки — из двух—четырех рабочих площадок.

Для обеспечения нормального технического обслуживания тех­ нологического оборудования на каждом участке и поле создается производственная техническая база с ремонтной мастерской и складом запасных частей, механизированной заправочной колонкой со складом горючих и смазочных материалов, рассчитанных на

хранение не менее чем двухсуточного

запаса этих материалов,

и площадкой для регулирования рабочих

органов машин.

Участки и поля имеют цикловые графики и инструкции по про­ ведению операций цикла, обслуживанию машин, технике безопас­ ности и промышленной санитарии. Для борьбы с загораниями и пожарами участки обеспечиваются средствами пожаротушения, а на эксплуатационной площади создается система противопожарного водоснабжения.

§ 51. Цикловые графики, их основное назначение и содержание

Технологический процесс производства фрезерного торфа при всей своей кажущейся простоте является очень сложным и требует четкого и оперативного руководства. В нем участвует большое число разнотипных машин, каждый цикл продолжается короткий отрезок времени, а число рабочих дней за сезон ограниченное. Поэтому те или иные упущения даже в одном цикле приводят к суще­ ственному недоиспользованию погодных возможностей сезона в целом.

Основным признаком нормальной работы предприятия, участка, поля и рабочей площадки является выполнение и перевыполнение

плана уборки торфа, установленного на один

рабочий день.

= GctJT = q F jr , т.

(81)

Из формулы (81) следует, что нормально за каждые сутки при двухдневном цикле должны убирать торф на половине площади нетто, а при однодневном — на всей площади. Но задача на каждый день заключается не только в уборке данного количества торфа сегодня, а й в обеспечении непрерывности производства, т. е. в под­ готовке эксплуатационной площади к уборке на следующий день в том же объеме. С этой целью ежедневно на полях должны прово­ диться все другие операции, входящие в технологическую схему производства.

Для обеспечения непрерывности производства и выполнения установленного плана уборки необходимо обрабатывать рабочую

10*

147


площадку с определенной последовательностью и соблюдением требуемых интервалов времени между операциями, с тем чтобы к началу уборки фрезерный торф имел возможно меньшую влажность.

Соблюдение перечисленных требований научной организации технологического процесса производства возможно при проведении его по цикловому графику, представляющему собой графически изображенный план обработки поля всеми операциями за один технологический цикл во времени и по технологическим площадкам.

Цикловые графики разделяются на плановые, оперативные и исполнительные. П л а н о в ы й ц и к л о в о й г р а ф и к со­ ставляется на каждую рабочую площадку до начала сезона. Он отра­ жает все основные положения по организации технологического процесса, принятые для предстоящего сезона: технологическую схему, продолжительность цикла, повторность операций в цикле, величину рабочей площадки, состав комплекта и колонн техноло­ гического оборудования, производительность машин. Плановым графиком регламентируется суточный режим работы колонн машин и проведения технологических операций, промежутки времени между операциями и продолжительность обработки каждой техно­ логической площадки. Графиком устанавливается также последо­ вательность обработки рабочей площадки, что имеет особое значении для ускорения начала нового цикла после прекращения атмосферных осадков.

Опыт показывает, что работа по цикловым графикам возможна на протяжении всего сезона независимо от происходящих изменений погодных условий. Последние вызывают только передвижку опера­ ций во времени или прерывают цикл совсем. Установленная же цикловым графиком наиболее рациональная организация техноло­ гического процесса на рабочей площадке в целом и работы комплекта оборудования остается при этом действительной для каждого техно­ логического цикла. Соблюдением планового циклового графика обеспечивается своевременное проведение технологических операций и, следовательно, более полное использование погодных возможностей. В этом состоит основное назначение планового циклового графика.

О п е р а т и в н ы й г р а ф и к

является планом работы на

конкретный день или цикл в целом.

Он составляется на основе пла­

нового циклового графика, внесением в него уточнений, вытекающих из сложившихся погодных условий и состояния эксплуатационной площади.

Для составления оперативного графика на рабочей площадке ведется и с п о л н и т е л ь н ы й г р а ф и к , на котором фикси­ руется ход проведения работ за каждый день и состояние эксплуата­ ционной площади на любое время суток.

§ 52. Основные правила составления планового циклового графика

Плановый цикловой график разрабатывается так, чтобы про­ изводство при устойчивой погоде не прерывалось и протекало рит­

148