Файл: Лазарев А.В. Технология производства торфа учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Уборочные перевалочные машины работают вне технологического цикла, так как фрезерование слоя торфяной залежи производится не после уборки валков, как в первой схеме, а одновременно с валкованием. Такая организация работы уплотняет по времени техноло­ гический цикл и создает предпосылки лучшего использования погодных условий.

Перевалочный способ уборки позволяет убирать валки, собранные за один, два, а иногда и три технологических цикла. Но, как правило, машинами ФПУ убираются одноцикловые валки, если валкование выполняется скреперными валкователями, и двухцикловые — при сборе торфа пневматическими валкователями.

Продолжительность технологического цикла при производстве торфа по данной схеме принимается равной двум дням, если участки укомплектованы скреперными валкователями, и одному дню — при пневматическом способе валкования. Сезонный сбор на участках работы перевалочных машин практически не отличается от сбора при уборке торфа другими способами.

Так как ширина захвата рабочих аппаратов валкователей, применяемых на производстве по данной схеме, по сравнению с вал­ кователями БУФ и ВПС, больше, при валковании наблюдается увеличенное подфрезеровывание сырой крошки и повышение влаж­ ности торфа. Однако во время многократной перевалки происходит подсушка торфа. Снижение влажности продолжается и на поверх­ ности штабеля, где торф каждый раз располагается ровным тонким слоем. В конечном итоге торф, убранный перевалочными машинами, по влажности не отличается от торфа, убранного машинами УМПФ.

На участках работы перевалочных машин при выпадении атмо­ сферных осадков торф может полностью промокать только в рас­ стиле. В валках, имеющих увеличенное поперечное сечение, он намокает только в верхнем слое и после некоторой подсушки уби­ рается в штабели. В этом заключается одно из преимуществ пере­ валочного способа уборки.

Сравнение схем производства фрезерного торфа на топливо и брикетирование показывает, что по технико-экономическим пока­ зателям все они практически находятся на одном уровне.

Уборочные перевалочные машины, по сравнению с другими, менее маневренны, что ухудшает использование ими эксплуатацион­ ной площади и увеличивает потери торфяной залежи. Однако сезон­ ная производительность перевалочных машин в 3—4 раза выше производительности бункерных уборочных машин. Поэтому техноло­ гическая схема с уборочными перевалочными машинами находит применение в первую очередь на крупных торфяных предприятиях, базирующихся на больших торфяных месторождениях с удобной конфигурацией. В результате на таких предприятиях сокращается число машин и обслуживающего персонала и обеспечивается надле­ жащая выработка запасов торфа.

Пневмоуборочные комбайны, по сравнению с другими машинами, являются наиболее сложными, а схема производства с их примене­

23


Глубину фрезерования принимают равной 15— 16 мм.

На заключительной стадии выполняется штабелирование навалов машинами ОФ. В штабелях торфоминерально-аммиачные удобрения проходят компостирование в течение не менее 1,5 мес, после чего они становятся пригодными к употреблению.

Изложенная схема получила наиболее широкое распространение.

Однако

она обладает существенным недостатком,

который

заклю­

 

А-А

 

 

чается в том, что распределение

 

 

 

минеральных

компонентов

в

 

 

 

 

торфе

неравномерное,

 

вслед­

 

 

 

 

ствие несовершенства

 

способа

 

 

 

 

их

 

заделки,

отчего

качество

 

 

 

 

удобрений ухудшается.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

получения торфомине-

 

 

 

 

рально-аммиачных удобрений с

 

 

 

 

применением дозирующе-смеси-

 

 

 

 

тельной

станции ДСС-2 фрезер­

 

 

 

 

ный

торф

заготавливается

по

 

 

 

 

технологической

схеме

произ­

 

 

 

 

водства торфа на топливо и

 

 

 

 

брикетирование

комплектами

 

 

 

 

машин УМПФ. При этом в пер­

 

 

 

 

вой

половине

сезона

торф уби­

 

 

 

 

рается

в

одни

 

штабели,

а

во

 

 

 

 

второй — в

другие,

располо­

 

 

 

 

женные

 

рядом,

параллельно

Рис. 14. Схема расположения штабелей фрезер­

первым (рис. 14).

 

 

 

 

ного торфа

при заготовке

ТМАУ с пшшене-

 

Дозирующе

-

смесительная

 

нием машины ДСС-2:

 

станция ДСС-2 (рис. 15) кон­

1 — мост на картовой канаве; 2

— штабель

торфа, заготовленного в первой половине сезо­

струкции

ВНИИТП оборудова­

на; 3 — то

же, во второй

половине сезона;

на

тремя

бункерами с подвиж­

4 — машина ДСС-2; 5 — штабель ТМАУ

для торфа и два для минеральных

ным

дном,

из

которых

один

компонентов,

смесителем,

вы­

дающим

конвейером

и

грейферным

погрузчиком.

Все

 

узлы и

трансмиссия смонтированы на раме

с гусеничным ходом. Машина

ДСС-2 работает на прицепе к трактору

 

типа

ДТ.

 

 

 

 

 

 

Технология приготовления удобрений заключается в следующем. До начала работы два бункера машины заполняются минеральными компонентами. Далее машина подъезжает к штабелю, грейферным погрузчиком в первый бункер подается торф, включаются все меха­ низмы и в смеситель в требуемых дозах начинает поступать торф и минеральные компоненты. Одновременно из специальной емкости на гусеничном ходу в смеситель подается аммиачная вода. Здесь мате­ риалы тщательно перемешиваются и готовые удобрения выдающим кон­ вейером подаются в специальный штабель. Для придания штабелю пра­ вильной формы иногда применяются штабелирующие машины типа ОФ.

Качество удобрений, приготовленных по данной схеме, по сравне­ нию с предыдущей, выше.

26


ворошений фрезерной крошки, уборки готовой продукции влаж­ ностью 40—50%, в зависимости от категории подстилки, в штабели и штабелирования.

Для получения подстилки с требуемым фракционным составом торфяная залежь фрезеруется фрезерными барабанами БФ, на фрезах которых вместо штифтов установлены тарельчатые ножи. Более крупная подстилка получается при фрезеровании машиной ФПГ (рис. 16) с рабочим органом в виде фрезерующей гусеницы. На воро­ шении слоя фрезерной крошки применяются ворошилки ВМФ-6А, на уборке — пневматические уборочные машины ПГ1Ф (рис. 17) прицепные к трактору ДТ-54-^-75 и на штабелировании — машины ОФ.

Уборка торфяной подстилки может производиться пневмати­ ческими комбайнами БПФ. Для этого на данной машине устанавли­ вается фрезерный барабан с тарельчатыми ножами с уменьшен­ ной в 1,7 раза частотой вращения фрез. Кроме того, у сопл изменяется ширина входного отверстия. В виде исключения на уборке подстилки применяются уборочные машины УМПФ.

Продолжительность технологического цикла принимается равной: при уборке пневматическим способом — двум дням и при уборке машинами УМПФ — трем дням.

Для получения кипованной подстилки в комплект технологи­ ческого оборудования включаются пресса специальной конструкции, которые работают в полевых условиях, перерабатывая торф из штабелей. Кипование подстилки предотвращает саморазогревание и таким путем обеспечивается сохранение ее влаго- и газопогло­ тительной способностей, являющихся основными показателями ка­ чества данной продукции.

Технологический процесс производства подстилки в виде плит

состоит из двух стадий. Н а п е р в о й с т а д и и ведется заготовка фрезерного торфа влажностью 30—35%. Н а в т о р о й с т а д и и полученное сырье перевозится в специальный цех, где с помощью прессов ПШГ прессуется в плиты.

Технологическая схема заготовки фрезерного торфа для получе­ ния подстилочных плит состоит из фрезерования фрезером типа БФ на глубину до И мм, двух ворошений ворошилками ВМФ-6А, уборки готовой продукции уборочными машинами ППФ-4 или ППФ-5 или пневмокомбайнами БПФ и штабелирования машиной ОФ. Данная технологическая схема отличается от предыдущей меньшей глубиной фрезерования, так как получение подстилочной плиты обеспечи­ вается из торфа с пониженной влажностью. Продолжительность технологического цикла принимается равной двум дням.

§ 8. Технологическая схема приготовления фрезерного торфа для гидролизного производства

Сырьем для кислотного гидролиза в зависимости от технологии переработки может служить фрезерный торф влажностью 75—80%.

Технологическая схема заготовки состоит из фрезерования на глубину 15—25 мм фрезерными барабанами БФ, одного ворошения

29



слоя ворошилками ВМФ-6А, валкования скреперными валкователями СВ и уборки готовой продукции при влажности 75—80% в штабели машиной ФПУ. Фрезерование может выполняться одно­ временно с валкованием торфа, подготовленного в предыдущем цикле, агрегатами БФ-СВ.

Продолжительность технологического цикла производства при­ нимается равной двум дням.

§ 9. Технологические схемы производства торфяного топлива повышенного качества

В настоящее время осуществляется значительное расширение использования торфа в теплоэнергетике и освоение в связи с этим новых крупных торфяных месторождений в основном верхового типа с резкими колебаниями по глубине залегания степени разло­ жения торфа. Производство фрезерного торфа требуемого качества на таких месторождениях затрудняется, а в ряде случаев исклю­ чается совсем. Поэтому внимание торфяных научно-исследователь­ ских организаций за последние годы сосредоточено на разработке эффективных путей дальнейшего усовершенствования фрезерного способа производства, обеспечивающих повышение качества готовой продукции и более эффективную сушку торфа, особенно на торфяных месторождениях верхового типа.

Для решения поставленной задачи ВНИИТП и его Калининский филиал работали над созданием технологии" получения топлива в виде цилиндров с начальным диаметром 15—25 мм, формуемых из предварительно переработанной торфяной крошки слабой степени разложения, не превышающей 20%. Такая продукция получила условное название г р а н у л и р о в а н н о г о т о р ф а .

Опыты, проведенные широко в полевых и лабораторных усло­ виях, показали, что сушка гранулированного торфа в одно- и полу­ тораслойном расстиле протекает в 1,8—2 раза быстрее фрезерного торфа одинаковой степени разложения. Это обеспечивает соответ­ ственное увеличение сбора торфа с единицы эксплуатационной пло­ щади. Плотность получаемого торфа также увеличена до 2 раз, а переработка значительно снижает его влагоемкость.

Для получения гранулированного торфа были сконструированы и испытаны несколько вариантов машин, которые одновременно выполняли послойное или щелевое фрезерование торфяной залежи, переработку торфяной крошки и формирование ее в гранулы. Однако эти машины обладали крупными конструктивными недостатками и поэтому не нашли промышленного применения. Кроме того, плотность гранулированного торфа, получаемого из сырья низкой степени разложения, не превышала 280—300 кг/м3, что находится на нижнем пределе пригодности торфа для сжигания на крупных электростан­ циях. Гранулированный торф при уборке на 25—40% засорялся мелкой крошкой и это значительно снижало плотность готовой продукции в штабелях.

30