Файл: Кутузов Б.Н. Взрывное и механическое разрушение горных пород учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где

Q — производительность

компрессоров,

м3 /мин;

АРтах

и и т а х

— максимальные значения удельного осевого давления

 

 

и скорости вращения на станке,

кгс/см и об/мин;

 

d — диаметр долота, см.

 

 

 

§ 78.

Оптимальные режимы

шарошечного

бурения

За критерий оптимальности режимов принимается минимальная стоимость проходки скважины. Задача ,определения оптимальных режимов работы станков сводится к установлению эксперименталь­ ной зависимости скорости бурения и стойкости долот от режимов бурения.

Установлено, что удельные энергозатраты на бурение с увеличе­ нием сменной производительности бурового станка можно принять постоянными. Для инженерных расчетов с точностью 10—15% доста­ точно все затраты при бурении разделить на две части: стоимость инструмента С д и стоимость машино-смены См, т. е. представить стоимость бурения 1 м скважины в виде

С = ^

+ ЧГ' Р У б "

< х ш - 8 )

sa стойкость долота, м;

м/см.

 

П — производительность станка,

 

Осевое давление должно быть выбрано заранее, исходя из физиче­ ских свойств горных пород и типа долота, и введено в аналитические зависимости как независимое переменное. Таким образом, определе­ ние оптимального режима бурения сводится к определению оптималь­ ной скорости вращения долота.

В общем виде зависимость механической скорости бурения от ско­ рости вращения долота п характеризуется соотношением

v6 = кпх,

где к > 0 — эмпирический коэффициент, зависящий от типа долота, свойств горной породы и осевого давления на забой.

Сменная производительность бурового станка в общем виде

П = Tx\v6 = Тцкп', м/см, (XIII.9)

где Т — продолжительность смены, ч; л — коэффициент использования станка при бурении.

Стоимость бурения 1 м скважины по статье «Машино-смена»

Изменение стойкости долота в зависимости от сі;> рости вращения бурового става можно представить как

_ В

где Вшу — эмпирические коэффициенты.


а

Стоимость бурения 1 м скважины по статье «Инструмент»

С пУ

аВ руб.

Полная стоимость 1 м скважины

с

. СлпУ ,

С

руб.

 

В

 

 

 

(XIII.10)

 

 

 

Оптимальная скорость вращения оп­ Xа ределяется по условию минимальной

л стоимости бурения

 

 

 

 

 

 

 

 

У

ТцкСау

(XIII.11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50 то

150 200

250

Можно, не прибегая к аналитиче­

 

 

 

л, off/мии

ским

вычислениям,

определить

опти­

Рис.

178. Зависимость показа ­

мальные

режимы

бурения

графиче­

телей шарошечного бурения от

ским

методом.

Результаты

выполнен­

 

скорости

вращения:

 

ных

расчетов

для

ряда

карьеров

— по

обычной

технологии;

с

(рис. 177)

показывают, что для рассмот­

принудительной

смазкой опор и за­

ренного

диапазона

пород по крепости

бойными амортизаторами; в д и

s'—

стойкость долот, м; С д и С д — стои­

при

применяемой технологии

пОПТ =

мость долота на 1 м бурения,

руб;

= 120 -f-180 об/мин.

Ограничивающим

 

стоимость

бурения

1 м

фактором

увеличения скорости

враще­

 

скважин, руб.

 

ния является резкое снижение стойкости

 

 

 

 

 

шарошечных долот. Очевидно, с улучшением качества долота, приме­ нением забойных амортизаторов и принудительной смазки подшип­ ников опор долота при бурении значения попт будут увеличиваться, так как стоимость бурения убывает по экспоненте (рис. 178) с увели­ чением скорости вращения инструмента при постоянной стойкости долота.

§ 79. Основные направления совершенствования

шарошечного бурения

Большой объем выполненных исследований и опыт эксплуата­ ции станков позволяют следующим образом сформулировать основные требования и направления совершенствования долот, станков и тех­

нологии шарошечного бурения.

 

В

о б л а с т и с о в е р ш е н с т в о в а н и я

ш а р о ш е ч ­

н ы х

д о л о т : разработка устройств и схем опор,

исключающих

попадание продуктов разрушения в подшипники опор долота; созда­ ние опор, работающих на удельных осевых давлениях до 2,5 тс/см и при скорости вращения до 250 об/мин; повышение качества долот, чтобы разброс их стойкости не превышал 15—20%; разработка пара­ метров зубчатого и твердосплавного вооружения для различных по



крепости пород и режимов бурения; разработка долот с совершенными

аэродинамическими

параметрами.

 

 

 

 

 

 

 

В о б л а с т и

 

с о в е р ш е н с т в о в а н и я

с т а н к о в :

со­

здание

станков

с совершенными

схемами

вращательно-подающих

механизмов;

создание

надежных

станков

 

 

 

 

 

с

защитой

 

оборудования

от

вибраций

 

 

 

 

 

и

самонастраивающимися

системами авто­

 

 

 

 

 

матического

регулирования

режимов бу­

 

 

 

 

 

рения

по уровню

вибраций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В о б л а с т и р е ж и м о в

 

б у р е ­

 

 

 

 

 

н и я :

разработка и применение

забойных

 

 

 

 

 

амортизаторов (рис. 179), обеспечивающих

 

 

 

 

 

снижение

уровня

вибрации

на

станках

 

 

 

 

 

в 2—6 раз и позволяющих эксплуатировать

 

 

 

 

 

их

при п >

 

120 -f-150 об/мин; разработка

 

 

 

 

 

и

применение лубрикаторов

и

буровых

 

 

 

 

 

ставов,

обеспечивающих принудительную

 

 

 

 

 

смазку

подшипников

опор

долот

при бу­

 

 

 

 

 

рении, что способствует увеличению стой­

 

 

 

 

 

кости долот в 2—3 раза и сохранению ее с

 

 

 

 

 

увеличением

скорости

вращения;

разра­

 

 

 

 

 

ботка схем пылеулавливания и пылепо-

 

 

 

 

 

давления, исключающих подачу воды на

 

 

 

 

 

забой, так как при наличии воды проходка

 

 

 

 

 

на

долото

снижается на 20—30%.

 

 

 

 

 

 

 

Перспективным

методом

увеличения

 

 

 

 

 

эффективности разрушения породы шаро­

 

 

 

 

 

шечными долотами

является

применение

 

 

 

 

 

на

станках

магнитострикционных

буро­

Р и с .

179.

Забойный

амор -

вых ставов,

которые

сообщают

долотам

 

 

тизатор:

2 —

высокочастотные

(до

400

Гц)

вибрации.

1 — наружный

корпус;

внутренний

корпус; 3 — амор­

 

Во

время испытаний магнитострикци­

тизирующие

элементы

онных буровых ставов с амортизаторами

 

 

 

 

 

на

станках

СБШ-250 при бурении

пород

с / = 14-1-16

на карьер©

Оленегорского ГОКа скорость бурения увеличилась в 1,5—2,5 раза с одновременным снижением осевого давления на 20 — 25%.

Применение магнитоприборов способствует увеличению произ­ водительности станков шарошечного бурения и позволяет бурить скважины большого диаметра более легкими станками.

Реализация указанных направлений позволит увеличить техникоэкономические показатели шарошечного бурения скважин не менее чем в 2 раза.


 

 

 

 

 

Техническая характеристика

 

ручных электросверл

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

 

ЭР-15

ЭР-5

 

ЗРП-4

 

 

ЭБР-1УД

 

ЭБР-6

СВЧ-4

СРП-1

 

Рекомендуемые

диаметры

25 - 4 0

25—40

 

25—40

 

 

4 0 - 4 2

 

 

4 0 - 4 2

24 - 4 0

40 - 4 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1,4

 

 

1,3

 

 

1,2

 

 

1,7

 

1,4

1,4

 

Н а п р я ж е н и е ,

В

 

 

127

127

 

 

127

 

 

127

 

 

127/220

 

127

127

 

Скорость

вращения

шпин-

50

50

 

 

50

 

 

50

 

 

50

 

 

150

50

 

900

500

 

 

330

 

 

690/938

 

358/728

 

920

525/775

 

Вес машины без кабеля и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

17,1

 

12

24

 

штанги ,

кг

 

 

 

15

17,7

 

 

15,5

 

 

 

 

 

 

Основные

размеры

 

сверла,

325X316X224

370X316X224

364X316X224

391ХХ316Х230

 

 

445X230X316

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническая характеристика колонковых

 

электросверл

 

 

 

Т а б л и ц а

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

 

 

ЭБК-2А

ЭКМ-2

 

 

 

ЭБГ-З

 

 

ЭКБ

 

 

 

ПЭБ-2М

 

Мощность

электродвигате-

2,7

2,8

 

 

 

3

 

 

 

 

2,7

'

 

 

4,5

 

Скорость

в р а щ е н и я

шпин ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деля пр и сменных шесте-

119,208,310,426

93,200,455,265,350

140,

268, 290,

 

58,

100,

150

 

415,

610, 1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

320, 450,

700

 

З а в и с и м а я

 

Независима я

 

 

 

 

 

 

Зависима я

 

 

Независимая

 

 

 

Скорость

подачи,

мм/мин

107,187,279,383

93,120,158,210,279

0—4000

 

59, 90, 140

 

 

0—3000

 

Д л и н а хода шпинделя, мм

950

950

 

 

 

900

 

 

 

895

 

 

 

400

 

Максимальное

усилие по -

1000

 

 

 

 

1500

 

 

 

600

 

 

 

600

 

Вес машины

без

к а б е л я и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

110

65

 

 

 

105

 

 

 

120

 

 

 

134

 

Основные

размеры

 

сверла,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1490X382X360

1550X290X280

 

1460 X420 X 310

1503X382X278

1463 X 345 X 300