ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ЗС8. О степени коррекции можно судить по рис. 2.3б, где показа ны кривая относительной видности (кривая /) и спектральная ха рактеристика чувствительности «среднего» селенового фотоэлемен та с пластмассовым светофильтром (кривая 2) [17]. Наряду с кор рекцией спектральной чувствительности селенового фотоэлемента этот светофильтр почти полностью компенсирует отклонение чув ствительности фотоэлемента от косинусной зависимости, вносимое плоским стеклянным светофильтром (рис. 2.4, кривая 4).
В фотоэлектрических приборах для измерения яркости — яркомерах — яркость измеряется по освещенности оптического изо бражения (см. разд. 2.3). В качестве приемников излучения в яркомерах применяются фотоэлементы, ФЭУ и фотосопротивления.
Яркомеры, применяемые в телевидении, можно разделить ус ловно на две основные группы в зависимости от угла световосприятия |[18]. Приборы с большим углом световосприятия (десятки градусов) используются при измерениях в месте создания телеви зионных программ — в студии или при внестудийных передачах — для определения средней яркости передаваемого участка сцены. Приборы с малым углом световошриятия (от Г и меньше) исполь зуются для измерения яркости отдельных участков и деталей («то чечные» яркомеры). При измерениях на передаваемой сцене таки ми приборами можно измерять яркости отдельных деталей, что по зволяет, например, контролировать яркость «ключевой» детали, по которой устанавливается основной свет при студийных передачах, и «баланс» яркостей между различными участками передаваемой сцены.
В широкоугольных приборах применяются в основном фотоэле менты с запорным слоем. Вследствие этого они имеют малую чув ствительность, что требует использования с ними высокочувстви тельных измерительных приборов. Для повышения чувствительно сти к этим приборам добавляются иногда транзисторные усилите ли {19]. В узкоугольных приборах в качестве приемников излуче ния применяются в основном ФЭУ, что обусловливает их высокую чувствительность. В последнее время появились приборы с исполь зованием в качестве светоприемников сернисто-кадмиевых фотосо противлений, которые имеют достаточно высокую чувствительность в видимой области спектра. Применение фотосопротивлений по зволяет создать весьма портативные и легкие приборы. Однако недостатком таких приборов является их значительная инерцион ность (обычно несколько секунд при малых уровнях освещения), зависимость показаний от температуры, а также некоторое утом ление при измерении малых яркостей вслед за большими [18].
Спектральная чувствительность фотоэлектрического светоизме рительного прибора должна быть согласована со спектральной чувствительностью используемого приемника светового излучения. Для этой цели применяются корректирующие светофильтры. При измерениях яркостей, что относится к восприятию света глазом, в яркомере, как и в люксметре должно обеспечиваться совпадение
— 47 —
•общей спектральной характеристики чувствительности прибора с кривой видности стандартного наблюдателя V(X), т. е. должна быть обеспечена цветовая коррекция, как это предусмотрено, на пример, в фотоэлектрическом фотометре АФМ (20]. Вследствие большого разброса спектральных характеристик чувствительности фотоэлементов светофильтры должны подбираться для каждого
.прибора в отдельности.
В цветном телевидении спектральные характеристики чувстви тельности передающей камеры, как правило, лучше согласованы со спектральными характеристиками глаза стандартного наблю дателя (кривыми сложения МКО), чем в черно-белом телевидении. Поэтому для измерения яркости сцен, передаваемых в цветном те левидении, молено использовать приборы, скорректированные по спектральной чувствительности под кривую видности. В черно-бе лом телевидении спектральные характеристики передающих тру бок обычно не корректируются. Поэтому для того, чтобы резуль таты измерения яркостей передаваемой сцены соответствовали бы яркостям воспроизводимого изображения, измерительные приборы должны корректироваться по спектральным характеристикам под спектральную чувствительность используемой передающей трубки.
Во многих яркомерах, предназначенных для измерений в теле видении, предусмотрена коррекция спектральной характеристики чувствительности как под кривую видности, так и под чувстви тельности различных типов передающих трубок. >В приборах бо лее широкого применения, предназначенных как для телевидения, так и для киносъемок, также предусматривается коррекция под чувствительности либо панхроматической пленки, либо различных слоев цветной кинопленки [18].
В случае использования в черно-белых телевизионных переда чах приборов, скорректированных под кривую видности глаза, ре комендуется применять поправочные коэффициенты, рассчитанные для разных источников освещения и разных типов передающих трубок (суперортикон, видикон и др.) [21].
2.5. ИЗМЕРЕНИЯ ЯРКОСТИ ЭКРАНА КИНЕСКОПА
Экран кинескопа представляет собой пульсирующий источник -света, который .кажется непрерывным благодаря 'инерционности зрения. Исследования показали, что для измерения яркости экра на кинескопа можно применять обычные фотоэлектрические при боры; результаты измерений .при помощи этих приборов совпадают с результатами, получаемыми при визуальных измерениях (22].
Для измерения яркости экранов кинескопов лучше подходят приборы с ФЭУ, так как измеряемые яркости невелики и может требоваться малый угол световосприятия.
При измерениях яркости на экранах кинескопов оговариваются условия их проведения. Необходимо поддерживать постоянство
— 48 —
анодного напряжения и размеров растра. Растр должен быть син хронизирован, и линейность должна быть по возможности лучшей.
Так, например, при измерении максимальной яркости экрана приемника черно-белого телевидения на его вход подается сигнал несущей частоты изображения, модулированный видеосигналом, соответствующим шахматному полю. При этом площадь каждой клетки этого поля должна превышать площадь окна фотометра не менее чем в 10 раз. Измерения выполняются поочередно для трех значений яркости черного: 1, 3 и 10 кд/м2 , которые поддерживают ся неизменными при помощи регулировки яркости, в то время как яркость белого увеличивается при помощи регулировки контраст ности. За максимальную принимается яркость, при которой на белых полях еще сохраняется строчная структура изображения(23].
При измерениях яркости на экранах трехцветных приемных трубок на одном из основных цветов два других цвета должны быть полностью выключены, а также должно быть обеспечено хо рошее совмещение. Поскольку ФЭУ помещают на некотором рас стоянии от экрана, чтобы измерению подлежала не очень малая площадь во избежание влияния местных неодиородностей экрана, то при измерениях важно отсутствие внешнего освещения. При ука занных мерах предосторожности достигается хорошая повторяе мость результатов для измерений с одним и тем же прибором (1-4-2%) и хорошее совпадение между результатами измерений с разными приборами одного типа (5-4-10%) {19]. Больший разброс между результатами измерений с помощью разных приборов обус ловливается в основном неточностью в подгонке под кривую видности спектральных характеристик чувствительности, которые раз личны в разных приборах. Эти неточности больше на краях кривой (на краях видимого спектра), поэтому разброс показаний разных приборов .при измерении яркостей лолей основных цветов (особенно красного и синею, где основная энергия излучения сосредоточена вблизи краев видимого спектра) на цветных экранах больше, чем при измерении яркости белого поля.
При измерении яркости свечения белого поля на экранах цвет ных кинескопов наряду с поддержанием постоянства высокого на пряжения и размеров растра важно поддерживать определенный белый цвет свечения экрана. Это нужно при сравнении по яркости различных трубок и в особенности трубок с различающимися цве тами свечения люминофоров. Поскольку общая яркость цветного экрана складывается из яркостей свечения трех цветных люмино форов, то изменение соотношения между последними на разных цветах изменяет общую яркость. Так, при установке на одной и той же трубке, работающей в одинаковом режиме и при одном и том же суммарном токе трех прожекторов, двух различных белых
цветностей, а именно белого D (х=0,313, І/ = 0,329) |
и белого с цве |
|
товой температурой 9300°К (х=0,281, і/=0,311), |
общая |
яркость |
экрана изменяется на 5% [24]. |
|
|
В качестве цветности белого цвета, устанавливаемого |
на экра- |
— 49 —
пах цветных трубок при измерениях яркости, целесообразно ис пользовать цветность, стандартизованную как исходная для цве товой оистемы приемника. Установка выбранного 'белого цвета све чения экрана рассмотрена в разд. 2.6.
Особый случай представляет измерение яркости элементов рас тра и приемных трубок, работающих в установках с бегущим лу чом. Из-за малого времени послесвечения люминофоров, используе мых в таких трубках, на их экранах растр не наблюдается. Поэто му вместо намерения яркости растра, как в обычных кинескопах, здесь целесообразно измерять мгновенную яркость светящегося пятна на экране трубки. Для этого сравнивают яркость пятна с яр костью внешнего калиброванного источника. На выходе ФЭУ ус тановки с бегущим лучом сравнивают два сигнала, создаваемые обоими источниками (25]. Спектральное распределение излучения внешнего источника при помощи корректирующего светофильтра согласуется со спектральным распределением излучения люмино фора исследуемой трубки.
2.6.УСТАНОВКА «БЕЛОГО» ЦВЕТА СВЕЧЕНИЯ ЭКРАНА
ВЦВЕТНЫХ КИНЕСКОПАХ
Установка белого цвета свечения экрана при измерениях (а так же и в условиях эксплуатации) может осуществляться с помощью как фотоэлектрических, так и визуальных приборов. Для установ
ки белого |
цвета могут применяться все способы измерения цвета |
(см. гл. 3) |
и, в частности, фотоэлектрическое колорнметрирование |
п спектрофотометрированне. Установка с помощью спектрофото метра будет, естественно, наиболее точной, по наиболее трудоемкой и сложной. Установка с помощью фотоэлектрического колориметра может быть выполнена с достаточной точностью, но также доволь но сложна, особенно в условиях эксплуатации, так как требует ря да последовательных измерений после осуществления регулировок цвета свечения. Чаще установку нужного белого цвета выполняют при зрительном уравнивании цвета свечения экрана с некоторым опорным цветом. Для этой цели применяют различные устройства.
Рассмотрим вначале наиболее простые из них. Это может быть специальный монохромный кинескоп с соответствующим цветом свечения экрана или устройство, обеспечивающее светящуюся по верхность нужного цвета при помощи источника света и матового стекла и, если нужно, светофильтра. Оно создает свечение опорно го белого цвета и помещается рядом с экраном приемника. Приме ром такого устройства может служить оптический датчик [26, 27].
Более близко располагать два сравниваемых свечения позволя ет устройство, показанное на рис. 2.5а {28]. При помощи кольцевой люминесцентной лампы с холодным катодом создается светящаяся поверхность в виде кольца с цветом свечения, близким по цветовой температуре к 6500°К. Когда прибор прикладывается к экрану ки-
— 50 —