Файл: Кривошеев М.И. Световые измерения в телевидении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

собой количества соответствующих основных цветов, которые дол-

ясны

быть

взяты в аддитивной

(слагательной)

смеси для

уравни­

вания цвета Ц.

 

 

 

 

Так, например, в цветном телевидении на экране цветного ки­

нескопа цвета воспроизводятся при смешении

в различных

про­

порциях трех основных цветов: красного (iR),

зеленого (G)

и си­

него

(В).

Нужные количества

R, G и В этих цветов устанавлива­

ются

при подаче на три прожектора цветного

кинескопа

соответ­

ствующих

управляющих видеосигналов: ER, EG

и Ев-

 

 

Практически при уравнивании исследуемого цвета смесью трех основных цветов оказывается, что некоторые цвета (почти все спектральные и многие цвета с большой чистотой) не могут быть уравнены ни тури каком выборе основных цветов. В таких случаях уравнивание но цвету достигается при добавлении одного или двух основных цветов к цвету исследуемого образца. При этом действи­ тельно уравнивается у ж е не цвет образца, а смесь цвета образца с одним или двумя основными цветами уравнивается по цвету си смесью двух оставшихся основных цветов или с одним из них. При

математичеоком

выраже-

Q

 

 

нии

уравнивания

это

не

 

 

 

представляет

затрудне­

 

 

 

ний.

Добавление

одного

 

 

 

из

основных

цветов

к

 

 

 

цвету

образца

математн-

 

 

 

чеоки

равноценно перено­

 

 

 

су символа

соответствую­

 

 

 

щего

цвета

в

нветовом

(е)

 

 

у.р-шш

(1.40)

в

левую

 

 

часть

или

перемене

его

 

 

 

знака

в

правой

части

 

 

 

уравнения.

Таким

Оібра-

 

 

 

зом,

 

математически

все

 

 

 

цвета

могут

быть

выра­

 

 

 

жены через

любые три

 

 

 

цвета,

выбранные в каче­

 

 

 

стве основных.

 

 

 

0

 

 

На

выбор

основных

 

(R)

R+&+B-1

цветов

 

накладывается

 

Плоскость

 

Рис.

1.7. Представление цветов в цветовом

лишь

одно

ограничение:

цвета,

которые

берутся в

 

пространстве

 

 

 

 

качестве основных,

долж­

 

 

 

ны быть

линейно

независимыми, т. е. ни один из

них >не должен

получаться при смешении двух

других.

 

Выбранные основные цвета образуют систему выражения цве­ тов — цветовую координатную систему. Поскольку цвет является трехмерной величиной, цвета могут представляться точками в так

называемом цветовом

пространстве

(рис. 1.7). Коэффициенты R,

G, В в ур-нии (1.40)

откладываются

по произвольно расположен-

— 27 —


Бьим (удобно взаимно перпендикулярным)

осям .координат

и яв­

ляются -цветовыми координатами

цвета в

цветовой системе

RGB.

В цветовом пространстве каждому

цвету соответствует опреде­

л е н н а я точка, и можно 'Считать,

что

каждой точке пространства

соответствует определенный цвет. Не всем точкам пространства соответствуют, однако, .реальные цвета. Все реально существую­ щие цвета будут заключены в 'некоторой области пространства — области реальных цветов. Начало координат 0 системы, показан­ ной на рис. 1.7, представляет цвет с нулевыми количествами всех трех основных цветов, т. е. черный цвет. Положение їв простран­ стве прямой, проходящей через начало координат и точку данного

цвета,

характеризует

цветность этого цвета.

Все цвета, лежащие

на

одной прямой, проходящей через начало координат, имеют одну

и

ту

ж е цветность и

различаются лишь по

яркости. Изменению

количества цвета при неизменной цветности соответствует пропор­ циональное изменение всех трех цветовых координат.

Каждый пз основных цветов цветовой системы определяется

заданием его качества, т. е. цветности

(например, заданием дли­

ны в о л н ы

монохроматического излучения для спектрального цве­

та) и его количества,

принимаемого за

единичное. Это количество

может быть задано

через

энергетические или

световые

единицы,

но обычно

оно задается

косвенно через четвертый опорный для

данной системы цвет. Этот цвет, называемый

исходным,

должен

получаться

при сложении

единичных количеств

основных цветов.

В цветовом пространстве в случае прямоугольных 'координатных

осей с одинаковыми масштабами исходный

цвет

расположен

з

противоположной началу

координат вершине

куба,

построенного

на единичных отрезках

координатных осей

(рис. 1.7, точка

И).

Обычно задается не исходный цвет, а только его цветность — ис­

ходная

цветность,

— которая должна получаться п р и сложении

равных

количеств

основных

цветов.

Если

задается

 

исходный

цвет, т. е. точка в пространстве, то

при наличии трех координатных осей цветовая система этим пол­ ностью определена. Если задана исходная цветность, т. е. направ­ ление прямой ОИ в пространстве (рис. 1.7), то масштабы по осям устанавливаются этим только относительно. В большинстве прак­ тических случаев этого достаточно. Для введения количественной меры можно тогда задать точное количество любого одного цвета.

В качестве примера цветовой координатной системы можно привести цветовую систему воспроизводящего устройства в цвет­ ном телевидении. Основными цветами являются цвета свечения красного, зеленого и синего люминофоров цветного экрана. Исход­ ной цветностью обычно является цветность некоторого белого цве­ та; так в системе цветного телевидения, принятой в СССР, — это цветность стандартного источника света типа «С». В телевидении эта исходная цветность часто называется «равносигнальной».

Яркость цвета равна сумме яркостей его составляющих. Яр­ кость каждой составляющей равна цветовой 'координате, умножен-

— 28 —


ной

на яркостный

коэффициент соответствующего

основного цве­

та,

показывающий

яркость его единичного

количества. Яркость Уц

произвольного цвета Д представится в виде

выражения

 

 

Уц = / Л Я ц 4 - / 0 ° ц + ' А .

(1-41)

где In, 'їв, ів — яркостные коэффициенты 'основных цветов. Выра­ жение (1.41) является уравнением плоскости в цветовом простран­ стве, для всех точек 'которой яркость равна Уц . Давая У различ­ ные значення, іполучим семейство параллельных плоскостей пос­ тоянной яркости, среди которых будут плоскости с нулевым и от­ рицательными значениями яркости. Плоскость нулевой ярко­ сти проходит, очевидно, через начало координат цветовой системы. •Отрицательные яркости, конечно, не имеют физического смысла.

Яркость какого-либо цвета, очевидно, пропорциональна рас­ стоянию в цветовом пространстве от начала координат до плоско­ сти постоянной яркости, проходящей через точку данного цвета.

Цветность характеризуется двумя параметрами, и поэтому она может быть представлена точкой на плоскости. В качестве плос­ кости для двумерного представления цветности можно взять, на­ пример, какую-либо плоскость цветового пространства, пересекаю­ щую пространственный пучок прямых постоянной цветности. На этой плоскости каждая цветность будет представляться точкой, в которой соответствующая прямая ее пересекает. Удобнее всего для этой цели взять единичную плоскость цветового пространства, се­ кущую координатные оси в точках с единичными значениями цве­ товых координат, т. е. проходящую через точки основных цветов (рис. 1.7). Тогда цветность любого цвета будет характеризовать­ ся положением точки, получающейся при проектировании точки данного цвета в цветовом (пространстве из начала координат на единичную плоскость. Так, на рис. 1.7 точки Л] и Л 2 имеют одина­ ковую цветность и проектируются на единичную плоскость одной прямой а в точку А.

Для всех точек единичной плоскости суммы цветовых коорди­ нат равны единицам, а движению точки вдоль прямой постоянной цветности соответствует пропорциональное изменение всех ее трех цветовых координат. Поэтому проектированию точки цветового пространства на единичную плоскость аналитически соответствует деление цветовых координат на их сумму, т. е.

* = - f ; y = ^r; * = j r ,

(1-42)

где

 

T = X + Y + Z.

(1.43)

Из (1.42) и (1.43) легко видеть, что

 

x + y + z=l.

(1.44)

Полученные по (1.42) координаты х, у, z являются цветовыми координатами точки единичной плоскости, имеющей ту же цвет-

— 29 —



ность, что и точка с координатами X, Y, Z. В то же время они яв­ ляются координатами, характеризующими положение точки на плоскости. Для характеристики 'положения точки на единичной плоскости, т. е. для характеристики цветности соответствующего цвета, достаточно двух из полученных трех координат, так как третья всегда определена по (1.44). Поэтому получающиеся по (1.42) координаты, обозначаемые строчными буквами, такими же, как прописные буквы, обозначающие соответствующие цветовые координаты, называются координатами цветности.

Плоскость, используемая для графического представления цвет­ ностей, называется графиком цветностей данной цветовой системы. Как видно из рис. 1.7, при проектировании из начала координат координатные плоскости отображаются на график цветностей в виде сторон треугольника, являющихся прямыми пересечения

координатных плоскостей с

единичной

плоскостью,

а координат­

ные оси — в .виде вершин

этого треугольника, представляющих

цветности основных цветов.

Это точки

пересечения

координатных

осей с единичной плоскостью. Треугольник на графике цветностей, вершинами которого являются точки цветностей основных цветов,, называется цветовым, треугольником.

При использовании в качестве графика цветностей самой еди­ ничной плоскости цветовой треугольник на нем получается равно­ сторонним как на рис. 1.8а. Координатная сетка при таком тре-

Рис. 1.8. Сетки координат цвет­ ности .V, у на графике цветнотей с равноугольным (а) я пря­

моугольным

равнобедренным

(б) цветовым

треугольником

(X)(Y)(Z)

О

0,1

0.2 0,3Ofi0,5 0,60,7 0,8

0,3 1,0

0,1 0,2 0,30,40,50,00,70,80,9 1,0

угольнике состоит из прямых, параллельных сторона*! треуголь­ ника, как показано на рис. 1.8а для координат х и у. При равно­ стороннем треугольнике, таким образом, координаты цветности являются косоугольными. Однако на графике цветностей более удобно использовать обычные прямоугольные координаты. Тогда цветовой треугольник изображается на нем прямоугольным (рис. 1.86). Это соответствует тому, что в качестве графика цветностей, используется не сама единичная плоскость, а ее параллельная проекция на одну из координатных плоскостей вдоль координат­ ной оси, не лежащей в этой плоскости. Так, например, цветовой треугольник (X)(Y)(Z) (рис. 1.86) получен в результате проекции треугольника (X)(Y)(Z) с единичной плоскости на координатную плоскость (X)O(Y) вдоль оси Z. Исходная цветность находится в

— 30 —