Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 360

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При значительном рабочем зазоре возникает большое ради­ альное биение, а нагрузка воспринимается ограниченным числом шариков (рис, 91). При рабочем зазоре, близком к нулю, на­ грузка распределяется на наибольшее число шариков, поэтому подшипник в этом случае будет обладать большей долговеч­ ностью.

Монтаж подшипника с натягом производится преимущественно по тому кольцу, которое испытывает циркуляционное нагружение. Натяг исключает возможность обкатки и проскальзывания кольца по посадочной поверхности вала или отверстия корпуса в про­ цессе работы под нагрузкой. Наличие зазора между циркуляционнонагруженным кольцом и посадочной поверхностью детали может

привести к развальцовывапию и истиранию металла сопряженной детали, что недопустимо.

Рис. 94.

Эпюры

сжимающих

 

напряжении, испытываемых

Рис. 95. Эскиз к определению

шариками

подшипника

при

разной величине

рабочего

за­

приведенных диаметров колец

 

зора

g

 

подшипника

При циркуляционном нагружении колец подшипников посадки на валы и в корпусы выбирают по величине Рк — интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности. Допускаемые значения PR, подсчитанные по средним значениям посадочных

натягов, приведены в табл. 22.

 

формуле

Интенсивность нагрузки подсчитывают по

Р н =

“ - Ь пМ ' а ,

 

 

( 111)

где R — радиальная реакция

опоры на

подшипник,

кге;

b — рабочая ширина посадочного

места,

см;

Ъ= В — 2г

(рпс. 95);

 

 

зависящий от ха­

ка — динамический коэффициент посадки,

рактера нагрузки (при перегрузке до 150%, умеренных

толчках и вибрации

кп — 1; при перегрузке до 300%,

сильных ударах и вибрации кп = 1 ,8);

F — коэффициент (табл. 23), учитывающий степень ослабле­ ния посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале F = 1);

247


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 22

 

Допускаемые интенсивности нагрузок на посадочной

 

 

поверхности вала и корпуса

 

 

Диаметр d

отверстия

 

 

Допускаемые

значения Нд,

кге/ем

внутреннего

кольца

 

 

 

 

 

 

 

подшипника, мм

 

 

Ноля допусков для вала

>

 

 

 

 

 

свыше

 

ДО

 

I I

 

 

Г

 

Г

18

 

80

До 300

300-1350

1350— 1600

1000—3000

80

 

180

»

550

550-2000

2000—2500

2500—4000

180

 

360

»

700

700—3000

3000—3500

3500—6000

360

 

630

»

900

900—3400

3400—4500

4500—8000

Диаметр D

наружного

 

 

Поля допусков для корпуса

 

кольца,

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ты ш е

 

Д о

 

I I

т

 

г

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

50

 

180 '

До

800

800—1000

1000— 1300

1300—2500

180

 

360

»

J000

1000—1500

1500—2000

2000—3300

360

 

630

»

1200

1200—2000

2000—2600

2600—40U0

630

 

1600

»

1600

1600—2500

2500—3500

3500—5500

 

 

 

Значение коэффициента F

 

 

Таблица 23

 

 

 

 

 

 

ШШ

1)

 

 

Значение коэффициента F

для

 

,

 

пала

 

 

 

корпуса

Л

 

K'ipn

 

 

 

 

евыше

 

до

 

 

^ X М - Р 2,0)

L)

. Л

для всех

 

а

- u

 

 

гюдиншнн ков

0.4

 

0.4

 

1

1

 

1

 

1

 

0.7

 

1.2

1.4

 

1.6

 

1,1

0.7

 

0.8

 

1.5

1.7

 

2

 

1.4

0.8

 

 

9

2.3

 

3

 

1.8

d п Л —соответственно

диаметры

отверстия

и

наружной

поверхности

подшипника.

 

 

 

 

 

 

 

rfUTB—диаметр отверстия полого вала.

 

 

 

 

^корн —диаметр наружной поверхности тонкостенного корпуса.

F a — коэффициент неравномерности распределения радиаль­ ной нагрузки R между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки А

на опору. Значения Fa , зависящие от величины ctg (ф

приведены в табл. 24 (угол р — угол контакта тел ка­ чения с дорожкой качения наружного кольца зависит от конструкции подшипника). Для радиальных и ради­ ально-упорных подшипников с одним наружным или внутренним кольцом Fa 1 .

248


Ил формулы (111) видно, нто с увеличением радиальной на­ грузки растет интенсивность нагрузки /%., а с увеличением послед­ ней повышается натяг в посадках (табл. 22).

Пример.

Выбрать

посадку циркуляционно-нагруженного внутреннего

кольца

радиального

однорядного подшипника Л». 308 класса точ-

ностн '0

(d=

40 мм;

L) — 90 мм;

Ь— 23 — 2 •2,5 — 18 мм) на вращаю­

 

 

Таб.шца 24

щийся сплошной вал. Расчетная ра­

Значение коэффициента F Л

диальная реакция опоры

Нг = Н2=

R =-- 420

кге («4119

И); нагрузка

 

 

 

ударная,

перегрузка

300%, осевой

я

 

 

нагрузки на опору нет.

 

 

/-’а

 

 

 

Находим интенсивность нагруз­

свыше

до

 

ки по формуле (111):

 

 

 

 

 

 

420

1,8

1

1

0.2

0.2

1

 

: 1,8

0.4

1.2

— 420 кгс/см

4119 кН/м.

0.4

0.6

1.4

0.6

1

1.6

По табл. 22 заданным условиям

1

2

для . вала соответствует поле допус­

 

 

 

ка //, образующее с

кольцом напря­

 

согласно

ГОСТ 3325—55

женную подшипниковую посадку. При этой посадке

наименьший натяг равен 3 мим, наибольший 32 мкм, а средний 17 мкм.

В тех случаях, когда динамический коэффициент кпнайти точно затрудни­ тельно, можно определить посадку по минимальному натягу между цирку­ ляционно-нагруженным кольцом п поверхностью сопрягаемой с ним детали. Приближенно минимальный натяг

 

 

 

Анайм

13BiV

 

(1 1 2 )

 

 

 

105(В — 2г)

 

 

 

 

где

R — радиальная нагрузка, кге;

 

 

 

N

/

d \2 ’

 

 

 

 

1

 

 

 

 

[ a J

 

 

 

 

 

 

 

 

R,

d, г — размеры подшипника, мм (рис. 95);

 

Ds — приведенный наружный диаметр

внутреннего кольца, мм,

 

т. е. диаметр кольца с прямоугольным профилем сечения,

 

площадь

 

которого (/% X В)

равновелика действительной

 

площади сечения кольца.

для средней N = 2,3 п для

Для легкой серин подшипников N — 2,8,

тяжелой N = 2,0.

 

 

 

 

 

По найденной величине Д1ШНМ выбирают, ближайшую посадку.

Во избежание разрыва колец подшипника наибольший натяг посадки не

должен превышать величину допускаемого натяга

 

11,4gJVd

(ИЗ)

1Д011 (27V —2) ■10» ■4М*’

 

где аа — допускаемое напряжение на растяжение (для подшипниковой стали оа = 40 кге/мм2 « 400 МН/м2).


Пример. Выбрать посадку но Д „ аим Для случая, рассмотренного в преды­ дущем примере.

По формуле (112) определим наименьший натяг:

д

13RN

13,0 •420 •2,3

% 0,007

мм.

Днаим — 1()й

_ 2^

105 (23 - 2 - 2,5)

 

 

 

 

По таблицам ГОСТ 3325—55 для вала выбираем поле допуска Т, при сопря­ жении которого с внутренним кольцом подшипника создается посадка с Днаим = 0,009 мм, Д„аиГ> = 0,039 мм, Д(.р = 0,024 мм.

Проверяем допустимость посадки из условия прочности внутреннего кольца подшипника на разрыв по формуле (113):

4 11,4 - 40 - 2,3 •40

Ддоп ”(2 -2 ,3 — 2) •10г>

0,154 .и.и > Дца„б.

Как видно из примеров, расчет по формуле (111) обеспечи­ вает выбор посадок с меньшим натягом по сравнению с расчетом по формуле (113). При назначении больших натягов необходимо проверять, чтобы после сборки подшипникового узла радиальные зазоры не выходили из допустимых пределов.

При расчете посадок подшипников, работающих в условиях повышенных температур, необходимо учитывать неравномерный нагрев внутреннего кольца подшипника и вала и выбирать посадку с натягом тем большим, чем выше рабочая температура подшип­ ника.

§ 32. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ПЛАСТМАСС

Допуски и посадки для деталей из пластмасс учитывают их специфические физико-механические свойства (в 5—10 раз боль­ ший, чем у стали, коэффициент линейного расширения, в 10—100 раз меньший модуль упругости, способность к водо- и маслопоглощению и изменению размеров при эксплуатации в зависимости от среды и времени и другие факторы [21. Поэтому по ГОСТ 11710—71 «Допуски и посадки для деталей изщластмасс» установ­ лены дополнительные поля допусков (кроме полей допусков и поса­ док по ГОСТ 7713—62), обеспечивающие посадки с большей величи­ ной зазоров и натягов (на рис. 96 эти поля имеют перекрестную штриховку).Учитывая необходимость международной унификации, принятые поля допусков соответствуют полям допусков системы

ISO (см. табл. 25). Поля допусков zell (ZE11), azll (AZ11) и ayll (ЛУИ) получены на основании закономерностей ISO. Классы точности 4а и 6 введены для пластмассовых деталей взамен класса 5-го. Эти классы соответствуют И (12) и 13-му квалитетам ISO. Для металлических деталей при соединении их с пластмассовыми сохранен 5-й класс.

Получающиеся на деталях из пластмасс технологические уклоны должны располагаться в поле допуска. Точность разме­ ров деталей из пластмасс зависит от колебания усадки мате­ риала при формообразовании, от конструкции деталей и положе-

250


ш и отдельных ее поверхностей в пресс-форме, от технологичес­ ких условий изготовления деталей и может соответствовать классам За и грубее. Обработкой резанием деталей из пластмасс можно достичь точности в пределах 2а—5-го классов в зависи­ мости от методов и режимов обработки. Методика определения до-

c.)

тп

5)

Рис. 96. Схема расположения полей допусков для цилиндрических дета­ лей из пластмасс (для номинальных размеров 30—40 мм)

стижимой точности деталей, расчет и выбор посадок для дета­ лей из пластмасс приведены в работе 12] и приложении к ГОСТ

11710-71.

Допуски на неответственные размеры деталей из пластмасс должны назначаться по 7,8,9 и 10-му классам точности по ОСТ 1010.