Файл: Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ, ИЗУЧАЕМЫХ В ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ

II ПРОФИЛИРУЮЩИХ УЧЕБНЫХ КУРСАХ

Изучение основ и методов стандартизации и отдельных стандартов по профилю учебных дисциплин должно начинаться с первого года обучения студентов и охватывать все виды учебного процесса: лекции, семинары, лабо­ раторные занятия, домашние работы, курсовые и дипломные проекты, прак­ тику.

В курсе «Введение в специальность», включенном в учебный план пер­ вого семестра, предусмотрен раздел, в котором изучаются термины и основы Государственной системы стандартизации, ее история и значение.

В общетехническпх учебных курсах необходимо знакомить студентов со стандартами на термины и нормы проектирования (ЕСКД, исходный кон­ тур зубчатой рейки, расчет геометрии зубчатых передач, резьбовые, шпоноч­ ные и шлицевые соединения, размеры концов валов и т. и.); со стандартами на детали, узлы и изделия общемашиностроительного и отраслевого примене­ ния (крепежные детали, арматура и соединения трубопроводов, приводные и другие цепи, редукторы, муфты приводов и т. и.), со стандартами на матери­ алы и т. д.

В конструкторских и технологических профилирующих учебных курсах студенты должны изучать принципы конструирования и производства машин и приборов экономически оптимального качества, основанные на использова­ нии методов стандартизации. Целесообразно в начале рассмотреть параметри­ ческие и размерные ряды изучаемых изделий, их характеристику и перспек­ тивы развития.

Далее рассмотреть возможность и преимущества конструирования изу­ чаемых машин, оборудования, приборов, технологической оснастки и других изделий с широким применением унификации и принципа агрегатирования.

Целесообразно также изложить студентам следующие вопросы: Государственная аттестация качества изделий отрасли. Характеристика

качества изделий отрасли, которым присвоен «Знак качества». Задачи отрасли по созданию и производству изделий, качество которых будет превышать достигнутый мировой уровень. План отрасли по повышению качества вы­ пускаемых изделий и экономичности их производства путем комплексной и опережающей стандартизации исходного сырья, материалов, заготовок, покупных и кооперируемых изделий, инструмента, методов и средств контроля и испытания, а также путем организации специализированных производств унифицированных заготовок, деталей узлов, агрегатов и кооперируемых изделий.

Принципы построения единой системы технологической подготовки производства и ее значение.

Государственная система приборов.

Применение при проектировании и производстве машин и приборов принципа функциональной взаимозаменяемости, позволяющего создавать

462


гарантированный запас работоспособности, повышать точность, долговечность

идругие показатели качества машин и приборов.

Вкурсе «Организация и планирование производства» необходимо изу­ чать: Государственную систему классификации и кодирования промышлен­ ной продукции и технико-экономической информации; планирование работ по стандартизации; органы и службы стандартизации; основы Государственной

системы управления качеством; экономическую эффективность стандартизации

иее расчет.

Вкурсовых проектах целесообразно проводить унификацию конструк­ ций и размеров, применяемых в проектируемом изделии: арматуры, крепежных

идругих деталей, их материала п конструктивных элементов; резьб, модулей зубчатых колес, посадок; подшипников качения, редукторов, муфт и других узлов (блоков), а также электродвигателей, пускателей и других покупных изделий. В первую очередь должны применяться унифицированные детали, узлы (блоки) и изделия, централизованно изготавливаемые на специализи­ рованных заводах. Необходимо определить коэффициент унификации и оце­ пить достигнутый уровень унификации.

Целесообразно провести апализсоответствия конструкции проектируемого изделия принципу агрегатирования, установить, в какой параметрический или тнпоразмерный ряд аналогичных изделий оно входит, знаменатель про­ грессии ряда п место изделия по проекту в этом ряду.

Вкурсовые проекты могут входить также разделы но проектированию узла машины (прибора, механизма), содержащего наибольшее количество унифицированных деталей с разработкой тпноразмерного ряда таких дета­ лей, необходимых для всей гаммы соответствующих машин или других изделий.

Вдипломных проектах, для повышения качества и экономичности про­ изводства проектируемых изделий, должны применяться унификация узлов

п агрегатирование, методы комплексной и опережающей стандартизации. В качестве примера ниже даются темы разделов по стандартизации, которые могут входить в дипломные проекты полностью или частично.

Тема 1. Провести унификацию типовых узлов, применяемых в проекти­ руемом изделии (машине, приборе, механизме), с учетом типоразмерного ряда этих изделий н возможного применения их в изделиях других типов (указать каких). Подсчитать экономическую эффективность предполагаемой унификации узлов при заданной программе и централизованном их изго­ товлении ыа специализированном заводе.

Работа заканчивается объяснительной запиской, эскизами общих видов неунпфнцпрованных и унифицированных узлов с указанием точности при­ соединительных размеров и их сравнительной технической характеристикой.

Тема 2. Определить соответствие качества дайной машины (прибора) цо одному иди двум эксплуатационным показателям (надежности, долговечности, точности, производительности или другим показателям), качеству лучших отечественных и мировых образцов и разработать проект ступенчатого стан­ дарта на показатели качества этой машины (прибора). Исходя из ступенчатых требовании к качеству машины (прибора) установить ступенчатые требования и разработать проект комплексной стандартизации качества сырья, материала, заготовок, деталей, узлов, агрегатов, покупных и кооперируемых изделий, а также технологического процесса, оборудования, методов и'средств контроля и испытания их.

II р и м о ч а н и е: Данная тема может быть дана нескольким студентам с разделением между ними объектов опережающей и комплексной стандарти­ зации.

Работа заканчивается объяснительной запиской с обоснованием возмож­ ности значительного повышения качества машины (прибора) при выбранных ступенях опережения, а также возможности повышения качества сырья, материала, заготовок, деталей, узлов, агрегатов, покупных и кооперируемых изделий, определяющих качество машины (прибора); графиками, показываю­ щими тенденцию улучшения качества машины и других объектов комплексной стандартизации.

463


Тема 3. Определить требования и эксплуатационным показателям данной машины (прибора), требования к его агрегатам, узлам и деталям, требования к качеству сырья, материала, заготовок, к покупным и кооперируемым изде­ лиям, к процессам ее производства, испытания и контроля, а также устано­ вить другие условия с тем, чтобы эта машина (прибор) получила «Государст­ венный знак качества». Примечание — то же, что и к теме 2.

Работа заканчивается тем же, что и тема 2.

Основной целью включения вопросов по стандартизации в производствен­ ную и преддипломную практику является закрепление теоретических зпаний

иприобретение студентами практических навыков работы по стандартизации

иконтролю качества, которые могли бы быть использованы будущим специа­ листом для решения вопросов повышения и управления качества продукции. Можно рекомендовать следующие вопросы для включения в планы практики студентов.

1.Провести апализ качества средств контроля и измерений, применяемых на предприятии для проверки функциональных параметров деталей и узлов (блоков) изготовляемого изделия, построить гистограммы распределения действительных размеров исследуемых детален, а также определить стати­

стические характеристики точности этих деталей (поле рассеяния, среднее квадратическое отклонение, дисперсию).

Определить процент годных деталей, принимаемых за брак, и бракован­ ных деталей, принятых за годные. Дать заключение о точностной надежности средств контроля и измерения.

Работа заканчивается объяснительной запиской с практическими реко­ мендациями по оценке существующих и выбору новых средств измерения исходя нз точности контролируемых деталей.

2. Дать анализ структуры и основных задач отдела стандартизации и отдела главного метролога предприятия. Проанализировать выполняемые ими работы. На основе изучения передового отечественного и зарубежного опыта дать рекомендации по улучшению деятельности этих отделов.

Работа заканчивается объяснительной запиской и корректировкой типо­ вого положения об отделах стандартизации и главного метролога на предпри­ ятии.

3. Ознакомиться с действующими стандартами па предприятии. Провести анализ и дать заключение о соблюдении стандартов на изделия основного про­ изводства, средства контроля, соблюдению ЕСКД, методов поверки измери­ тельных средств и др.

Работа закапчивается объяснительной запиской и разработкой рекомен­ даций по устранению отклонений от действующих ГОСТов, ОСТов и СТП.

4. Провести анализ точности основных узлов (блоков) изделий методом расчета размерных цепей и определить соответствие этой точности конструк­ тивным требованиям.

Дать рекомендации по изменению точностных требований к'узлам и их деталям.

Работа заканчивается объяснительной запиской и проектом 1-й редакции СТП по размерному анализу основного изделия предприятия и точностным требованиям к его узлам и деталям.

5. Изучить формы проведения на предприятии статистического контроля качества деталей и узлов и дать предложения по их улучшению в соответствии с действующими ГОСТами.

Работа закапчивается объяснительной запиской с обоснованием необхо­ димости введения статконтроля на предприятии, если он отсутствует и анализом применяемых форм и рекомендациями по статконтролю.

В план практики, кроме перечисленных вопросов, могут включаться также задания студентам по анализу уровня качества выпускаемых изделий, разработке предложений по повышению их качества методами стандартиза­ ции, предложений по повышению уровня унификации, расширению примене­ ния принципа агрегатирования и др. „


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗНАЧЕНИЯ ИНТЕГРАЛА Ф (г)

 

 

 

Ф (г)

1

2!

с/г

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Г 2 л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Z '

 

Ф (2)

 

Z

 

Ф(2)

2

Ф (г)

0.0 0

 

0 .0 0 0 0

 

0.35

 

0.1368

0.70

0.2580

0.01

 

0.0040

 

0.36

 

0.1406

0.71

0.2611

0.02

 

0.0080

 

0.37

 

0.1443

0.72

0.2642

0.03

 

0.0120

 

0.38

 

0.1480

0.73

0.2673

0,04

 

0,0160

 

0,39

 

0.1517

0,74

0,2703

0.05

 

0,0199

 

0.40

 

0.1554

0.75

0.2734

0.06

0.0239

 

0.41

 

0.1591

0.76

0.2764

0.07

0.0279

 

0.42

 

0.1628

0.77

0.2794

0.08

 

0.0319

 

0,13

 

0.1664

0.78

0.2823

0,09

 

0,0359

 

0,44

 

0,1700

0,79

0,2852

0.10

 

0.0398

 

0.45

 

0.1736

0.80

0.2881

0.11

 

0,0438

 

0.46

 

0.1772

0.81

0.2910

0.12

 

0.0478

 

0.47

 

0.1808

0.82

0,2939

0.13

 

0.0517

 

0.48

 

0.1844

0.83

0.2967

0.14

 

0,0557

 

0.49

 

0,1879

0,84

0,2995

0.15

 

0.0596

 

0.50

 

0.1915

0.85

0.3023

0.16

 

0.0636

 

0.51

 

0.1950

0.86

0,3051

0.17

 

0.0675

 

0.52

 

0.1985

0.87

0.3078

0.18

 

0.0714

 

0.53

 

0,2019

0.88

0.3106

0.19

 

0,0753

 

0,54

 

0,2054

0,89

0,3133

0,20

 

0,0793

 

0.55

 

0.2088

0.90

0,3159

0.21

 

0.0832

 

0,56

 

0.2123

0.91

0.3186

0.2 2

 

0,0871

 

0.57

 

0.2157

0,92

0.3212

0.23

 

0.0910

!

0.58

 

0,2190

0.93

0.3238

0,24

 

0,0948

0,59

 

0,2224

0,94

0,3264

0.25

 

0.0987

!

0.60

 

0.2257

0.95

0,3289

0.26-

 

0.1026

0.61

 

0.2291

0,96

0,3315

0.27

 

0,1064

i

0.62

 

0.2324

0,97

0.3340

0.28

 

0.1103

|

0.63

 

0.2357

0.98

0.3365

0,29

 

0,1141

 

0,64

 

0,2389

0,99

0,3389

0,30

 

0,1179

 

0.65

 

0.2422

1.00

0.3413

0.31

 

0,1217

 

0,66

 

0.2454

1,01

0.3438

0.32

 

0,1255

 

0.67

 

0,2486

1.02

0.346Г

0.33

 

0.1293

 

0.68

 

0.2517

1,03

0.3485

0,34

 

0,1331

 

0,69

 

0,2549

1,04

0,3508-

465