при — 1 мм АР - 1 мкм), нто практически полупить соедине ние с такой разностью шагов нельзя.
Обычно принимают АР ~ ±0,01 мм. При зазоре по среднему диаметру, равному максимальному для резьб 2—3-го классов точ ности, отрицательное влияние отклонений шага уменьшается (осо бенно, если зазор получается из-за увеличения среднего диаметра гайки). В этих случаях допустимое отклонение шага может быть увеличено до ±0,015 мм.
Отклонения половины угла профиля резьбы не снижают цик лической прочности. Эксперименты показали, что в резьбовых соединениях, у которых угол профиля резьбы ганки уменьшен до 55° при угле профиля резьбы болта 60°, циклическая прочность увеличивается на 15% (это же явление наблюдалось в резьбовых соединениях с углом профиля резьбы болта 65 и 55° при угле про филя резьбы гайки 60 ). Указанная зависимость циклической прочности резьбовых соединений от отклонений диаметров, шага, половины угла профиля и от величины радиуса закругления впа дины резьбы болтов справедлива для резьбовых соединений из ле гированных и углеродистых сталей 1ав ± 68,6 МН/м2(70 кгс/'мм2)] с оптимальной предварительной затяжкой. Твердость материала болта (шпильки) должна быть выше, чем гайки, как правило,
на UПС 5—10.
Важно также не допускать больших перекосов опорных поверх ностей соединяемых деталей. Циклическая прочность при пере косах опорных поверхностей на величину а ± 2° снижается до 50%, а при а 30' — на 12% и более. Для повышения цикличе ской прочности резьбовых соединений целесообразно создавать гарантированные зазоры по диаметрам резьбы и обеспечивать шероховатость впадин резьбы болта в пределах 9—10-го класса.
§ 45. ХАРАКТЕРИСТИКА II ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ КИНЕМАТИЧЕСКИХ РЕЗЬБ
Кинематические резьбы, применяемые для винтовых пар, имеют гарантированные зазоры но сопрягаемым поверхностям. Зазоры необходимы для размещения смазки и уменьшения трения, компенсации температурных деформаций и создания однопрофиль ного контакта по боковым сторонам профиля'резьбы. Основным показателем точности винтовых пар является разность действи тельного и теоретического перемещений одной из деталей пары
восевом направлении.
Вотличие от крепежных резьб, где необходимо большое со противление самоотвинчиванию, для кинематических резьб важно иметь малое трение. При прочих равных условиях (шероховатость поверхности, род смазки, материал деталей, угол подъема резьбы) приведенный коэффициент трения
/■--лг <‘52>
009 2