к отказу тракта ПД>С, настолько мала, что автоматиче ское резервирование отказавшего канала не предотвра щает отказа тракта, используется постоянное резерви
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рование |
каналов |
ПДС, т. |
е. параллельная |
работа. По |
такому |
принципу |
работают |
тракты |
вида 2 + 0, 2 + 1 , 3 + 0 |
(см. рис. 1.8 и 1.10). Такие |
тракты |
обеспечивают |
более |
высокую надежность |
систем |
ПДС, чем тракт 1 + 1. На |
пример, при тех же условиях |
( L = 1000 км, В = 2400 бод |
и t0 T K = 2c) |
обеспечивается |
Г н = 82ч, |
Кг = 0,99695 |
трак |
том |
вида |
2 + 0, 7,„ = 240 ч; |
/Сг = 0,9989 |
— трактом |
вида |
2 + 1 |
и Г„ = 305 ч, К г =0,9991 — трактом вида 3 + 0. |
|
Общим для всех этих трактов является наличие |
груп |
повых устройств |
(ГУ), |
обеспечивающих на |
передающей |
стороне распределение сообщений, поступающих от ис
точника по параллельным |
каналам, а на приемной сто |
р о н е — выборку по тому |
или иному признаку неиска |
женного сообщения и передачу его получателю. В об щем случае тракт ПДС может строиться путем объеди нения п параллельно работающих каналов. Однако по мере увеличения числа параллельно работающих кана лов основным элементом, определяющим надежность тракта, становится ГУ. Поэтому на практике, исходя из реально реализуемой надежности ГУ, больше трех ка налов не объединяют.
Высокая надежность трактов ПДС с параллельной передачей информации по нескольким каналам обеспечи вается тем, что отказы отдельных ее элементов не при водят к отказу всей системы, а лишь на некоторое время ухудшают ее характеристики. В таких системах при от сутствии совпадающих отказов (вероятность совпадения отказов практически близка к нулю) и выборки инфор мации в каждом цикле только из одного канала поддер живается постоянство достоверности передачи инфор мации, так как при отказе одного из каналов уменьшает ся лишь надежность системы, а передача информации продолжается.
Передачу информации по нескольким каналам мож но осуществлять как в симплексных, так и дуплексных С П Д С . Критерием правильности принятых кодовых ком бинаций обычно является принадлежность их к разре шенным комбинациям применяемого избыточного кода. При таком методе приема достоверность определяется корректирующими возможностями кода. Для повышения достоверности принимаемой информации в симплексных
С П ДС иногда используется поэлементное сравнение при нятых из различных каналов кодовых комбинаций. Эта выполняемая ГУ операция позволяет с большой вероят ностью устранить необнаруженные кодом ошибки, т. е. снизить вероятность выдачи получателю неправильного сообщения. Применение поэлементного сравнения в сим плексных СПДС увеличивает вероятность неприема со общения, так как правильно принятое сообщение полу
чателю не выдается, если |
сравниваемое |
с |
ним |
принято |
с необнаруженной ошибкой. |
|
|
|
Весьма эффективно применение поэлементного срав |
нения в дуплексных СПДС, использующих УЗО |
с РОС, |
так как в таких системах |
имеется возможность пере |
спросить сообщение, принятое по различным |
каналам |
неидентично. |
Повышение |
достоверности |
достигается |
здесь за счет снижения скорости передачи. |
|
|
Групповые |
устройства |
дуплексных |
С П Д С , |
помимо |
перечисленных функций, осуществляют управление трак том ПДС в режиме «Переспрос». Во всех системах ПДС с параллельной передачей ГУ обеспечивают синхрони зацию во времени, неодновременно поступивших из разных каналов сообщений.
Для получения требуемой надежности системы связи необходимо наряду с определением структуры трактов правильно организовать техническое обслуживание си стемы, которое состоит из ряда мероприятий по подго товке аппаратуры к работе и ее эксплуатации. К тако вым мероприятиям относятся: функциональный контроль ФК тракта ПДС в целом и его различных участков ка нала ПДС, канала ТЧ, цепей стыка АПДС-ИС, ПС, ап паратуры ПДС, позволяющий в процессе эксплуатации автоматически обнаружить отказ того или иного узла, тестовый контроль, плановое обслуживание, взаимодей ствие между аппаратной ПДС (ЛАЦ ПД) и аппарат ной, предоставляющей каналы ТЧ (ЛАЦ В Ч ) , взаимо действие между оконечными станциями, включая систе му телеобслуживания, и др.
Функциональный контроль тракта ПДС позволяет в процессе эксплуатации установить работоспособность тракта или, что то же, его отказное состояние. Работо способность тракта ПДС определяется объемом пере данной информации за время t, который не должен быть
меньше заданной величины. Нарушение работоспособно
сти одноканального тракта ПДС может произойти из-за
аварии самой аппаратуры или отказа канала связи. По следнее более вероятно. В многоканальных системах ПДС наиболее вероятной причиной, вызывающей отказ ное состояние тракта, является авария одного из груп повых устройств. Во всех случаях, когда обнаруживается нарушение работоспособности тракта ПДС, формируется сигнал «Авария ТПДС» .
Функциональный контроль канала ПДС, канала ТЧ и аппаратуры позволяет определить отказное состояние каждого из звеньев, восстановление которых в течение определенного времени обеспечивает заданную надеж ность тракта в целом. Алгоритм обнаружения и устра
нения |
отказа |
канала |
ТЧ |
в многоканальных системах |
включает следующие |
операции: |
|
— отказовое состояние канала анализируется в те |
чение 3 мин; по истечении этого времени устройство |
ана |
лиза |
отказного |
состояния |
канала выдает сигнал |
«Ава |
рия канала ТЧ», который |
поступает как в ЛА Ц ПД, так |
иЛА Ц ВЧ;
—сигнал «Авария ТЧ» по каналу телеобслуживания передается на противоположную станцию, где также поступает в ЛАЦ ПД и ЛА Ц ВЧ;
—после восстановления работоспособности инфор мационного канала (резервированием или ремонтом) сигнал «авария канала ТЧ» автоматически снимается.
Анализ отказового состояния канала ТЧ в течение определенного времени необходим потому, что в канале ТЧ преобладают кратковременные самоустраняющие от казы, при появлении которых приступить к восстановле нию канала ТЧ нецелесообразно, так как такое вмеша тельство привело бы к увеличению среднего времени простоя канала ТЧ. Поэтому чем больше время анализа отказного состояния канала ТЧ, тем с большей вероят ностью определяется его устойчивое отказовое состоя ние. Однако для случаев устойчивых отказов увеличение времени анализа отказового состояния канала также приводит к увеличению среднего времени простоя канат да. Поэтому для каналов ТЧ, в зависимости от длитель ности и распределения кратковременных самоустраняю щихся отказов и от среднего времени восстановления, существует оптимальное время анализа отказового со^ стояния канала. В [41] показано, что для отечественных
каналов ТЧ многоканальных систем связи это время со ставляет 3 мин, При рдноканальном построении тракта
П ДС предусматривается замещение отказавшего канала ТЧ резервным каналом. Это резервирование осущест вляется автоматически при регистрации отказового со стояния канала ТЧ в течение 2,5+10 с.
Алгоритм сдачи-приема отказавшего канала ТЧ в Л А Ц ВЧ одинаков для всех видов трактов.
Отказ аппаратуры обнаруживается соответствующим функциональным контролем и устраняется путем замены поврежденного узла на исправный, взятый из ЗИП. Сум марное среднее время локализации отказа в аппаратуре и устранение этого отказа путем замены поврежденных узлов не должно превышать 15 мин.
|
В тех случаях, когда передача информации по |
трак |
ту |
прекращается из-за аварии источника (потребителя) |
сообщений или при |
их отключении, АПДС переходит в |
режим |
автономного |
функционального |
контроля |
(АФК). |
В |
этом |
режиме по тракту непрерывно |
передается |
(при |
нимается) одна из служебных комбинаций. Переход в режим АФК позволяет сохранить непрерывный контроль за состоянием тракта.
Устройства, реализующие все виды функционального контроля, разрабатываются одновременно с УЗО и УПС. При этом должна быть обеспечена автоматическая ра бота этих устройств. Принцип построения большинства устройств ФК зависит от того, какие УЗО и УПС исполь зуются в системе связи. Так, построение устройства, реа лизующего ФК тракта дуплексной системы связи, ис пользующей УЗО с РОС, принципиально отличается от устройства ФК тракта симплексной системы.
Тестовый контроль тракта ПДС и его элементов поз воляет выявить необнаруженные отказы и найти отка завшие узлы. В режим тестового контроля тракт ПДС переводится всякий раз, когда появляется сигнал «Ава рия тракта ПДС».
Плановое обслуживание производится по графику с прекращением функционирования объекта. Целью пла нового обслуживания является всесторонняя проверка' работоспособности системы, выявление неустойчиво ра ботающих узлов, устранение обнаруженных неисправнос тей, пополнение ЗИП. Периодичность планового обслу живания устанавливается в зависимости от надежност ных характеристик объекта и уточняется в процессе эксплуатации.