(ши при различной относительной влажности воздуха величина тока утечки будет совершенно различная. Это обстоятельство также необходимо принимать во внима ние при испытании кабельных линий и при сравнении величин токов утечки с результатами предшествующих испытаний.
При оценке состояния изоляции кабельной линии по величинам токов утечки следует сравнивать их с резуль татами предшествующих испытаний и принимать во вни мание асимметрию токов по отдельным фазам. При хо рошем состоянии изоляции кабеля и надежном состоя нии концевых муфт коэффициент асимметрии токов утечки по фазам трехжпльного кабеля обычно не превы шает двукратного значения. Однако в некоторых случаях коэффициент асимметрии имеет значительно большую величину. При обнаружении большой асимметрии токов утечки по фазам в большинстве случаев достаточно при вести в должное состояние концевые заделки, после чего токи утечки по отдельным фазам выравниваются.
При испытании кабельных линий необходимо следить за постоянством напряжения сети, к которой присоеди нена кенотронная установка. При непостоянстве напря жения сети необходимо применять стабилизатор, в про тивном случае величина испытательного напряжения бу
дет меняться, что усложнит |
отсчет |
тока |
утечки по |
прибору, так как указательная |
стрелка |
будет отклонять |
ся скачками от зарядных токов кабеля |
при |
изменении |
напряжения. |
|
|
|
Если при испытании кабельной линии ток утечки бу дет заметно нарастать, то целесообразно увеличить про должительность испытания до 10 мин и более. При даль нейшем нарастании тока утечки испытание надо вести до момента пробоя кабельной линии, для чего в некото рых случаях величину испытательного напряжения при ходится увеличить до шестикратного значения номи нального линейного напряжения кабеля.
При сильных, толчках тока, что сопровождается сра батыванием автомата в первичной цепи испытатель ной установки, испытание следует прекратить и при ступить к определению места повреждения кабельной линии.
Если при испытаниях не последует пробоя изоляции, то кабельная линия считается годной для дальнейшей эк сплуатации и может быть включена в работу-
8-4. Причины повреждении кабельных линий
Многолетним опытом эксплуатации кабельных линий до 10 кВ установлено, что при профилактических испы таниях повышенным напряжением постоянного тока мо гут быть выявлены только грубые местные дефекты в изоляции кабеля или в муфтах. Установлено также, что в большинстве случаев кабель при испытании не будет пробит даже в том случае, если в месте дефекта, связан ного с механическим повреждением свинцовой оболочки и частичным повреждением изоляции, сохранилось в це лости 25—30% толщины бумажной изоляции и эта изоля ция не успела еще значительно увлажниться. Поэтому после испытания постоянным током в кабельной линии может остаться целый ряд дефектов, которые со време нем от действия электрического поля, температуры, вла ги и других влияний могут развиться до состояния пробоя этого ослабленного места при рабочем напряже нии линии. Такие виды повреждений кабеля, как высы хание изоляции, электрическое старение ее при испыта нии напряжением постоянного тока вообще не выявля ются, а токи утечки при высыхании изоляции становятся даже меньше.
Многие дефекты в изоляции кабеля, допускаемые иногда заводами-изготовителями, например складки на бумажных лентах, поперечные и продольные порезы и разрывы бумажных лент, зазоры между бумажными лентами в результате их совпадения, некоторые дефекты жил и свинцовых оболочек, в большинстве случаев при испытаниях постоянным током остаются невыявленпыми. Даже сравнительно грубые дефекты, возникшие'в резуль тате механического повреждения кабеля или плохого качества монтажа муфт, но не связанные с полной поте рей изоляции, во многих случаях выявляются не при первом, а при последующих испытаниях или приводят к аварийному пробою кабеля в процессе работы при номинальном напряжении переменного тока.
Анализ результатов испытания кабельных линий по казывает, что удельная повреждаемость кабельных ли ний 10 кВ несколько выше, чем для кабельных линий 6 кВ, главным образом из-за несовершенства и меньшей электрической прочности соединительных и концевых муфт. Кабельные линии, проложенные в кол лекторах, туннелях, подвалах и в других специальных
помещениях, повреждаются и в процессе работы и при испытаниях значительно меньше, чем кабельные линии, проложенные непосредственно в земле.
Для характеристики уровня изоляции кабельных ли ний имеет значение соотношение повреждаемости раз личных элементов линий при рабочем и испытательном напряжениях. Так, например, для кабельных линий 6 и 10 кВ в городских условиях, где кабели в основном проложены непосредственно в земле, а концевые задел ки в виде воронок установлены в закрытых помещениях, соотношение повреждаемости различных элементов ли ний характеризуется табл. 8-1.
Т а б л и ц а 8-1
Соотношение повреждаемости различных элементов кабельных линий
|
|
|
Пробои кабельных линий |
|
|
|
при испытаниях |
при рабочем напря |
|
Причины пробоев |
жении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
количе |
количе |
% |
|
|
ство |
% |
ство |
|
Целое м есто ............................... |
417 |
100,0 |
86 |
100,0 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
механические повреждения |
|
|
|
|
вэксплуатации и при
прокладке .......................... |
336 |
82,0 |
65 |
75,8 |
коррозия ................................ |
12 |
2,0 |
1 |
1,2 |
старение ................................ |
6 |
1,0 |
2 |
2,3 |
заводские дефекты . . . . |
17 |
4, 0 |
1 |
1,1 |
причина не установлена . . |
46 |
11,0 |
17 |
19,6 |
Соединительные муфты . . . |
144 |
100,0 |
54 |
100,0 |
В том числе: |
104 |
72,7 |
|
91,0 |
дефект монтажа..................... |
49 |
р а ст я ж к и ................................ |
29 |
20,2 |
3 |
5,0 |
старение |
заделки................................ |
11 |
7,1 |
2 |
4,0 |
Концевые |
101 |
100,0 |
3 |
100,0 |
В том числе: |
|
|
|
|
дефекты в стальных ворон- |
29 |
28,7 |
1 |
33,0 |
к а х |
...................................... |
дефект в эпоксидных задел- |
69 |
68,3 |
3 |
77,0 |
к а х |
.....................................свинцовых перча- |
дефекты |
|
|
|
|
т о к ......................................... |
|
3 |
3,0 |
— |
' ~ |
Из анализа результатов повреждаемости элементов кабельных линий при испытательных и рабочих напря жениях можно сделать следующие выводы:
Концевые муфты и заделки на кабелях напряжением до 10 кВ при рабочем напряжении практически не по вреждаются, тогда как при испытательном напряжении постоянного тока процент повреждения их составляет 15% общего количества повреждений линий. Поврежда емость концевых устройств на напряжении 10 кВ в 2 раза выше, чем для кабелей 6 кВЭто показывает, что существующие конструкции заделок на напряжение 10 кВ имеют значительно меньший запас электрической прочности, чем на напряжение 6 кВ, и величина испыта тельного напряжения 50 кВ, видимо, близко подходит к их электрической прочности.
Концевые воронки на напряжение 6 кВ при всех не достатках их конструкции являются все же достаточно надежными, так как повреждаемость их при рабочем напряжении сети очень незначительна по сравнению с повреждаемостью других элементов линии.
Электрическая прочность соединительных муфт на напряжение 10 кВ существующей конструкции меньше, чем у муфт на напряжение 6 кВ.
Основным видом повреждений непосредственно кабе лей, которые выявляются при рабочем и испытательном напряжениях, являются их механические повреждения при транспортировке, неумелом или неосторожном обра щении во время прокладки и в условиях эксплуатации. Повреждаемость по этой причине составляет 82% при испытаниях и 75% при рабочем напряжении.
За последние годы в связи с большим ростом раз личных реконструктивных работ по благоустройству го родов и новым жилищным строительством значительно возросло количество механических повреждений кабель ных линий. Для предотвращения механических повреж дений необходимо строго выполнять требования Пра вил производства работ и охраны электрических сетей.
Следующей по степени важности причиной повреж даемости кабелей является коррозия металлической обо лочки. Повреждения по этой причине имеют главным образом кабели давних лет прокладки. Коррозия метал лической оболочки вызывается блуждающими токами или агрессивным состоянием грунта. В настоящее вре