Файл: Сооружение и эксплуатация кабельных линий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

выход

 

Рнс. 8-13. Схема испытательной установки УИС-50-64.

 

/ — трансформатор

испытательный УРС-55а;

2—выпрямитель селеновый 15ГД28А;

3 — переключатель

выхода;

4 — магнитный

пускатель испытательного транс­

форматора ПМН-2;

5 — реле

ЭТ-523/10: 6 — выключатель магнитного пускате­

ля КВ; 7 — переключатель пределов

миллиамперметра КВФ; 8 — вольтметр се­

тевой

Э-50; 9 — киловольтметр

Э-50;

10 — миллиамперметр М-24;

// — сопротив­

ление

ограничительное ПЭ-50,

1 500

кОм;

12 лампа сигнальная

ЛБ-26, 26 В,

0,15 А;

13 — автотрансформатор

регулировочный РНО-250-2; 14— блокировка ну­

левая

ПМ-1; 15 — выключатель

сети

КВФ;

16 — конденсатор защитный КБГП,

2X0,5

мкФ;. 17 — автомат сетевой АП-50-3 МТ; 18 — конденсатор сглаживающий

КБГП-30-0,5; 19 — сопротивление разрядное.

Для размещения испытательной установки очень удобна автомашина ГАЗ-69, оснащенная специальным кузовом, или автомашина УАЗ.

На рис. 8-14 показан общий вид передвижной испы­ тательной установки, разработанной Московской кабель­ ной сетью (МКС) Мосэнерго, собранной по . схеме на рис. 8-15 но без генерирующего блока и применяемой для испытания изоляции кабельных линий и оборудова­ ния распределительных устройств до 10 кВ включительно.

Установка имеет следующие технические данные:

Напряжение питающей сети . .

127/220

В, 50 Гц

Максимальное

выпрямленное

60

кВ

напряжение

 

 

Максимальное

переменное

на­

 

 

пряжение .................................

выпрямленный

42,5 кВдейств

Максимальный

30

мА

Т о к .......................................

 

, .

Мощность трансформатора

Я кВ-А


Рис. 8-15. Принципиальная схема испытательной установки, смонти­ рованной в автомашине УАЗ с питанием от электросети 220 В и от собственного генератора.

/ — пробивной предохранитель;

2 — миллиамперметр;

3 — шунт с выключате­

лем;

4 — трансформатор повышающий

2 кВ -А, 42500/220

В;

5— Кидовольтмегр;

6 — сопротивление:

7 — выпрямитель;

8 — сопротивление

разрядное, 50 кОм;

9 — зажим для подключения

объекта;

10 — рубильник,

шунтирующий

выпря­

мители;

// — рубильник заземляющий;

12 — реле токовое;

13 — пускатель маг­

нитный;

14 кнопки управления;

/5 — лампа сигнализации; 16 — регулировоч­

ный автотрансформатор 2 кВ ♦А,

 

250 В; 17 — зажим для

подключения заземле­

ния;

18 — переключатель

источника питания; 19 — выключатель освещения ге­

нератора; 20 лампа,

12

В;

21 — розетка

штепсельная;

22 трансформатор

понижающий 150 В • А, 220/12

В;

 

23 — амперметр; 24 — вольтметр; 25 — кнопка

пуска возбуждения

генератора;

26 — сопротивление;

27 — выпрямитель

селено­

вый;

28 — частотомер

генератора;

29 — генератор ГАБ-2-А-230; 3 0 — сопротивле­

ние

полупеременное;

31 — сопротивление

переменное

регулирования

возбуж­

дения.

520


В сетевых условиях очень удобно, а иногда и необ­ ходимо иметь испытательную установку, имеющую неза­ висимый генерирующий источник электроэнергии. В этом случае установка размещается в кузове автомашины УАЗ или ГАЗ-63 и монтируется по схеме на рис. 8-15. Приводом для генератора в этом случае служит авто­ двигатель автомашины.

г----------------------

1

Рис. 8-16. Схема передвижной установки для испытания повышен­ ным напряжением кабельных линии 35 и ПО кВ.

Установка Л КС Ленэнерго, смонтированная в кузо­ ве автобусного типа автомашины ЗИЛ-150, предназна­ чена для испытания повышенным напряжением кабелей

35 и 110 кВ.

Установка смонтирована по схеме рис. 8-16 и со­ стоит из:

однофазного высоковольтного рентгеновского транс­ форматора типа ЭТВ-35 мощностью 4 кВ-А, напряже­ нием 0,22/80 кВ, установленного на изоляционной кон­ струкции;

разделительного трансформатора 4 кВ-А на соотно­ шение напряжений 0,22/0,22 кВ с изоляцией вторичной обмотки на ПО кВ;

521

трансформаторов накала кенотронов, одного с изо­ ляцией на 200 кВ;

двух кенотронных ламп типа К.Р-220; регулировочного трансформатора типа РНО-250-5; двух конденсаторов по 0,11 мкФ 110 кВ.

Установка позволяет получить выпрямленное напря­ жение до 200 кВ по двухполупериодной схеме удвоения и может быть использована для испытания кабельных линий 110 кВ. В этом случае установка дополняется приставкой, смонтированной на автоприцепе типа 1АП-1,5. В приставке смонтированы еще один конденса­ тор емкостью 0,11 мкФ на напряжение ПО кВ и два ке­ нотрона с высоковольтными трансформаторами накала. С помощью этой приставки собирается схема утроения, позволяющая получить выпрямленное напряжение до

275 кВ.

Передвижные лаборатории типа ЭТЛ-35/2 спроекти­ рованы ВНИПИсельэлектро. Лаборатория размещена в кузове автомашины ГАЗ-66 с хорошей проходимостью по дорогам любой категории, что весьма важно для се­ тевых условий; она предназначена для выполнения все­ го комплекса профилактических испытаний кабельных линий и оборудования электросетей 6—35 кВ.

Глава девятая

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ ПОВРЕЖДЕНИЙ КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ

9-1. Виды повреждений кабельных линий

Повреждения в трехфазных кабельных линиях по их характеру могут подразделяться на следующие виды:

повреждение изоляции, вызывающее замыкание од­ ной фазы на землю;

повреждение изоляции, вызывающее замыкание двух или трех фаз на землю либо двух или трех фаз между собой;

обрыв одной, двух или трех фаз без заземления или с заземлением как оборванных, так и не оборванных жил;

заплывающий пробой изоляции;

523


повреждение линии одновременно в двух или более местах, каждое из которых может относиться к одной из вышеуказанных групп.

Аналогичные виды повреждений могут быть и в че­ тырехжильных кабельных линиях до 1 000 В.

В кабельных линиях выше 1 000 В, выполненных од­ нофазными кабелями или кабелями с отдельно освинцо­ ванными жилами типа ОСБ, двухфазные и трехфазные повреждения изоляции практически происходят очень редко.

Наиболее распространенным видом повреждения ка­ бельных линий является повреждение изоляции между жилой и металлической оболочкой кабеля или муфты, т. е. однофазное повреждение.

При повреждении кабельной линии в процессе рабо­ ты или при профилактических испытаниях высоким на­ пряжением прежде всего необходимо определить харак­ тер повреждения. В большинстве случаев для этого бы­ вает достаточно с помощью мегомметра произвести с обоих концов линии следующие измерения:

определить сопротивление изоляции каждой жилы кабельной линии по отношению к земле;

определить сопротивление изоляции между каждой парой жил;

определить целость жил.

Если мегомметром не удается определить характер повреждения изоляции, что иногда имеет место, когда кабельная линия повреждена при испытании ее высоким напряжением, то характер повреждения определяется дополнительными поочередными испытаниями высоким напряжением изоляции жил по отношению к металли­ ческой оболочке кабеля и между собой.

В некоторых случаях для определения сложного ви­ да повреждения (двойные разрывы, повреждение изо­ ляции одной жилы в двух точках и т. п.) применяется импульсный измеритель кабельной линии.

После того как произведены все необходимые измерения, составляется схема вида повреждения ка­ бельной линии, которая заносится в протокол изме­ рения.

Перед производством измерений кабельная линия должна быть отсоединена разъединителями от питающе­ го источника и от линии должны быть отсоединены все электроприемники.

523


Измерение сопротивления изоляции каждой жилы кабельной линии по отношению к земле, а также сопро­ тивления изоляции между жилами производится изме­ рителями изоляции, позволяющими измерять десятки, сотни и тысячи ом.

Во многих случаях для определения места поврежде­ ния необходимо иметь малое переходное сопротивление в месте повреждения кабельной линии. Снижение пере­ ходного сопротивления до необходимого предела осуще­ ствляется прожиганием изоляции в месте повреждения кенотроном, генератором высокой частоты, трансформа­ тором и чаще всего кенотронно-газотронной установкой или установкой, в которой в качестве выпрямителей ис­ пользованы полупроводники.

Процесс прожигания изоляции кабельных линий для определения места повреждения в настоящее время хо­ рошо изучен [Л. 13]. Эта работа, так же как и опре­ деление места повреждения кабельной линии, может быть выполнена только хорошо квалифицированным ин­ женером или техником при наличии всего необходимого оборудования и аппаратуры.

В настоящее время для этих целей выпускается уни­ версальная высоковольтная передвижная лаборатория типа У-9-70, смонтированная в специальном кузове авто­ машины ГАЗ-63.

При прожигании следует использовать наиболее це­ лесообразные режимы ведения процесса прожигания в зависимости от характера повреждения и состояния ка­ бельной линии.

При повреждении кабеля с нормально пропитанной изоляцией в сухом грунте процесс прожигания проходит спокойно и через 15—20 мин сопротивление снижается до нескольких ом. При повреждении кабеля с очень жир­ ной пропиткой или с увлажненной изоляцией процесс прожигания проходит также спокойно, но сопротивление удается снизить только до 2 000—3 000 Ом.

Процесс прожигания места повреждения в муфтах обычно осуществляется длительно, примерно несколько часов, причем сопротивление резко изменяется, то сни­ жаясь, то снова возрастая, пока не наступит установив­ шийся процесс и сопротивление постепенно начнет сни­ жаться.

В некоторых случаях в процессе прожигания повреж­ дения в муфте место повреждения заплывает, изоляция

524