Файл: Пустовойтенко И.П. Предупреждение и ликвидация аварий в бурении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а I

 

 

 

 

 

 

Вид аварии

 

 

 

 

 

 

 

поломка

 

 

аварии с

 

 

 

 

 

 

бурильных

 

 

 

 

 

 

 

 

прихват

 

обсадными

 

аварии

падение

 

Годы

т р у б ,

удлини­

поломка

 

 

 

трубами и

 

 

 

 

 

 

телей

муфт

бурильных

 

с

турбо­

инстру­

прочие

 

долота

неудачное

 

и

замков,

 

 

 

 

 

 

 

срыв

резьбо­

колонн

 

цементи­

 

бурами

мента

 

 

вых

соединений

 

 

рование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удельный вес аварий по видам, %

 

 

 

1949

 

59,5

12,7

11

Включены

в

прочие

 

1950

 

57,7

11,1

14,4

 

 

То

же

 

 

1951

 

55,1

12

16,6

 

 

 

 

 

 

1952

 

54,4

11,5

19,9

 

 

 

 

 

 

1953

 

49,3

9,8

26,1

 

 

 

 

 

 

1954

 

40,4

12,1

27,2

2,08

 

3,59

3,18

 

1955

 

29,3

15,1

30,5

2,40

 

5,99

3,98

 

1956

 

24,2

15,9

34,3

2,9

 

6,96

3,32

 

1957

 

19,8

16,9

34

2,65

 

8,8

 

3,09

 

1958

 

18,6

18

33,9

3,69

 

7,67

4,08

 

1959

 

18,4

21

33,7

2,88

 

6,40

4,09

 

1960

 

19,2

21,6

32,1

3,85

 

5,98

4,26

 

1961

 

17,5

21,5

32,4

4,18

 

5,58

3,81

 

1962

 

19,3

20,3

32,8

4,39

 

5,99

3,99

 

1963

 

17,2

22,0

33,2

3,85

 

5,72

5,42

 

1964

 

17,2

23,5

30,1

4,4

 

5,8

 

5,4

 

1965

 

17,7

28,0

25,2

4,1

 

5,25

5,1

 

1966

 

17,3

28,6

22,8

5,25

 

4,55

5,25

 

1967

 

20,0

29,2

21,2

7,20

 

3,6

 

4,8

 

1968

 

23,1

27,0

18,8

8,8

 

3,2

 

4,6

 

1969

 

22,2

26,5

15,2

9,1

 

3,1

 

4,8

 

1970

 

22,8

27,7

15,2

9,7

 

4,5

 

7,1

 

с ростом глубин скважин, сложностью их проходки, а также отсут­ ствием эффективных средств для закрепления стенок скважин в процессе бурения.

Отсутствие надежных и эффективных устройств, перекрываю­ щих устье скважины как при спуско-подъемных операциях, так и при отсутствии в скважине бурильных труб, является основной при­ чиной относительно большого и почти неснижающегося числа аварий, вызванных падением посторонних предметов в скважину.

§ 4. ФАКТОРЫ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ АВАРИЙ

При проектировании буровых работ на новых площадях и вы­ боре способов проходки, вида бурового раствора, конструкции бурильных труб, размеров долот и другого оборудования и инстру­ ментов необходимо предусматривать создание безаварийных усло­ вий работы и эффективного использования достижений науки и практики.

8


Подробный анализ факторов, влияющих на возникновение аварий, приведен в работе [55]. Ниже кратко изложена их сущ­ ность.

Способ бурения. Освоение роторного способа бурения сопро­ вождалось значительным увеличением числа аварий, что на про­ тяжении ряда лет сдерживало темпы буровых работ. При исполь­ зовании многоступенчатых турбобуров существенно облегчались условия работы бурильных колонн и снизилось число аварий с трубами без существенного изменения их конструкции и каче­ ства. Особенно существенно уменьшилось число аварий при буре­ нии крепких и твердых пород, где по отдельным предприятиям число аварий с трубами снизилось более чем в 10 раз.

При бурении в мягких и средней твердости породах с переходом на турбинное бурение число аварий также снизилось, но несколько меньше. Даже при отсутствии навыков бурения турбобурами, ава­ рийность уменьшилась не менее чем в 2—3 раза. Дальнейшее со­ вершенствование турбинного бурения позволило еще больше сни­

зить число аварий

с элементами колонны

бурильных

труб.

В последние годы во многих буровых организациях были по­

пытки возобновить

роторное бурение без

изменения

организации

трубного хозяйства. Как и следовало ожидать, этот переход привел к увеличению аварий с трубами. Только существенное изменение организации трубного хозяйства, обеспечение баз соответствующим оборудованием и инструментом для монтажа труб, проведения профилактических мероприятий и ремонта всех элементов буриль­

ной колонны

дало возможность снизить число аварий с трубами

при роторном

бурении.

Вслед за турбинным бурением в нашей стране стали применять электробуры. Электробуры повышают энергетический коэффициент передачи мощности долоту и открывают новые возможности повы­ шения производительности труда в бурении. Потенциальные воз­ можности, заложенные в этом способе, позволяют снизить аварий­ ность. Однако для бурения скважин электробурами без всяких изменений были приспособлены существующие в роторном и тур­ бинном бурении организация буровых работ, технология и техника бурения. Кроме того, в некоторых предприятиях электробуры внед­ ряли при несовершенной их конструкции и при плохой оснащен­ ности ремонтных баз. Поэтому при бурении электробурами стали возникать те же виды аварий, что и при роторном и турбинном способах.

С применением электробуров предусматривалось внедрить автоматические регуляторы подачи долота, что должно было спо­ собствовать ликвидации аварий с долотами вообще или значительно уменьшить их. Но регуляторы подачи изготовляют в очень ограни­ ченном количестве. Кроме того, большинство лебедок существую­ щих типов не имеет узлов для их подключения. При бурении электробурами системы автоматического контроля и записи энерге­ тических параметров режима бурения применяют в единичных

9



случаях. Все это не привело к резкому сокращению числа аварий с долотами.

При бурении электробурами допускаются прихваты бурильных колонн главным образом вследствие небольшой скорости выходя­ щего потока бурового раствора. Встречаются случаи падения бу­ рильных колонн, вызванные неправильным подключением фаз элементов токоподвода, что приводит к обратному (левому) вра­ щению электробура и отвинчиванию бурильной колонны в одном из соединений. Такие аварии возникают в начальный период буре­ ния или при поднятой над забоем бурильной колонне.

Конструкция и качество выполнения узлов электробуров и дру­ гих механизмов, а также состояние техники для электробурения на данном этапе не обеспечивают полного раскрытия потенциаль­ ных возможностей, заложенных в этом способе, и главным образом возможностей снижения числа аварий.

Буровой раствор. Основой

бурового

раствора является

глинис­

тый раствор. Наличие в нем

15—30%

глины способствует

возник­

новению прихватов колонн бурильных труб, т. е. самого распро­ страненного вида аварий. Издавна делали попытки применять растворы, в которых отсутствовали бы глинистые частицы или их было бы незначительное количество.

Применение воды в качестве бурового раствора привело к рез­ кому снижению прихватов колонн бурильных труб в скважинах глубиной до 2000—2500 м во многих буровых предприятиях.

Благоприятные геологические условия многих нефтегазоносных провинций, более совершенные конструкции буровых насосов, тур­ бобуров и другого оборудования и инструмента, уменьшение гидравлических сопротивлений в циркуляционной системе при бу­ рении турбобурами и ряд других технологических и технических факторов способствовали массовому применению бурения с очист­ кой забоя водой. Число прихватов и время на их ликвидацию сокращаются за счет уменьшения аварий, вызванных прилипанием колонны бурильных труб.

Однако применение воды сдерживалось из-за большого числа прихватов, вызванных обвалами и сыпями, так как воздействие воды на вскрываемые породы приводило к быстрому нарушению устойчивости пород, слагающих разрез скважин.

Для прохождения "осложняющих интервалов в воду стали вво­ дить различные добавки, которые придавали ей специальные свойства, что еще больше расширило область применения бу­

ровых растворов

с небольшим содержанием глинистых

частиц.

К ним относятся

растворы

на основе

полиакрилатов, карбонатно-

аргиллитовые растворы,

меловые

высококальциевые,

алюми-

натные.

 

 

 

 

Переход на нефтеэмульсионные растворы в соответствующих условиях, помимо значительного улучшения условий проходки скважин, привел почти к исключению прихватов колонн бурильных труб из-за образования сальников и обвалов.

10


Дальнейшим значительным и высокоэффективным средством снижения числа аварий, и особенно прихватов, является примене­ ние аэрированных растворов и бурение с продувкой забоя воз­ духом. Бурение последним способом, кроме больших экономиче­ ских выгод, сведет аварии к единичным случаям и исключит почти полностью прихваты бурильных колонн — самый распространен­ ный и трудный для ликвидации вид аварий.

Виды бурильных труб. Как известно, при бурении нефтяных и газовых скважин применяют в основном бурильные трубы двух видов: друбы с высаженными внутрь концами и трубы с приварен­ ными соединительными концами. Эффективными средствами сни­ жения числа аварий с колоннами бурильных труб с высаженными внутрь концами являются:

1) применение УБТ с разгрузочными зарезьбовыми канавками и сбалансированных УБТ, а также упрочнение резьбы УБТ обкат­ кой роликами на установках конструкции ВНИИБТ;

2)установка над УБТ наддолотных комплектов труб из буриль­ ных труб стали группы прочности Д, имеющих толщину стенок 10—11 мм;

3)приварка бурильных замков (после их закрепления на тру­

бах методом горячего крепления) к предварительно посаженным в горячем состоянии на проточенные концы труб кольцам по ме­ тоду, предложенному в Грознефти;

4)проверка дефектоскопами всех труб, поступающих с заводов

инаходящихся в эксплуатации, через определенные сроки их ра­ боты; проверке подвергается резьба и тело трубы на 1,2 м.

Применение труб с приваренными соединительными концами ликвидировало узлы с мелкой резьбой, а термическая обработка сварного шва позволила повысить его ударную вязкость. В резуль­ тате резко сократилась аварийность с колоннами бурильных труб. Однако широкому распространению труб с приваренными соеди­ нительными концами препятствует производство труб из стали групп прочности Л и М.

Поэтому для бурения глубоких скважин разработаны и приме­ няют бурильные трубы типа ТБВК и ТВНК с высаженными соот­ ветственно внутрь и наружу концами и коническими стабилизи­ рующими поясками. В резьбовом соединении этих труб уменьшены знакопеременные напряжения в опасном сечении. Прочность и гер­ метичность соединения обеспечивают внутренние упорые торцы, конический стабилизирующий поясок, трапецеидальная резьба и гладкий участок трубы непосредственно за замком.

Большим резервом в снижении аварий с бурильными трубами является расширение объема работ легкосплавными бурильными трубами. Опыт объединения Куйбышевнефть показал, что при при­ менении труб этого вида аварии значительно сокращаются при правильной организации трубного хозяйства.

Твердость разбуриваемых пород. В процессе бурения в разрезах скважин очень мало участков, сложенных однородными породами.

11