Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
Б .П . САВИЦНИЙ, В .И . ПОДОЛЬСКИЙ, В .С . ПУТИНЦЕВА
Б. П. САВИЦКИЙ, В. И. ПОДОЛЬСКИЙ, В. С- ПУТИНЦЕВА
МЕХАНИЗАЦИЯ И ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УЧЕТА В ГРУЗОВЫХ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ
Москва «Транспорт» 1973
УДК 656.13.022.003.002.5
Механизация и централизация учета в грузовых ав
тотранспортных |
предприятиях. С а в и ц к и й |
Б. |
П., П о |
|
д о л ь с к и й |
В. |
И., П у т и н ц е в а В. |
С. |
Изд-во |
«Транспорт», 1973, с. 1—408. |
|
|
||
В книге рассмотрены вопросы организации и функ |
||||
ционирования |
централизованных бухгалтерий, |
органи |
зации учетного процесса и механизации учетно-вычис лительных работ на примере централизованной бух галтерии (ЦБ) Московского управления автомобильных дорог Главмосавтотранса. Изложены принципы цент рализации учета, структура и деятельность ЦБ, об служивающей автотранспортные предприятия, вопросы организации машиносчетных установок и основы про ектирования механизированной обработки учетной ин формации с использованием клавишных вычислитель ных машин.
Значительное место в работе уделено механизации основных разделов учета: технико-эксплуатационных показателей, заработной платы, материальных ценно стей, финансово-расчетных операций, основных средств
и др.
Книга предназначена для учетно-финансовых, пла ново-экономических и инженерно-технических работни ков автомобильного транспорта, работников машино счетных установок, а также может служить пособием для студентов автотранспортных техникумов и вузов, изучающих обработку экономической информации с при менением вычислительной техники. Рис. 30, табл. 42.
3183-025 |
-25-73 і |
: л |
:?.Я |
049(01)-73 |
, '■> |
||
/ |
і- |
|
|
|
|
||
Л ? |
I |
ЧйІѴ. |
лЛА |
|
|
||
|
|
|
Борис Павлович Савицкий Владимир Исаакович Подольский Вера Самсоновна Путинцева
МЕХАНИЗАЦИЯ И ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УЧЕТА В ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Редактор А. П. Седова
Техн. редактор Т. А. Гусева
Корректоры С. М. Лобова, С. Н. Пафомова
Сдано в набор 24/1V—1973 г. |
Подписано в печать 30/ХІ—1973 г. |
Бумага |
|
60Х90'/іб, тип. № 2 Печ. л. |
25,5 Уч.-изд. л. 29,56 Тираж |
10 000 экз. |
Т-16693 |
Изд. № 1-3-1/14 № 3916 |
Заказ типографии 2979 |
Цена 1 |
р. 71 к. |
Изд-во «Транспорт», Москва, Б-174. Басманный |
туп. 6а |
|
Московская типография № 8 «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете Совета Министров СССР
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Хохловский пер., 7.
© Издательство «Транспорт», 1973 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В нашей стране учет развивается и совершенствуется вместе с развитием народного хозяйства, применяются новые, более со вершенные формы и методы, имеющие целью упрощение учета, улучшение его качества, сокращение сроков составления отчетно сти и удешевление стоимости учетных работ.
За последние годы разработаны и с успехом применяются на многих предприятиях и в организациях такие прогрессивные фор мы учета, как журнально-ордерная и таблично-перфокарточная, сальдовый метод учета товарно-материальных ценностей, норма тивный метод учета затрат на производство и калькуляции себе стоимости промышленной продукции и др.
Одним из прогрессивных методов ведения учета является цент рализация бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея тельности группы предприятий путем создания централизованных бухгалтерий.
Централизация учетных работ с широким применением совре менной вычислительной техники была предусмотрена в постанов лении Совета Министров СССР от 6 ноября 1964 г. «О мерах по устранению серьезных недостатков в организации бухгалтерского учета и усилению его роли в осуществлении контроля в народном хозяйстве». Было признано целесообразным упразднить бухгал терии предприятий, организаций и учреждений с небольшим объ емом счетных операций, сосредоточив выполнение последних в централизованных бухгалтериях, и намечена централизация бух галтерского учета на крупных и средних предприятиях, допуская частичную децентрализацию его лишь в исключительных случаях.
Согласно постановлению правительства, в нашей стране про делана значительная работа по централизации и механизации учета.
.Создана большая сеть машиносчетных установок, действующих как в системе ЦСУ СССР и союзных республик, так и на от дельных предприятиях.
Из практики организации и опыта работы централизованных бухгалтерий можно сделать вывод, что централизация учета пред ставляет большой интерес как с точки зрения упорядочения форм и сокращения сроков отчетности, так и с точки зрения совершен ствования методов учета, его упрощения и удешевления.
Опыт применения централизованной системы учета показы вает, что наиболее эффективно она может быть использована для
з
небольших и средних предприятий, но при обязательном условии механизации основных участков учетно-вычислительных работ.
На автомобильном транспорте создание централизованных бух галтерий еще не получило должного развития, хотя автотранс портные предприятия являются весьма перспективными объекта ми для централизации учета как в целом финансово-хозяйствен ной деятельности, так и отдельных ее видов.
Подтверждением этому может служить опыт работы центра лизованных бухгалтерий Сочинского, Винницкого, Алма-Атинско го и других автотранспортных управлений.
В типовом положении о централизованных бухгалтериях пред приятий и хозяйственных организаций от 25 марта 1971 г. опре делены основные принципы организации и работы централизован ных бухгалтерий, их задачи, структура и взаимоотношения с об служиваемыми предприятиями.
Министерства и ведомства разрабатывают и утверждают по ложения о централизованных бухгалтериях подведомственных предприятий и организаций с учетом отраслевых особенностей их работы.
Кроме того, в отраслевых положениях должен быть учтен ряд важнейших изменений как в правовой, так и в экономической деятельности предприятий, перешедших на новую систему плани рования и экономического стимулирования, а также изменения во взаимоотңошениях предприятий с вышестоящими организация ми, финансовыми органами и банками.
Внастоящее время пока еще нет методических указаний или отраслевых инструкций, которые могли бы послужить отправным материалом при создании и организации работы централизован ной бухгалтерии автотранспортного предприятия.
Внастоящей работе сделана попытка рассмотреть методоло гические и практические вопросы централизации учета и его ме
ханизации.
Г л а в а 1
ПРИНЦИПЫ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УЧЕТА
СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БУХГАЛТЕРИИ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕЕ РАБОТЫ
Современные автотранспортные и транспортно-экспедиционные предприятия оснащены многими сотнями автомобилей и прицепов большой грузоподъемности, а производственные цехи и мастер ские — высокопроизводительными станками, машинами и при способлениями.
Численность работающих среднего по размеру автотранспорт
ного |
предприятия |
составляет в |
настоящее |
время от 1200 до |
2000 |
чел. |
хозяйственной |
деятельности автотранспортного |
|
В |
результате |
|||
предприятия ежемесячно создаются тысячи |
учетных документов |
с огромным количеством показателей всевозможной учетной ин формации, которую необходимо проверить, накопить и уложить в различные учетные и аналитические регистры.
Если организация учета на отдельном автотранспортном пред приятии довольно сложное дело, то тем более оно сложно при' создании централизованной бухгалтерии для группы автотранс портных предприятий.
При создании централизованной бухгалтерии (ЦБ) и разра ботке структуры и основных положений ее работы должно быть учтено:
1) количество передаваемых на обслуживание в централизо ванную бухгалтерию автотранспортных, транспортно-экспедицион ных предприятий и их филиалов;
2) местонахождение предприятий и их подразделений, расстоя ние от каждого предприятия до централизованной бухгалтерии;
3)существующие способы связи между предприятием и цент рализованной бухгалтерией (телефон, радио, телетайп, почта, спе циальные автомобили и т. п.);
4)характер деятельности предприятий, виды и объемы вы полняемых работ и услуг, численность работающих, наличие по движного состава, оборудования и других объектов учета;
5)количество клиентуры, обслуживаемой автотранспортными предприятиями, количество грузовых автостанций других ведомств, осуществляющих попутную загрузку собственных автотранспорт ных средств, количество автомобилей, принадлежащих автотранс
5
портным предприятиям других ведомств, загружаемых собствен ными автостанциями в попутном направлении;
6) ’ количество создаваемой учетной документации, формы до кументов, количество показателей учетной информации, формы и объем показателей, установленных для отчетности и анализа;
7) уровень механизации учетно-вычислительных работ, нали чие вычислительной техники, организационная структура машино счетных установок, их местонахождение, подчиненность, установ ленные сроки обработки первичных документов и выдачи табуля грамм и других отчетных регистров.
Оптимальными условиями работы централизованной бухгал терии следует считать:
1) когда централизованная бухгалтерия обслуживает не более 10—12 автотранспортных предприятий (АТП) однородных по своему профилю и подчиненных одному управлению или объеди нению (например, предприятия строительного транспорта, пред приятия междугородных перевозок, авторемонтные заводы, пред приятия торгового транспорта и т. п.);
2)когда централизованная бухгалтерия обслуживает авто транспортные предприятия с общей численностью работающих не более 12—15 тыс. чел.;
3)когда автотранспортные и транспортно-экспедиционные пред приятия удалены от централизованной бухгалтерии не более чем на 30—40 км (если отсутствует возможность передачи учетной информации по каналам связи — телетайп, видеосвязь, радио, прямые телефонные провода и т. п.);
4)когда основные объемы учетно-вычислительных работ вы полняются на вычислительных машинах.
При создании централизованной бухгалтерии целесообразно упразднить бухгалтерский аппарат соответствующего управления или объединения и его функции передать аппаратуру централи
зованной бухгалтерии. Начальник централизованной бухгалтерии одновременно должен иметь права и обязанности главного бух галтера соответствующего управления, объединения.
Примерная структура централизованной бухгалтерии, обслу живающей группу автотранспортных и транспортно-экспедицион ных предприятий, приведена на рис. 1.1.
Численность аппарата и штатное расписание централизованной бухгалтерии утверждаются вышестоящей организацией исходя из количества обслуживаемых предприятий, объемов выполняемых учетно-вычислительных работ, типов применяемой вычислительной техники и достигнутого уровня механизации учета.
Для оформления хозяйственных операций, создания первичной учетной документации, ее сбора и отправки на машиносчетные установки или в централизованную бухгалтерию на каждом пред приятии создается учетно-контрольная группа (отдел) с числен ностью 3—5 чел. в зависимости от объема работы предприятия, количества транспортных и транспортно-экспедиционных операций, первичной учетной документации и т. п.
6
<
Главный бухгалтер — начальник централизованной |
бухгалтерии |
аохвхчігАеэП и аоѴноф ‘aotfoxoBd вхэьЛ цэігхо
И.КИГПВЖАХ"Э И HWMhOQ -Bd о aoxBhOBdi и ічхвіш HOHlOpBdlBE BXJBhA І/'ЭІ/XQ
ихоонхэьхо ионпоаэ iraViQ
_______________
xogBd хин -чиэхиЮ'Иыча-онхоьЛ иип -вёинвхэи и иихоігоігох -эиі ‘HHpBËHHBxdo ігэіГхо
кинваижЛігэ90
охоннэяхэикеох ігэѵхо
аохноиэб хічнчігвхинвн и иинэж -она хннчивхипвн ‘axotfado хічнаонэо вхэьЛ ігеПхо
иэхэоннэП хічн -ЧИБИсІэХВІМ ВХЭЬЛ ЦЭѴХО
аохэьэвб хічннва -ОЕИігвбхнэй и ңиПвбэио хічаоэнвниф вхэьЛ raffXQ
г
к
Q.
<D
H
Ir;
ГО
L-
X
Учетно-контрольные группы на предприятиях
О
S
Он
/
Учетно-контрольная группа (отдел) может быть создана как в штате предприятия, так и в штате централизованной бухгалте рии. В первом случае начальник учетно-контрольной группы (от дела) является главным бухгалтером предприятия, в администра тивных вопросах подчиняется руководителю последнего, а в во просах организации и методологии ведения первичного учета, оформления документации и по другим финансово-учетным вопро сам —■начальнику (главному бухгалтеру) централизованной бух галтерии, во втором случае он является заместителем начальника централизованной бухгалтерии и выполняет свои обязанности как представитель централизованной бухгалтерии, который по опера тивно-хозяйственным вопросам исполняет указания и поручения руководителя соответствующего предприятия.
В первом и во втором случаях руководитель учетно-контроль ной группы имеет права и обязанности, предусмотренные «Поло жением о главных (старших) бухгалтерах государственных, ко оперативных и общественных предприятий, организаций .и учреж дений».
Общая численность централизованной бухгалтерии и учетно контрольных групп (отделов), создаваемых на предприятиях, обычно составляет не более 1,6—1,8% от общей численности рабо тающих.
В централизованных бухгалтериях, обслуживающих только ав тотранспортные предприятия, этот процент может быть несколько ниже (примерно 1,2—1,4%), а в централизованной бухгалтерии, обслуживающей транспортно-экспедиционные предприятия, не сколько выше (2,0'—2,5%)-
Централизованную бухгалтерию возглавляет начальник (глав ный бухгалтер), который одновременно является главным бухгал тером соответствующего управления или объединения. Начальник (главный бухгалтер) централизованной бухгалтерии назначается и увольняется вышестоящей организацией по представлению на чальника (управляющего, директора) соответствующего управле ния или объединения.
Начальник (главный бухгалтер) централизованной бухгалтерии в своей деятельности руководствуется «Положением о главных (старших) бухгалтерах государственных, кооперативных и обще ственных предприятий, организаций и учреждений».
Начальник (главный бухгалтер) централизованной бухгалтерии административно подчиняется начальнику (управляющему, дирек тору) соответствующего управления или объединения, а по во просам организации и методологии учета —• главному бухгалте ру вышестоящей организации.
Учет всех операций централизованной бухгалтерии осуществ ляется на балансе соответствующего управления или объедине ния. Свои денежные операции централизованная бухгалтерия со вершает через расчетный счет соответствующего управления или объединения. Переписка и документы централизованной бухгалте
8