Файл: Кудрявцев Н.Е. Современные сельскохозяйственные машины и их использование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 17

Р Е К О М Е Н Д У Е М Ы Й Д И А М Е Т Р МОТОВИЛА ПРИ ВЫСОТЕ СТЕБЛЕЙ

Высота

стеблей, мм

 

 

Диаметр мотовила, мм

Отверстие на луче

 

мотовила

 

 

минимальная

максимальная

 

500

1200

1800

1

1200

1900

2050

2

1900

2600

2300

3

2600

3300

2550

4

3300

4000

2800

• 5

В зависимости от установки диаметра

мотовила изменяют чис­

ло его оборотов. При диаметре мотовила

до 2300 мм на вал уста­

навливают 18-зубовую звездочку, а при диаметре более 2300 мм — ставят 22-зубовую звездочку.

Проверяют и в случае необходимости регулируют натяжение пружин, уравновешивающих механизм жатки: поднимают жатку

руками и проверяют ее давление на копирующих

башмаках. Дав­

ление жатки на копирующие башмаки при правильно

натянутых

пружинах

должно

быть 30—50 кГ.

Правые

и

левые

пружины

натягиваются

на одинаковое

усилие. Затем

проверяют

растяже­

ние и сжатие

пружин

верхнего

битерного

барабана

(рис. 104).

Если

пружины

отрегулирова­

 

 

 

 

ны нормально, барабан при рабо­

 

 

 

 

те вращается в плавающем поло­

 

 

 

 

жении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее

проверяют зазор между

 

 

 

 

верхним

битерным

барабаном

и

 

 

 

 

нижним

питающим

валом. Вели­

 

 

 

 

чина этого зазора зависит от тол­

 

 

 

 

щины массы убираемой культуры,

 

 

 

 

поступающей

в питательный

ап­

Рис. 105. Подшипник измельчающего

парат.

 

 

 

 

 

 

Проверяют

зазор

между

лез­

 

барабана:

 

/ — упорные

болты,

2 — гайка корпуса под ­

виями ножей барабана

и противо­

шипника,

3 — подшипник

режущей пластиной, который дол­

 

 

 

 

жен быть у середины

каждого ножа не меньше 0,5 мм, а у концов

ножа — 1 мм. При измельчении

толстостебельных

культур зазор

увеличивают до 3 мм.

 

 

 

 

 

 

 

Зазор регулируют перемещением с обеих сторон подшипников 3 (рис. 105) упорными болтами / при ослабленных гайках 2.

Определяя зазор между лезвием ножей барабана и противоре­ жущей пластиной, проверяют и подтягивают болтовые крепления ножей. Режущие кромки ножей должны быть острыми и распола­ гаться на цилиндрической.поверхности барабана.

6*

163


Если необходимо сменить отдельные ножи, то после их замены барабан балансируют на его же подшипниках, не снимая с места.

Работать на комбайне с барабаном, имеющим несимметрично поставленные ножи, не разрешается.

Затем проверяют состояние транспортеров жатки и выгрузного устройства. Планки транспортера жатки должны быть параллель­ ны и прочно приклепаны к звеньям цепей. Погнутые планки вырав­

нивают или меняют.

 

 

 

 

,

 

 

 

 

 

Осматривают передачи, в которых контролируют

расположение

в одной плоскости ведущих и ведомых звездочек, крепления

звездо­

 

 

 

чек и зубчаток на валах, натяжение цепей

 

 

 

и ремней,

прямолинейность

карданных

 

 

 

передач и правильность зацеплений веду­

 

 

 

щих и ведомых зубчаток.

 

 

 

 

 

 

 

 

При осмотре повертывают руками ка­

 

 

 

ждый отдельный вал передачи, чтобы убе­

 

 

 

диться в плавности вращения передач".

 

 

 

 

Домкратом

поднимают

комбайн

на

 

 

 

подставки

так, чтобы шины

колес

не

ка­

 

 

 

сались земли, и руками прокручивают ко­

 

 

 

леса. Если

колеса при вращении

тормо­

 

 

 

зятся в подшипниках, проверяют затяжку

 

 

 

подшипников

и устраняют люфт

в коле­

 

 

 

сах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

После

проверки

комбайна

дополни­

 

 

тельно

смазывают

все

подшипники

и

а)

'

е)

вручную

при

выключенном

двигателе

Рис. 106.

Схема движе­

трактора повертывают

карданный вал.

ния

комбайна:

Убедившись, что все

механизмы

враща­

а!— при холостых

поворотах,

ются

свободно, комбайн

прицепляют

к

б при

работе

вкруговую

трактору

и соединяют карданный

вал

с

 

 

 

 

 

 

валом

отбора мощности трактора.

Запус­

кают двигатель трактора, и комбайн работает вхолостую на стацио­ наре, сначала на малых оборотах двигателя трактора, затем оборо­ ты доводят до нормальных. Через каждые 5 мин вал отбора мощ­ ности выключают, механизмы комбайна останавливают, проверяют нагрев подшипников и креплений. По окончании опробования вал отбора мощности выключают и в течение 15 мин проверяют враще­ ние мотовила на ходу комбайна. Если комбайн новый, его обкаты­ вают, соблюдая режим, установленный заводом.

Агротехнические требования к работе комбайна. Движение комбайна при работе устанавливают по направлению последней культивации, проведенной вдоль длинной стороны гона. При рабо­ те вкруговую обкашивают углы участка радиусом 10—15 м. Сре­ занные стебли убирают с прокосов и обкосов до начала работы комбайна. На полях с полеглыми стеблями комбайны идут против полеглости.

Перед началом работы комбайн прокручивают до тех пор, пока измельчающий барабан не наберет полного числа оборотов.

164


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

18

НАСТРОЙКА КОМБАЙНА Н 4 ВЫПОЛНЕНИЕ АГРОТЕХНИЧЕСКИХ

ТРЕБОВАНИЙ

 

Невыполнение

 

Причина

невыполнения

 

 

 

Настройка

 

 

 

агротех нических

 

агротехнических

требований

 

 

 

 

 

 

требований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть

расте -

Установка

копирующих

баш­

Установить

копирующую

лы­

ний остается не-

маков на высокий срез при низ­

жу в верхнее

отверстие стойки

срезанной

 

ком стеблестое

 

 

 

 

 

Опустить

мотовило,

прибли­

 

 

Высоко поднято мотовило и не

 

 

захватывает всех стеблей

 

 

зив его к режущему, аппарату

 

 

Мотовило сдвинуто назад

 

Мотовило

вынести

вперед

 

 

 

Недостаточно

число оборотов

Сменить

ведомую

звездочку

 

 

мотовила

 

 

 

 

 

 

 

мотовила,

проверить

плавность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вращения

 

ходового

 

колеса,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приводящего

в движение мото­

 

 

Забились

 

пальцы

режущего

вило

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очистить

пальцы

режущего

 

 

аппарата

 

 

 

 

 

паль­

аппарата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поломаны или потеряны

Поставить новые пальцы

 

 

 

цы режущего аппарата

ножа

и

Вынуть нож

и

 

приклепать

 

 

Поломаны

сегменты

 

 

 

режущего

аппарата

 

ножа

 

новые сегменты

заточить

сег­

 

 

Затупились

сегменты

 

Вынуть

нож

и

 

 

Не

отрегулирован

режущий

менты

 

 

 

 

режущий

ап­

 

 

Отрегулировать

Огрехи,

про­

аппарат

 

 

колесо

мотовила

парат

 

 

работу

приводного

Приводное

Проверить

пуски и замины

или

предохранительные

муфты

колеса

жатки,

устранить

его

 

 

пробуксовывают

 

 

 

 

пробуксовывание

и отрегулиро­

 

 

Поле не подготовлено к убор­

вать предохранительную

муфту

 

 

Сделать

прокосы

и обкосы

Потери

сре -

ке

 

 

 

 

установлено

по

Предохранительная

муфта

мо­

Неправильно

занными стебля­

высоте

и

выносу

вперед мото­

товила пробуксовывает

 

 

ми

 

вило

 

 

 

пассивный

поле -

Включить

в

работу активный

 

 

Установлен

 

 

вой делитель

аппарат не справ­

полевой

делитель

 

 

 

 

 

 

Питающий

Отрегулировать пружины верх­

 

 

ляется

с подачей

массы

к из­

него барабана

 

 

 

 

 

Длина

резки

мельчающему

барабану

барабана

Заточить

ножи

барабана и

Тупые лезвия ножей

превышает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поставить

их

на место,

заточить

30—50 мм

Большое

расстояние

между

кромки противорежущих пластин

 

 

Отрегулировать

зазор

между

 

 

ножами

и

противорежущими

ножами

 

и

 

противорежущими

 

 

пластинами

 

 

ножей измельча­

пластинами

недостающие ножи

 

 

Снята

часть

Поставить

 

 

ющего

барабана

 

 

 

 

и отбалансировать

барабан

 

165


Если срезанные стебли остались на платформе жатки после остановки механизмов комбайна, то перед следующим пуском ком­ байна их необходимо удалить. Вал отбора мощности можно вклю­ чать только тогда, когда на транспортере отсутствует срезанная масса.

Трактор при работе с комбайном не должен делать крутых по­ воротов. На рис. 106 представлена схема движения комбайна.

Все растения должны быть убраны. Огрехи, пропуски, замины и потери срезанными стеблями не допускаются. Высота среза дол­ жна быть в установленных пределах, а длина резки 30—50 мм.

Если комбайн не выполняет агротехнические требования, его необходимо настроить (табл. 18).

Техника безопасности. Лица, незнакомые с устройством силосо­ уборочных комбайнов и не имеющие права на управление ими, к работе не допускаются.

Не разрешается посторонним лицам находиться на машинах, а также перед ними при движении машин.

Перед началом движения следует убедиться в отсутствии людей на пути. Не разрешается прикасаться руками к работающим меха­ низмам машины. При техническом уходе следует выключать дви­ гатель. Запрещается открывать кожух силосорезного барабана во время его работы. Запрещается работать в развевающейся и не­ удобной одежде, а женщинам без плотно повязанных косынок.

Контрольные вопросы

1.Какими машинами убирают кукурузу?

2.Как устроена машина ГАН и когда ее применяют?

3.Как устроена сеялка для посева кукурузы?

Глава 9 МАШИНЫ ДЛЯ УБОРКИ И ЗАГОТОВКИ СЕНА И СОЛОМЫ

Село многолетних и однолетних трав является ценным грубым кормом. Питательная ценность его в значительной мере зависит от сроков уборки, способов высушивания и условий хранения.

Технологический процесс приготовления сена состоит из несколь­ ких операций — скашивания зеленой массы, ее ворошения, сгреба­ ния, подбора сена из валков и скирдования.

Для осуществления комплексной механизации сеноуборки при­ меняются косилки, грабли, волокуши, подборщики-копнители, сто­ гометатели, пресс-подборщики, стоговозы и другие машины.

§ 31. косилки

Косилки предназначены для скашивания травы и укладки зеле­ ной массы в продольные прокосы. Их классифицируют по количест­ ву рабочих органов (пальцевых брусьев) на однобрусные, двухбрусные и трехбрусные, по способу присоединения к трактору — на на­ весные и прицепные, по расположению пальцевых брусьев, на средненавесные, задненавесные и фронтальные.

Основной рабочий орган косилки — режущий аппарат, состоящий из пальцевого бруса 3 (стальной пластины) и ножа 2 (рис. 107).

1

Рис. 107. Режущий аппарат косилки:

/ — пальцы, 2 — нож, 3 — брус

167


На пальцевом брусе 3 прикреплены чугунные пальцы с усиками, которые плотно прижимаются к усикам соседних пальцев. К. каждо­ му пальцу крепится стальная пластина-вкладыш 4 (рис. 108) с острыми насечками. В пазы пальцев вставлен нож — стальная пла­ стина с сегментами. Сегменты 2 ножа представляют собой пластин­ ки трапецеидальной формы с острыми боковыми гранями. Спинка ножа имеет шаровую головку, для соединения с шатуном и упира­ ется в пластинки трения, предохраняющие пальцевый брус от из­ носа.

Над сегментами укреплены прижимные пластинки 3.

Правильно

Рис. 108.

Положение сегментов

по отношению к

 

 

вкладышам:

 

 

 

 

/ — носок

сегмента правильно л е ж и т

на

вкладыше

паль­

ца, 2— сегмент, 3— прижимная лапка

касается сегмен­

та,

4 — вкладыш пальца, б — носик

сегмента

не

л е ж и т

на

вкладыше. 6 — прижимная лапка

не касается

сегмента

Косилка универсальная навесная КНУ-6*. Косилка имеет три

режущих аппарата / (рис. 109),

один из которых расположен впе­

реди

трактора (фронтальный

аппарат), а два других — по бо­

кам

его.

 

Режущие аппараты крепятся к раме, навешанной на трактор, и опираются на башмаки 4, 6, 7 и 8.

Режущие аппараты приводятся в движение от вала отбора мощ­ ности трактора. Давление башмаков на почву регулируют спираль­ ными пружинами; фронтальный режущий аппарат имеет две пру­ жины, а аппараты, расположенные по бокам трактора, — по одной пружине 2.

Две отвальные доски 3 и 5 фронтального аппарата сдвигают тра­ ву, освобождая место для прохода трактора. Боковые режущие ап­ параты имеют по одной отвальной доске, которые образуют такие же дорожки.

Режущие аппараты можно поднимать все вместе или отдельно выносными гидроцилиндрами.

* В^ настоящее время заменяется на косилку КТП-6,0

168