ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
странства в другой плоскости оси объективов смещены по вер тикали так, что каждый объектив дает свою строку (п строк при мозаичном приемнике). Если, например, поле зрения каждого объектива составляет 30°, то с помощью четырех объективов в этой плоскости можно просмотреть местность в поле зрения
4X30°= 120°, а в двух плоскостях — 30X 120°.
СПИРАЛЬНАЯ РАЗВЕРТКА
Изображение местности (пространства) может быть получе но также при сканировании (обзоре) оптической системы по спи рали. Наиболее просто спиральная развертка местности получа-
1 |
2 |
3 |
4 |
Рис. 9.16. Схема получения спиральной разверт ки:
/, 2—оптические клинья; 3— объектив; 4—развертка
ется вращением с разными скоростями двух соосно расположенных оптических клиньев (рис. 9.16). Один вращающийся клин позволяет производить сканирование по кругу постоянного диа метра. Эффективность сканирования повышается при использова нии мозаичных приемников. При применении приемников в виде
Рис. |
9.17. |
Схема |
оптико-механического |
||
устройства |
для |
получения спиральной |
|||
|
|
развертки: |
|
||
сканирующее зеркало; |
2—ролик; |
3— кула |
|||
чок; |
4—зубчатая передача; |
5—электродвига |
|||
тель; |
6—электромагнитные |
датчики; |
7—пру |
||
|
|
|
жина |
|
|
255
линейки одно сканирование сразу даст число строк, равное чис лу чувствительных элементов в линейке.
Спиральная развертка может быть получена также при ис пользовании оптико-механического устройства, показанного па рис. 9.17. В этом устройстве плоское зеркало 1 укреплено на ва лу электродвигателя 5 так, что может наряду с вращением со вершать некоторые отклонения в плоскости вала. Двигатель 5 приводит также во вращение кулачок 3. Скорость вращения кулачка значительно меньше скорости вращения зеркала. На зеркале установлен ролик 2, который пружиной прижимается к кулачку 3. При вращении вала двигателя 5 зеркало, совершая вращательно-колебательное движение, осуществляет сканирова ние по спиральной траектории.
Для отсчета координат служат магнитные датчики б, распо ложенные в плоскости зеркала под утлом 90°. При вращении металлического зеркала в обмотках магнитных датчиков возни кают напряжения, которые используются для отсчета координат.
§9.3. ИК-ПРНБОРЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Впрактике очень часто требуется не только обнаружить ка кой-либо объект, определить его координаты, по также и наве сти на него прибор наблюдения. Так, при астрофизических ис следованиях очень часто встречается потребность в автоматиче ском наведении телескопа на какую-либо звезду; при космиче ских полетах спутник Земли или космический корабль автома тически ориентируется с помощью прибора управления, называе мого ориентатором. Наконец, в военной технике для увеличения точности попадания снаряда в цель необходимо корректировать траекторию его полета по мере движения цели. В большинстве этих случаев для управления объектом назовем его объектом регулирования, может быть использован один из описанных вы ше координаторов.
Однако процесс управления снарядом при существующих скоростях полета ракет настолько сложен, что для его управле ния требуются весьма сложные приборы. Управляемые снаряды, как известно, снабжаются устройствами, позволяющими изме нять траекторию снаряда в процессе его полета.
Отсюда следует, что применение простого координатора, хотя и возможно в принципе для управления снарядом, но недоста точно. Для этих целей используют систему управления, т. е. со вокупность устройств, определяющих относительное положение снаряда и цели и вводящих поправки в траекторию полета сна ряда.
Если информация о положении цели поступает непосредствен но от нее, отличаясь по каким-либо физическим принципам от окружающих предметов и фона, то система называется самонаводящейся. Системы, использующие для управления снарядом
256
тепловое излучение целей или тепловой контраст их по отноше нию к окружающему фону, называются инфракрасными (тепло выми) системами самонаведения. В практике тепловые системы самонаведения очень часто называют просто тепловыми голов ками самонаведения или сокращенно ТГС *.
1. Структурная схема объекта управления
Системой автоматического регулирования называется дина мическая замкнутая система, которая может сохранять с доста точной точностью заданные соотношения между некоторыми ве личинами, определяющими ее поведение, при помощи их срав нения, и использовать получающиеся при этом сигналы для уп равления объектом. На рис. 9.18 показана блок-схема системы автоматического регулирования.
Рис. 9.18. Блок-схема системы автоматического регули рования:
J—программное устройство; 2— чувствительный элемент регуля тора; 5—усилитель; 4— регулирующий орган; 5—объект регули рования ; 5—возмущающие силы; С—связь; АР—'автоматический регулятор
Основными элементами системы являются регулируемый объ ект 5 и автоматический регулятор АР. Кроме того, к системе можно отнести программное устройство 1. Регулятор состоит из чувствительного элемента 2, усилительно-суммирующего устрой ства 3 и регулирующего органа 4.
При отсутствии возмущающих сил регулируемый объект ра ботает по закону, заданному программным устройством 1, вы полняя, например, операцию х0. Под воздействием силы 6 объ ект отклоняется от заданной программы, это отклонение (возму щение) через связь С передается на чувствительный элемент 2 регулятора. Разностный сигнал между заданной программой и
* Иногда встречается название ТУСН — тепловое устройство самона ведения.
9 |
182 |
257 |
возмущающим воздействием поступает в усилитель, а затем че рез регулятор 4 управляет объектом, устраняя возмущающее воздействие.
Система самонаведения должна соответствовать по структу ре системе автоматического регулирования и обладать ее свой ствами. Поэтому при разработке инфракрасных (тепловых) си-
Рис. 9.19. Принципиальная схема системы управления снарядом:
1—снаряд; 2—чувствительный элемент; |
3— гироскоп; |
потенциометр; 5—руль; |
6—редук |
тор; 7—обратная связь; 8— усилитель; |
9—рулевая машина; 10— 'пневмореле: 11, |
12—отвер |
|
стия рулевой машинки; АГТ—автопилот; С—сопло |
пневмореле; П—поршень рулевой ма |
||
|
шинки |
|
|
стем самонаведения все расчеты ведут на основании общих за конов и методов теории автоматического регулирования.
Рассмотрим некоторые общие принципы работы системы ав томатического регулирования применительно к управляемому снаряду.
Предположим, что надо попасть реактивным снарядом снабженным аппаратурой управления (рис. 9.19), в некоторую неподвижную цель. Снаряд 1 является регулируемым объектом,, а регулятором служит автопилот АП; регулируемой величиной будет угол упреждения (рассогласования) ф, отсчитываемый от заданного направления, например от вертикали.
Чувствительным элементом регулятора является свободный гироскоп 3, установленный на снаряде так, что ось его ротора на правлена вдоль продольной оси снаряда х. С осью внешней
258
рамки гироскопа жестко связан движок потенциометра 4. По тенциометр неподвижно укреплен в корпусе снаряда.
При повороте снаряда вокруг оси г на какой-то угол Дгр на этот же угол развернется и корпус потенциометра. Движок по тенциометра останется в прежнем положении, так как ротор гироскопа будет стремиться сохранить свое положение в простран стве неизменным. Следовательно, потенциометр развернется от носительно движка на угол Дт|5. Этот поворот нарушит равнове сие моста, вследствие чего на вход усилителя 8 поступит напря жение Uit пропорциональное углу Ai|>. В зависимости от знака напряжения Ui сигнал с усилителя поступает на одну из обмо ток wi или w2 пневматического реле 10. Под воздействием тока, протекающего в обмотках, реле срабатывает и подводит сопло С к отверстию 11. Под воздействием сжатого воздуха поршень П рулевой машинки 9 придет в движение и через редуктор 6 от клонит рули 5. Отклонение рулей 5 вызовет изменение угла ата ки снаряда и соответственно изменит аэродинамические силы. Под воздействием этих сил снаряд возвратится в первоначальное положение. При этом установится равновесие электрического мо ста в потенциометре, напряжение Ui станет равным нулю, реле обесточится и сопло С займет нейтральное положение. Таким образом, воздействием рулей на снаряд замыкается цепь авто матического регулирования. Для уменьшения ошибок в систему вводится обратная отрицательная связь 7 между рулями и уси лителем.
Недостатком рассмотренной системы управления является отсутствие связи системы с целью. Достаточно цели изменить свое положение и снаряд пролетит мимо. Для связи снаряда с целью вводится дополнительный чувствительный элемент 2, ав томатически реагирующий на отклонение снаряда от направле ния на цель. С введением этого элемента схема управления становится самонаводящей. Элементом, чувствительным к переме щению цели относительно снаряда, служит головка самонаведе ния, в нашем случае тепловая. Тепловое излучение цели прини мается головкой и преобразуется в сигнал, пропорциональный углу между осью головки (снаряда) и направлением на цель. Этот сигнал в виде напряжения £/0 подается в усилитель авто пилота, где он суммируется с сигналами датчика 3 (гироскопа).
Теперь движение снаряда будет происходить следующим об разом (рис. 9.20). В первоначальном положении снаряд летит к цели под заданным углом г|)0 (см. рис. 9.20, а). Угол между осью головки (снаряда) и направлением на цель, который мы ранее назвали углом рассогласования ср, будет равен нулю. Предполо жим, что цель Ц за время t переместилась из точки А в точку Б на расстоянии АБ — vt, где v — скорость движения цели. В ре зультате этого перемещения появится угол рассогласования (р (см. рис. 9.20, б), не равный нулю. Если не изменить траекто-
9* |
259 |
ршо полета снаряда, он пролетит мимо цели, так как угол остался неизменным. В этот момент вступает в действие тепловая головка самонаведения. Сигнал с ТГС воздействует на рули, за ставляя их повернуться в соответствующую сторону на угол
S = ^ c p . |
( 9 . 1 8 ) |
Под воздействием аэродинамических сил снаряд изменит траекторию и полетит в направлении на цель. Однако за время процесса регулирования снаряд пройдет какой-то путь, который
Г
Рис. 9.20. К процессу движения снаряда к цели:
а —положение снаряда в момент пуска; б—положение снаряда н цели по проше ствии времени i\ в—схема регулирования
снова вызовет появление добавочного угла рассогласования Дер и потребуется дополнительный доворот снаряда к цели, которая также за это время изменит свое положение. Таким образом, поворот снаряда к направлению на цель как бы запаздывает в результате недорегулирования (см. рис. 9.20, в). Если же рули заставить отклониться на несколько большую величину, чем требуется, то снаряд пройдет необходимое положение и опять появится угол Дер (возникает перерегулирование, или заброс).
Как в первом, так и во втором случае снаряд пройдет мимо цели. Кроме того, при перерегулировании возникают большие колебания снаряда на траектории, которые могут привести к разрушению отдельных элементов системы управления и вывести снаряд из строя. Оба явления можно устранить, если заставить регулятор вступать в действие с полной эффективностью при по явлении даже незначительного рассогласования и автоматиче ски снизить его эффективность при уменьшении угла ср, т. е. при
260
подходе снаряда к направлению на цель. Такая работа системы достигается введением дополнительного сигнала, пропорциональ
ного производной от угла рассогласования Ap/rf/ = cp пли угловой скорости движения линии «снаряд — цель».
При этом угол отклонения рулен зависит не только от ср, но и от скорости его изменения ср и равен
b — kfl-j-ktf. |
(9. 19) |
Физический смысл влияния величины ср можно пояснить сле дующим образом. Предположим, что угол рассогласования изме
няется |
по |
|
синусоидальному |
|
|||
закону |
(рис. |
9.21, а). |
Тогда |
|
|||
производная от угла будет ме |
|
||||||
няться |
по |
закону |
косинуса |
|
|||
(рис. 9. 21, б ). |
|
|
рулей |
|
|||
Если |
отклонение |
|
|
||||
происходит только в зависимо |
|
||||||
сти от ср (б= /е 1ф), то в точках 1 |
|
||||||
и 2 (см. |
рис. |
9.21, а) |
действие |
|
|||
рулей на снаряд будет |
одина |
|
|||||
ковым, так как угол рассогла |
|
||||||
сования в этих точках |
|
один и |
|
||||
тот же, |
ибо |
ср1 = ср2. Но |
в |
точ |
|
||
ке 1 угол ср возрастает, а в точ |
|
||||||
ке 2 — уменьшается. В первом |
Рнс. 9.21. К изменению угла ср и |
||||||
случае полезно увеличить |
от |
его производной |
|||||
клонение рулен для более |
эф |
|
фективного противодействия возрастанию ср, а во втором — за медлить разворот снаряда для предотвращения перерегулирова ния. Обе эти цели достигаются добавлением сигнала, пропор
ционального ср.
Теперь при возрастании ср (участок кривой ОА) к положи
тельному сигналу йцр добавится еще величина /е2ф того же знака. Суммарное отклонение рулей будет несколько большим, чем тре буется в данный момент. Это превышение как бы предусматри вает дальнейшее возрастание ср. При уменьшении утла ср (уча
сток кривой АБ) к сигналу ftjcp прибавится величина £2ф, но уже с обратным знаком, что замедлит разворот снаряда. Таким об разом, реагируя на скорость изменения ср, регулятор как бы чув ствует тенденцию дальнейшего его изменения. Отсюда возникает одно из основных требований к головке самонаведения — выда вать сигналы, пропорциональные скорости изменения угла ф, т. е. учитывать изменение угловых координат цели во времени. В этом заключается принципиальное отличие головки самонаведения от простого координатора и обзорного теплопеленгатора.
261