Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л. А. КОЛОКОЛОВ, Н. В. ЩЕТИНИН

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИЗОТЕРМИЧЕСКОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

 

Утверждено

 

 

Главным

управлением

учебными

заведениями Министерства путей сообщения

в

качестве учебника для

техникумов

 

железнодорожного

транспорта

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974

У ДК 625.244 : 621.43

 

 

Двигатели

внутреннего

сгорания

изотермиче­

ского подвижного состава.

Изд. 3-е, перераб. и доп.

К о л о к о л о в

А. А.,

Щ е т и н и н

Н. В.

М., «Транспорт»,

1974, 256 с.

 

Вкниге изложены основы теории двигателей

внутреннего сгорания, даны сведения по элемен­ там термодинамики, топливу и смазочным материа­ лам. Описаны устройство, эксплуатация и профилак­ тическое обслуживание дизелей, применяющихся на рефрижераторном подвижном составе.

Книга написана по программе учебника для тех» никумов железнодорожного транспорта,

Рис. 217, табл. 3,

Гог. пубчччная I

б .У:, о .,ке. сосг>

|

"L.~.M, 1.ЛЧС"

{

ЧИТ ЛлуНОГО ЗАЛА

|

К 049(01)-74 1 4 6 ' 7 4

© Издательство «Транспорт», 1974.


ВВЕДЕНИЕ

Тепловым двигателем называется устройство, предназначенное для преобразования теплоты в механическую работу. Такие двигатели по принципу действия можно разделить на три группы: поршневые, лопаточные и реактивные.

К поршневым двигателям относятся: паровая машина, в которой механическая работа получается за счет действия пара на поршень, возвратно-поступательно движущийся в цилиндре; двигатель внутрен­ него сгорания, в котором на поршень действуют газы, образующиеся в результате сгорания топлива в цилиндре.

Неотъемлемой принадлежностью подавляющего большинства пор­ шневых двигателей являются цилиндр, поршень и кривошипно-ша- тунный механизм, посредством которого возвратно-поступательное движение поршня преобразуется в непрерывное вращательное дви­ жение вала.

Клопаточным двигателям относятся паровые и газовые турбины.

Вдвигателях этого типа механическая работа получается за счет про­ хождения пара (паровая турбина) или продуктов сгорания топлива (газовая турбина) по криволинейным каналам, образованным рабочими лопатками, закрепленными на ободе вращающегося диска или бараба­ на. При прохождении пара или газа по таким каналам возникает ок­ ружное усилие, обусловливающее вращение вала, на котором закреп­ лен диск или барабан.

Отличительными особенностями лопаточных двигателей в срав­ нении с поршневыми служат: отсутствие возвратно-поступательно движущихся частей, полная уравновешенность, равномерность вра­ щения вала, быстроходность и возможность получения больших мощ­ ностей в одном агрегате.

Вреактивном двигателе механическая работа получается за счет силы реакции, образующейся при выходе мощного потока продуктов сгорания топлива через канал специального профиля (реактивное сопло) в окружающую среду. Под действием реактивной силы сопло вместе со связанными с ним агрегатами движется в сторону, обратную направлению истечения газов.

Среди широкого разнообразия современных типов тепловых дви­ гателей наиболее старым является паровая машина, которая получила свое первоначальное применение во второй половине X V I I I в. и на

3

протяжении ста лет была единственным типом теплового двига­ теля, удовлетворявшим нужды всех отраслей производства и транс­ порта.

Первые попытки избавиться от громоздкого взрывоопасного паро­ вого котла и создать двигатель внутреннего сгорания, пригодный для практического использования, были сделаны в шестидесятых годах прошлого века. Такие двигатели до последнего десятилетия прошлого века обладали низкой экономичностью, имели ряд существенных не­ достатков и не могли еще успешно конкурировать с паровыми ма­ шинами, достигшими к тому времени уже высокой степени совер­ шенства.

В девяностых годах прошлого столетия немецким инженером Р. Дизелем был предложен и построен двигатель внутреннего сгора­ ния с высоким предварительным сжатием воздуха в цилиндре и самово­ спламенением топлива (керосин), подаваемого внутрь цилиндра в рас­ пыленном состоянии. Экономичность одного из таких двигателей (1897 г.) оказалась более чем в 1,5 раза выше существовавших до того времени двигателей внутреннего сгорания. С тех пор и по настоящее время двигатели внутреннего сгорания с высоким предварительным сжатием воздуха и подачей топлива в конце сжатия внутрь цилиндра называются д и з е л я м и .

Очень большая работа по разработке теории и конструкции дизе­ лей была проделана русскими учеными и конструкторами. Так дизель, построенный в 1899 г. петербургским заводом «Нобель», впервые был приспособлен для работы на сырой нефти и расходовал 221 г/л. с. ч вместо 240 г/л. с. ч керосина в двигателях Дизеля 1897 г. Кроме ле­ нинградского завода «Русский дизель» (б. «Нобель»), наши отечест­ венные заводы — Коломенский, Харьковский, горьковский «Двига­

тель

революции»

и

др. — внесли

большой

вклад

в конструктивное

совершенствование

дизелей.

 

 

 

 

Начало применения паровой

турбины

как

типа

промышлен­

ного

теплового

двигателя относится к

последнему

десятилетию

X I X

в.

 

 

 

 

 

 

Быстро совершенствуясь, паровая турбина благодаря своим поло­ жительным особенностям уже в первые десятилетия текущего столетия стала вытеснять паровую машину из области стационарной энерге­ тики и в настоящее время является основным типом двигателя тепло­ вых электростанций.

Первая стационарная газотурбинная установка была построена в 1938 г. в Швейцарии. За прошедшие три с половиной десятилетия она подвергалась значительным усовершенствованиям. В настоящее время газотурбинные установки малых и больших мощностей широко при­ меняются в народном хозяйстве страны, например в энергопоездах, стационарных электростанциях, турбовинтовой и турбореактивной авиации.

Особенности того или иного типа теплового двигателя опреде­ ляют и преимущественные области его применения.

Паровая машина, в значительной мере вытесненная в настоящее время другими более совершенными типами тепловых двигателей, на-

4


Ходит ещё Некоторое Применение в транспортной технике (паровозы, пароходы) и в некоторых специальных отраслях.

Ряд положительных особенностей двигателей внутреннего сгора­ ния — отсутствие парового котла, высокая экономичность, компакт­ ность, быстрый запуск, возможность работы с переменными скорост­ ными и нагрузочными режимами — послужил причиной широкого распространения их во всех отраслях техники, главным образом в транспортной: автомобили, тракторы, тепловозы, теплоходы, само­ леты, энергопоезда, поезда и секции с машинным охлаждением (реф­ рижераторные), передвижные сварочные и компрессорные агрегаты, строительные и дорожные машины. Наряду с этим двигатели внутрен­ него сгорания применяются и в области стационарной энергетики ма­ лых и средних мощностей (дизельные электростанции).

Р А З Д Е Л I

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ И РАБОТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Г л а в а

I

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ

ТЕРМОДИНАМИКИ

§ 1. Рабочее тело, его основные параметры и их измерение

Рабочим телом называется вещество, посредством которого про­ исходит преобразование теплоты в работу. В двигателях внутреннего сгорания рабочим телом служат газообразные продукты сгорания топлива, воздух, а также смесь его с распыленным жидким или газо­ образным топливом.

Величины, характеризующие состояние рабочего тела, называются его п а р а м е т р а м и . Основными параметрами являются: давление, температура, удельный объем и удельная масса. Помимо основных, в термодинамике рассматриваются также и другие параметры: внут­ ренняя энергия, энтальпия, энтропия и др. О них будет сказано ниже. В технике применяются следующие единицы измерения основных па­

раметров и их обозначения.

 

 

 

 

Давление. За основную единицу измерения

давления

принимается

сила в 1 ньютон,

приходящаяся на 1 м2 площади

(н/м2).

В настоящее

время

давление

часто

еще измеряется в старых

единицах —

кгс/см2.

Эта единица давления

называется т е х н и ч е с к о й

а т м о с ф е ­

р о й ,

или просто а т м о с ф е р о й . Помимо технической, пользуются

также

ф и з и ч е с к о й а т м о с ф е р о й ,

представляющей

собой

давление, создаваемое столбом ртути высокой 760 мм. Малые давления при измерении часто выражают в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.) или водяного столба (мм вод. ст.). При этом столб воды высотой 1 мм создает давление 1 кгс/м2.

Исходя из того что 1 ньютон как единица силы составляет 0,102 кгс, получаем зависимости между различными единицами измерения дав­ ления, приведенные в табл. 1.

В расчетах, не требующих особой точности, разницей между вели­

чиной 0,981 и 1 можно пренебречь. В этом случае 1 кгс/см2 » 105

н/м2.

В Англии и США технической единицей

измерения

давления по на-

 

 

 

 

Т а б л и ц а

1

Единица

измерения давления

Значения единиц

давления

 

н/м'-

мм рт. ст.

кгс/смг

 

 

 

 

Основная

единица

1

7 5 0 - Ю - 5

1,02-10-6

Техническая атмосфера

0,981-105

736

1

 

6


стоящее время служит 1 английский фунт, приходящийся на 1 квадратный дюйм площади. При этом 1 кгс/см2

=14,22 фунта/дюйм.

Давление газа на поверхность,

ограничивающую его объем,

назы­

 

 

 

 

вается полным, или абсолютным. Нуж­

 

 

 

 

но иметь в виду, что манометры раз­

 

 

 

 

личных

типов, которыми

пользуются

 

 

 

 

для

измерения

давления, показыва­

Рис. !,

Ртутной

вакуумметр

ют в сущности не давление, а лишь

разность

между

абсолютным

давле­

 

 

 

 

нием

в

измеряемом

пространстве

и давлением в окружающей среде.

Поэтому

показание

манометра

в

технических

атмосферах

называют

избыточным, или манометрическим,

давлением.

 

 

Р а з р е ж е н и е м ,

и л и

в а к у у м о м ,

называется

состояние

газа,

когда давление его меньше давления окружающей

среды (баро­

метрического). Давление принято обозначать буквой р.

 

 

Сказанное о давлении

и его измерении поясним примерами.

Пример 1. Манометр, установленный на резервуаре со сжатым

воздухом,

показывает 6,5 кгс/см2.

Определить

абсолютное давление воздуха в

резервуаре

в основных единицах и технических атмосферах, если давление в окружающей

среде (барометрическое)

равно 755 мм рт. ст.

 

 

 

 

Решение.

Переводя

показание

манометра

в основные

единицы

давления

(см. табл.

1),

получаем

6,5 • 0,981

• 105 =

6,38

• 105

н/м2.

 

 

Барометрическое давление

в основных

единицах

составляет

 

 

 

 

 

755

= 1 , 0 Ы 0 5

н/м2.

 

 

 

 

 

 

 

750- Ю - 5

 

 

 

Так

как манометр

показывает

разность рМ ан

Рабе

— Рбар. т

о Рабе =

Рбао

+

Рман = 1,01-10* +

6,38 • 10* =

7,39

10* н/м2, или

 

 

 

 

 

 

7,39-Ю5

 

кгс/см2.

 

 

 

 

 

 

Рабс=„

, „ . = 7,53

 

 

 

 

 

 

 

0,981-10*

 

 

 

 

 

Пример

2. Для определения сопротивления воздухоочистителя

1 (рис. 1)

двигателя внутреннего сгорания на всасывающем коллекторе 2 двигателя 3 установлен ртутный вакуумметр 4. Определить абсолютное давление всасывае­ мого воздуха в коллекторе в основных единицах, если барометрическое давление 742 мм рт. ст.

Решение. Так же как и манометр, вакуумметр показывает разность

между

давлением в окружающей среде и абсолютным давлением в измеряемом

прост­

ранстве, которая

в данном случае составляет 38 мм рт. ст. Следовательно,

38 =

742 — Рабе-

откуда р а д с —- 742—38 = 704 мм рт. ст.

 

В

основных

единицах это составляет

 

704 750- Ю - 6 = 0,939-10* н/м2,

а в атмосферах

704

— = 0,958 кгс/см2. 736

Температура. Температура рабочего тела измеряется в градусах стоградусной температурной шкалы и обозначается буквой f С (гра-

7


дус Цельсия). За нулевую точку шкалы принята температура перехода воды из твердого состояния в жидкое при давлении, равном 1 физи­ ческой атмосфере. За вторую постоянную точку принята температура перехода воды из жидкого состояния в парообразное при том же дав­ лении. Температурный интервал между этими постоянными точками разделен на 100 равных частей, каждая из которых и составляет 1° С. Температура

 

 

 

 

Т t + 273° К

(1)

называется абсолютной и обозначается в градусах Кельвина (°К).

В Англии и США температура измеряется по шкале

Фаренгейта.

Связь

между

шкалами Фаренгейта и Цельсия определяется формулой

 

 

 

 

где /

—температура

*с = у ( * Ф - 3 2 ) ,

 

по шкале Фаренгейта;

 

ф

 

температура

по шкале Цельсия,

 

tc—

 

 

 

 

 

Пример. В технической характеристике двигателя английской фирмы ука­ зана наивысшая допустимая температура охлаждающей воды 175°. Учитывая, что температура указана по Фаренгейту, определить эту температуру по Цель­ сию.

Решение:

'с = у (' Ф - 32)= - ^ - (175 - 32 ) = 7 9 , 4 ° С ,

или приближенно 80° С.

Необходимо отметить, что при точных измерениях с использова­ нием ртутных приборов следует учитывать изменение удельной массы ртути при отклонении ее температуры от 0° С. Для приведения высоты столба ртути к 0° С можно пользоваться формулой

h 0 = h (1 — 0,000172 /).

Так, например, если показание ртутного барометра 753 мм pm. ст. при температуре 40° С, то действительное барометрическое давление будет

А0 = 753 (1—0,000172 • 40) = 748 мм рт. ст.

Удельный объем. Основной единицей измерения объема рабочего

тела служит

1 м'А. Кроме того, объем иногда выражают в литрах или

кубических сантиметрах. Объем обозначается буквой V. Удельным

объемом у у д

рабочего тела

называется объем 1 кг его, выраженный

в кубических

метрах. Если

полную массу рабочего тела обозначить

G кг, то удельный объем его будет

 

 

 

и= ~мЧкг.

(2)

Удельная масса. Удельной массой р, или плотностью

рабочего тела,

называется масса 1 ж 3 его, выраженная в килограммах, т. е.

 

 

Р = -у кг/мъ.

(3)

8