Файл: Колоколов А.А. Двигатели внутреннего сгорания изотермического подвижного состава учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
Л. А. КОЛОКОЛОВ, Н. В. ЩЕТИНИН
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИЗОТЕРМИЧЕСКОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
|
Утверждено |
|
|
|
Главным |
управлением |
|
учебными |
заведениями Министерства путей сообщения |
||
в |
качестве учебника для |
техникумов |
|
|
железнодорожного |
транспорта |
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974
У ДК 625.244 : 621.43 |
|
|
|
Двигатели |
внутреннего |
сгорания |
изотермиче |
ского подвижного состава. |
Изд. 3-е, перераб. и доп. |
||
К о л о к о л о в |
А. А., |
Щ е т и н и н |
Н. В. |
М., «Транспорт», |
1974, 256 с. |
|
Вкниге изложены основы теории двигателей
внутреннего сгорания, даны сведения по элемен там термодинамики, топливу и смазочным материа лам. Описаны устройство, эксплуатация и профилак тическое обслуживание дизелей, применяющихся на рефрижераторном подвижном составе.
Книга написана по программе учебника для тех» никумов железнодорожного транспорта,
Рис. 217, табл. 3,
Гог. пубчччная I
б .У:, о .,ке. сосг> |
| |
"L.~.M, 1.ЛЧС" |
{ |
ЧИТ ЛлуНОГО ЗАЛА |
| |
К 049(01)-74 1 4 6 ' 7 4
© Издательство «Транспорт», 1974.
ВВЕДЕНИЕ
Тепловым двигателем называется устройство, предназначенное для преобразования теплоты в механическую работу. Такие двигатели по принципу действия можно разделить на три группы: поршневые, лопаточные и реактивные.
К поршневым двигателям относятся: паровая машина, в которой механическая работа получается за счет действия пара на поршень, возвратно-поступательно движущийся в цилиндре; двигатель внутрен него сгорания, в котором на поршень действуют газы, образующиеся в результате сгорания топлива в цилиндре.
Неотъемлемой принадлежностью подавляющего большинства пор шневых двигателей являются цилиндр, поршень и кривошипно-ша- тунный механизм, посредством которого возвратно-поступательное движение поршня преобразуется в непрерывное вращательное дви жение вала.
Клопаточным двигателям относятся паровые и газовые турбины.
Вдвигателях этого типа механическая работа получается за счет про хождения пара (паровая турбина) или продуктов сгорания топлива (газовая турбина) по криволинейным каналам, образованным рабочими лопатками, закрепленными на ободе вращающегося диска или бараба на. При прохождении пара или газа по таким каналам возникает ок ружное усилие, обусловливающее вращение вала, на котором закреп лен диск или барабан.
Отличительными особенностями лопаточных двигателей в срав нении с поршневыми служат: отсутствие возвратно-поступательно движущихся частей, полная уравновешенность, равномерность вра щения вала, быстроходность и возможность получения больших мощ ностей в одном агрегате.
Вреактивном двигателе механическая работа получается за счет силы реакции, образующейся при выходе мощного потока продуктов сгорания топлива через канал специального профиля (реактивное сопло) в окружающую среду. Под действием реактивной силы сопло вместе со связанными с ним агрегатами движется в сторону, обратную направлению истечения газов.
Среди широкого разнообразия современных типов тепловых дви гателей наиболее старым является паровая машина, которая получила свое первоначальное применение во второй половине X V I I I в. и на
3
протяжении ста лет была единственным типом теплового двига теля, удовлетворявшим нужды всех отраслей производства и транс порта.
Первые попытки избавиться от громоздкого взрывоопасного паро вого котла и создать двигатель внутреннего сгорания, пригодный для практического использования, были сделаны в шестидесятых годах прошлого века. Такие двигатели до последнего десятилетия прошлого века обладали низкой экономичностью, имели ряд существенных не достатков и не могли еще успешно конкурировать с паровыми ма шинами, достигшими к тому времени уже высокой степени совер шенства.
В девяностых годах прошлого столетия немецким инженером Р. Дизелем был предложен и построен двигатель внутреннего сгора ния с высоким предварительным сжатием воздуха в цилиндре и самово спламенением топлива (керосин), подаваемого внутрь цилиндра в рас пыленном состоянии. Экономичность одного из таких двигателей (1897 г.) оказалась более чем в 1,5 раза выше существовавших до того времени двигателей внутреннего сгорания. С тех пор и по настоящее время двигатели внутреннего сгорания с высоким предварительным сжатием воздуха и подачей топлива в конце сжатия внутрь цилиндра называются д и з е л я м и .
Очень большая работа по разработке теории и конструкции дизе лей была проделана русскими учеными и конструкторами. Так дизель, построенный в 1899 г. петербургским заводом «Нобель», впервые был приспособлен для работы на сырой нефти и расходовал 221 г/л. с. ч вместо 240 г/л. с. ч керосина в двигателях Дизеля 1897 г. Кроме ле нинградского завода «Русский дизель» (б. «Нобель»), наши отечест венные заводы — Коломенский, Харьковский, горьковский «Двига
тель |
революции» |
и |
др. — внесли |
большой |
вклад |
в конструктивное |
|
совершенствование |
дизелей. |
|
|
|
|
||
Начало применения паровой |
турбины |
как |
типа |
промышлен |
|||
ного |
теплового |
двигателя относится к |
последнему |
десятилетию |
|||
X I X |
в. |
|
|
|
|
|
|
Быстро совершенствуясь, паровая турбина благодаря своим поло жительным особенностям уже в первые десятилетия текущего столетия стала вытеснять паровую машину из области стационарной энерге тики и в настоящее время является основным типом двигателя тепло вых электростанций.
Первая стационарная газотурбинная установка была построена в 1938 г. в Швейцарии. За прошедшие три с половиной десятилетия она подвергалась значительным усовершенствованиям. В настоящее время газотурбинные установки малых и больших мощностей широко при меняются в народном хозяйстве страны, например в энергопоездах, стационарных электростанциях, турбовинтовой и турбореактивной авиации.
Особенности того или иного типа теплового двигателя опреде ляют и преимущественные области его применения.
Паровая машина, в значительной мере вытесненная в настоящее время другими более совершенными типами тепловых двигателей, на-
4
Ходит ещё Некоторое Применение в транспортной технике (паровозы, пароходы) и в некоторых специальных отраслях.
Ряд положительных особенностей двигателей внутреннего сгора ния — отсутствие парового котла, высокая экономичность, компакт ность, быстрый запуск, возможность работы с переменными скорост ными и нагрузочными режимами — послужил причиной широкого распространения их во всех отраслях техники, главным образом в транспортной: автомобили, тракторы, тепловозы, теплоходы, само леты, энергопоезда, поезда и секции с машинным охлаждением (реф рижераторные), передвижные сварочные и компрессорные агрегаты, строительные и дорожные машины. Наряду с этим двигатели внутрен него сгорания применяются и в области стационарной энергетики ма лых и средних мощностей (дизельные электростанции).
Р А З Д Е Л I
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ И РАБОТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Г л а в а |
I |
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ |
ТЕРМОДИНАМИКИ |
§ 1. Рабочее тело, его основные параметры и их измерение
Рабочим телом называется вещество, посредством которого про исходит преобразование теплоты в работу. В двигателях внутреннего сгорания рабочим телом служат газообразные продукты сгорания топлива, воздух, а также смесь его с распыленным жидким или газо образным топливом.
Величины, характеризующие состояние рабочего тела, называются его п а р а м е т р а м и . Основными параметрами являются: давление, температура, удельный объем и удельная масса. Помимо основных, в термодинамике рассматриваются также и другие параметры: внут ренняя энергия, энтальпия, энтропия и др. О них будет сказано ниже. В технике применяются следующие единицы измерения основных па
раметров и их обозначения. |
|
|
|
|
|||
Давление. За основную единицу измерения |
давления |
принимается |
|||||
сила в 1 ньютон, |
приходящаяся на 1 м2 площади |
(н/м2). |
В настоящее |
||||
время |
давление |
часто |
еще измеряется в старых |
единицах — |
кгс/см2. |
||
Эта единица давления |
называется т е х н и ч е с к о й |
а т м о с ф е |
|||||
р о й , |
или просто а т м о с ф е р о й . Помимо технической, пользуются |
||||||
также |
ф и з и ч е с к о й а т м о с ф е р о й , |
представляющей |
собой |
давление, создаваемое столбом ртути высокой 760 мм. Малые давления при измерении часто выражают в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.) или водяного столба (мм вод. ст.). При этом столб воды высотой 1 мм создает давление 1 кгс/м2.
Исходя из того что 1 ньютон как единица силы составляет 0,102 кгс, получаем зависимости между различными единицами измерения дав ления, приведенные в табл. 1.
В расчетах, не требующих особой точности, разницей между вели
чиной 0,981 и 1 можно пренебречь. В этом случае 1 кгс/см2 » 105 |
н/м2. |
||||
В Англии и США технической единицей |
измерения |
давления по на- |
|||
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1 |
Единица |
измерения давления |
Значения единиц |
давления |
|
|
н/м'- |
мм рт. ст. |
кгс/смг |
|
||
|
|
|
|||
Основная |
единица |
1 |
7 5 0 - Ю - 5 |
1,02-10-6 |
|
Техническая атмосфера |
0,981-105 |
736 |
1 |
|
6
стоящее время служит 1 английский фунт, приходящийся на 1 квадратный дюйм площади. При этом 1 кгс/см2 —
=14,22 фунта/дюйм.
Давление газа на поверхность,
ограничивающую его объем, |
назы |
|
|
|
|
||||||
вается полным, или абсолютным. Нуж |
|
|
|
|
|||||||
но иметь в виду, что манометры раз |
|
|
|
|
|||||||
личных |
типов, которыми |
пользуются |
|
|
|
|
|||||
для |
измерения |
давления, показыва |
Рис. !, |
Ртутной |
вакуумметр |
||||||
ют в сущности не давление, а лишь |
|||||||||||
разность |
между |
абсолютным |
давле |
|
|
|
|
||||
нием |
в |
измеряемом |
пространстве |
и давлением в окружающей среде. |
|||||||
Поэтому |
показание |
манометра |
в |
технических |
атмосферах |
называют |
|||||
избыточным, или манометрическим, |
давлением. |
|
|
||||||||
Р а з р е ж е н и е м , |
и л и |
в а к у у м о м , |
называется |
состояние |
|||||||
газа, |
когда давление его меньше давления окружающей |
среды (баро |
|||||||||
метрического). Давление принято обозначать буквой р. |
|
|
|||||||||
Сказанное о давлении |
и его измерении поясним примерами. |
||||||||||
Пример 1. Манометр, установленный на резервуаре со сжатым |
воздухом, |
||||||||||
показывает 6,5 кгс/см2. |
Определить |
абсолютное давление воздуха в |
резервуаре |
в основных единицах и технических атмосферах, если давление в окружающей
среде (барометрическое) |
равно 755 мм рт. ст. |
|
|
|
|
||||||
Решение. |
Переводя |
показание |
манометра |
в основные |
единицы |
давления |
|||||
(см. табл. |
1), |
получаем |
6,5 • 0,981 |
• 105 = |
6,38 |
• 105 |
н/м2. |
|
|
||
Барометрическое давление |
в основных |
единицах |
составляет |
|
|||||||
|
|
|
|
755 |
= 1 , 0 Ы 0 5 |
н/м2. |
|
|
|
||
|
|
|
|
750- Ю - 5 |
|
|
|
||||
Так |
как манометр |
показывает |
разность рМ ан |
Рабе |
— Рбар. т |
о Рабе = |
|||||
Рбао |
+ |
Рман = 1,01-10* + |
6,38 • 10* = |
7,39 |
10* н/м2, или |
|
|||||
|
|
|
|
|
7,39-Ю5 |
|
кгс/см2. |
|
|
||
|
|
|
|
Рабс=„ |
, „ . = 7,53 |
|
|
||||
|
|
|
|
|
0,981-10* |
|
|
|
|
|
|
Пример |
2. Для определения сопротивления воздухоочистителя |
1 (рис. 1) |
двигателя внутреннего сгорания на всасывающем коллекторе 2 двигателя 3 установлен ртутный вакуумметр 4. Определить абсолютное давление всасывае мого воздуха в коллекторе в основных единицах, если барометрическое давление 742 мм рт. ст.
Решение. Так же как и манометр, вакуумметр показывает разность |
между |
||
давлением в окружающей среде и абсолютным давлением в измеряемом |
прост |
||
ранстве, которая |
в данном случае составляет 38 мм рт. ст. Следовательно, |
||
38 = |
742 — Рабе- |
откуда р а д с —- 742—38 = 704 мм рт. ст. |
|
В |
основных |
единицах это составляет |
|
704 750- Ю - 6 = 0,939-10* н/м2,
а в атмосферах
704
— = 0,958 кгс/см2. 736
Температура. Температура рабочего тела измеряется в градусах стоградусной температурной шкалы и обозначается буквой f С (гра-
7
дус Цельсия). За нулевую точку шкалы принята температура перехода воды из твердого состояния в жидкое при давлении, равном 1 физи ческой атмосфере. За вторую постоянную точку принята температура перехода воды из жидкого состояния в парообразное при том же дав лении. Температурный интервал между этими постоянными точками разделен на 100 равных частей, каждая из которых и составляет 1° С. Температура
|
|
|
|
Т — t + 273° К |
(1) |
называется абсолютной и обозначается в градусах Кельвина (°К). |
|||||
В Англии и США температура измеряется по шкале |
Фаренгейта. |
||||
Связь |
между |
шкалами Фаренгейта и Цельсия определяется формулой |
|||
|
|
|
|
||
где / |
—температура |
*с = у ( * Ф - 3 2 ) , |
|
||
по шкале Фаренгейта; |
|
||||
ф |
|
температура |
по шкале Цельсия, |
|
|
tc— |
|
||||
|
|
|
|
Пример. В технической характеристике двигателя английской фирмы ука зана наивысшая допустимая температура охлаждающей воды 175°. Учитывая, что температура указана по Фаренгейту, определить эту температуру по Цель сию.
Решение:
'с = у (' Ф - 32)= - ^ - (175 - 32 ) = 7 9 , 4 ° С ,
или приближенно 80° С.
Необходимо отметить, что при точных измерениях с использова нием ртутных приборов следует учитывать изменение удельной массы ртути при отклонении ее температуры от 0° С. Для приведения высоты столба ртути к 0° С можно пользоваться формулой
h 0 = h (1 — 0,000172 /).
Так, например, если показание ртутного барометра 753 мм pm. ст. при температуре 40° С, то действительное барометрическое давление будет
А0 = 753 (1—0,000172 • 40) = 748 мм рт. ст.
Удельный объем. Основной единицей измерения объема рабочего
тела служит |
1 м'А. Кроме того, объем иногда выражают в литрах или |
||
кубических сантиметрах. Объем обозначается буквой V. Удельным |
|||
объемом у у д |
рабочего тела |
называется объем 1 кг его, выраженный |
|
в кубических |
метрах. Если |
полную массу рабочего тела обозначить |
|
G кг, то удельный объем его будет |
|
||
|
|
и7я = ~мЧкг. |
(2) |
Удельная масса. Удельной массой р, или плотностью |
рабочего тела, |
||
называется масса 1 ж 3 его, выраженная в килограммах, т. е. |
|||
|
|
Р = -у кг/мъ. |
(3) |
8