Файл: Киреев М.И. Монтаж и эксплуатация электрооборудования станций, подстанций и линий электропередачи учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лучшим средством, позволяющим быстро и безошибочно ликви­ дировать аварию, является широкое оснащение электрических ус­ тановок устройствами противоаварийной автоматики и надежная работа этих устройств. Внедрение автоматов повторного вклю­ чения линий и включения резервных агрегатов, автоматической разгрузки при снижении частоты, автоматической форсировки воз­ буждения генераторов и других синхронных машин позволило рез­ ко ускорить ликвидацию аварий и их последствий, повысило на­ дежность электроснабжения потребителей и облегчило работу опе­ ративного персонала по устранению аварий.

Каждую аварию тщательно расследуют, чтобы выявить все не­ достатки эксплуатации установки, которые вызвали аварию. При этом выясняют также, правильно ли действовали дежурные во вре­ мя ликвидации аварии и хорошо ли они подготовлены. На основа­ нии расследования аварии намечают мероприятия по устранению выявленных недостатков эксплуатации оборудования.

Помимо этого, в обязанности оперативного персонала входит производство переключений в схемах работы электроустановок. Этому важному вопросу посвящена глава XI.

§ 51. РЕМОНТ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

При работе электрооборудования происходит постепенный износ его рабочих элементов, деталей, старение и снижение качества изо­ ляции, ухудшение контактных соединений. Чтобы сохранить обору­ дование электростанций, подстанций и линий передачи в исправ­ ном состоянии, необходимо периодически проводить планово-пре­ дупредительные ремонты.

При действующей в электроустановках системе планово-предуп­ редительных ремонтов не ждут, пока в результате повреждений оборудование станет неработоспособным, а заранее, по утвержден­ ному графику, выводят из работы отдельные аппараты, машины или целые присоединения. Выведенное из работы оборудование осматривают, проверяют и испытывают, чтобы определить его ра­ ботоспособность. Изношенные детали и части заменяют или вос­

станавливают.

Планово-предупредительные ремонты делят на т е к у щ и е

ик а п и т а л ь н ы е .

Целью текущего ремонта является поддержание оборудования

вработоспособном состоянии. Для чего необходимо содержать его в чистоте, устранять мелкие дефекты, обнаруженные при

осмотрах, своевременно смазывать подшипники, доливать масло в маслонаполненные аппараты. Текущие ремонты, как правило, проводят без вскрытия оборудования.

Чтобы восстановить или заменить изношенные части оборудо­ вания и обеспечить его работоспособность на длительный период, проводят капитальные ремонты. При капитальном ремонте произ­ водят вскрытие и разборку аппаратов и машин, их внешний и внут­

184


ренний осмотры, проверяя состояние всех узлов и деталей, тща­ тельно очищают узлы и детали от грязи пыли, заменяют или восстанавливают поврежденные и изношенные детали, восстанав­ ливают изоляцию.

Кроме того, при капитальном ремонте часто устраняют выяв­ ленные в процессе эксплуатации недостатки заводского изготовле­ ния, модернизируют оборудование, улучшают конструкции отдель­ ных узлов, позволяющих повысить надежность и экономичность работы установки. Благодаря этому после капитального ремонта оборудование бывает не только обновленным, но и улучшенным по сравнению с поступившим с завода.

Чтобы сократить время простоя оборудования, к капитальному ремонту нужно тщательно подготовиться. Предварительно, учиты­ вая обнаруженные при работе дефекты, составляют ведомость объема работ при капитальном ремонте и графики их выполнения. Для ремонта заготовляют все необходимые материалы и запасные части, инструменты и приспособления, подъемно-транспортные средства, а также оборудуют рабочее место. Выделенную для про­ ведения ремонта бригаду тщательно инструктируют, знакомят с чертежами, производственными и заводскими инструкциями и пла­ ном организации ремонта.

Рабочее место должно быть оборудовано необходимыми при­ способлениями, подъемно-транспортными и такелажными средст­ вами. На рабочем месте следует поддерживать чистоту, установить хорошее освещение и вентиляцию. В местах, предназначенных для производства ремонтных работ, должна быть выполнена разводка

сжатого

воздуха,

ацетилена, кислорода, проложена сварочная

сеть.

указанные

мероприятия повышают производительность

Все

труда при ремонтных работах и улучшают качество ремонта. Вы­ сокое качество ремонта в свою очередь повышает надежность рабо­ ты оборудования и позволяет увеличить период между ремонтами. За качеством ремонта необходимо устанавливать тщательный конт­ роль, выполнять поузловую приемку из ремонта и проводить не­ обходимые испытания. По выполненным ремонтным работам оформляют документацию установленной формы.

На электростанциях и в электрических сетях используют две формы организации ремонтных работ. В одном случае эти работы

выполняет р е м

о н т н ы й п е р с о н а л о б

ъ е к т а , в другом при­

меняют систему

ц е н т р а л и з о в а н н о г о

р е м о н т а , когда на

объекте ремонтный персонал сведен до минимума или отсутствует,

а ремонт производят выездные бригады централизованной службы ремонтов. При централизованном ремонте оборудования значитель­ но сокращается персонал электростанций и сетей. На подстанциях и линиях передачи применяют преимущественно систему централи­ зованного ремонта, тем более что на большинстве подстанций либо совсем нет персонала, либо существует дежурство на дому. На электростанциях большое распространение получил с м е ш а н н ы й

185


м е т о д ремонта, при котором текущий ремонт выполняет обычно персонал электростанции, а капитальный — персонал централизо­ ванной службы ремонтов.

§ 52. ПРИЕМО-СДАТОЧНЫЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Во время приемки смрнтированного электрооборудования, чтобы

убедиться в его исправности

и пригодности

к работе, проводят

п р и е м о - с д а т о ч н ы е и с п ы т а н и я .

В процессе

капитально­

го ремонта и после него, а также при текущих

ремонтах и в меж­

ремонтный период проводят

п р о ф и л а к т и ч е с к и е

и с п ы т а ­

ния электрооборудования. Объемы, нормы и

сроки

проведения

приемо-сдаточных и профилактических

испытаний устанавливают

в соответствии с «Объемами и нормами испытаний электрообору­ дования» и эксплуатационными инструкциями.

Профилактические испытания имеют большое значение для по­ вышения надежности и экономичности эксплуатации электроуста­ новок. При профилактических испытаниях удается своевременно выявить и отремонтировать ослабленные части электрооборудова­ ния. Регулярные профилактические испытания предупреждают по­ явление внезапных повреждений и тем самым предотвращают возможное нарушение бесперебойности электроснабжения. Благо­ даря внедрению профилактических испытаний резко снижена ава­

рийность.

При осмотрах и ремонте электрооборудования могут быть вы­ явлены далеко не все скрытые дефекты и зарождающиеся повреж­ дения, часто не имеющие внешних проявлений. При профилакти­ ческих испытаниях можно полнее проверить состояние электрообо­ рудования и его основных элементов: механической части, магнит­ ной системы, токоведущих частей с их контактными соединениями

и изоляции.

Испытание механической части, наиболее доступной осмотрам, сводится к измерению хода подвижных частей, зазоров, времени включения и отключения выключателей, вибрации корпуса и под­ шипников. Эти измерения позволяют проверить, правильно ли смонтирована и отрегулирована механическая часть аппаратов и машин. Важным элементом проверки механической части является опробование работы механизма при различных утяжеленных усло­ виях: включение и отключение выключателей при пониженном и повышенном напряжениях оперативного тока, пониженном давле­ нии воздуха. Особо стоит проверка плотности и герметичности корпусов маслонаполненных и газонаполненных аппаратов и машин.

Основные повреждения магнитной системы, выявляемые при ис­ пытаниях,— замыкание между изолированными листами стали

186


в шихтованных сердечниках трансформаторов и электрических ма­ шин и витковые замыкания в обмотках. Чтобы проверить исправ­ ность магнитной системы, измеряют ток холостого хода трансфор­ маторов и электродвигателей или снимают характеристику холо­ стого хода (зависимость напряжения холостого хода от тока воз­ буждения) для генераторов. Если магнитная система неисправна, увеличивают ток холостого хода при том же напряжении.

соединения:

а —двойным мостом МД6, 6 — мостом Р316; Rx — измеряемое сопротивление, Г — гальванометр

Наиболее слабым местом токоведущих частей являются кон­ тактные соединения. Ухудшение контакта обнаруживают, измеряя переходное сопротивление в месте соединения, которое при этом увеличивается. Кроме того, ухудшение контакта определяют по его повышенному нагреву. Чтобы обнаружить нагрев контактных со­ единений, применяют, как указывалось выше, индикаторы в виде термопленок.

Сопротивление измеряют либо амперметром и вольтметром, либо измерительными мостами (рис. 167). Более точные резуль­ таты получают во втором случае. Все провода, используемые для сборки схемы, при измерении сопротивления следует подсоединять

187

винтовыми зажимами. Если для измерения применяют амперметр и вольтметр, после замыкания цепи рубильником отсчитывают по­ казания приборов и определяют сопротивление, деля величину, напряжения на величину тока. При измерении мостом добивают­ ся его равновесия, изменяя переменные сопротивления, и отсчи­ тывают полученное значение сопротивления.

Если контакт исправен, величина сопротивления в месте кон­ тактного соединения не должна превышать сопротивления, равного по длине целого участка шин, более чем в 1,2 раза.

Рис. 168. Принципиальная схема мегомметра:

1последовательная обмотка логометра, 2параллель­ ная обмотка логометра, Г — генератор постоянного тока, 1000—2500 в, Г|, 7*2 — добавочные сопротивления, Л — ли­ нейный зажим, 3 — зажим для присоединения заземления (корпуса), Э зажим для присоединения экрана

Наиболее повреждаемым элементом электрооборудования яв­ ляется изоляция. Во время работы электрооборудования изоляция подвергается механическим, тепловым и электрическим воздейст­ виям и постепенно теряет прочность и изоляционные свойства. Этот процесс называют с т а р е н и е м и з о л я ц и и . При нагреве уско­ ряются химические превращения в изоляции, ведущие к ее старе­ нию. Тепловые расширения стержней обмотки электрических машин вызывают механические воздействия на изоляцию. Механические воздействия наблюдаются и при вибрации. Электрическое напря­ жение, приложенное к изоляции, особенно если оно выше нор­ мального, также вредно отражается на ней и способствует

еестарению.

Особенно вредно для изоляции увлажнение и загрязнение. Вла­

га, заполняя трещины и поры в изоляции, создает путь для элект­ рического пробоя, а также усиливает ионизацию внутри изоляции, ведущему к постепенному механическому разрушению. Увлажне­ ние и старение изоляции нельзя определить во время осмотра, для этого необходимы испытания изоляции.

Основными испытаниями изоляции являются измерение ее со­

противления, коэффициента

абсорбции, диэлектрических

потерь

и испытание повышенным напряжением.

и рас­

Измерение сопротивления

изоляции — наиболее простой

пространенный метод контроля за ее состоянием. Величину сопро­ тивления изоляции сравнивают с результатами предыдущих изме-

1£8


рений: или измерений сопротивления изоляции однотипных аппара­ тов. Сопротивление резко уменьшается, если изоляция повреждена. Сопротивление также снижается при загрязнении и увлажнении изоляции.

Для измерения сопротивления изоляции используют специаль­ ный прибор — мегомметр (рис. 168), который состоит из генерато­ ра постоянного тока на напряжение 500, 1000 или 2500 в, двухра­ мочного магнитоэлектрического логометра и постоянных добавоч­ ных сопротивлений, электрически соединенных между собой. При вращении ручки ток, создаваемый генератором, разветвляется и проходит через обе рамки логометра (образующие его подвиж­ ную часть), добавочные сопротивления и измеряемое сопротивле­ ние изоляции. Магнитные поля рамок, возникающие при прохож­ дении тока, взаимодействуют с постоянным магнитом. Отклонение подвижной части логометра зависит от отношения токов, протека­ ющих через рамки.

Измеряемое сопротивление включают в цепь одной из рамок логометра. При постоянном напряжении генератора ток, протекаю­ щий через эту цепь, зависит от измеряемого сопротивления, в то время как в параллельной цепи другой рамки ток не зависит от сопротивления. Погрешность показаний прибора, вызванная изме­ нением нормальной скорости вращения рукоятки генератора, не превышает ±1% длины шкалы.

Необходимо иметь в виду, что измерять сопротивление изоляции мегомметром можно только после того, как снято рабочее напряже­ ние с аппаратов или элементов распределительных устройств и подстанций. Перед началом измерения следует тщательно разря­ дить проверяемый аппарат, соединив его на 2—3 мин с заземляю­ щей сетью. Мегомметр подсоединяют проводом с изоляцией типа магнето, рассчитанный на высокое напряжение. Провода должны иметь на конце щупы с рукоятками из изоляционного материала. При измерении провод от зажима 3 мегомметра подводят к кор­ пусу, а от зажима Л — к объекту измерения, после чего с помощью ручки приводят во вращение генератор и снимают показания при­ бора.

Чтобы определить степень увлажнения изоляции обмоток элект­ рических машин и трансформаторов, измеряют коэффициент аб­ сорбции. Для этого при измерении сопротивления изоляции мегом­ метром определяют по шкале прибора сопротивление через 15 и 60 сек с момента подачи напряжения мегомметра на проверяемую обмотку. Отношение полученных значений сопротивления изоляции через 60 и 15 сек называется к о э ф ф и ц и е н т о м а б с о р б ц и и .

Когда измеряют сопротивление изоляции мегомметром, стрел­ ка прибора в первый момент резко отклоняется к нулю, а затем постепенно движется вправо, пока не остановится на определенном значении. Первый бросок стрелки вызывается протеканием тока заряда емкости обмотки, а затем движение стрелки объясняется постепенным спадом тока абсорбции. Ток абсорбции возникает при

189