Файл: Киреев М.И. Монтаж и эксплуатация электрооборудования станций, подстанций и линий электропередачи учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 5
Лучшим средством, позволяющим быстро и безошибочно ликви дировать аварию, является широкое оснащение электрических ус тановок устройствами противоаварийной автоматики и надежная работа этих устройств. Внедрение автоматов повторного вклю чения линий и включения резервных агрегатов, автоматической разгрузки при снижении частоты, автоматической форсировки воз буждения генераторов и других синхронных машин позволило рез ко ускорить ликвидацию аварий и их последствий, повысило на дежность электроснабжения потребителей и облегчило работу опе ративного персонала по устранению аварий.
Каждую аварию тщательно расследуют, чтобы выявить все не достатки эксплуатации установки, которые вызвали аварию. При этом выясняют также, правильно ли действовали дежурные во вре мя ликвидации аварии и хорошо ли они подготовлены. На основа нии расследования аварии намечают мероприятия по устранению выявленных недостатков эксплуатации оборудования.
Помимо этого, в обязанности оперативного персонала входит производство переключений в схемах работы электроустановок. Этому важному вопросу посвящена глава XI.
§ 51. РЕМОНТ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
При работе электрооборудования происходит постепенный износ его рабочих элементов, деталей, старение и снижение качества изо ляции, ухудшение контактных соединений. Чтобы сохранить обору дование электростанций, подстанций и линий передачи в исправ ном состоянии, необходимо периодически проводить планово-пре дупредительные ремонты.
При действующей в электроустановках системе планово-предуп редительных ремонтов не ждут, пока в результате повреждений оборудование станет неработоспособным, а заранее, по утвержден ному графику, выводят из работы отдельные аппараты, машины или целые присоединения. Выведенное из работы оборудование осматривают, проверяют и испытывают, чтобы определить его ра ботоспособность. Изношенные детали и части заменяют или вос
станавливают.
Планово-предупредительные ремонты делят на т е к у щ и е
ик а п и т а л ь н ы е .
Целью текущего ремонта является поддержание оборудования
вработоспособном состоянии. Для чего необходимо содержать его в чистоте, устранять мелкие дефекты, обнаруженные при
осмотрах, своевременно смазывать подшипники, доливать масло в маслонаполненные аппараты. Текущие ремонты, как правило, проводят без вскрытия оборудования.
Чтобы восстановить или заменить изношенные части оборудо вания и обеспечить его работоспособность на длительный период, проводят капитальные ремонты. При капитальном ремонте произ водят вскрытие и разборку аппаратов и машин, их внешний и внут
184
ренний осмотры, проверяя состояние всех узлов и деталей, тща тельно очищают узлы и детали от грязи пыли, заменяют или восстанавливают поврежденные и изношенные детали, восстанав ливают изоляцию.
Кроме того, при капитальном ремонте часто устраняют выяв ленные в процессе эксплуатации недостатки заводского изготовле ния, модернизируют оборудование, улучшают конструкции отдель ных узлов, позволяющих повысить надежность и экономичность работы установки. Благодаря этому после капитального ремонта оборудование бывает не только обновленным, но и улучшенным по сравнению с поступившим с завода.
Чтобы сократить время простоя оборудования, к капитальному ремонту нужно тщательно подготовиться. Предварительно, учиты вая обнаруженные при работе дефекты, составляют ведомость объема работ при капитальном ремонте и графики их выполнения. Для ремонта заготовляют все необходимые материалы и запасные части, инструменты и приспособления, подъемно-транспортные средства, а также оборудуют рабочее место. Выделенную для про ведения ремонта бригаду тщательно инструктируют, знакомят с чертежами, производственными и заводскими инструкциями и пла ном организации ремонта.
Рабочее место должно быть оборудовано необходимыми при способлениями, подъемно-транспортными и такелажными средст вами. На рабочем месте следует поддерживать чистоту, установить хорошее освещение и вентиляцию. В местах, предназначенных для производства ремонтных работ, должна быть выполнена разводка
сжатого |
воздуха, |
ацетилена, кислорода, проложена сварочная |
сеть. |
указанные |
мероприятия повышают производительность |
Все |
труда при ремонтных работах и улучшают качество ремонта. Вы сокое качество ремонта в свою очередь повышает надежность рабо ты оборудования и позволяет увеличить период между ремонтами. За качеством ремонта необходимо устанавливать тщательный конт роль, выполнять поузловую приемку из ремонта и проводить не обходимые испытания. По выполненным ремонтным работам оформляют документацию установленной формы.
На электростанциях и в электрических сетях используют две формы организации ремонтных работ. В одном случае эти работы
выполняет р е м |
о н т н ы й п е р с о н а л о б |
ъ е к т а , в другом при |
меняют систему |
ц е н т р а л и з о в а н н о г о |
р е м о н т а , когда на |
объекте ремонтный персонал сведен до минимума или отсутствует, |
а ремонт производят выездные бригады централизованной службы ремонтов. При централизованном ремонте оборудования значитель но сокращается персонал электростанций и сетей. На подстанциях и линиях передачи применяют преимущественно систему централи зованного ремонта, тем более что на большинстве подстанций либо совсем нет персонала, либо существует дежурство на дому. На электростанциях большое распространение получил с м е ш а н н ы й
185
м е т о д ремонта, при котором текущий ремонт выполняет обычно персонал электростанции, а капитальный — персонал централизо ванной службы ремонтов.
§ 52. ПРИЕМО-СДАТОЧНЫЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Во время приемки смрнтированного электрооборудования, чтобы
убедиться в его исправности |
и пригодности |
к работе, проводят |
||
п р и е м о - с д а т о ч н ы е и с п ы т а н и я . |
В процессе |
капитально |
||
го ремонта и после него, а также при текущих |
ремонтах и в меж |
|||
ремонтный период проводят |
п р о ф и л а к т и ч е с к и е |
и с п ы т а |
||
ния электрооборудования. Объемы, нормы и |
сроки |
проведения |
||
приемо-сдаточных и профилактических |
испытаний устанавливают |
в соответствии с «Объемами и нормами испытаний электрообору дования» и эксплуатационными инструкциями.
Профилактические испытания имеют большое значение для по вышения надежности и экономичности эксплуатации электроуста новок. При профилактических испытаниях удается своевременно выявить и отремонтировать ослабленные части электрооборудова ния. Регулярные профилактические испытания предупреждают по явление внезапных повреждений и тем самым предотвращают возможное нарушение бесперебойности электроснабжения. Благо даря внедрению профилактических испытаний резко снижена ава
рийность.
При осмотрах и ремонте электрооборудования могут быть вы явлены далеко не все скрытые дефекты и зарождающиеся повреж дения, часто не имеющие внешних проявлений. При профилакти ческих испытаниях можно полнее проверить состояние электрообо рудования и его основных элементов: механической части, магнит ной системы, токоведущих частей с их контактными соединениями
и изоляции.
Испытание механической части, наиболее доступной осмотрам, сводится к измерению хода подвижных частей, зазоров, времени включения и отключения выключателей, вибрации корпуса и под шипников. Эти измерения позволяют проверить, правильно ли смонтирована и отрегулирована механическая часть аппаратов и машин. Важным элементом проверки механической части является опробование работы механизма при различных утяжеленных усло виях: включение и отключение выключателей при пониженном и повышенном напряжениях оперативного тока, пониженном давле нии воздуха. Особо стоит проверка плотности и герметичности корпусов маслонаполненных и газонаполненных аппаратов и машин.
Основные повреждения магнитной системы, выявляемые при ис пытаниях,— замыкание между изолированными листами стали
186
в шихтованных сердечниках трансформаторов и электрических ма шин и витковые замыкания в обмотках. Чтобы проверить исправ ность магнитной системы, измеряют ток холостого хода трансфор маторов и электродвигателей или снимают характеристику холо стого хода (зависимость напряжения холостого хода от тока воз буждения) для генераторов. Если магнитная система неисправна, увеличивают ток холостого хода при том же напряжении.
соединения:
а —двойным мостом МД6, 6 — мостом Р316; Rx — измеряемое сопротивление, Г — гальванометр
Наиболее слабым местом токоведущих частей являются кон тактные соединения. Ухудшение контакта обнаруживают, измеряя переходное сопротивление в месте соединения, которое при этом увеличивается. Кроме того, ухудшение контакта определяют по его повышенному нагреву. Чтобы обнаружить нагрев контактных со единений, применяют, как указывалось выше, индикаторы в виде термопленок.
Сопротивление измеряют либо амперметром и вольтметром, либо измерительными мостами (рис. 167). Более точные резуль таты получают во втором случае. Все провода, используемые для сборки схемы, при измерении сопротивления следует подсоединять
187
винтовыми зажимами. Если для измерения применяют амперметр и вольтметр, после замыкания цепи рубильником отсчитывают по казания приборов и определяют сопротивление, деля величину, напряжения на величину тока. При измерении мостом добивают ся его равновесия, изменяя переменные сопротивления, и отсчи тывают полученное значение сопротивления.
Если контакт исправен, величина сопротивления в месте кон тактного соединения не должна превышать сопротивления, равного по длине целого участка шин, более чем в 1,2 раза.
Рис. 168. Принципиальная схема мегомметра:
1—последовательная обмотка логометра, 2—параллель ная обмотка логометра, Г — генератор постоянного тока, 1000—2500 в, Г|, 7*2 — добавочные сопротивления, Л — ли нейный зажим, 3 — зажим для присоединения заземления (корпуса), Э зажим для присоединения экрана
Наиболее повреждаемым элементом электрооборудования яв ляется изоляция. Во время работы электрооборудования изоляция подвергается механическим, тепловым и электрическим воздейст виям и постепенно теряет прочность и изоляционные свойства. Этот процесс называют с т а р е н и е м и з о л я ц и и . При нагреве уско ряются химические превращения в изоляции, ведущие к ее старе нию. Тепловые расширения стержней обмотки электрических машин вызывают механические воздействия на изоляцию. Механические воздействия наблюдаются и при вибрации. Электрическое напря жение, приложенное к изоляции, особенно если оно выше нор мального, также вредно отражается на ней и способствует
еестарению.
Особенно вредно для изоляции увлажнение и загрязнение. Вла
га, заполняя трещины и поры в изоляции, создает путь для элект рического пробоя, а также усиливает ионизацию внутри изоляции, ведущему к постепенному механическому разрушению. Увлажне ние и старение изоляции нельзя определить во время осмотра, для этого необходимы испытания изоляции.
Основными испытаниями изоляции являются измерение ее со
противления, коэффициента |
абсорбции, диэлектрических |
потерь |
и испытание повышенным напряжением. |
и рас |
|
Измерение сопротивления |
изоляции — наиболее простой |
пространенный метод контроля за ее состоянием. Величину сопро тивления изоляции сравнивают с результатами предыдущих изме-
1£8
рений: или измерений сопротивления изоляции однотипных аппара тов. Сопротивление резко уменьшается, если изоляция повреждена. Сопротивление также снижается при загрязнении и увлажнении изоляции.
Для измерения сопротивления изоляции используют специаль ный прибор — мегомметр (рис. 168), который состоит из генерато ра постоянного тока на напряжение 500, 1000 или 2500 в, двухра мочного магнитоэлектрического логометра и постоянных добавоч ных сопротивлений, электрически соединенных между собой. При вращении ручки ток, создаваемый генератором, разветвляется и проходит через обе рамки логометра (образующие его подвиж ную часть), добавочные сопротивления и измеряемое сопротивле ние изоляции. Магнитные поля рамок, возникающие при прохож дении тока, взаимодействуют с постоянным магнитом. Отклонение подвижной части логометра зависит от отношения токов, протека ющих через рамки.
Измеряемое сопротивление включают в цепь одной из рамок логометра. При постоянном напряжении генератора ток, протекаю щий через эту цепь, зависит от измеряемого сопротивления, в то время как в параллельной цепи другой рамки ток не зависит от сопротивления. Погрешность показаний прибора, вызванная изме нением нормальной скорости вращения рукоятки генератора, не превышает ±1% длины шкалы.
Необходимо иметь в виду, что измерять сопротивление изоляции мегомметром можно только после того, как снято рабочее напряже ние с аппаратов или элементов распределительных устройств и подстанций. Перед началом измерения следует тщательно разря дить проверяемый аппарат, соединив его на 2—3 мин с заземляю щей сетью. Мегомметр подсоединяют проводом с изоляцией типа магнето, рассчитанный на высокое напряжение. Провода должны иметь на конце щупы с рукоятками из изоляционного материала. При измерении провод от зажима 3 мегомметра подводят к кор пусу, а от зажима Л — к объекту измерения, после чего с помощью ручки приводят во вращение генератор и снимают показания при бора.
Чтобы определить степень увлажнения изоляции обмоток элект рических машин и трансформаторов, измеряют коэффициент аб сорбции. Для этого при измерении сопротивления изоляции мегом метром определяют по шкале прибора сопротивление через 15 и 60 сек с момента подачи напряжения мегомметра на проверяемую обмотку. Отношение полученных значений сопротивления изоляции через 60 и 15 сек называется к о э ф ф и ц и е н т о м а б с о р б ц и и .
Когда измеряют сопротивление изоляции мегомметром, стрел ка прибора в первый момент резко отклоняется к нулю, а затем постепенно движется вправо, пока не остановится на определенном значении. Первый бросок стрелки вызывается протеканием тока заряда емкости обмотки, а затем движение стрелки объясняется постепенным спадом тока абсорбции. Ток абсорбции возникает при
189