Файл: Цель познакомить слушателей с основными понятиями и характеристикой Прикладного Анализа Поведения.docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель: познакомить слушателей с основными понятиями и характеристикой Прикладного Анализа Поведения.
Задание 1. Проанализируйте статью профессора Б.П. Пузанова о культурном и научном контексте вокруг метода Б.Ф. Скиннера. Ответьте на следующие вопросы:
· кратко изложите идею Б.Ф. Скиннера;
Сложные формы поедения можно выработать путем постепенного усложнения операций: контенты подкреплений будут при этом постепенно изменяться в соответствии с задачами формирования требуемого поведения.
Принципы обчения по Скинеру:
¾ малых шагов — учебный материал делится на малые части (порции
¾ низкого уровня трудности порций — уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов.
¾ немедленного подтверждения правильности ответа
¾ индивидуализации темпа учения — учащийся работает в оптимальном для себя темпе;
¾ дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами;
¾ единообразного хода инструментального учения — не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей учащихся..
в каких работах отечественных ученых она получила развитие?
Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, И. И. Тихонов , А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев
Задание 2. Приведите примеры факторов (не более 3-4), влияющих на формирование поведения ребенка с РАС, с которым Вы проводите занятия.
Физиологические: состояние здоровья ребенка
Социальные: отношения в семье, предшествующие ситуации ( бывает до начала занятий ребенок не получил, что хотел, например желал гулять, ребенок становится агрессивным),
Особенности психического развития: РАС + атоническая форма умственной отсталости
Задание 3. Приведите 6 примеров, как различимые стимулы влияют на поведение. Приведите 6 примеров, как мотивационные операции влияют на поведение.
Во всех примерах необходимо пояснить, что является различимым стимулом и что мотивационной операцией.
Мотивационная операция: мне холодно…
стимул будет получение теплой одежды
Мотивационная операция: испытываю голод..стимул: еда
Мотивационная операция: испытываю жажду, стимул: вода
Мотивационная операция: усталость… стимул: уснуть
Мотивационная операция: болит голова, стимул: таблетка от головной боли
Мотивационная операция: мне темно, стимул: включить свет
Задание 4. Опишите конкретные стимулы в окружающей среде, которые приводят к возникновению неприемлемого поведения у конкретного ребенка с РАС. Испытывает ли данный ребенок определенные состояния, на фоне которых он ведет себя определенным образом? Как Вы можете модифицировать ситуацию, чтобы предотвратить поведение?
Ребенок 8 лет Артем (первый год обучения, подготовительный класс коррекционной школы, обучение на дому). Бывает младшей брат забегает в учебную комнату, во время занятий. Ребенок начинает кричать, дурачиться, отказывается выполнять задания, набрасывается на брата . Обучение стоп реакции, чтобы брат не реагировал на проявления младшего брата (угашение). Например не соблюдать зрительное и совместное внимание, переключать внимание. Отвести младшего брата в другую комнату.
Сделала замечание ребенку, что нельзя есть надувные шары, отобрала, ребенок набрасывается и кусает за руку. Кричит, бьет себя по голове. Визуальные-подсказки невербальные –нельзя есть надувные шары, пазлы, кричать, бегать (можно повесить на дверь на уровне ребенка). Показать ему эти карточки и озвучить инструкции.
Сильно настаивала, чтобы ребенок выполнил задание, которое он не хотел выполнять.
Ребенок стал проявлять агрессию, бросать игрушки. Сменить задание на более интересное ребенку, когда он успокоится вернуться к предыдущему.
Задание 5. Какие коррекционные стратегии (способы изменения поведения) Вы используете в работе с детьми с РАС? Поясните, почему Вы применяете именно их.
Во время истерики, лучше помолчать. Если истерика вызвана чрезмерной сенсорной стимуляцией, поток слов только усугубит перегрузку.
Использую:
Короткие четкие инструкции
Чем меньше новых раздражителей, тем лучше
Использую отвлечения
Любимые песни, подуть на свечу, надуть и сдуть воздушный шарик
В конце занятия ребенок получает свой стимул (тесто для лепки)