Файл: 43. Уровни реализации профилактикореабилитационного процесса в практике физического воспитания и спортивной подготовки. Специальные принципы процесса функциональной реабилитации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


43. Уровни реализации профилактико-реабилитационного процесса в практике физического воспитания и спортивной подготовки. Специальные принципы процесса функциональной реабилитации.
По рекомендации ВОЗ выделяют следующие уровни профилактического воздействия:

1) Укрепление здоровья – процесс предоставления отдельным людям и сообществам возможности повысить контроль над факторами, определяющими здоровье.

2) Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и предотвращение заболеваний;

3) Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических мер, направленных на раннее выявление заболеваний, предупреждение обострений и осложнений заболеваний; мер по предотвращению снижения трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.

4) Реабилитация – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности и утраченных вследствие заболеваний функций. Цель – возможно более полное восстановление социального и профессионального статуса.

Методы профилактики по уровню их применения подразделяются на:

массовые – профилактические меры, охватывающие значительный контингент населения (гигиеническое обучение и воспитание населения, профилактика); 

групповые – профилактические мероприятия проводятся среди ограниченных групп (школа, предприятие): беседы, уроки, обучение; мероприятия осуществляются с учётом региональных особенностей местности, быта, привычек; 

индивидуальные профилактические мероприятия проводят с учётом развития личности, возраста, пола, общего состояния;

личные профилактические меры принимает каждый человек в соответствии с его знаниями, воспитанием, нравами, привычками, советами врача.

Специальные принципы процесса функциональной реабилитации
Успешное построение процесса физической реабилитации в практике физкультуры и спорта требует соблюдения специальных принципов:

1. Диагностирование патологических факторов, исследование степени взаимосвязи и взаимовлияния вредных факторов и функционального состояния соматических систем организма человека. При этом необходимо изучаются факторы тренировочной деятельности и их взаимодействие. Полученные количественные и качественные показатели определяют стратегию процесса физической реабилитации.


2. Дифференцированное определение стратегии и тактики реабилитационного процесса по каждому из направлений реабилитации. Этот принцип предполагает неразрывное единство всех структурных компонентов процесса физической реабилитации, с определением конкретной конечной цели и прогноза.

3. Индивидуальная, последовательная, поуровневая реализация мероприятий процесса физической реабилитации - ранее начало, этапное развитие, непрерывность и преемственность этапов, профилактическая направленность.

4. Непрерывность процесса физической реабилитации. На всем протяжении подготовки спортсменов/физкультурников процесс не должен прерываться и проводиться с постепенным наращиванием функциональных резервов с использованием допустимого арсенала немедикаментозных средств.

5. Нацеленность процесса физической реабилитации на максимально возможную реализацию потенциала здоровья спортсменов (физкультурников) с акцентом на оптимизацию регуляторных возможностей организма.

6. Создание у спортсмена/физкультурника, участвующего в процессе физической реабилитации, мотивации к активному участию и самостоятельному выполнению всех требований процесса. Педагогическая составляющая предусматривает обучение выполнению упражнений специальной направленности, использование общедидактических принципов: доступности; сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности.

7. Коллегиальность и преемственность в процессе реабилитации. Ведущая роль в этом процессе отводится специалисту по физической реабилитации, который на основании реабилитационного диагноза формирует план-программу и составляет алгоритм ее поэтапной реализации, для каждого из специалистов, которые участвуют в реализации процесса физической реабилитации (врачи-специалисты, средние медицинские сотрудники, инструкторы ЛФК, тренерско-преподавательский состав).
44. Организационные основы процесса функциональной реабилитации. Основы валеологии. Количественная оценка уровня физического здоровья человека. Возрастные особенности организма человека в различные периоды онтогенеза. Критерии дифференциации занимающихся по уровню здоровья в процессе физического воспитания
Организационные основы процесса функциональной реабилитации

В Донецкой Народной Республике вопросы оказания пациентам реабилитационной помощи регулируются Законом «О здравоохранении», принятом в 2015 году, приказом Минздрава России от 31июля 2020 г. № 788н «Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации взрослых», в соответствии с которым медицинская реабилитация осуществляется в следующих условиях:

1) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

2) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

3) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Основы валеологии

Валеология – наука о закономерностях проявления, механизмах и способах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Она изучает сущность и проявления здоровья, методы его диагностики, прогнозирования, коррекции и профилактики.

Валеология связана с философией, педагогикой, физической культурой, медициной, социологией, биологией и др.

Целью изучения валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека, поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды, а также формирование отношения к здоровью как важнейшей человеческой ценности.

Объект исследования – человек с разным уровнем здоровья (с любым состоянием здоровья), во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов сущности его проявления.

Предмет исследования – здоровье человека, механизмы формирования его, методы оценки, способы сохранения и укрепления, а также теория и методика валеологического образования и воспитания.

Закон валеологии: каждый человек свой образ жизни должен строить в соответствии со своими биологическими и психическими возможностями.

Количественная оценка уровня физического здоровья человека

На сегодняшний день наиболее доступной методикой для определения уровня здоровья является система Г.Л.Апанасенко, с помощью которой определяются следующие физиологические показатели:


  1. Весо-ростовой индекс (Кетле) – соотношение веса к росту;

  2. Жизненный индекс – соотношение  жизненной емкости легких к массе тела;

  3. Частота сердечных сокращений в покое (уд/мин);

  4. Артериальное давление (мм.рт.ст.);

  5. Время восстановления   ЧСС  после 20 приседаний за 30 сек.

  6. Силовой индекс – сила кисти руки (кг.)/ вес тела (кг.) 100.

Определив физиологические показатели организма, проведя расчет этих показателей, обследуемый делает вывод об уровне своего физического здоровья. Учитывая свой жизненный опыт, он выявляет причины проблем, связанных со здоровьем и дает себе рекомендации по укреплению физической активности.

Возрастные особенности организма человека в различные периоды онтогенеза

Под онтогенезом понимают весь комплекс последовательных преобразований организма, начиная от стадии оплодотворенной яйцеклетки и до окончания жизненного цикла.

Учеными выделяется двенадцать возрастных периодов.

Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы.

Период раннего детства Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

Период первого детства – 4-7 лет - появляются первые постоянные зубы. В это время мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Период второго детства - у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек - с 8 до 11 лет - выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше.

Подростковый период - у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста - пубертатный скачок, который касается всех размеров тела.

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек - от 17 до 20 лет. В этот период заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают окончательной величины.

Зрелый, пожилой, старческий возраст - форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят постепенные инволютивные изменения организма.


Критерии дифференциации занимающихся по уровню здоровья в процессе физического воспитания

Комплексная оценка здоровья занимающихся проводится с учётом четырёх критериев: уровня функционального состояния; степени сопротивляемости и реактивности организма; уровня физического и нервно-психического развития и степени его гармоничности; наличия или отсутствия хронической (в том числе врождённой) патологии.

По результатам диагностики школьников разделяют на основную, подготовительную и специальную группы. Такое распределение позволяет дифференцированно дозировать физические нагрузки.
45 Особенности обоснования направленности и дозирования физических нагрузок в физкультурно-оздоровительных программах. Содержание различных видов физкультурно-оздоровительных занятий. Варианты индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ

Особенности обоснования направленности и дозирования физических нагрузок в физкультурно-оздоровительных программах
Физкультурно-оздоровительная программа – это способ реализации физической деятельности, направленной на развитие, достижение и поддержание физического благополучия организма, а также профилактика, направленная на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры.

Целью любой физкультурно-оздоровительной программы является повышение и поддержание оптимального уровня физического, психического и социального здоровья человека, формирование у него умений и навыков самостоятельного применения средств оздоровительной физической культуры и спорта.

Основа любой физкультурно-оздоровительной программы – активный двигательный режим. В свою очередь основным компонентом двигательного режима является система целенаправленных физкультурных оздоровительных занятий, которое состоит из нескольких связанных между собой частей.

Для оценки эффективности физкультурно-оздоровительных программ могут быть применены различные тесты, результаты которых необходимы для подбора индивидуальных норм физических нагрузок.

Оптимальный двигательный режим, включающий физические упражнения для поддержания всех систем организма, также является одним из основных критериев физкультурно-оздоровительных программ.

К ним относятся:

  1. Упражнения анаэробно циклического характера (необходимы для поддержания нормального уровня состояния кардиоресператорной системы человека, терморегуляции и обмена веществ)

  2. Гимнастические упражнения (поддерживают хорошее состояние позвоночника, мышц и суставов)

  3. Закаливающие процедуры (оказывают общеукрепляющий эффект на организм, повышают тонус нервной системы человека, улучшают уровень кровообращения).