Файл: 43. Уровни реализации профилактикореабилитационного процесса в практике физического воспитания и спортивной подготовки. Специальные принципы процесса функциональной реабилитации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Занятия оздоровительной физической будут эффективны, если нагрузки будут дозированы, а именно:

1. Постепенное наращивание интенсивности и длительности нагрузок. При плохом начальном уровне тренированности добавления к упражнениям должны составлять не более 3-х или 5% в сутки по отношению к достигнутому уровню.

2. Разнообразие применяемых физических упражнений – для развития и укрепления разных групп мышц, суставов необходимо около 7-12 различных упражнений, с равномерным распределением нагрузки.

3. Систематичность занятий.

Положительный эффект занятий оздоровительной физической культурой связан с улучшением аэробных возможностей организма и уровнем общей физической и психологической работоспособности.

Содержание различных видов физкультурно-оздоровительных занятий
Основная задача физической культуры взрослых – оздоровление, создание базы для плодотворного умственного и физического труда. Поэтому ведущая роль здесь принадлежит рекреативно-оздоровительным и профилактико-оздоровительным занятиям.

Физическая рекреация – вид физической культуры, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения.

Частные задачи физической рекреации: активный отдых; общение.

Выделяют элитарные и демократические виды физической рекреации.

К элитарным видам относят: гольф, конный спорт, авиационный и парусный спорт, виндсёрфинг.

К демократическим видам относят: оздоровительную ходьбу, бег, плавание, игры, туризм, различные гимнастические занятия, шейпинг, аэробику, танцы, велосипедные и лыжные прогулки, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях.

Профилактико-оздоровительные занятия являются разновидностью двигательной реабилитации как вида физической культуры.

Двигательная реабилитация – вид физической культуры, представляющий собой целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомления. Ей присущи строгая регламентированность упражнений, точная дозировка нагрузки и отдыха, осторожное повышение нагрузки с учётом динамики состояния занимающегося.

Профилактико-оздоровительные занятия
направлены на профилактику имеющихся хронических и наиболее распространённых заболеваний.

Задачи профилактико-оздоровительных занятий: повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды;- предупреждение профессиональных и хронических заболеваний

Наиболее распространёнными средствами таких занятий являются: физические упражнения, закаливание, массаж, баня, водные процедуры, фитотерапия.

Варианты индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ
Достижение цели программы при успешном решении ее задач позволяет добиться выраженного оздоровительного эффекта. Это может произойти, если физические упражнения оптимальны по объему и интенсивности нагрузок, прежде всего на нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы; сопровождаются значительным расходом энергии; все это протекает в условиях доставки тканям органов и систем организма человека кислорода, необходимых питательных веществ и выведения из этих органов и систем продуктов обмена в необходимом и достаточном количестве; имеет место четко выраженная аэробная направленность. Оздоровительный эффект физкультурно-спортивных программ обеспечивается при адекватных периодичности и длительности занятий, объеме, интенсивности и специфике применяемых средств и методов, разумном сочетании режимов работы и отдыха.

Классификация оздоровительных программ:

  1. При контроле нагрузок в процессе реализации программы:

реабилитационное— после перенесенных заболеваний; 

восстановительное— для снятия психологического и физического напряжения после работы;

поддерживающеедостигнутый уровень физической подготовленности; 

развивающее функциональные возможности организма, повышающее степень физической подготовленности.

  1. Направления образовательных программ, основанных на физической активности, можно классифицировать соответственно интересам и потребностям занимающихся.

Спортивное направление – для занятий спортом приоритетны не победы или рекорды, а тренировки для развития силы, выносливости, гибкости и координации движений, всестороннего физкультурно-спортивного совершенствования; бодибилдинг.

Кондиционное (развивающее) направление. Предназначено для улучшения показателей функционирования организма и психики человека, развития двигательных способностей (физических качеств и двигательных навыков), нормализации массы и состава тела,
повышения мышечного тонуса, изменения пропорций тела.

Оздоровительное направление – занимающиеся ожидают увидеть признаки улучшения своего здоровья, почувствовать явные положительные изменения физического состояния организма, снизить утомляемость, повысить работоспособность и активность.

Главной целью программ реабилитационного направления является оздоровление человека с помощью средств и методов физкультуры и спорта.

Рекреационное направление ориентировано на снятие физического, психического напряжения, на полезное для здоровья проведение досуга, активный отдых, удовлетворение потребности в физической активности в свободное время, на физкультурно-спортивные занятия по собственному выбору. Данное направление реализуется в процессе отдыха, основанного на физической активности, и обеспечивает устранение последствий гиподинамии, гипокинезии, стресса, психического и интеллектуального перенапряжения, физических перегрузок, травм.

Гигиеническое направление - тренировки в повседневных бытовых условиях: утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками. Основная цель программы данного направления — оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма и психики в повседневной бытовой обстановке, на отдыхе.

Кроме того следует выделить следующие направления:

Совершенствующее направление. Обеспечивает «проработку» систем организма и их функций для закрепления адаптационных перестроек, вызванных освоением новых движений и достижением качественно новых характеристик проявления физических качеств и психических свойств человека.

Профилактическое направление. Предполагает предотвращение деформации личностного и телесного развития в условиях воздействия неблагоприятных факторов образовательной и профессиональной деятельности, оптимизацию психофизиологических процессов для формирования устойчивости организма и психики человека к неблагоприятным условиям внешней среды.

Поддерживающее направление. Способствует стабилизации ранее достигнутых результатов развития функциональных возможностей организма и психики человека, что обеспечивает соответствующий уровень состояния здоровья
, физической и спортивной подготовленности, психологической устойчивости.

Коррекционное направление. Связано с необходимостью предотвращения последствий, проявляющихся в виде каких-то утрат, вызванных неудачным перераспределением функций двигательного аппарата (техническими или тактическими ошибками) и выбором неверных приоритетов в развитии физических способностей (ошибками в общей и специальной физической подготовке) лиц, занимающихся спортом.