Файл: Предмет биологии в мед. Вузе. Биология как одна из теоретических основ медицины, ее задачи, объект и методы исследования. Биологические науки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предложил различать такие критические периоды и в развитиии животных. Индивидуальное развитие, по воззрениям Стоккарда, представляет собой ряд последовательных этапов, различающихся скоростями развития органов или их систем. Наибольшая скорость развития наблюдается в критические, узловые периоды эмбриогенеза, такие, как имплантация, образование плаценты или нервной системы, формирование конечностей и др.
На ранних стадиях эмбриогенеза критические периоды относятся к развитию всего организма, позднее они выявляются в развитии отдельных органов — тех, которые в данный момент претерпевают наиболее активные формообразовательные процессы. Внешние факторы, к которым организм (или отдельный орган) весьма чувствителен в определенные периоды, могут существенным образом влиять на его развитие. Причем различные факторы, действующие в одном и том же периоде, могут вызывать сходные отклонения. И наоборот, один и тот же фактор, действующий на различных этапах, вызывает различные изменения.
Три основных положения Стоккрада
1) один и тот же тератоген при воздействии на разных стадиях развития может вызывать различные аномалии;
2) одна и та же аномалия может быть следствием действия разных тератогенов;
тип аномалии зависит от стадии развития
3) в то время приняли не все исследователи. Ныне теория критических периодов не кажется такой однозначной, как несколько десятилетий назад. Однако следует отметить, что не все исследователи признают объяснение критических периодов в том виде, как их сформулировал автор теории.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ
Врожденными пороками развития называют такие структурные нарушения, которые возникают до рождения (в пренатальном онтогенезе), выявляются сразу или через некоторое время после рождения и вызывают нарушение функции органа. Последнее отличает врожденные пороки развития органов от аномалий, при которых нарушение функции обычно не наблюдается.
Существует несколько различных критериев, на основе которых классифицируют врожденные пороки развития. Основные из них следующие: причина, стадия, на которой проявляется воздействие, последовательность их возникновения в организме, распространенность и локализация.
В зависимости от причины все врожденные пороки развития делят на наследственные, экзогенные (средовые) и мультифакториальные.
Наследственными называют пороки, вызванные изменением генов или
хромосом в гаметах родителей, в результате чего зигота с самого возникновения
несет генную, хромосомную или геномную мутацию. Генетические факторы
начинают проявляться в процессе онтогенеза последовательно, путем нарушения
биохимических, субклеточных, клеточных, тканевых, органных и организменных процессов.
Экзогенными называют пороки, возникшие под влиянием тератогенных факторов (лекарственные препараты, пищевые добавки, вирусы, промышленные яды, алкоголь, табачный дым и др.), т.е. факторов внешней среды, которые, действуя во время эмбриогенеза, нарушают развитие тканей и органов.
Поскольку средовые экзогенные факторы в конечном итоге оказывают влияние на биохимические, субклеточные и клеточные процессы, механизмы возникновения врожденных пороков развития при их действии такие же, как при генетических причинах. В результате фенотипическое проявление экзогенных и генетических пороков бывает весьма сходным, что обозначается термином фенокопия.
Мультифакториальными называют пороки, которые развиваются под влиянием как экзогенных, так и генетических факторов. Вероятно, скорее всего бывает так, что экзогенные факторы нарушают наследственный аппарат в клетках развивающегося организма, а это приводит по цепочке ген — фермент — признак к фенокопиям.
В зависимости от стадии, на которой проявляются генетические или экзогенные воздействия, все нарушения, происходящие в пренатальном онтогенезе, подразделяют на гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии и фетопатии. Если нарушения развития на стадии зиготы (гаметопатия) или бластулы (бластопатия) очень грубые, то дальнейшее развитие, видимо, не идет и зародыш погибает. Эмбриопатии (нарушения, возникшие в период от 15 сут до 8 нед эмбрионального развития) как раз составляют основу врожденных пороков. Фетопатии (нарушения, возникшие после 10 нед эмбрионального развития) представляют собой такие патологические состояния, для которых, как правило, характерны не грубые морфологические нарушения, а отклонения общего типа: в виде снижения массы, задержки интеллектуального развития, различных функциональных нарушений.
В зависимости от последовательности возникновения
различают первичные и вторичные врожденные пороки. Первичные пороки обусловлены непосредственным действием тератогенного фактора, вторичные — являются осложнением первичных и всегда патогенетически с ними связаны.
54 вопр
Антропология (с греч. «антропос» - человек, «логос» - наука) - наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас,
Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.
Предметом антропологии являются вариации биологического типа человека во времени (эволюция) и в пространстве (расоведение и морфология).
Разделы антропологии:
1. Морфология - изучает вопросы, связанные:
а) с индивидуальной изменчивостью физического типа;
б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старения включительно;
в) с явлениями полового диморфизма;
г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.
В основе изучения морфологии лежат такие дисциплины как анатомия, эмбриология, гистология и др.
Раздел морфологии состоит из:
мерологии (греч. «мерос» - часть), изучающей вариации отдельных органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь;
соматологии (греч. «сома» — тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т.е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т.д.
2. Антропогенез — раздел, изучающий процессы эволюционного формирования физического типа человека. В этом разделе рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного вида. Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: геология, археология, психология, физиология ВНД, палеонтология;
Раздел антропогенеза включает:
Приматоведение (изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян);
эволюцию человека;
палеонтологию (изучение ископаемых форм человека).
Таким образом, данный раздел изучает процесс происхождения человека и его становление как биологического вида в рамках социогенеза - становления общества.
3. Расогенез (расоведение или этническая антропология) - изучает классификацию рас, закономерности изменений расовых типов, распространение их по территории Земли, причины расообразования. Данный раздел опирается на данные генетики, биометрии, археологии, этнографии, языковедения, истории.
Проблемы антропологии:
S место и время появления древнейших людей; S непосредственные предки человека; W: основные стадии антропогенеза;
S соотношение в эволюции физического тела с историческим прогрессировавшем его культуры.
ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ Медицинская антропология изучает изменчивость организма и личности в норме и патологии, факторы благополучия и риска, предболезнь, изменчивость этиологии и патогенеза заболеваний в связи с конституциональными, генетическими, экологическими и социальными факторами. Идеи антропологии всегда находили применение в медицине. Уже Гиппократ выделял сухую, влажную, вялую, упругую конституции, рекомендуя принимать их во внимание при лечении болезней. Гален ввел понятие о габитусе — совокупности особенностей внешнего строения тела. Учение о габитусе как о признаках предрасположенности к заболеваниям сложилось к XVII — XVIII веку. Однако полное слияние антропологии и медицины относится к концу XIX - началу XX века. Выделение медицинской антропологии получило официальное признание в 1968 году на Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в г.Токио. Медицинская антропология включает гуманитарное и естественнонаучное направления.
Предметом гуманитарного направления является проблема «тела, нормы, патологии, здоровья, болезнь и лечение в различных этнических, исторических, социальных и культурных обществах».
Теоретическим стержнем естественнонаучного направления является учение о конституции человека как совокупности свойств организма, определяющих его реактивность и особенности индивидуального развития. Естественнонаучное направление включает:
анатомическую антропологию,
физиологическую антропологию,
биохимическую антропологию,
психологическую антропологию.
Направления:
Биомедицинская антропология - основа профилактической медицины, изу
чающая изменчивость в пределах нормы, факторы благополучия и риска.
Клиническая антропология - основа клинической медицины, изучающая
изменчивость этиологии и патогенеза в связи с изменчивостью конституциональных факторов. Главным является связь конституции и болезней.
Систематическое положение человека Согласно современной систематике, человек как биологический вид относится к
Надцарству - Эукариоты
Царству - Животные
На ранних стадиях эмбриогенеза критические периоды относятся к развитию всего организма, позднее они выявляются в развитии отдельных органов — тех, которые в данный момент претерпевают наиболее активные формообразовательные процессы. Внешние факторы, к которым организм (или отдельный орган) весьма чувствителен в определенные периоды, могут существенным образом влиять на его развитие. Причем различные факторы, действующие в одном и том же периоде, могут вызывать сходные отклонения. И наоборот, один и тот же фактор, действующий на различных этапах, вызывает различные изменения.
Три основных положения Стоккрада
1) один и тот же тератоген при воздействии на разных стадиях развития может вызывать различные аномалии;
2) одна и та же аномалия может быть следствием действия разных тератогенов;
тип аномалии зависит от стадии развития
3) в то время приняли не все исследователи. Ныне теория критических периодов не кажется такой однозначной, как несколько десятилетий назад. Однако следует отметить, что не все исследователи признают объяснение критических периодов в том виде, как их сформулировал автор теории.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ
Врожденными пороками развития называют такие структурные нарушения, которые возникают до рождения (в пренатальном онтогенезе), выявляются сразу или через некоторое время после рождения и вызывают нарушение функции органа. Последнее отличает врожденные пороки развития органов от аномалий, при которых нарушение функции обычно не наблюдается.
Существует несколько различных критериев, на основе которых классифицируют врожденные пороки развития. Основные из них следующие: причина, стадия, на которой проявляется воздействие, последовательность их возникновения в организме, распространенность и локализация.
В зависимости от причины все врожденные пороки развития делят на наследственные, экзогенные (средовые) и мультифакториальные.
Наследственными называют пороки, вызванные изменением генов или
хромосом в гаметах родителей, в результате чего зигота с самого возникновения
несет генную, хромосомную или геномную мутацию. Генетические факторы
начинают проявляться в процессе онтогенеза последовательно, путем нарушения
биохимических, субклеточных, клеточных, тканевых, органных и организменных процессов.
Экзогенными называют пороки, возникшие под влиянием тератогенных факторов (лекарственные препараты, пищевые добавки, вирусы, промышленные яды, алкоголь, табачный дым и др.), т.е. факторов внешней среды, которые, действуя во время эмбриогенеза, нарушают развитие тканей и органов.
Поскольку средовые экзогенные факторы в конечном итоге оказывают влияние на биохимические, субклеточные и клеточные процессы, механизмы возникновения врожденных пороков развития при их действии такие же, как при генетических причинах. В результате фенотипическое проявление экзогенных и генетических пороков бывает весьма сходным, что обозначается термином фенокопия.
Мультифакториальными называют пороки, которые развиваются под влиянием как экзогенных, так и генетических факторов. Вероятно, скорее всего бывает так, что экзогенные факторы нарушают наследственный аппарат в клетках развивающегося организма, а это приводит по цепочке ген — фермент — признак к фенокопиям.
В зависимости от стадии, на которой проявляются генетические или экзогенные воздействия, все нарушения, происходящие в пренатальном онтогенезе, подразделяют на гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии и фетопатии. Если нарушения развития на стадии зиготы (гаметопатия) или бластулы (бластопатия) очень грубые, то дальнейшее развитие, видимо, не идет и зародыш погибает. Эмбриопатии (нарушения, возникшие в период от 15 сут до 8 нед эмбрионального развития) как раз составляют основу врожденных пороков. Фетопатии (нарушения, возникшие после 10 нед эмбрионального развития) представляют собой такие патологические состояния, для которых, как правило, характерны не грубые морфологические нарушения, а отклонения общего типа: в виде снижения массы, задержки интеллектуального развития, различных функциональных нарушений.
В зависимости от последовательности возникновения
различают первичные и вторичные врожденные пороки. Первичные пороки обусловлены непосредственным действием тератогенного фактора, вторичные — являются осложнением первичных и всегда патогенетически с ними связаны.
54 вопр
Антропология (с греч. «антропос» - человек, «логос» - наука) - наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас,
Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.
Предметом антропологии являются вариации биологического типа человека во времени (эволюция) и в пространстве (расоведение и морфология).
Разделы антропологии:
1. Морфология - изучает вопросы, связанные:
а) с индивидуальной изменчивостью физического типа;
б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старения включительно;
в) с явлениями полового диморфизма;
г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.
В основе изучения морфологии лежат такие дисциплины как анатомия, эмбриология, гистология и др.
Раздел морфологии состоит из:
мерологии (греч. «мерос» - часть), изучающей вариации отдельных органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь;
соматологии (греч. «сома» — тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т.е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т.д.
2. Антропогенез — раздел, изучающий процессы эволюционного формирования физического типа человека. В этом разделе рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного вида. Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: геология, археология, психология, физиология ВНД, палеонтология;
Раздел антропогенеза включает:
Приматоведение (изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян);
эволюцию человека;
палеонтологию (изучение ископаемых форм человека).
Таким образом, данный раздел изучает процесс происхождения человека и его становление как биологического вида в рамках социогенеза - становления общества.
3. Расогенез (расоведение или этническая антропология) - изучает классификацию рас, закономерности изменений расовых типов, распространение их по территории Земли, причины расообразования. Данный раздел опирается на данные генетики, биометрии, археологии, этнографии, языковедения, истории.
Проблемы антропологии:
S место и время появления древнейших людей; S непосредственные предки человека; W: основные стадии антропогенеза;
S соотношение в эволюции физического тела с историческим прогрессировавшем его культуры.
ЗНАЧЕНИЕ АНТРОПОЛОГИИ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ Медицинская антропология изучает изменчивость организма и личности в норме и патологии, факторы благополучия и риска, предболезнь, изменчивость этиологии и патогенеза заболеваний в связи с конституциональными, генетическими, экологическими и социальными факторами. Идеи антропологии всегда находили применение в медицине. Уже Гиппократ выделял сухую, влажную, вялую, упругую конституции, рекомендуя принимать их во внимание при лечении болезней. Гален ввел понятие о габитусе — совокупности особенностей внешнего строения тела. Учение о габитусе как о признаках предрасположенности к заболеваниям сложилось к XVII — XVIII веку. Однако полное слияние антропологии и медицины относится к концу XIX - началу XX века. Выделение медицинской антропологии получило официальное признание в 1968 году на Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в г.Токио. Медицинская антропология включает гуманитарное и естественнонаучное направления.
Предметом гуманитарного направления является проблема «тела, нормы, патологии, здоровья, болезнь и лечение в различных этнических, исторических, социальных и культурных обществах».
Теоретическим стержнем естественнонаучного направления является учение о конституции человека как совокупности свойств организма, определяющих его реактивность и особенности индивидуального развития. Естественнонаучное направление включает:
анатомическую антропологию,
физиологическую антропологию,
биохимическую антропологию,
психологическую антропологию.
Направления:
Биомедицинская антропология - основа профилактической медицины, изу
чающая изменчивость в пределах нормы, факторы благополучия и риска.
Клиническая антропология - основа клинической медицины, изучающая
изменчивость этиологии и патогенеза в связи с изменчивостью конституциональных факторов. Главным является связь конституции и болезней.
Систематическое положение человека Согласно современной систематике, человек как биологический вид относится к
Надцарству - Эукариоты
Царству - Животные