Файл: Отчет о прохождении производственной практики (тип преддипломная практика).pdf
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2.7 – Уровень образования работников ТОО
«НурАвтоСервис» по данным за 2021 год
Образование
Количество, человек
Структура, процент
Высшее
5 33.33%
Полное среднее
5 33.33%
Среднее специальное
7 46.67%
ВСЕГО
17 100,00
Анализ возрастной структуры и уровня образования работников в среднем по ТОО «НурАвтоСервис» в 2022 году показал следующее. По сравнению с 2021 годом произошли существенные изменения в структуре. По прежнему «лидирующей» возрастной группой является
«45-49 лет». К четырем возрастным группам, т.е. «25-29 лет», «35-39 лет», «40-44 лет» и «45-49 лет» добавилась группа «30-34 года». В совокупности эти пять возрастных групп составляют в общей структуре примерно 80 %. Такие изменения продиктованы рядом обстоятельств. Прежде всего, за счет ротации персонала и его старения и соответствующего перемещения из одной группы в другую.
Таблица 2.8 – Возрастная структура работников ТОО
«НурАвтоСервис» в 2022 году
Возрастная группа Количество, человек Средний возраст в группе, лет
Структура, процент менее 25 лет
2 22 13,33%
25-29 лет
3 28 20%
30-34 лет
5 32 33,33%
35-39 лет
2 37 13,33%
40-44 лет
2 43 13,33%
45-49 лет
1 47 6,67%
50-54 лет
1 52 6,67%
55-59 лет
1 58 6,67%
60-64 лет
1 62 6,67%
65 лет и более
1 67 6.67%
ВСЕГО
17 45 100%
Если проводить сравнительный анализ между образовательным уровнем работников в 2022 году по сравнению с 2021 годом, то обнаруживается незначительный рост численности работников с
высшем образованием в общей структуре при одновременном снижении численности работников со средним специальным образованием.
Таблица 2.9 – Уровень образования работников ТОО «НурАвтоСервис» по данным за 2022 год
Образование
Количество, человек
Структура, процент
Высшее
7 46.67%
Полное среднее
5 33.33%
Среднее специальное
5 33.33%
ВСЕГО
19 100
С практической точки зрения особую полезность представляет анализ показателей движения рабочей силы, который выявляет скрытые проблемы персонала. Используя методики расчетов, выполним расчет основных показателей движения трудовых ресурсов ТОО «НурАвтоСервис» за 2020-
2022 гг. Результаты занесем в таблицу 2.10.
Таблица 2.10 – Анализ показателей движения рабочей силы в ТОО
«НурАвтоСервис», человек
Показатель
Период расчета, год Отклонение (+,-)
2020 2021 2022 2021 к
2020 2022 к
2021
Количество принятых на работу
7 1
4 8
-7
Количество уволенных с работы
3 4
7 1
3
Количество уволенных по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины
2 3
1 10 3
Среднесписочная численность
15 17 19 2
2
Количество работников, проработавших весь год
15 17 19 2
1
Коэффициент оборота по приему
0,14 0,20 0,15 0,06
-0,06
Коэффициент оборота по выбытию
0,10 0,19 0,21 0,08 0,02
Коэффициент текучести кадров
0,10 0,17 0,19 0,08 0,02
Коэффициент постоянства состава
0,80 0,80 0,80 0
0
За исследуемый период коэффициент оборота по приему увеличился с
0,14 в 2020 году до 0,2 в 2022 году. При низком значении коэффициента оборота по выбытию и текучести кадров данную динамику можно расценивать как положительную. Столь высокое значение коэффициента оборота по выбытию обусловлено наличием определенных проблем в ТОО
Таблица 2.9 – Уровень образования работников ТОО «НурАвтоСервис» по данным за 2022 год
Образование
Количество, человек
Структура, процент
Высшее
7 46.67%
Полное среднее
5 33.33%
Среднее специальное
5 33.33%
ВСЕГО
19 100
С практической точки зрения особую полезность представляет анализ показателей движения рабочей силы, который выявляет скрытые проблемы персонала. Используя методики расчетов, выполним расчет основных показателей движения трудовых ресурсов ТОО «НурАвтоСервис» за 2020-
2022 гг. Результаты занесем в таблицу 2.10.
Таблица 2.10 – Анализ показателей движения рабочей силы в ТОО
«НурАвтоСервис», человек
Показатель
Период расчета, год Отклонение (+,-)
2020 2021 2022 2021 к
2020 2022 к
2021
Количество принятых на работу
7 1
4 8
-7
Количество уволенных с работы
3 4
7 1
3
Количество уволенных по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины
2 3
1 10 3
Среднесписочная численность
15 17 19 2
2
Количество работников, проработавших весь год
15 17 19 2
1
Коэффициент оборота по приему
0,14 0,20 0,15 0,06
-0,06
Коэффициент оборота по выбытию
0,10 0,19 0,21 0,08 0,02
Коэффициент текучести кадров
0,10 0,17 0,19 0,08 0,02
Коэффициент постоянства состава
0,80 0,80 0,80 0
0
За исследуемый период коэффициент оборота по приему увеличился с
0,14 в 2020 году до 0,2 в 2022 году. При низком значении коэффициента оборота по выбытию и текучести кадров данную динамику можно расценивать как положительную. Столь высокое значение коэффициента оборота по выбытию обусловлено наличием определенных проблем в ТОО
«НурАвтоСервис», связанных, прежде всего, с неудовлетворенностью условий труда, уровнем заработной платы, конфликтов, по другим причинам.
Рассчитаем индекс стабильности рабочей силы (постоянства состава прямых работников с клиентами в торговом зале) ТОО
«НурАвтоСервис» в 2020-2022 гг. состоит на уровне 80 % от среднесписочной численности всех работников
ТОО
«НурАвтоСервис».
С практической точки зрения для предприятия представляет огромный интерес то, каким образом изменения в общей численности работников оказали влияние на величину других показателей эффективности предприятия, таких как производительность труда, прибыль.
2. Рекомендации по совершенствованию управления трудовыми ресурсами ТОО «НурАвтоСервис»
2.1 Анализ проблем использования трудовых ресурсов
Проанализируем использование трудовых ресурсов ТОО
«НурАвтоСервис» в 2020-2022 гг. через анализ фонда рабочего времени, воспользовавшись данными таблиц 3.1-3.2.
Анализ данных таблицы 3.1 показал, что в 2021 году в сравнении с 2020 годом произошло увеличение общего фонда рабочего времени работников на 7542,8 часа. Проанализируем подробнее за счет каких факторов произошло изменение фонда рабочего времени работников.
Таблица 3.1 – Анализ фонда рабочего времени ТОО
«НурАвтоСервис» за 2020-2021 гг., час
Показатель
Период сравнения, год
Отклонение
2020 2021 2021 к 2020
Среднегодовая численность рабочих, человек
15 17 2
Количество рабочих дней в году
246 248 2
Средний фонд рабочего времени одного работника
1968 1996,4 28,4
Средняя продолжительность рабочего дня
8 8,05 0,05
За счет изменения численности работников фонд рабочего времени увеличился на: 246 дней * 8 часов * 2 человека = 3936 часов.
За счет изменения среднего количества отработанных дней одним работников фонд рабочего времени также увеличился на: 8 часов * 2 дня *
127 человек = 2032 часов.
За счет изменения средней продолжительности рабочего дня фонд рабочего времени увеличился на: 17 человек * 248 дней * 0,05 час = 210,8 часов.
Таким образом, действие всех факторов было положительным, но по большей части экстенсивным, увеличение фонда рабочего времени произошло за счет соответствующего количественного увеличения факторов, а не качественного.
Проследим изменение фонда рабочего времени работников ТОО
«НурАвтоСервис» в 2022 году по сравнению с 2021 годом, воспользовавшись данными таблицы 2.10.
Анализ данных таблицы 3.2 показал, что в 2022 году в сравнении с
2021 годом произошло увеличение общего фонда рабочего времени работников.
Проанализируем подробнее за счет каких факторов произошло изменение фонда рабочего времени работников в 2022 году.
Таблица 3.2 – Анализ фонда рабочего времени ТОО «НурАвтоСервис» за 2021-2022 гг., час
Показатель
Период сравнения, год
Отклонение
2021 2022 2022 к 2021
Среднегодовая численность рабочих, человек
17 19 2
Количество рабочих дней в году
248 249 1
Средний фонд рабочего времени одного работника
1996,4 2016,9 20,5
Средняя продолжительность рабочего дня
8,05 8,1 0,05
За счет изменения численности работников фонд рабочего времени увеличился на: 248 дней * 8,05 часов * 2 человека = 3992,8 часов.
За счет изменения среднего количества отработанных дней одним работников фонд рабочего времени также увеличился на: 8,05 часов * 1 день *38 19 человек = 152,95 часов.
За счет изменения средней продолжительности рабочего дня фонд рабочего времени увеличился на: 19 человек * 249 дней * 0,05 час
= 236,55 часов.
Таким образом, действие всех факторов в 2022 году по сравнению с 2021 годом было положительным, но тоже экстенсивным.
Осуществим факторный анализ производительности труда ТОО
«НурАвтоСервис» за 2022-2021 гг.
Указанный анализ позволяет сравнить, как изменения фонда рабочего времени отразились на производительности труда предприятия. Результаты занесем в таблицы 3.3
Таблица 3.3 – Анализ производительности труда в ТОО
«НурАвтоСервис» в 2020-2021 гг., тыс. руб.
Показатель
Период сравнения, год
Отклонение
2020 2021 2021 к 2020
Объем продаж
137600 150718 13118
Среднесписочная численность персонала
15 17 2
Среднесписочная численность только рабочих
5 7
-1
Удельный вес работников в общей численности, процент
76,00 74,02
-1,9
Отработано одним работником за год, дней
246 248 2
Средняя продолжительность рабочего дня, час
8 8,05 0,05
Общее количество отработанного времени всеми работниками за год, чел-час.
1968 1736 232
Среднегодовая выработка одного работника
1101 1186,76 85,96
Среднегодовая выработка
1448,42 1603,38 154,96
Среднедневная выработка
5,89 6,47 0,58
Среднечасовая выработка
0,74 0,80 0,07
Непроизводительные затраты времен, тыс. чел- час.
X
10
X
Выполним расчет влияния следующих факторов на уровень среднегодовой рентабельности продаж работников ТОО «НурАвтоСервис» в
2020-2021 гг.: доли работников в общей численности; количества отработанных дней одним человеком за год; продолжительности рабочего дня; среднечасовой выработки.
В 2021 году выработка на одного работника по сравнению с 2020 годом уменьшилась на 85,96 тыс. руб.
Таким образом, за исключением снижения численности продавцов действие остальных факторов было положительным.
Далее осуществим оценку влияния на изменение среднегодовой выработки работника: количества отработанных дней одним работником за год; продолжительности рабочего дня; среднечасовой выработки.
В 2021 году выработка на одного работника по сравнению с 2020 годом увеличилась на 154,96 тыс. руб.
Выполним аналогичные расчеты за 2021-2022 гг., результаты занесем в таблицу 3.4.
Таблица 3.4 – Анализ производительности труда в ТОО
«НурАвтоСервис» в 2021-2022 гг., тыс. руб.
Показатель
Период сравнения, год
Отклонение
2021 2022 2022 к 2021
Объем продаж
150718 224883 74165
Среднесписочная численность персонала
17 19 2
Среднесписочная численность реализаторов
7 9
1
Удельный вес рабочих в общей численности, процент
74,02 73,64
-0,37
Отработано одним рабочим за год, дней
248 249 1
Средняя продолжительность рабочего дня, час
8,05 8,1 0,05
Общее количество отработанного времени одним рабочим, чел-час.
1996,4 2016,9 20,5
Среднегодовая выработка одного работника
1187 1743,28 556,52
Среднегодовая выработка одного рабочего
1603,383 2367,19 763,81
Сверхплановая экономия времени за счет внедрения мероприятий НТП, тыс. чел-час
X
50
X
Условное изменение стоимости товарной продукции в результате структурных сдвигов
X
600
X
Среднедневная выработка рабочего
6,47 9,51 3,04
Среднечасовая выработка рабочего
0,80 1,17 0,37
Непроизводительные затраты времен, тыс. чел-час.
X
12
X
Сверхплановая экономия времени за счет внедрения мероприятий НТП, тыс. чел-час
X
30
X
Условное изменение стоимости товарной продукции в результате структурных сдвигов
X
800
X
Выполним расчет влияния следующих факторов на уровень среднегодовой выработки работников ТОО «НурАвтоСервис» в 2021-
2022 гг.: доли рабочих в общей численности; количества отработанных дней одним рабочим за год; продолжительности рабочего дня; среднечасовой выработки.
В 2022 году выработка на одного работника по сравнению с 2021 годом уменьшилась на 556,52 тыс. руб. Таким образом, за исключением снижения численности рабочих действие остальных факторов было положительным.
Далее осуществим оценку влияния на изменение среднегодовой выработки рабочего: количества отработанных дней одним рабочим за год; продолжительности рабочего дня; среднечасовой выработки.
В 2022 году выработка на одного рабочего по сравнению с 2021 годом увеличилась на 763,81 тыс. руб.
Таким образом, результаты анализа эффективности использования трудовых ресурсов ТОО «НурАвтоСервис» за 2020-2022 гг. показали следующее. В первую очередь, высокая ротация кадров, текучесть кадров является признаком скрытой нестабильности на предприятии даже в ситуации роста численности персонала за исследуемый период с 15 до 19 человек.
Высокий уровень производительности труда
ТОО
«НурАвтоСервис» в 2020-2022 гг. обусловлен во многом действием внешних факторов, в частности, ценового фактора, который привел к столь стремительному количественному росту выручки от реализации продукции предприятия, а также за счет экстенсивного увеличения
продолжительности рабочего дня, незначительной численности персонала, числа рабочих дней в году и др.
Внутренним резервам роста производительности труда, таким как улучшение технологии производства продукции, увеличение нормы выработки, устранение непроизводительного расхода времени, изменение сменности работы не уделяется должного внимания. Такая ситуация может привести в перспективе к росту затрат на производство и снижению финансовых результатов деятельности, падению производительности труда на предприятии в целом и нормы выработки рабочих.
Низкая доля рабочих в общей численности персонала, а именно 73-80
% полагаем, свидетельствует о том, что в ТОО «НурАвтоСервис» не достаточно внимания уделяется структуре работников предприятия. В кризисных условиях низкое соотношение рабочих в общей структуре приводит к наличию высокого уровня постоянных затрат, вследствие наличия расходов на содержание административного персонала и других категорий работников, не участвующих непосредственно в процессе производства, что пагубно отражается на величине прибыли предприятия при прочих равных условиях.
2.2 Совершенствование стратегии управления трудовыми ресурсами в
ТОО «НурАвтоСервис»
Генеральной целью реализации кадровой стратегии
ТОО
«НурАвтоСервис» должно стать обеспечение качества ее персонала на уровне, позволяющем наиболее эффективно реализовать стратегические цели и политические задачи организации на каждом этапе ее деятельности.
Под обеспечением качества персонала понимается наибольшее достижение соответствия его качественных и количественных характеристик текущим и перспективным потребностям организации.
Внутренним резервам роста производительности труда, таким как улучшение технологии производства продукции, увеличение нормы выработки, устранение непроизводительного расхода времени, изменение сменности работы не уделяется должного внимания. Такая ситуация может привести в перспективе к росту затрат на производство и снижению финансовых результатов деятельности, падению производительности труда на предприятии в целом и нормы выработки рабочих.
Низкая доля рабочих в общей численности персонала, а именно 73-80
% полагаем, свидетельствует о том, что в ТОО «НурАвтоСервис» не достаточно внимания уделяется структуре работников предприятия. В кризисных условиях низкое соотношение рабочих в общей структуре приводит к наличию высокого уровня постоянных затрат, вследствие наличия расходов на содержание административного персонала и других категорий работников, не участвующих непосредственно в процессе производства, что пагубно отражается на величине прибыли предприятия при прочих равных условиях.
2.2 Совершенствование стратегии управления трудовыми ресурсами в
ТОО «НурАвтоСервис»
Генеральной целью реализации кадровой стратегии
ТОО
«НурАвтоСервис» должно стать обеспечение качества ее персонала на уровне, позволяющем наиболее эффективно реализовать стратегические цели и политические задачи организации на каждом этапе ее деятельности.
Под обеспечением качества персонала понимается наибольшее достижение соответствия его качественных и количественных характеристик текущим и перспективным потребностям организации.
Реализация кадровой стратегии в ТОО «НурАвтоСервис» предполагается в два этапа, для каждого из которых характерна постановка и реализация своей группы целей.
На первом этапе основной целью реализации кадровой стратегии
ТОО
«НурАвтоСервис» является обеспечение экономической эффективности управления персоналом организации. Для решения этой цели наиболее характерна постановка следующих задач: обеспечение оптимального состояния между результатом выполняемой конкретным сотрудником работы и затратами организации, связанными с выполнением данной работы.
Это включает организацию и совершенствование форм и методов справедливого и точного учета количества и оценки качества труда каждого сотрудника, а также затрат организации на содержание персонала и обеспечение его деятельности и, кроме того, выработку механизмов регулирования соотношений между этими двумя компонентами в зависимости от уровня успешности деятельности организации; формирование и учет долгосрочных компонентов, определяющих уровень эффективности управления персоналом, таких, как стабильность и гибкость персонала.
На втором этапе основная цель кадровой стратегии – обеспечение социальной эффективности управления персоналом
ТОО
«НурАвтоСервис».
Основными задачами этого этапа являются: выявление, учет и использование в управлении персоналом дифференцированных индивидуальных потребностей и ожиданий сотрудников; формирование коллективных интересов на основе их индивидуальных потребностей.
Для целей повышения эффективности управления трудовыми ресурсами в ТОО «НурАвтоСервис» необходимо регулярно проводить аудит системы управления трудовыми ресурсами.
Аудит системы управления трудовыми ресурсами представляет собой комплексный системный процесс получения и оценки объективных данных об эффективности и качестве управления персоналом в конкретных условиях деятельности организации.
Комплексным аудит позволяет изучить систему управления трудовыми ресурсами ТОО «НурАвтоСервис» с точки зрения экономических, социальных, технологических, организационных и юридических аспектов ее функционирования.
Использование комплексного подхода к оценке системы управления персоналом позволяет увидеть картину управления персоналом в целом с учетом ее включения в общую систему управления организацией.
Комплексный аудит системы управления трудовыми ресурсами в ТОО
«НурАвтоСервис» должен оценить ее состояние, установить уровень соответствия предприятия организационному развитию, стратегии и целям в конкретных условиях деятельности, с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды.
Рассмотрим существующие подходы к стратегическому планированию персоналом в ТОО «НурАвтоСервис».
В данном случае не существует однозначных критериев выбора оптимального подхода: управление, ориентированное на высокие показатели труда; управление, ориентированное на высокий уровень приверженности; управление, ориентированное на высокий уровень участия.
Границы, в которых будет осуществляться реальный стратегический выбор, будут заданы такими факторами, как стратегия бизнеса, имеющиеся в наличии ресурсы и окружение, в котором работает данная организация.
Управление, ориентированное на высокие показатели продаж, направлено на то, чтобы через работников повлиять на такие показатели работы организации, как реализация товара, качество, уровень обслуживания клиента.