Файл: Обучающийся Сытенкова Евгения Михайловна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна Задание На основе анализа материалов лекции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Практическое занятие 4


Выполнил:

Обучающийся Сытенкова Евгения Михайловна

Преподаватель:

Проняева Надежда Анатольевна


Задание 1. На основе анализа материалов лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании в области социально-педагогической деятельности.

Приведите конкретный пример использования данной технологии при реализации программы в дополнительном образовании в области социально-педагогической деятельности, при этом укажите, какие разделы выделяются в структуре портфолио и каково их примерное наполнение.

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов, обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

  • диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

  • целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

  • мотивационную (поощряет обучающихся и педагогов к взаимодействию и достижению положительных результатов);

  • содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

  • развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, и обучения);

  • рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);

  • обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

  • корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Педагогическая идея портфолио предполагает:

  • смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

  • интеграцию количественной и качественной оценок;

  • доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.

Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку;

  • содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения

Для обучающихся портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности:

  • обучающиеся вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио;

  • обучающиеся собирает материал;

  • в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.

Обучающиеся должны научиться:

  • отбирать и оценивать информацию,

  • точно определять цели, которые он хотел бы достичь,

  • планировать свою деятельность,

  • давать оценки и самооценки,

  • отслеживать собственные ошибки и исправлять их.

Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Задание 2. На основе анализа материалов лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании.

Приведите конкретный пример использования данной технологии при реализации программы в области социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании, при этом укажите, какие разделы выделяются в структуре портфолио и каково их примерное наполнение.

Второе задание такое же, как и первое, можно продублировать, но не буду, так как считаю, что это опечатка.

Задание 3. На основе анализа Интернет-источников выявите особенности использования ИКТ в учреждении дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности. Опишите цели и задачи использования ИКТ, приведите конкретные примеры использования данных технологий для решения задач дополнительного образования.

Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным.
Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, а главное, качественно подготовить интересный урок по любому предмету и теме.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудиосопровождения – все это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или на флэш-карте.
Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1- 4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:

  1. Для обозначения темы (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).

  2. Как сопровождение объяснения учителя (могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации).

  3. Как информационно-обучающее пособие (учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку).

  4. Для контроля знаний (использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учеников). Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

Можно выделить следующие особенности данной технологии:
1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране.
2. С помощью доски и мела трудно и нелепо объяснять механизм работы с различными инструментами.
3. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено.
4. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
5. Повышение производительности урока.
6. Установление межпредметных связей.
7. Преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
8. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, изобразительного искусства.

Пример: В классе устанавливается один компьютер. Преподаватель использует его как электронную доску, а ученики, например, при защите проектов.


Пермь - 2022