Файл: Введение Характеристика личности Екатерины.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………….…………......…….3

1. Характеристика личности Екатерины II…..…....................................................5

1.1Дворцовый переворот…………….…….…….....….................…………….....11

2. Особенности просвещенного абсолютизма ………………………………......14

3. Наказ…………………………………………………………………………….17

4. Реформы государственного управления Екатерины II….……………………23

4.1. Губернская реформа…………… …………………………………..………..23

4.2. Судебная реформа……………………………………………………………27

4.3. Секуляризационная реформа………………………………………………..31

4.4. Реформа сената……………………………………………………………….35

4.5. Городская реформа…………………………………………………………...39

4.6. Полицейская реформа………………………………………………………..43

4.7. Реформа образования………………………………………………………47

4.8. Денежная реформа…………………………………………………………51

5. Итоги …………………………………………………………………………..54

Заключение………………………………………………………...............….…56

ВВЕДЕНИЕ


Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного абсолютизма”. Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.

Актуальность исследования. Рассматривая данную тему, следует заметить, что культура абсолютизма в России прошла несколько этапов. Если ее возникновение и становление тесно связано с именем Петра I и Феофана Прокоповича, то расцвет приходится на царствование Екатерины Великой, духовной восприемницы идей Петра, то есть на вторую половину XVIII столетия. Именно это время вошло в историю отечества под названием эпохи просвещенного абсолютизма.


Актуальность темы заключается в том, что политика Екатерины II была характерна для многих европейских государств XVIII в. XVIII в. - время господства просветительской идеологии. Французские просветители Ш.Л. Монтескье, М.В. Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени.

Цель - рассмотреть главные аспекты становления политики «просвещенного абсолютизма».

Задачи:

  • раскрыть сущность влияния европейских просветителей на процесс становления «просвещенного абсолютизма» в России;

  • рассмотреть аспекты законодательной деятельности Екатерины II;

  • оценить роль Екатерины II в истории государства.



  1. Характеристика личности Екатерины II

Безусловно, личность императрицы Екатерины II наряду с политикой «Просвещённого абсолютизма» во многом определила формирование понятия «Золотой век». Ее личные качества повлияли на очень многие стороны деятельности и стали одним из тех явлений, которые породили период русской истории, получивший такое название. Поэтому, для того, чтобы наиболее полно раскрыть сущность понятия «Золотой век», чрезвычайно важно охарактеризовать многостороннюю личность Екатерины и дать ей оценку.

Главный вопрос, который возникает при оценке эпохи и личности Екатерины II: каков побудительный мотив, принципиальный стержень всех ее деяний? Этот вопрос волновал и дореволюционных историков, и современных исследователей (А. Б. Каменский, В. Т. Козлов). Была ли ее деятельность осуществлением продуманной системы реформ, а сама она – новатором, реформатором либерального толка, попытавшимся взрастить на русской почве идеи Просвещения (А. Б Каменский)? Или же Екатерина – традиционный деятель, под покровом новых европейских идей решающий все возникающие перед ней задачи в духе русской традиции и русской теории (В. О. Ключевский)? Или весь период ее царствования – непредугадываемые зигзаги политики, обусловленные влиянием фаворитов (В. Т. Козлов)



Екатерина II была довольно сложной и, безусловно, незаурядной личностью. Ее характер, с одной стороны, приятной, сдержанной и любвеобильной женщины, с другой – человека – крупнейшего государственного деятеля, начал складываться в семье губернатора немецкого города Штеттина и окончательно сформировался при русском дворе.

Положение Екатерины Алексеевны было не из простых. Пятнадцатилетней девушкой она жребием судьбы оказалась заброшенной в чужую и совсем незнакомую для нее страну. С первых дней своего пребывания при русском дворе великая княгиня задала себе два важных урока – во-первых, в совершенстве овладеть русским языком и по возможности усвоить русские обычаи, во-вторых, научиться нравиться. Но как ни была она гибка, как ни гнулась под русские придворные нравы и вкусы, ей приходилось трудно. Нельзя забывать о сложных отношениях Екатерины с императрицей Елизаветой Петровной и пренебрежении со стороны мужа, Петра Федоровича, отношения с которым приносили ей много огорчений.

Настоящую надежную союзницу Екатерина встретила в книге. Образование и умственное развитие императрицы, начатое в духе передового для того времени французского Просвещения еще на родине благодаря французским воспитательницам, было завершено ею самой.

Работы серьезных авторов вызывали у нее наибольший интерес. История, философия, труды французских энциклопедистов стали для будущей императрицы необходимой духовной пищей.

Екатерина II хорошо изучила общество и страну, которой управляла, и в этом ее огромная заслуга. С уверенностью можно утверждать, что такого ответственного подхода к управлению Россией, такого тщательного изучения ее обычаев и порядков (хотя и на уровне «верхних» слоев населения) еще не было. Возможно, в этом и заключается преимущество происхождения императрицы.

Когда настал час переворота (1762 год), Екатерина действовала смело и решительно. Новой императрице присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Петр Ш, напротив, растерялся и не знал, что ему делать. Фридрих II в беседе с французским посланником графом Сергюром сказал о Петре Ш: «…он позволил свергнуть себя с престола как ребенок, которого посылают спать».

Выдающиеся способности Екатерины II позволили ей тридцать четыре с небольшим года занимать престол могущественной Российской империи. При этом, будучи по происхождению немкой, она хорошо понимала главное – русская императрица должна иметь в виду прежде всего интересы России и старалась не отступать от этого основополагающего правила. Подтверждением тому служат ее слова: ''Я никогда ничего не предпринимала, не будучи глубоко убеждена, что то, что я делаю, согласно с благом моего государства: это государство сделало для меня бесконечно много; и я считала, что всех моих личных способностей, непрестанно направленных ко благу этого государства, к его процветанию и к его высшим интересам, едва может хватить, чтобы отблагодарить его'' – так
писала императрица о себе и о России, – стране, в которой она прожила более полувека и которая стала для нее настоящей родиной.

Отличительной чертой личности Екатерины II, ее сильной стороной, была огромная работоспособность, обусловленная неистовой силой воли и осознанной целеустремленностью. Вместе с тем ей присуща была немалая храбрость в сочетании с большой хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием. Она была скорее натурой рационалистической, нежели эмоциональной, умеющей в различных условиях подавлять в себе вспышки гнева, радости и печали. Для ее повседневной деятельности и поведения в свете характерными были жесткий самоконтроль и постоянное стремление ориентироваться на ''общественное мнение''. Справедливости ради надо сказать, что эти последние свойства характера Екатерины II, к сожалению, в немалой степени были утрачены в последние годы царствования.

Развернутая характеристика Екатерины приведена В. О. Ключевским. По меткому выражению историка, она была «последней случайностью на русском престоле», и все время ''твердым, хотя и неслышным шагом шла по намеченному пути, прокрадываясь к престолу». В итоге незаконно и при этом дважды захватила власть: отняла у мужа и не передала сыну Павлу.

Ключевский отмечал далее, что Екатерине наряду с трезвым умом были присущи острая наблюдательность, редкий дар бесподобного умения слушать и особый талант завоевывать общие симпатии. Она была вежлива даже с прислугой, проявляла доброту, но имела холодное сердце. При жизни ее ценили выше, чем стали ценить после смерти, и объясняется это тем, что сама она больше дорожила вниманием своих современников, чем мнением потомков.

Оценивая личность Екатерины II, нельзя не упомянуть о фаворитизме. Составленные разными историками перечни официальных фаворитов включают от 12 до 15 человек. Многие из них особенно в конце царствования, были значительно моложе императрицы. В течение первых десяти лет возле Екатерины находился Григорий Орлов, артиллерийский офицер, воспитанник сухопутного Кадетского корпуса, участник Семилетней войны. Он и его брат Алексей были главными организаторами дворцового переворота и возведения Екатерины II на престол. С 1774 года фаворитом императрицы стал крупнейший государственный деятель России светлейший князь Г. А. Потёмкин. Несомненно, такие люди влияли на политику государства, но если учесть, что Екатерина никогда не поступалась и частицей своей самодержавной власти, а также была свободолюбива и независима, то вряд ли влияние фаворитов можно считать значительным. Оно проявлялось лишь в той мере, в какой это допускала сама императрица. Таким образом, есть основания утверждать, что позиция некоторых историков, настаивающих на том, что ''весь период царствования Екатерины – это зигзаги политики, обусловленные влиянием фаворитов'', не состоятельна.


Следует сказать несколько слов о Екатерине как о государственном деятеле. В политике она была достаточно жесткой и властной, беспринципной и гибкой, терпеливой и работоспособной, умеющей разбираться в людях и брать от них лучшее или играть на слабостях, образованной, и главное, умной.

Отдавая отчет в трудности своего положения, избегавшая столкновения с дворянами, давшими ей трон и корону, желая сгладить впечатление захвата власти и стать популярной в чужом отечестве, императрица посвятила себя и свою политику служению интересам этого класса. Таким образом, главной чертой Екатерины II как государственного деятеля стала откровенная и полная поддержка правящего класса дворян.

Историк В. О. Ключевский был осторожен в публичных оценках коронованных особ русского самодержавия. Но в записках, сделанных им для себя, откровенно заметил: «При Екатерине II когти правительства остались те же волчьи когти, но они стали гладить по народной коже тыльной стороной, и добродушный народ подумал, что его гладит «чадолюбивая мать». При этом следует подчеркнуть, что Екатерина широко использовала социальную демагогию. Она любила пофилософствовать об «общем благе», о «всеобщем благоденствии» народа. Также стоит заметить, что, описывая состояние своих подданных, императрица не гнушалась грубым обманом. В письме Вольтеру она писала: «Впрочем, В России подати столь умеренны, что нет у нас ни одного крестьянина, который бы, когда ему ни вздумалось, не ел курицы, а в иных Провинциях с некоторого времени стали предпочитать курицам индеек». Такие заявления, в определенной мере свойственные характеру Екатерины, очень строго оцениваются некоторыми историками, но не следует забывать, что личные устремления императрицы часто противоречили практической деятельности, ей часто приходилось приспосабливаться, и данный обман можно простить как издержки характера, не принимая его за главный критерий при оценке личности.

Четко определившись в том, что ей нужно и чего от нее ждут, императрица давала широкие предначертания, воскрешала память Петра Великого, по словам Ходасевича, привлекала сердца, восхищала умом, чаровала улыбками. «Царствование Екатерины II, – подчеркивал Пушкин, – имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России»


    1. ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ