Файл: Законы научения едины для человека и остальных живых существ. Джон Браадус Уотсон (18781958).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.

Выдающиеся мыслители, учёные и психологи

Взгляд на психологию. Основная суть

Критика

Эдвард Торндайк (1874–1949)

Предметом психологии является поведение, а не сознание. Поведение как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. «стимул – реакция (S-R).

Законы научения едины для человека и остальных живых существ.

Джон Браадус Уотсон (1878–1958)

Исследования развития психики сводятся к изучению связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями.

У. Хантер (1886–1954) и К. Лешли (1890–1958)

Психика сводится к внешне наблюдаемому поведению

М. Вертгеймер (1880-1943)

Предметом является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
Единица анализа поля (сознания) выступает целостная структура — гештальт, но не сводимая к сумме ощущений.
Восприятие не может базироваться на ощущения. Последнее — фикция.

Теоретический потенциал гештальпсихологии был исчерпан (в 30-е годы школа распалась).

В. Келер (1887-1967)

Не все выводы и интерпретации обоснованы: проблемы изоморфизма, роль феноменологической редукции.

К. Коффка (1886-1941)

Не все положения были четко сформулированы.

К. Левин (1890-1947).

Ж. Пиаже (1896–1980)

Предметом генетической психологии является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность. Механизмы построения схемы – ассимиляция и аккомодация.

Недооценена роль обучения как важнейшего условия перехода с одного уровня развития интеллекта на другой.

Б. Инельдер (1913 - 1997)

Многочисленные исследования, выполненные отечественными психологами, доказали, что развитие мышления детей обусловлено правильно организованной системой обучения.

Е. Шеминский (1881 – 1937)

Недооценка роли среды и влияния взрослого в психическом развитии детей.

Зигмунд Фрейд (1856–1989)

К. Г. Юнг (1909 -1913)

Предметом психологии являются глубинные, бессознательные структуры психики. Методом их исследования — разработанный этой школой психоанализ.

Психоанализ - глубинная психотерапия, это метод изучения личности, импульсов, мотивов поступков, желаний, травм раннего развития и эмоциональных расстройств и воздействий бессознательного на эти факторы.

Развитие человека и общественных форм является естественноисторическим процессом. Абсолютизированные экономические факторы, по существу, приводят к игнорированию психологических мотивов в поведении людей.

А. Адлер (1870-1937)

Пансексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы.

К. Хорни (1885-1952)

Практически совсем не учтена роль социальных и индивидуальных различий, которые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности.

Вильям Штерн (1871—1938)

Предметом исследования в персонализме является творческая субъективность человека. Основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственного воспитания личности. Персона – личность.

Проблема взаимосвязи развития речи и мышления.

Э. Мунье (1905-1950)

Попытка синтеза в персонализме несет в себе очевидное противоречиедедуктивного обоснования жизни в качестве иррационного начала.

Бердяев Н.А (1874-1948)

Нельзя сводить «личность как понятие» к какому к какому-либо аспекту функционирования. Самопознание- важнейшая сторона личности, но не вся личность.

Ф.Якоби (1743-1819)

А. Маслоу (1908–1970)

Предметом является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Это потенциал развития человеческой личности, преодолевающий границы адаптации. Поэтому центральным объяснительным принципом нового подхода стал принцип "самоактуализации", т.е. максимального раскрытия природных возможностей человека, раскрепощения его "сущностных" сил. Предметом является личность и присущие только ей проявления, такие как: самоактуализация, свобода, творчество, любовь, ценности и смыслы.

Абстрактность и неточность понятий.


Г. Олпорт (1897-1967)

Невозможность объективных измерений.


К. Роджерс (1902-1987)


Чрезмерный идеализм и приверженность одной культуре.

Р. Мэй (1909-1994)


2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Ситуация

Свойство внимания

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

1) устойчивость

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

2) концентрация

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

3) распределение

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

4) объем

д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

5) переключение

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

 6) переключение

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

 7) устойчивость

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

 8) объем

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

 9) концентрация

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

 10) устойчивость

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

 11) распределение

м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке

 12) распределение

 

3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.

Сознание человека

  • Общие характеристики:

  1. Рефлексивная способность;

  2. Представление и воображение действительности;

  3. Способность к коммуникации;



  • Частные характеристики:


  1. Восприятие человеком себя как познающего субъекта;

  2. Связь воображения и представлений человека с его волей:

  • Связь сознания с мышлением и речью;

  • Наличие интеллектуальных схем;

  • Отражение в сознании сущностных характеристик явлений и предметов;

4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.

Сангвиническому типу свойственен высокий темп деятельности, достаточно быстрые реакции, не чрезмерная активность, выраженная эмоциональность и уравновешенность.

Холерик – человек с гипербыстрой реакцией, с высоким типом деятельности, с высокой переключаемостью с одной деятельности на другую и быстрой сменой настроений. Холерик неуравновешен, и в нем явно преобладают процессы возбуждения.

Человеке замедленными реакциями – флегматик. Он медленно переходит из состояния в состояние, слабоэмоционален, он динамически уравновешен.

Во многом похож на флегматический меланхолический темперамент. У меланхолика слабая нервная система, он неуравновешен, заторможен. Меланхолик чаще пребывает в заторможенном пассивном состоянии.

Айзенка личностный опросник (EPI).

Обработка результатов

Экстраверсия:

12 - среднее значение;
Нейротизм:

  • 9 - 13 - среднее значение;


Ложь:

  • меньше 4 - норма.


Сангвиник
Стимульный материал

Айзенка личностный опросник (ЕР1)/Текст опросника (вариант А)

  1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытывать сильные ощущения?

  2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить или посочувствовать?

  3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

  4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?

  5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

  6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

  7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

  8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?

  9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

  10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?

  11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

  12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

  13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

  14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?

  15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

  16. Верно ли, что вас легко задеть?

  17. Любите ли вы часто бывать в компании?

  18. Бывают ли иногда у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

  19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

  20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?

  21. Много ли вы мечтаете?

  22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

  23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

  24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

  25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлечься с веселой компанией?

  26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

  27. Слывете ли вы за человека живого и веселого?

  28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

  29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

  30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

  31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

  32. Что вы предпочитаете, если хотите узнать что-либо: найти в книге (ответ “Да”) или спросить у друзей (ответ “Нет”)?

  33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?

  34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

  35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

  36. Всегда ли вы говорите только правду?

  37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?

  38. Раздражительны ли вы?

  39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?

  40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

  41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

  42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

  43. Часто ли вам снятся кошмары?

  44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

  45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

  46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

  47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

  48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

  49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

  50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

  51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?

  52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

  53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

  54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

  55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

  56. Любите ли вы подшутить над другими?

  57. Страдаете ли вы бессонницей?




Бланк ответов

Васильев Искандер Александрович

Возраст 29 лет; Образование – Высшее;


Номер

Ответы

Номер

Ответы

Номер

Ответы

п/п

да

нет

п/п

да

нет

п/п

да

нет

1

+




20

+




39

+




2

+




21

+




40




+

3




+

22




+

41




+

4




+

23

+




42




+

5

+




24

+




43




+

6

+




25

+




44

+




7

+




26

+




45




+

8

+




27

+




46

+




9




+

28

+




47




+

10




+

29




+

48

+




11

+




30

+




49

+




12

+




31

+




50

+




13




+

32

+




51




+

14




+

33

+




52




+

15




+

34

+




53

+




16




+

35

+




54

+




17

+




36




+

55

+




18

+




37

+




56




+

19

+




38




+

57




+

I:




Э=13 б.







Н=13 б.







Л=3 б.


Васильев Искандер Александрович