Файл: Отчет о прохождении преддипломной практики наименование вида и типа практики (практической подготовки).docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ» |
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
наименование вида и типа практики
(ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ)
| Обучающегося(ейся) __5___ курса, |
| Направление: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (направленность Эффективное государственное управление) |
| Крюкова Виктория Олеговна |
| ФИО студента |
| Руководитель практики: |
| к.э.н., доц. Терехова-Пушная Д.В. |
| должность, Ф.И.О. |
| Защищено с оценкой______________ |
Москва 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Целью преддипломной практики является освоение общепрофессиональных и профессиональных компетенций, предусмотренных рабочей учебной программой практики, а также сбор информация для написания выпускной квалификационной работы на тему «Обоснование приоритетов развития малого предпринимательства и разработка мероприятий по их реализации на региональном уровне». Малый бизнес выступает как один из наиболее емких ресурсов социально- экономических преобразований в стране. Нельзя не отметить, что современный рынок ориентируется на два противоположных тренда: с одной стороны, наблюдается тенденция безграничного укрупнения компаний, которые приобретают транснациональный характер и создают стандартный товар с минимальными затратами, с другой стороны, развивается и прямо противоположный подход, который осуществляется малым бизнесом – обеспечивая максимальную индивидуализацию товаров, услуг, осуществляя адресный подход к их потребителю. При этом для малых предприятий характерны такие позитивные моменты, как возможность быстро реагировать на изменения рынка, учитывать сиюминутные настроения потребителя. Как бы такие компании не старались выжить в тяжелых экономических условиях, большинство из них не справляются без соответствующей государственной поддержки. В рамках преддипломной практики изучались процессы реализации управленческих решений в Администрации Великого Новгорода, прежде всего, направленные на эффективность ее деятельности. Определены задачи преддипломной практики в рамках выбранной темы исследования, сформированы исследовательские задачи в соответствии с темой ВКР. Срок прохождения производственной (преддипломной) практики с «26» 09.2022 г. по «16» 01. 2023 г. |
Раздел 1. Общая часть
Основной вид деятельности организации: Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера (код по ОКВЭД 84.11.3). Организация включена в реестр зарегистрированных средств массовой информации Роскомнадзора как учредитель (соучредитель) СМИ Руководителем организации (лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица) с 31 марта 2022 г. является исполняющий полномочия мэра Великого Новгорода Еремин Владимир Александрович. На данный момент Администрация Великого Новгорода значится учредителем в следующих организациях:
Главный бухгалтер – обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности на предприятии на основе прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля. Руководит работниками бухгалтерии предприятия. Начальник планово-экономического отдела руководит и координирует деятельность всех подразделений предприятия по составлению перспективных планов экономического развития. Обеспечивает строгое соблюдение режима экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех участках хозяйственной деятельности предприятия. Структура Администрации Великого Новгорода. Еремин Владимир Александрович Исполняющий полномочия Мэра, заместитель Главы администрации Великого Новгорода Телефон: 983-422 Кабинет: 29 Павлова Ольга Сергеевна Заместитель Главы администрации Великого Новгорода Телефон: 983-467 Кабинет: 48 Медведева Илона Васильевна Временно исполняющий обязанности заместителя Главы администрации Великого Новгорода Телефон: 983-407 Кабинет: 56 Средняков Иван Игоревич Заместитель Главы администрации Великого Новгорода Телефон: 983-403 Кабинет: 54 Медеева Елена Анатольевна Временно исполняющий обязанности заместителя Главы администрации Великого Новгорода Телефон: 983-405 В администрации Великого Новгорода соблюдены все требования и нормативы безопасности жизнедеятельности. Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих проводятся в соответствии с установленными государственными стандартами. Регулярно проводятся все необходимые инструктажи работников: вводный (при приеме на работу, ответственный - инженер по охране труда), первичный инструктаж на рабочем месте (ответственные - начальники отделов), повторный и т.д. Прямая ответственность за безопасность жизнедеятельности работников и руководство работой по технике безопасности возложена на Еремина Владимира Александровича, исполняющего полномочия Мэра. На предприятии организовано обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов, связанных с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах с осуществлением надзора и технического контроля за проведение работ. Для обеспечения пожарной безопасности на предприятии соблюдается противопожарный режим. Проходы и выходы из помещений, проезды и подъезды к источнику воды, подступы к наружным лестницам, ведущим на чердак и крыши здания, имеют свободный доступ. В каждом помещении имеются первичные средства тушения пожаров, все средства тушения содержатся в состоянии готовности. Планы эвакуации размещены во всех помещениях на видных местах. Правила эксплуатации электросети, электрооборудования и электронагревательных приборов соблюдаются строго. Для обеспечения безопасности жизнедеятельности работников на предприятии проводятся мероприятия организационного, законодательного и санитарно-гигиенического характера. Законодательные мероприятия включают в себя соблюдение требований законодательных документов, в том числе нормированная рабочая неделя, своевременный отпуск, регулярный медицинский осмотр. Соответствие условий на предприятии нормативным требованиям предопределяет безопасные и комфортные условия труда для всех категорий работников администрации Великого Новгорода. Раздел 2. Индивидуальная часть 2.1. Анализ развития малого бизнеса в субъекте федерации – Новгородской области Рассмотрим основные показатели социально-экономического развития Новгородской области за январь - ноябрь 2022 года1. Показатели экономического развития региона.2 В 2021 г. в целом по области: Число субъектов МСП (ед. на 10 тыс. чел. населения). В 2021 г. в Новгородской области осуществляло деятельность 20,5 тыс. субъектов МСП, число субъектов МСП на 10 тыс. жителей населения составило 341,24 чел., 101,6% к 2020 г. Максимальная концентрация субъектов МСП на 10 тыс. чел. населения области наблюдается в Валдайском (497 субъектов) и Пестовском районах (455 субъектов), Великом Новгороде (420 субъектов), наименьшая – в Волотовском округе (134 субъекта), Поддорском районе (146 субъектов) и Солецком округе (204 субъекта). Рост значения показателя к 2020 г. в шести ОМСУ области, наибольший рост – в Валдайском (165,7%) и Мошенском (126,7%) районах. Незначительное снижение значения показателя в Боровичском районе (98,9% к 2020 г.). Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (%) за 2021 г. составило 23,45%, рост на 0,03 п.п. к 2020 г. Лучшее значение показателя – в Батецком (50,7%), Боровичском (34,4%), Пестовском (33,3%) и Демянском (33,2%) районах, наименьшее – в Парфинском (15,4%) Поддорском (15,8%), Старорусском (16,0%) районах. К 2020 г. показатель увеличился в пяти ОМСУ области, максимальный рост – в Боровичском районе (на 6,2 п.п.), снижение показателя – в Мошенском районе (на 0,7 п.п. к 2020 г.). Информация о малом и среднем предпринимательстве Великого Новгорода.3 По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) число субъектов МСП в Великом Новгороде на 1 октября 2022 года составило 15186 единиц, из них число индивидуальных предпринимателей – 5620, юридических лиц – 4303. Число физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (самозанятых граждан), по состоянию на 1 октября 2022 года составило 5263. В рамках внепрограммных мер поддержки Администрация Великого Новгорода привлекает малый бизнес для реализации государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". За 9 месяцев 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у субъектов МСП и социально ориентированных некоммерческих организаций осуществлено 168 закупок. Сумма НМЦК с указанным ограничением, по итогам которых соответствующими требованиям документации признаны 1 и более заявок, - 288,4 млн. рублей. В данных закупках приняли участие 336 субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, из них с 115 участниками по итогам закупки заключены контракты на сумму – 268,8 млн. рублей. Основное количество малых и средних предприятий - юридических лиц в Новгородской области в 2021 году осуществляли деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (28.5%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (21.7%), строительства (13.9%) и обрабатывающих производств (12.7%). Среди обрабатывающих производств наибольшей популярностью пользовались обработка древесины и производство изделий из дерева - 19.3% юридических лиц, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 18%, производство пищевых продуктов - 12.4%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 9.5%, производство машин и оборудования - 8.9%. Транспортной деятельностью были заняты 6.3% предприятий, сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством - 4.8%. Более 40% индивидуальных предпринимателей занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (меньше, чем в 2020 году – на 9.8 процентного пункта), 19.2% - транспортной деятельностью (больше на 3.2 п.п.), 11.5% - операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (на 3.3 п.п.). В обрабатывающих производствах осуществляли деятельность 6.8% индивидуальных предпринимателей, 40.6% (в 2020 году - 37.5%) из них были заняты обработкой древесины и производством изделий из дерева. В сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве работали 6% индивидуальных предпринимателей. По средней численности работников юридических лиц удельный вес Новгородской области в РФ составил 0.4%, в СЗФО - 3.3%, по количеству лиц, занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности - 0.4% и 5.5% соответственно. Среди регионов СЗФО в 2021 году наибольшая доля численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц (54%) и работников в индивидуальном предпринимательстве (21.9%) была занята в Санкт-Петербурге. По количеству работников в индивидуальном предпринимательстве Новгородская область - на седьмом месте, опередив Мурманскую область (5.4%), Псковскую область (5%) и Республику Карелия (4.7%). Удельный вес численности работников малого и среднего бизнеса от общего числа занятых в экономике Новгородской области в 2021 году составил 26%, в таких видах деятельности как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 70.6%, гостиницы и рестораны - 61.5%, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 54.1%, строительство - 38.5%, добыча полезных ископаемых - 38.1%, транспорт и связь - 28.4%. Наибольшее число замещенных рабочих мест на малых и средних предприятиях приходилось на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 23.2%, обрабатывающие производства - 21.3%, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг - 19.5%, строительство - 11.5%. Меньше всего работающих - на малых и средних предприятиях с основным видом деятельности "образование" и "рыболовство, рыбоводство" (0.3% и 0.2% соответственно). Самая высокая доля занятых индивидуальным предпринимательством - в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (45.6%), транспортной деятельности (13.1%) и обрабатывающих производств (12.6%). Наименьшая доля занятых - в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (0.2%). Среди юридических лиц малого и среднего бизнеса Новгородской области наиболее крупными по численности работников были предприятия обрабатывающих производств (19 человек в среднем на одно предприятие), здравоохранения и предоставления социальных услуг (18 человек), самые малочисленные - предприятия рыболовства и рыбоводства (7 человек), финансовой деятельности (5 человек). В индивидуальном предпринимательстве по числу участников бизнеса лидируют следующие виды деятельности: "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды", "гостиницы и рестораны" (по 4 человека), меньше всего задействовано работников в финансовой деятельности, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг (в среднем по 1 человеку). Характерной чертой малого и среднего предпринимательства является активное привлечение работников на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера. На условиях вторичной занятости малыми и средними предприятиями - юридическими лицами в 2020 году было привлечено 5682 человека (10% от общей численности работающих). Особенно распространено привлечение работников на условиях вторичной занятости в организациях образования - 42.2%, здравоохранения и предоставления социальных услуг - 20.7%, по операциям с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг - 18.1%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 17.4%. Меньше всего привлеченных работает в гостиницах и ресторанах - 3.9%, добыче полезных ископаемых - 4.4%. Индивидуальные предприниматели активно привлекают наемных работников, партнеров и членов семьи, в 2021 году на их долю приходилось 54.8% общего числа замещенных рабочих мест. В основном это наемные работники (49.3% привлеченных). Наибольшее число наемных работников занято в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - по 71%, гостиницах и ресторанах - 67%, рыболовстве и рыбоводстве - 58%, оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 55%, строительстве - 44%. Партнеров и помогающих членов семьи больше всего задействовано в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 18%, рыболовстве и рыбоводстве - 11%. Меньше всего наемных работников привлекается в здравоохранение и предоставление социальных услуг - 11%, партнеры и помогающие члены семьи в 2021 году не привлекались в образование и в производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Более половины (57.1%) общего числа замещенных рабочих мест в организациях малого и среднего бизнеса и 40.1% индивидуальных предпринимателей приходились на Великий Новгород. Лидирующими районами по численности занятых малым и средним предпринимательством являлись Боровичский (11.3% средней численности работников юридических лиц и 11.8% индивидуальных предпринимателей), Новгородский (6.3% и 6.6% соответственно) и Старорусский (3.4% и 8.6%) районы. Среди юридических лиц малого и среднего бизнеса наиболее крупными по численности работников были предприятия Мошенского (20 человек в среднем на одно предприятие), Демянского и Крестецкого (по 19 человек), Волотовского (18 человек) районов. Привлечение работников на условиях вторичной занятости наибольшее распространение получило в Великом Новгороде (12.3% от общей численности работающих на малых и средних предприятиях), Новгородском (9.6%), Волотовском (9.1%), Пестовском (8.6%), Крестецком (7.8%), Боровичском (7.6%) и Маловишерском (7.5%) районах. Меньше всего привлеченных работало в Холмском районе (1.1%), в Поддорском районе в 2021 году внешних совместителей не было. На долю наемных работников, партнеров и членов семьи в 10 районах и городском округе области приходилось более половины занятых индивидуальным предпринимательством. Наибольшее число наемных работников отмечено в Пестовском (63.1%) и Холмском (61.4%) районах, Великом Новгороде (59.3%), Старорусском (58.4%), Батецком (56.2%), Любытинском (55.5%) и Окуловском (54.6%) районах. Партнеров и помогающих членов семьи больше всего задействовано в Батецком (15.4%), Мошенском (15.2%), Солецком (14.1%), Холмском (13.3%) и Хвойнинском (11%) районах. Среднемесячная заработная платаработников малых и средних предприятий - юридических лиц в 2021 году составила 18475 рублей и была ниже, чем в целом по области на 29.9%. На средних предприятиях заработная плата насчитывала 24.7 тыс. рублей (ниже на 6.4%), на малых - 17.3 тыс. рублей (на 34.5%). Средняя заработная плата на предприятиях малого и среднего бизнеса Новгородской области была ниже среднероссийского показателя на 788 рублей или на 4.1%. Наибольший разрыв в оплате труда от среднеобластного уровня зафиксирован в образовании (52.8% от среднеобластной заработной платы соответствующего вида деятельности), обрабатывающих производствах - 61.2%, финансовой деятельности - 62.6%, производстве и распределение электроэнергии, газа и воды - 63.2%. Вместе с тем, заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства была выше, чем в организациях с аналогичными видами деятельности в целом по области (на 22.5% и на 7.9% соответственно). Наиболее высокий уровень средней заработной платы в 2021 году сложился в организациях малого и среднего бизнеса здравоохранения и предоставления социальных услуг (в 1.5 раза выше, чем в среднем на всех малых и средних предприятиях области), осуществляющих финансовую деятельность (на 31.7%), добычу полезных ископаемых (на 9.3%), строительную деятельность (на 7.2%). Значительно ниже среднего уровня отмечалась заработная плата в таких видах деятельности как образование - на 38.1%, гостиницы и рестораны – на 27.2%, рыболовство и рыбоводство - на 21.2%. В 2021 году в расчете на одно малое и среднее предприятие выше среднего показателя выручка была в добыче полезных ископаемых (39.2 млн. рублей), оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (35.8 млн. рублей), обрабатывающих производствах (35.5 млн. рублей), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (23.4 млн. рублей), строительстве (19.4 млн. рублей). В расчете на одного индивидуального предпринимателя выше среднеобластного показателя в 1.5 раза сложилась выручка в обрабатывающих производствах, в 1.4 раза - в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды и оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", в 1.3 раза - в деятельности гостиниц и ресторанов. Наибольший вклад в объем полученной выручки субъектами малого и среднего предпринимательства - юридическими лицами внесли предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (43.1%), обрабатывающих производств (19%), строительства (11.4%), по операциям с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (10.9%). Предприятиями, выпускающими пищевые продукты и напитки, получено 30.4% выручки обрабатывающих производств малых и средних предприятий. Подавляющая часть полученной выручки в индивидуальном предпринимательстве приходилась на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 56.6%, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг - 11.8%, обрабатывающие производства - 10.5%, транспорт и связь - 9%. Значительную долю выручки обрабатывающих производств составили такие виды деятельности как обработка древесины и производство изделий из дерева - 27.8%, производство пищевых продуктов, включая напитки - 17.1%, производство резиновых и пластмассовых изделий - 15%, текстильное и швейное производство - 12.2%. В сплошном обследовании было выделено пять основных видов господдержки малого и среднего бизнеса - финансовая, информационная, консультационная, имущественная, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников. Самый распространенный среди них - финансовая поддержка: это предоставление кредитов, грантов, бюджетных инвестиций, государственных гарантий по кредитам, субсидий и т. п. Гораздо меньше распространены такие формы поддержки, как подготовка и переподготовка кадров, имущественная поддержка в виде передачи во владение и пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, сооружений, машин, транспортных средств, на безвозмездной основе или на льготных условиях. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства, по формам полученной поддержки в рамках государственной (муниципальной) программы, представлено на рис. 1. Рисунок 1. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства, по формам полученной поддержки Самое большое число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, получивших господдержку, осуществляет деятельность в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства: на этот сектор приходится около 50% всех получателей господдержки. В том числе 39.9% малых предприятий и 53.7% индивидуальных предпринимателей. Аграрный сектор также лучше других информирован о возможности получить господдержку - 34.2% приходится на малые предприятия и 32.5% - на индивидуальных предпринимателей. Результаты сплошного наблюдения дают максимально полное представление о реальном положении дел в сегменте малого и среднего бизнеса и позволяют обеспечить формирование информационных ресурсов для разработки и реализации системных мер поддержки малых предприятий и индивидуальных предпринимателей области. Кроме того, итоги сплошного обследования позволят самому бизнесу увидеть структуру рынка и понять, куда двигаться и какие направления развивать. |
2.2. Общие характеристики малого предпринимательства в экономике России Показатели развития малого и среднего предпринимательства представляют собою важнейшую экономическую характеристику, являющуюся индикатором зрелости экономических институтов, качества предпринимательской инициативы, человеческого капитала, степени экономической свободы в обществе и развития инноваций4. По данным официального сайта Правительства России (government.ru) и единого реестра субъектов МСП количество малых и средних предприятий в России составляет чуть менее 6 млн. (5 602 738). При этом за последние 5 лет наблюдаются незначительные колебания возле отметки в 6 млн. Однако стоит отметить, что за 2020 год количество МСП самое низкое за последние 5 лет (см. таблицу 1). Сокращение за последний год примерно 300000 предприятий. Таблица 1 Количество МСП в Российской Федерации с 2016 года
Источник: Составлена автором по данным https://rmsp.nalog.ru/statistics.html Численность работников немного ниже 16 млн. человек, при этом за последний год (2020) наблюдается некоторое увеличение примерно на 200000 тыс. человек. Растет общее количество продуктов и услуг с 2017 года более чем в два раза до 7 749 в 2020 году. Также судя по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, предпринимательство Российской Федерации – это в большей степени микробизнес – примерно 96% – в 2020 году (см. таблицу 2). Таблица 2 - Количество МСП по типам
Источник: Составлена автором по данным https://rmsp.nalog.ru/statistics.html Доли микро, малых и средних предприятий от всего количества МСП в России (таблица 3). Таблица 3 - Доли МСП от всего количества МСП в России, %
Источник: Составлена автором по данным https://rmsp.nalog.ru/statistics.html Обратимся к другим источникам. По данным Федеральной службы государственной статистики России количество малых предприятий (см. таблицу 4) за 2018 год снизилось (на 3,4%), как и средняя численность работников (на 1,4%). Таблица 4 - Статистика по предприятиям в Российской Федерации (Росстат)
Источник: Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Mal- pred_2019.pdf По мнению директора Федеральной Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП) Александра Бравермана «главным показателем, отвечающим за положительное развитие малого и среднего бизнеса в любой стране, является численность занятых в этой сфере. В Российской Федерации на 1 тысячу человек приходится 40 субъектов МСП, и по этому показателю Россия опережает такие страны, как Германия (30), Великобритания (32) и Япония (22). Доля занятых в российском малом бизнесе в общей численности населения сегодня составляет около 13%, в Великобритании этот показатель 16,3 процента, в Германии 22,1 процента»5. В связи с этим необходимо отметить заметное расхождение в подходе разных ведомств (Федеральная налоговая служба (ФНС), которая ведет Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ЕГРИП и ЕГРЮЛ и Федеральная служба государственной статистики) к оценке общего числа субъектов МСП и количества работающих в этой сфере человек. Так, по мнению специалистов РАНХиГС данные Федеральной службы государственной статистики по индивидуальным предпринимателям за 2009-2016 годы в среднем ниже показателей ФНС на 1,1 млн единиц в год. Также есть и тонкости классификации субъектов МСП. Росстат, например, относит к предприятиям и делит на малые и средние только юридических лиц, а ИП учитывает отдельно. Единый реестр в этом смысле более гибкий и отображает индивидуальных предпринимателей в том числе и по «размеру» – микро-, малые или средние. Стоит отметить, что по данным Росстата оборот предприятий, а также инвестиции в основной капитал выросли (с 2012 года почти в два раза). Если говорить про структуру деятельности МСП в России, то в 2018 году 929 тыс. МСП (34,8%) занимались торговлей, недвижимым имуществом (7,7%), деятельностью в сфере транспортировки и хранения (6,5%), строительством (12,7%) и обрабатывающими производствами (8,5%). В случае с индивидуальными предпринимателями в торговле заняты - 43,8%, траснпортировкой (12%), операциями с недвижимостью (5,7%). Необходимо отметить достаточно низкий уровень инновационной и инвестиционной активности малого и среднего бизнеса (от 3,4% в сфере добычи полезных ископаемых – до 5,8% для обрабатывающих производств)6. Также выделим неравномерность развития малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации. Так, на десять регионов с наибольшим количеством малых фирм приходится около 46% общего количества хозяйствующих субъектов. При этом в некоторых регионах наблюдается сокращение численности МСП. Так, по данным налоговой службы, основными регионами, где с августа 2018 по август 2021 прекратили деятельность 750 тысяч малых предприятий, стали Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и Московская область. Одной из причин называется высокая конкуренция в этих регионах. Важнейшей характеристикой деятельности субъектов МСП является конкурентоспособность на глобальном уровне. Рассмотрим рейтинг глобальной конкурентоспособности 2018-2020 г.7 (далее GCI 4.0). Представленный в 2018 году, GCI 4.0 предоставляет подробную карту факторов и атрибутов, которые влияют на производительность, рост и развитие человека в эпоху четвертой промышленной революции. Рейтинг 2020 года охватывает 141 экономику, на которые приходится 99% мирового ВВП. Индекс закреплен в экономической литературе, посвященной учету роста, и призван измерить движущие силы «общей производительности факторов» (TFP), той части экономического роста, которая не объясняется ростом факторов производства. TFP можно интерпретировать как умелое использование этих факторов и является основным показателем, определяющим долгосрочный экономический рост. Проще говоря, насколько эффективно объединяются единицы труда и капитала для производства продукции. Индекс GCI 4.0 является объединением 103 отдельных показателей, полученных на основе комбинации данных международных организаций, а также из опросов Всемирного экономического форума. Индикаторы разбиты на 12 базовых «столпов»:
Эффективность страны в отношении общих результатов GCI, а также каждого из ее компонентов указывается в виде «показателя прогресса» по шкале от 0 до 100, где 100 представляет «границу», идеальное состояние, когда проблема перестает влиять на ограничение роста производительности. Каждая страна должна стремиться приблизиться к границе по каждому компоненту индекса. GCI 4.0 позволяет экономикам отслеживать прогресс с течением времени. Этот подход подчеркивает, что конкурентоспособность не является игрой с нулевой суммой между странами – она достижима для всех стран. По данным рейтинга GCI 2018-2020 года Российская Федерация занимает 43-е место в мире, то же самое место, что и за предыдущий период, несмотря на улучшение на 1,1 балла. Примечательно, что макроэкономическая среда (43-е место) значительно улучшилась (+2,5 балла и рост на 12 позиций). Отмечается преодолении рецессии 2015 года, низкий уровень инфляции (3%), устойчивость государственных финансов (43-е место). Кроме того, Россия улучшила свой инновационный потенциал на 2,2 балла (32-е место) благодаря повышению качества своих исследовательских институтов (9-е место) и постоянным расходам на НИОКР (1,1% ВВП, 34-е место) (таблица 5). Таблица 5 - Сравнение рейтингов глобальной конкурентоспособности 2018-2019 и 2019-2020 гг. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индикатор | Позиция РФ | Позиция (Индекс) РФ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2018-2019 | 2019-2020 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Институты | 88 | 74 (52,6) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инфраструктура | 35 | 50 (73,8) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внедрение ИКТ | 62 | 22 (77) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Макроэкономическая стабильность | 91 | 43 (90) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здравоохранение | 62 | 97 (69,2) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профессионализм и навыки | 32 | 54 (68,3) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продуктовый рынок | 87 | 87 (52,9) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рынок рабочей силы | 49 | 62 (61,0) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансовая система | 108 | 95 (55,7) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размер рынка | 91 | 6 (84,2) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамизм бизнеса | 72 | 53 (63,1) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способность к инновациям | 56 | 32 (52,9) |
Инновации также поддерживаются ростом внедрения ИКТ (+4,9 балла, 22-е место) благодаря особенно быстрому распространению Интернета, достигнув 81% населения (39-е место). Менее позитивный момент заключается в том, что профессиональные навыки рабочей силы в России уменьшаются (-0,2 балла, 54-е место).
Признавая положительную динамику некоторых показателей и оценок приведенных рейтингах, нельзя признать их полностью соответствующими реальному состоянию сектора МСП.
В основе таких неудовлетворяющих ни власть, ни население оценок – низкое качество государственных программ и национальных проектов на федеральном и региональном уровнях, пробуксовка административных реформ, а также имиджевые проблемы страны.
Между тем, обеспечение более высокого будущего роста потребует повышения национальной конкурентоспособности и необходимости проведения реформ в области предложения и инвестиций для укрепления производственных секторов.
И по мере того, как будет развиваться четвертая промышленная революция, будет все более важно поддерживать появление новых секторов экономической деятельности посредством усилий, направленных на повышение конкурентоспособности и создании благоприятных условий для инвестиций и инноваций.
В целом, можно отметить постоянство и даже некоторое улучшение (до пандемии) основных показателей деятельности МСП в России как минимум с 2016 года. Такому результату способствовали меры государственной поддержки, в том числе, стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, Национальная гарантийная система в сфере кредитования субъектов МСП, Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»). В то же время в планы органов государственной власти вмешалась пандемия нового коронавируса, которая оказала значительное влияние на запрос предпринимателей относительно мер государственной поддержки бизнеса.
Заключение
В рамках производственной (преддипломной) практики освоены общепрофессиональные и профессиональные компетенции, предусмотренные программой практики.
В заключении необходимо сделать основные выводы по проведенному исследованию.
Рассмотрены теоретические основы государственной поддержки субъектов МСП и оценивания эффективности данной деятельности уполномоченных органов. Следует отметить, что предпринимательство в существующих условиях сталкивается с массой проблем, которые препятствуют развитию, в частности существенными проблемами являются: нехватка финансирования, высокая налоговая нагрузка, нестабильная экономика.
В этих тяжелых условиях малый и средний бизнес особенно нуждается в поддержке государства.
Осуществление мер поддержки МСП возлагается на органы государственной власти федерального и регионального уровня, а также органы местного самоуправления. Данные меры необходимо осуществлять комплексно, что позволяет гарантированно достигать запланированный результат.
Федеральным законом «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации»8 определена основная цель применения вышеуказанных мер, она заключается в достижении финансовой устойчивости МСП.
В существующих условиях пандемии, правительство разработало множество мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, в частности: кредитные каникулы, налоговые послабления, отсрочка арендной платы, беспроцентные кредиты на выплату зарплат сотрудникам, мораторий на банкротство, льготное кредитование
Для многих предприятий это оказалось весомой поддержкой, однако большое количество бизнеса все же не смогло справиться с трудностями и адаптироваться под новые условия.
Даже по окончании карантина, малый и средний бизнес, как и экономику России в целом, ждет длительный период восстановления, и в это время предприятиям, по-прежнему, нужна будет помощь. Будет ли она оказываться и в каком объеме, пока неизвестно.
Представляется, что малый и средний бизнес, для того чтобы выжить, должен полностью пересмотреть свою работу, и придерживаться следующих рекомендаций:
-
Фокус внимания на онлайн продажах и онлайн присутствии. -
Сокращение всех возможных затрат для снижения оттока денежных средств. -
Перераспределение существующих ресурсов. -
Изменение маркетинговых и бизнес-стратегий. -
Реагирование на изменения спроса и другие потребительские тенденции.