ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическая часть
Задание 1. Пользуясь материалами лекции, дополните рисунок.

Задание 2. Формирование мануала психодиагностических методик.

Пользуясь литературой, Вам необходимо сформировать мануал методик, целью которых будет определение психосоматического состояния личности. В данный блок необходимо включить следующие психодиагностические методики:

  1. Торонтская алекситимическая шкала.

  2. Опросник Бека.

  3. Гиссенский опросник соматических жалоб.

  4. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния.

  5. Опросник Сердюка для изучения самооценки социальной значимости болезни.

  6. Опросник Келлермана – Плутчика.

Методики необходимо описать в соответствии с планом:

  1. Название методики.

  2. Цель методики (например: определение интенсивности эмоционально окрашенных жалоб по поводу состояния физического здоровья, которая высоко коррелирует с маскированной депрессией).

  3. Описание методики (количество вопросов и их особенности, особенности подготовки стимульного материала, особенности проведения).

  4. Инструкция к методике.

  5. Обработка результатов.

  6. Текст методики (полностью).


Рекомендуемая литература:

  1. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.

  2. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство – М: Независимая фирма «Класс», 2005. – 592 с.


Ответ:

1.Торонская алекситимическая шкала-психологическая характеристика личности, заключающаяся в снижении или отсутствии способности к распознаванию, дифференцированию и выражению эмоциональных переживаний и телесных ощущений.

Цель методики-выявить алекситимию

В тесте 26 вопросов и пяти бальная оценка шкалы согласия.

Критерии оценки нарушений:

менее 62 баллов — норма;62-74 балла — группа риска;более 74 баллов — вероятная алекситимия.

Тест подходит как для здоровых людей, так и для людей с невротическими синдромами. Он выявляет как само заболевание, так и предрасположенность к нему.Особенностями когнитивно-аффективной сферы алекситимиков являются:

Трудности в определении и описании собственных переживанийСложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;Сниженная способность к символизации - бедность фантазии и воображения;Сфокусированность в большой мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.Торонтская алекситимическая шкала адаптирована в русском переводе в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.

Тест оценки алекситимииПользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений.

Инструкция: Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений. На каждое утверждение следует давать только один ответ: -совершенно не согласен;

-скорее не согласен;

-ни то, ни другое;

-скорее согласен; совершенно согласен.

Вопросы:

1. Когда я плачу, всегда знаю почему
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
2. Мечты – это потеря времени
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
3. Я хотел бы быть не таким застенчивым
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
5. Я часто мечтаю о будущем
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
7. Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
10. У меня бывают физические ощущения, которые мне непонятны
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату – мне необходимо знать, почему и как это происходит
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
12. Я способен с легкостью описать свои чувства
 Совершенно не согласен


 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
14. Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
15. Я часто даю волю воображению
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
18. Я редко мечтаю
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
21. Очень важно умей разбираться в эмоциях
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
25. Я не знаю, что происходит у меня внутри
 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
26. Я часто не знаю, почему сержусь

 Совершенно не согласен

 Скорее не согласен

 Ни то, ни другое

 Скорее согласен

 Совершенно согласен
Подсчет баллов осуществляется: 1) ответы вопросов 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26 оцениваются следующим образом. "совершенно не согласен" — оценивается в 1 балл, "скорее не согласен" — 2, "ни то, ни другое" — 3, "скорее согласен" — 4, "совершенно согласен" — 5.  2) Иначе оцениваются пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24. В них ставим противоположную оценку в баллах по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2—4; 3 - 3; 4 - 2; 5 - 1); Сумма баллов, полученная в результате сложения по всем пунктам, есть итоговый показатель "алекситимичности". Результаты могут распределиться в интервале от 26 до 130 баллов. Нормы теста. "Алекситимический" тип личности получает 74 балла и выше. "Неаликситимический" тип личности набирает 62 балла и ниже. Оказавшиеся в интервале от 62 до 74 баллов относятся к группе риска.

Алекситимия может быть устойчивой чертой личности, может - временной реакцией на депрессию или тревогу. "Если это - черта человека, то начинается ее развитие в подростковом возрасте. Если не научить ребенка рассказывать о том, что он чувствует, как он это выражает, он тогда не научится сопереживать. А родители часто не просто не спрашивают ребенка о его чувствах, а наоборот, учат всячески их скрывать, демонстрируя своим примером соответствующее поведение. И вырастают люди с неразвившейся в нужном возрасте способностью к осознанию и выражению чувств - люди с первичной алекситимией". Но алекситимия может быть и вторичной. Она развивается в результате преобладания в процессе развития личности защитных механизмов. То есть, если выражение чувств приносило в прошлом отрицательный результат - боль, страх, чувство вины и т.д., человек получал негативный травмирующий опыт и, как следствие, приходил к выводу, что чувства свои лучше никогда не показывать и никому о них не рассказывать. А чтобы случайно не проговориться, лучше скрывать их и от самого себя. К сожалению, отказ от возможной боли часто влечет и обратную сторону - отказ от возможной радости. Люди с алекситимией больше других склонны к появлению и развитию психосоматических заболеваний, к депрессии. Алекситимия может свидетельствовать о том, что человек закрыт новому опыту и центрирован на негативных событиях. Нарушена может быть не только эмоциональная сфера, но и личностная сфера и сфера мышления. Личностная сфера: неспособность к рефлексии (процесс самопознания человеком своих внутренних психических актов и состояний, переживаний, эмоций и чувств, процесс размышления о происходящем в его собственном сознании), что, в свою очередь, приводит к упрощению жизненной направленности, обеднению взаимосвязей с окружающим миром. Сфера мышления: человек предпочитает пользоваться наглядно-действенным мышлением, а не абстрактно-логическим, не использует возможности своего воображения, о чем свидетельствует отсутствие склонности к мечтам и фантазиям. Он также мало использует процессы категоризации (психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, то есть категоризация - это процесс обобщения с последующей классификацией) и символизации мышления.

2.Опросник Бека:

Шкала депрессии Бека.

Шкала депрессии Бека  инструмент диагностики и самодиагностики, который помогает выявить наличие депрессии и определить степень ее тяжести.

Опросник состоит из 21 пункта.Нужно выбрать один из вариантов, который лучше всего описывает самочувствие в течение последних двух недель, включая сегодняшний день.

 1. Я не испытываю тоски
  Большую часть времени я испытываю тоску
  Я все время испытываю тоску
  Я настолько несчастлив испытываю такую тоску, что боюсь не выдержать этого

2.
  Я не чувствую, что заслужил наказание
  Я чувствую, что могу быть наказан
  Я заслуживаю наказания
  Я чувствую, что меня заслуженно наказывают

3.
  Я не ожидаю плохого от будущего
  Я ожидаю от будущего больше неприятностей, чем обычно
  Я не жду, что в будущем у меня всё сложится хорошо
  Я чувствую, что мое будущее безнадежно и изменения могут быть только в худшую сторону

4.
  Я не чувствую себя неудачником
  Я мог бы допустить в прошлом меньше неудач
  Оглядываясь назад, я вижу множество неудач
  Я чувствую себя полным неудачником

5.
  Я отношусь к себе так же, как всегда
  Я утратил уверенность в себе
  Я разочарован в себе
  Я отношусь к себе с отвращением

6.
  Я получаю максимум удовольствия от вещей, которые меня всегда радовали
  Меня не радует то, что обычно радовало
  Я получаю очень мало удовольствия от вещей, которые меня обычно радовали
  Я не могу получить удовольствие от того, что обычно меня радовало

7.
  Я критикую и обвиняю себя не более, чем обычно
  Я более критичен к себе, чем обычно
  Я критикую себя за все свои ошибки
  Я обвиняю себя во всем плохом, что происходит

8.
  Я не чувствую себя особенно виноватым
  Я испытываю чувство вины за многое, сделанное мною
  Большую часть времени я испытываю чувство вины
  Я испытываю чувство вины постоянно

9.
  У мня нет мыслей о самоубийстве
  У меня есть мысли о самоубийстве, но я не приведу их в действие
  Я хотел бы покончить с собой
  Я бы покончил с собой при возможности

10.
  Я не более беспокоен или возбужден, чем обычно
  Я испытываю большее беспокойство и возбуждение, чем обычно
  Я испытываю такое беспокойство и возбуждение, что мне тяжело сидеть спокойно
  Я испытываю такое беспокойство и возбуждение, что вынужден всё время двигаться или что-то делать


11.
  Я плáчу не больше, чем обычно