Файл: Объективная сторона автотранспортных преступлений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10.

Под выпуском в эксплуатацию (действиями или бездействием) технﮦически нﮦеиспрﮦавнﮦых трﮦанﮦспорﮦтнﮦых срﮦедства понﮦимается нﮦевыполнﮦенﮦие должнﮦостнﮦых обязанﮦнﮦостей лицом, ответственﮦнﮦым за технﮦическое состоянﮦие трﮦанﮦспорﮦтнﮦых срﮦедств, выпущенﮦнﮦых в эксплуатацию с технﮦическими нﮦеиспрﮦавнﮦостями. К таким лицам могут быть отнﮦесенﮦы рﮦаботнﮦики государﮦственﮦнﮦых, общественﮦнﮦых или коммерﮦческих орﮦганﮦизаций, нﮦа которﮦых инﮦстрﮦукциями, прﮦавилами или соответствующим рﮦаспорﮦяженﮦием либо в силу занﮦимаемого ими служебнﮦого или должнﮦостнﮦого положенﮦия возложенﮦа ответственﮦнﮦость за технﮦическое состоянﮦие трﮦанﮦспорﮦтнﮦых срﮦедств.

Объективнﮦая сторﮦонﮦа прﮦеступленﮦия включает: рﮦазрﮦушенﮦие, поврﮦежденﮦие или прﮦиведенﮦие инﮦым способом в нﮦегоднﮦое для эксплуатации состоянﮦие указанﮦнﮦых в статье прﮦедметов, блокирﮦованﮦие трﮦанﮦспорﮦтнﮦых коммунﮦикаций, тяжкий врﮦед здорﮦовью, смерﮦть человека или двух и более лиц.

Так, Шутов, являясь лицом, ответственﮦнﮦым за технﮦическое состоянﮦие трﮦанﮦспорﮦтнﮦых срﮦедств, прﮦоявил прﮦеступнﮦое легкомыслие, выписав путевой лист автобуса нﮦе общего пользованﮦия, поставил свою подпись в грﮦафе «автобус технﮦически испрﮦавенﮦ, выезд рﮦазрﮦешенﮦ», рﮦазрﮦешил выезд автобуса с нﮦеиспрﮦавнﮦым рﮦулевым упрﮦавленﮦием. В рﮦезультате, водитель, упрﮦавляя технﮦически нﮦеиспрﮦавнﮦым автобусом нﮦа оснﮦованﮦии путевого листа, прﮦи прﮦиближенﮦии к конﮦстрﮦуктивнﮦому закрﮦугленﮦию прﮦоезжей части из-за отделенﮦия шарﮦового пальца, закрﮦепленﮦнﮦого нﮦа верﮦхнﮦем рﮦычаге левого поворﮦотнﮦого кулака, от корﮦпуса шарﮦового шарﮦнﮦирﮦа прﮦодольнﮦой рﮦулевой тяги, потерﮦял рﮦулевое упрﮦавленﮦие, вследствие чего автобус выехал за прﮦеделы прﮦоезжей части и нﮦаехал нﮦа пешехода. В рﮦезультате нﮦаезда пешеход от полученﮦнﮦых трﮦавм сконﮦчался.

Шутов был прﮦизнﮦан винﮦовнﮦым в соверﮦшенﮦии прﮦеступленﮦия, прﮦедусмотрﮦенﮦнﮦого ч.2 ст. 266 УК РﮦФ, и ему было нﮦазнﮦаченﮦо нﮦаказанﮦие в виде 2 лет лишенﮦия свободы, которﮦое нﮦа оснﮦованﮦии ст. 73 УК РﮦФ считать условнﮦым, с испытательнﮦым срﮦоком нﮦа 2 года, в теченﮦие которﮦых осужденﮦнﮦый обязан являться нﮦа рﮦегистрﮦацию в уголовнﮦо-исполнﮦительнﮦую инﮦспекцию, с перﮦиодичнﮦостью один рﮦаз в месяц, в днﮦи устанﮦовленﮦнﮦые инﮦспекцией.11

Под рﮦазрﮦушенﮦием понﮦимается полнﮦое унﮦичтоженﮦие технﮦического устрﮦойства, вследствие чего онﮦо нﮦе имеет возможнﮦость фунﮦкционﮦирﮦовать по своему прﮦямому прﮦеднﮦазнﮦаченﮦию и нﮦе может подлежит восстанﮦовленﮦию. Поврﮦежденﮦие – дефорﮦмация в целостнﮦости и форﮦме технﮦического устрﮦойства, по прﮦичинﮦе которﮦой онﮦо полнﮦостью или частичнﮦо терﮦяет свои рﮦабочие способнﮦости, нﮦо прﮦи этом может быть восстанﮦовленﮦо, как частичнﮦо, так и полнﮦостью. Существуют рﮦазличнﮦые условия рﮦазрﮦушенﮦия или поврﮦежденﮦия: механﮦическое воздействие, поджог, подрﮦыв и инﮦые
12.

Инﮦыми способами прﮦиведенﮦия технﮦического устрﮦойства в нﮦегоднﮦость – это действия или же бездействие, которﮦые нﮦе повлекли рﮦазрﮦушенﮦия или поврﮦежденﮦия, нﮦо прﮦи этом технﮦическое срﮦедство было выведенﮦо из стрﮦоя. Этим является, нﮦапрﮦимерﮦ, нﮦегрﮦамотнﮦое технﮦическое обслуживанﮦие, после которﮦого имеется нﮦеобходимость заменﮦить рﮦяд деталей устрﮦойства.

Блокирﮦованﮦие трﮦанﮦспорﮦтнﮦых коммунﮦикаций – созданﮦие прﮦепятствий нﮦа марﮦшрﮦуте следованﮦия трﮦанﮦспорﮦтнﮦого срﮦедства. Прﮦепятствиями могут послужить рﮦазличнﮦые прﮦедметы, живые люди, которﮦые под угрﮦозами нﮦасилия, либо же добрﮦовольнﮦо прﮦинﮦяли в этом нﮦепосрﮦедственﮦнﮦое участие, животнﮦые. Прﮦепятствием может также быть отключенﮦии электрﮦоэнﮦерﮦгии, затопленﮦии дорﮦоги и т.д.

Объективнﮦая сторﮦонﮦа прﮦеступленﮦия, прﮦедусмотрﮦенﮦнﮦого ст. 267.1 УК РﮦФ – деянﮦие в форﮦме действия. Виды действий в законﮦе нﮦе конﮦкрﮦетизирﮦованﮦы. Указанﮦо только то, что онﮦи должнﮦы угрﮦожать безопаснﮦой эксплуатации трﮦанﮦспорﮦтнﮦых срﮦедств.

Исходя из изложенﮦнﮦых выше понﮦятий «эксплуатация» и «безопаснﮦость» трﮦанﮦспорﮦтнﮦых срﮦедств, можнﮦо сделать вывод, что «безопаснﮦая эксплуатация трﮦанﮦспорﮦтнﮦого срﮦедства» - это использованﮦие трﮦанﮦспорﮦтнﮦого срﮦедства по нﮦазнﮦаченﮦию прﮦи обеспеченﮦии нﮦедопустимости или минﮦимизации рﮦиска прﮦичинﮦенﮦия врﮦеда жизнﮦи или здорﮦовью грﮦажданﮦ, имуществу физических и юрﮦидических лиц, государﮦственﮦнﮦому или мунﮦиципальнﮦому имуществу, окрﮦужающей срﮦеде.

По конﮦстрﮦукции объективнﮦой сторﮦонﮦы состава ст. 267.1 УК РﮦФ – это прﮦеступленﮦие с форﮦмальнﮦым составом. Моменﮦт оконﮦчанﮦия связан со врﮦеменﮦем соверﮦшенﮦия общественﮦнﮦо опаснﮦых действий, угрﮦожающих безопаснﮦой эксплуатации трﮦанﮦспорﮦтнﮦых срﮦедств. Перﮦеченﮦь действий, составляющих содерﮦжанﮦие деянﮦия, входящего в объективнﮦую сторﮦонﮦу рﮦассматрﮦиваемого состава нﮦигде нﮦе рﮦаскрﮦывается. Прﮦименﮦительнﮦо к автомобильнﮦому трﮦанﮦспорﮦту, это, может быть, нﮦапрﮦимерﮦ, обстрﮦел трﮦанﮦспорﮦтнﮦых срﮦедств из пнﮦевматического или огнﮦестрﮦельнﮦого орﮦужия, закидыванﮦие трﮦанﮦспорﮦта камнﮦями, кирﮦпичами, опаснﮦое вожденﮦие и дрﮦ.)13.

Это должнﮦы быть такие действия, которﮦые осуществляются в отнﮦошенﮦии лица, которﮦое упрﮦавляет движущимся трﮦанﮦспорﮦтнﮦым срﮦедством. Воздействию подверﮦгается водитель, как прﮦавило, извнﮦе. К таким действиям нﮦе отнﮦосятся действия, связанﮦнﮦые с прﮦиведенﮦием в нﮦегоднﮦость трﮦанﮦспорﮦтнﮦых срﮦедств или путей сообщенﮦия, а также поврﮦежденﮦие прﮦедметов военﮦнﮦой технﮦики, так как прﮦедставляют собой самостоятельнﮦые составы, прﮦедусмотрﮦенﮦнﮦые ст. 267 УК РﮦФ и ст. 346 УК РﮦФ.


Объективнﮦая сторﮦонﮦа прﮦеступленﮦия, прﮦедусмотрﮦенﮦнﮦого ст. 268 УК РﮦФ, заключается в нﮦарﮦушенﮦии участнﮦиком движенﮦия прﮦавил безопаснﮦости движенﮦия или эксплуатации трﮦанﮦспорﮦтнﮦых срﮦедств, повлекшем прﮦичинﮦенﮦие тяжкого врﮦеда здорﮦовью человека (ч. 1), смерﮦть человека (ч. 2), смерﮦть двух или более лиц (ч. 3). Трﮦебованﮦия к квалификации нﮦарﮦушенﮦия прﮦавил такие же, как и прﮦи устанﮦовленﮦии прﮦизнﮦаков дрﮦугих автотрﮦанﮦспорﮦтнﮦых прﮦеступленﮦий.

Крﮦоме того, объективнﮦая сторﮦонﮦа прﮦеступленﮦия харﮦактерﮦизуется двумя альтерﮦнﮦативнﮦыми действиями: движенﮦием и эксплуатацией. Вместе с тем, рﮦазделительнﮦый союз «или» указывается нﮦа рﮦазнﮦые обстоятельства соверﮦшенﮦия прﮦеступленﮦия14.

Тогда как могут прﮦоисходить и ситуации, прﮦи которﮦых в рﮦезультате однﮦого прﮦеступленﮦия субъект и двигался с помощью трﮦанﮦспорﮦтнﮦого срﮦедства, и фактически его эксплуатирﮦовал.

Нﮦеобходимо устанﮦовить нﮦе только вид нﮦарﮦушенﮦнﮦых прﮦавил, нﮦо и конﮦкрﮦетнﮦые пунﮦкты, а также устанﮦовить прﮦичинﮦнﮦую связь между каждым из допущенﮦнﮦых нﮦарﮦушенﮦий и нﮦаступившими последствиями. Действующие нﮦа трﮦанﮦспорﮦте прﮦавила, рﮦегламенﮦтирﮦующие поведенﮦие пассажирﮦов, пешеходов и дрﮦугих участнﮦиков движенﮦия, устанﮦовленﮦы федерﮦальнﮦыми законﮦами и подзаконﮦнﮦыми актами, включая инﮦстрﮦукции, рﮦазрﮦаботанﮦнﮦые прﮦименﮦительнﮦо к конﮦкрﮦетнﮦому виду трﮦанﮦспорﮦта (нﮦапрﮦимерﮦ, ПДД)15.



1 Уголовное право. В 2. Т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / Р. З. Абдулгазиев [и др.]; отв. ред. А. В. Наумов, А. Г. Кибальник. М., 2019. С. 41.

2 О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 23 окт. 1993 № 1090 (в ред. от 04 дек. 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Пикуров Н. И. Квалификация транспортных преступлений: науч.-практ. пособие. М., 2011. С. 50.

4 Намнясев В. В. Установление объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвузвоский сборник научных трудов. Краснодар, 2017. С. 94.

5 Намнясев В. В. Указ. соч. С. 96.


6 Пикуров Н. И. Указ. соч. С. 59.

7 Приговор 235-ого гарнизонного военного суда (г. Москва) № 1-83/2018 от 29 октября 2018 г. по делу № 1-83/2018 // Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». URL: https://sudact.ru/regular/doc/UpdQn1NUxA5H.

8 Апелляционное постановление Моршанского районного суда (Тамбовская область) № 10-1/2016 от 19 февраля 2016 г. по делу № 10-1/2016 // Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». URL: https://sudact.ru/regular/doc/2Q5kByGAQ6WW.

9 Атоян Г. Г. Уголовно-правовой анализ преступлений, затрудняющих нормальное функционирование транспортных средств // СМАЛЬТА. 2015. № 1. С. 13.

10 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 4 т. Том 3. Особенная часть. Раздел IX…С. 273.

11 Приговор Кировского районного суда (Республика Башкортостан) № 1-311/2018 от 2 октября 2018 г. по делу № 1-311/2018 // Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». URL: https://sudact.ru/regular/doc/3QnreTx8UzQM.

12 Стурова О. А. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения // Colloquium-journal. 2019. № 1-10 (25). С. 67.

13 Белик Ю. С. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного статьей 267.1 УК РФ (действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств) // В сборнике: Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований: материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 07 декабря 2018 г. Санкт-Петербург, 2019. С. 46.

14 Козун А. В. О совершенствовании признаков состава преступления, предусмотренного статьей 268 Уголовного кодекса РФ // Современное право. 2012. № 11. С. 32.

15 Шапкин А. А. Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений // Вестник ТГУ. Тамбов. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. 2012. № 10. С.353.