Файл: Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235минут).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Часть 2 состоит из 7 заданий (2-8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа с лова, предложения, текста.

Ответами к заданиям 2-8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Это задание выполняется на бланке ответов №2.

Все бланки заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.


1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2

Ответами к заданиям 2-8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Московский проспект начинает своё существование в истории города на Неве как дорога из новой столицы на Москву – Московский тракт. (2)От Невы путники могли проехать к нему по Невскому проспекту. (3)И только за тогдашней границей города находился собственно Московский тракт, который затем назовут проспектом. (4)Тут был шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и сторожевая будка-караульня с караульными, проверявшими у проезжающих документы. (5)Таких караулен было три: одна располагалась у нынешних Московских ворот и называлась ближней; другая – у Пулковской горы и называлась дальней; третья находилась между ними, её называли средней.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.

1) Грамматическая основа в предложении 1 – проспект начинает в истории.

2) Сказуемое предложения 2 составное глагольное.

3) Вторая часть сложного предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.

4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

5) В предложении 5 четыре грамматические основы.

Ответ:______________________________.
3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Ф.И. Достоевский писал (1) «Жизнь задыхается без цели». Цель (2) вот то (3) что необходимо каждому человеку (4) чтобы прожить достойную жизнь. Она может быть любой (5) великой (6) или же совсем «маленькой». Главное (7) её наличие.

Ответ:______________________.
4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «ожерелье из жемчуга», построенное на основе управления
, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:___________________________.
5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ОТТИРАТЬ (пятно) – написание чередующейся безударной гласной в корне слова зависит от ударения.

2) НАВЗНИЧЬ – в наречии буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.

3) НАЦИЯ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква И.

4) ВОЗЗВАТЬ (к совести) – на конце приставки ВОЗ- перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

5) АБАЖУР – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.

Ответ:_____________________.


Прочитайте текст и выполните задания 6-9.


(1)Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе почувствовался сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня. (2)У него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой. (3)Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. (4)Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

(5)Геня стоял посреди двора. (6)Первый ком земли упал в лужу рядом. (7)Геня вздрогнул: брызги грязи тяжело шлёпнулись на лицо. (8)Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. (9)Вдогонку, как звонкое копьё, летел самодельный стишок:

‒ Генька хромой, сопли рекой!

(10)Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зелёной ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

‒ (11)Почему? (12)Почему они его всегда обижают? ‒ горьким шёпотом спросила, наконец, бабушка.

‒ (13)Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, ‒ ответила мать.

‒ (14)Ты с ума сошла, ‒ испугалась бабушка, ‒ это же не дети, это бандиты.

‒ (15)Я не вижу другого выхода, ‒ хмуро отозвалась мать. ‒ (16)Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

(17)Накануне дня рождения мать сказала Гене, что у него будет праздник.

‒ (18)Позови из класса кого хочешь и из двора, ‒ предложила она.

‒ (19)Я никого не хочу. (20)Не надо, мама, ‒ попросил Геня.

‒ (21)Надо, ‒ коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули её брови, он понял, что ему не отвертеться.

(22)Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра.


(23)Геня сидел у подоконника спиной к столу и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги… (24)Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: складывал из газеты кораблик с парусом. (25)Он был великим мастером этого бумажного искусства. (26)Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. (27)Осенние, зимние и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов. (28)Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей.

(29)Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. (30)После угощения мать сказала:

‒ Давайте поиграем во что-нибудь. (31)В фанты, например?

(32)Никто не знал этой игры. (33)Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. (34)Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. (35)Айтыр положил на стол кораблик и сказал:

‒ Это будет мой фант.

(36)Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.

‒ (37)Геня, сделай девочкам фанты, ‒ попросила мать и положила на стол два листа плотной бумаги. (38)Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…

(39)Головы мальчишек и девчонок склонились над столом. (40)Лодка… кораблик… кораблик с парусом… стакан… солонка… хлебница… рубашка…

(41)Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.

‒ (42)И мне, и мне сделай!

(43)Все забыли и думать про фанты. (44)Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки.

(45)Ребята тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.

(46)Такое чувство он испытывал только во сне. (47)Он был счастлив. (48)Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. (49)Он был ничем не хуже их. (50)И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (51)Он словно впервые увидел их лица – незлые.

(52)Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.

(53)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…

(По Л.Е. Улицкой*)

Улицкая Людмила Евгеньевна(род. в 1943 г.)‒ современная российская писательница, сценарист, лауреат литературных премий.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 1) 

Ребята из двора не любили Геню, часто обижали его.

 2) 

Геня с радостью пригласил дворовых ребят к себе на день рождения.

 3) 

Ребята с интересом играли в фанты – свою любимую игру.

 4) 

Геня сделал для Айтыра бумажный кораблик, чтобы научить мальчика бумажному искусству.

 5) 

Мама Гени плакала от счастья: отношение ребят к её сыну изменилось.

Ответ: ____________________________.
7. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе почувствовался сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня.

2) Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зелёной ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

3) ‒ Почему? Почему они его всегда обижают? ‒ горьким шёпотом спросила, наконец, бабушка.

4) Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…

5) Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.

Ответ:_____________________________.
8. Лексический анализ.

В предложениях 18–23 найдите разговорное слово с лексическим значением «уклониться от чего-либо». Выпишите это слово.

Ответ:_____________________________.


Не забудьте перенести все ответы на задания 2-8 в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.


Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3




9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя Владимира Владимировича Набокова: «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив».

Приведите в сочинении 2 (два) примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что делает человека счастливым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.